В царстве камней
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кочергина Анна Валерьевна

Занятие по опытно - экспериментальной деятельности

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Ласточка»

Конспект  занятия

по опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе

на тему: «В царстве камней»

Интеграция образовательных областей«Социально-коммуникативное развитие»«Речевое развитие»«Художественно-эстетическое», «Познавательное развитие».

Воспитатель: Кочергина А.В.

2018 год

Образовательная область«Познавательное развитие».

Познакомить детей со свойствами камней, расширить представление об использовании камней человеком в процессе познавательно - экспериментальной деятельности.

 Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами камней с помощью элементарного экспериментирования.

2. Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства и используя условные обозначения составлять схему.

3. Активизировать и обогащать словарь словами, обозначающими свойства камней: твёрдый, лёгкий, прочный, тяжёлый, разноцветный.

5. Развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами камней, умение формулировать выводы, высказывать свою точку зрения, побуждать детей к полным ответам.

6.Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Воспитатель: -Ребята я знаю, что вы очень любознательные, сообразительные и умные дети, поэтому мне с вами интересно играть. У меня есть коробка и в ней, что-то находиться. Вы хотели бы узнать, что в ней. Мне нужен помощник. Как определим, кто будет мне помогать (Считалочка)

Игра «Коробка ощущений».

Вопросы:

-Это живое? Это пушистое  (тяжелое, мягкое, холодное)?

-Вы ещё не догадались, что в коробке лежит?

Тогда я вам помогу, загадку отгадайте.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий —

в ладошке лежать.

Тяжелый, большой -

одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

-Верно, это камень…показываем детям…

-Ребята изучение камней проходит в лаборатории, хотите вы туда попасть?

Воспитатель: Тогда надевайте шапку бакалавра и занимайте места, сегодня мы будем изучать свойства камней. Обратите внимание у вас на столе поднос с камнями. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотрите глазами все камни.

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета  камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные

Опыт № 2. Определение размера.

Воспитатель   спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?  

Вывод: камни бывают разных размеров. Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают  камни.)

Воспитатель спрашивает: «Что интересного вы увидели ребята?»  (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети.

  Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.

Опыт № 5. Определение веса.

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Воспитатель  спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду?(Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.) 

Опыт № 6. Плавучесть.

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на

дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

(Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)

Воспитатель: Ребята, давайте подведем итог наших опытов.

Воспитатель: А сейчас я хочу предложить сделать вам аппликацию с использованием камней.

Воспитатель раздает детям заранее приготовленные шаблоны для аппликации, пластилин, природные и декоративные камни.  Дети делают аппликацию.

Использованная литература:

  1. Н.А.Рыжова “Я и природа”, Москва 1996 г.
  2. Н.А.Рыжова “Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика”, Москва 1999 г.
  3. Т.М.Бондаренко “Экологические занятия с детьми 6–7 лет”, Воронеж 2002 г.
  4. А.И.Иванова “Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду”, Москва 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Царство камней

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования (старший дошкольный возраст) Тема: «В царстве камней»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию  с элементами экспериментирования(старший дошкольный возраст)Тема: «В царстве камней»...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. "В царстве камней"

Конспект "В царстве камней". Дети знакомятся с разнообразием камней и их свойствами....

Стенгазета по проекту "В царстве камней"

Проводя работу по экологическому воспитанию детей в детском саду,  мы  чаще обращаем внимание детей на живые объекты, растения, животные, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Но ...

"В царстве камней"

В данном материале размещена методическая разработка по экспериментированию в подготовительной группе....

Конспект в подготовительной группе «В Царстве камней».

Конспект в подготовительной группе «В Царстве камней»....