"В царстве камней"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Погодина Юлия Александровна

В данном материале размещена методическая разработка по экспериментированию в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_tsarstve_kamney.docx77.22 КБ

Предварительный просмотр:

Название опыта: «В царстве камней»

Цель: исследовать свойства камней

Оборудование: различные камни, стаканы с водой, картина гор, башни, дома, моста, станции метро, памятника, геологов, ложки.

Описание опыта: - Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким – в ладошке лежать.

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал? (Камень)

- А где мы можем увидеть камни? (На улице, в горах, в море, на даче…)

- Камни бывают очень разные. В старину люди считали, что камни обладают магическими свойствами: влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось, что у каждого человека есть свой камень, который защищает его. Такие камни называют амулетом.

- Посмотрите на экран (картинку). Что вы видите? Горы - это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой. Камни, которые вымываются из реки или моря гладкие. Как вы думаете, почему? (Предположения детей). Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими. В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения.

- Для чего ещё служит камень человеку? (Ответы детей). А еще из камней строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро, даже памятники великим людям делают из камня. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни? (Геологи)

- Правильно, геологи. Геологи – это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая у геологов сложная и интересная работа! Давайте представим себя геологами, а перед нами проложена дорога, которая ведёт в горы.

Физкультминутка.

Посмотрите, вот оно бревно, ох, их длинное оно!

К нему мы с вами подойдем и осторожно все пройдем. (Дети идут «по бревну», руки в стороны.)

Идем. Идем и приседаем мы на нем (приседают)

Обойдем все деревца (ходьба «змейкой»)

И пробежимся все легка. (Легкий бег)

Сейчас пролезем под кустом-

Согнемся низко-низко (наклоны).

Тихо к речке мы спустились, наклонились и умылись,

Хорошо мы освежились.

А тут пенек, присядь на нем, здесь мы, дети, отдохнем».          

- Нам геологи передали разные камни, давайте, каждый выберет себе самый понравившийся камень. Станем настоящими учеными — исследуем свойства выбранных нами камней и отметим результаты на листах исследования.

Опыт №1. Цвет.

- Рассмотрите свой камень, какого он цвета?

Вывод: все камни разного цвета.

В первой строчке закрасьте прямоугольник цветом вашего камня (при необходимости можно использовать несколько карандашей разных цветов).

Опыт №2. Определение характера поверхности.

- Погладьте каждый свой камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Показать самый гладкий камень и самый шершавый)

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Во второй строчке отметьте, если он гладкий, поставьте отметку в клеточке с изображением гладкого камня, если он неровный, имеет уголки — в клеточке с угловатым камнем.

Опыт №3. Блестит не блестит.

- Посмотрите, блестит ли ваш камень или нет? Сделайте отметку в нужной клеточке.

Вывод: камни могут быть блестящими и не блестящими.

Опыт №4. Прозрачность, не прозрачность.

- Нужно определить, прозрачный ли камень, или он может пропускать сквозь себя свет (поднося камень к источнику света, дети смотрят на свет сквозь камень, определяя, пропускает ли камень сквозь себя свет или нет, отмечают в листе соответствующую клеточку).

Вывод: камни прозрачные и не прозрачные.

Опыт №5. Тонет – не тонет.

- А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? (Камень утонет)

- Давайте проверим. (Дети опускают камень в кружку с водой)

Вывод: камни тонут и не тонут.

Опыт №6. Растворимый – не растворимый.

- А может ли наш камень раствориться в воде? Помешайте ложкой. Отметьте в листе соответствующую карточку.

Вывод: камни в воде не растворяются, а некоторые растворяются.

Результат опыта: разные камни обладают различными свойствами.

Вывод: камни встречаются повсюду: под землей, в горах, на земле и даже под водой. В городах очень многие сооружения возводят из камня, потому что камень тверже дерева. Все камни очень разнообразны. Камни разного цвета, у них разная поверхность, есть блестящие и не блестящие, прозрачные и нет. Но большинство камней очень твёрдые, тонут в воде и не могут в ней раствориться.

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/raskraski_kraski15.jpg

http://baf-shop.ru/upload/iblock/518/518cff787da99860bea76c13523e8041.jpeg

http://baf-shop.ru/upload/iblock/518/518cff787da99860bea76c13523e8041.jpeg

http://baf-shop.ru/upload/iblock/518/518cff787da99860bea76c13523e8041.jpeg

http://baf-shop.ru/upload/iblock/518/518cff787da99860bea76c13523e8041.jpeg

                                       СВОЙСТВА КАМНЕЙ

Поставить знак в нужной ячейке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Царство камней

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования (старший дошкольный возраст) Тема: «В царстве камней»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию  с элементами экспериментирования(старший дошкольный возраст)Тема: «В царстве камней»...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. "В царстве камней"

Конспект "В царстве камней". Дети знакомятся с разнообразием камней и их свойствами....

В царстве камней

Занятие по опытно - экспериментальной деятельности...

Стенгазета по проекту "В царстве камней"

Проводя работу по экологическому воспитанию детей в детском саду,  мы  чаще обращаем внимание детей на живые объекты, растения, животные, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Но ...

Конспект в подготовительной группе «В Царстве камней».

Конспект в подготовительной группе «В Царстве камней»....