Игра-занятие «Наш девиз не унывать! Всё пройти и всё узнать» (Ознакомление со свойствами льда)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Линдеберг Светлана Владимировна

Конспект игры-занятия по ознакомлению детей с миром природы для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с использованием опытнической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_-_igry_5.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ромашка»

Конспект игры - занятия по ознакомлению с миром природы

 для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)

Тема: «Наш девиз не унывать! Всё пройти и всё узнать»

 (Ознакомление со свойствами льда)

г. Лянтор, 2018 год

Цель проведения игры – занятия:

 Ознакомление обучающихся со свойствами льда.

Образовательные задачи:

- Активизировать познавательную деятельность у обучающих.

- Учить делать простые умозаключения.

- Познакомить   с некоторыми свойствами льда.

- Формировать умения заниматься экспериментальной деятельностью.

- Учить решать познавательные задачи и делать выводы.

Развивающие задачи:

- Развивать тактильное восприятие.

- Развивать речь, обогащать активный и пассивный словарь.

- Развивать у обучающихся желание экспериментировать.

Воспитательные задачи:

- Формировать положительные моральные качества.

- Приучать обучающихся к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Предполагаемый результат: умение анализировать, развивать поисковую активность, гибкость и подвижность мышления, творческое воображение.

Интегрируемые области

Виды детской деятельности

Познавательное развитие

Коммуникативная                  

Социально – коммуникативное

развитие

Игровая

Речевое развитие

Отгадывание загадок, беседа, ответы на поставленные вопросы, инициативная речь в диалоге

Физическое развитие

Двигательная

Художественно – эстетическое развитие

Музыкально – творческая

Организационная структура игры – занятия:

Методы

Словесный, практический, наглядный.

Приемы

Воображаемая ситуация, игровой, художественное слово, демонстрация, беседа, похвала, поощрение, наводящие вопросы, пример, указания

Индивидуальная работа

Помощь при выполнении заданий в процессе организованной деятельности, личностно – ориентированный подход к развитию ребенка

Словарная работа

Айсберг

Предварительно-индивидуальная работа

Чтение сказки  «Снежная королева», беседы «Северные земли и их обитатели», просмотр презентаций «Животные Севера», «Природа Севера», разучивание динамической паузы «Мы идём по льду», игры-эксперименты со снегом и льдом  

Материальное обеспечение

Мольберт, кусочки льда, тарелочки и ложки, «волшебная палочка», пластиковые стаканы

Применение технологий

- ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

- Технологии «Звукотерапия»

Аппаратное и программное обеспечение

Оборудование: ноутбук,  интерактивное оборудование, музыкальный центр, USB

Презентация Microsoft Office Power  Point 2007 (к занятию)

Учебно – методический комплекс

Основная образовательная программа  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, комплексная система занятий с ребенком от рождения до поступления в школу  «Школа семи гномов», «Сборник дидактических игр по теории развития изобретательных задач» (ТРИЗ)  Т.Н.Сидорчук

 

Ход игры – занятия:

1 этап.  Вводная часть

Организационный момент.

Дети  встают вкруг.

Проводится психогимнастика «Все мы дружные ребята»

Все мы дружные ребята,

Мы ребята дошколята.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие. А в какую страну, вы узнаете, отгадав загадку:

Досок нет и топоров,

Через речку мост готов,

Он как синее стекло,

Скользко, весело, светло. (Лёд)

Воспитатель: Правильно!  Догадайтесь, в какую страну мы отправимся?

Дети: в страну где много льда, в Ледяную страну.

Воспитатель: Где находится эта страна?

Дети: На севере, Антарктиде.  

Воспитатель: Кто знает, какая погода на севере? Какие растения там растут?

Дети: На севере очень холодно. Там нет ни деревьев, ни кустарников и даже цветов. Только снег и лёд.

Воспитатель: Ребята, кто вспомнит, какую сказку недавно я вам читала про страну, где нет лета, а вечная зима? («Снежная королева»). Я предлагаю вам отправится в гости к Снежной королеве.

Дети: Да.

2 этап. Основная часть.

Воспитатель: Наше путешествие будет очень трудным, чтобы всё прошло успешно, давайте вспомним девиз, который нам поможет.

Дети: «Наш девиз не унывать! Всё пройти и всё узнать».

Воспитатель: Теперь нам не страшно отправляться в путь. Закройте глаза.

«Если только захотим волшебство мы сотворим». (Воспитатель взмахивает «Волшебной палочкой» или дотрагивается до плеча каждого ребёнка). Откройте глаза. (На экране замок Снежной Королевы).Ребята, что это за замок такой, чей он?

Дети: Снежной Королевы.

Воспитатель: Вот мы и оказались у Снежной королевы.

«В замке Снежной королевы

Стены изо льда.

Всё спокойно в замке белом –

Блеск и тишина».

Обратите внимание, какой цвет любит Снежная королева.

Дети: Белый.

Воспитатель: Почему?

Дети: Всё сделано из снега и льда в этом замке.

(Звучит музыка).

Воспитатель: Ребята, закрываем глаза, слышите какая волшебная музыка звучит. (Воспитатель перевоплощается в Снежную королеву).

Снежная королева: Я очень рада что вы пришли ко мне в гости.  Я знаю, что вы любите играть с игрушками, но у  меня во дворце нет игрушек, а вместо них только льдинки. Я предлагаю поиграть с льдинками и узнать секреты льда.  

Снежная королева: Не боитесь замёрзнуть?

Дети: Нет.

Снежная королева: Тогда проходите и займите свои места. Посмотрите у меня есть вот такой сундучок, в котором хранятся странные предметы, я никак не могу понять зачем они нужны.

 Дети: С этими вещами можно проводить опыты.

 Снежная королева: Мы сейчас с вами и будем проводить опыты, после которых вы выберите нужный значок с подходящим свойством льда. Давайте возьмём льдинки в руки и посмотрим, что произойдёт.

 Дети: Если взять льдинку в руки и немного подержать, то руки станут мокрыми, холодными.

Снежная королева: Почему мокрыми?

Дети: Потому что от тепла лёд тает и превращается в воду.

Снежная королева: Значит, что такое лёд?

Дети: Лёд – это замёрзшая вода.

Снежная королева: Правильно, лёд – это вода, только в твёрдом состоянии.

Ребята, в загадке говорится, что лёд, как стекло.

Почему лёд сравнивается со стеклом?

Дети: Потому что он прозрачный, как стекло. Если взять кусочек льда и посмотреть

на свою руку, то  можно увидеть  свой палец.

Снежная королева:  Значит лёд, действительно прозрачный. А на ощупь какая льдинка?  

Дети: Гладкая.

Снежная королева:   Что произойдёт, если положить льдинку на доску и наклонять её в разные стороны. Давайте проверим.

Дети: Льдинка скользит по доске.

Снежная королева:   Теперь знаем, что лёд твёрдый и скользкий. Лёд тяжёлый или нет?

 (Дети высказывают свои предположения).

Снежная королева: Давайте проверим, кто из вас прав. Возьмите большой кусочек льда и опустите его в стакан с водой. Утонула ваша льдинка в воде или нет?

Дети: Нет.

Снежная королева: Посмотрите внимательно, только нижняя часть льдинки находится в воде, а верхняя плавает на поверхности. Почему?

 (Дети высказывают свои предположения).

Снежная королева: Да, действительно лёд легче воды. В холодных морях и океанах плавают огромные глыбы разной формы и разных размеров – айсберги. Айсберги очень опасны для кораблей, так как на поверхности находится лишь небольшая часть айсберга, а большая часть скрыта под водой. Если капитан корабля вовремя не заметит айсберг, то корабль на него может наткнуться и затонуть.

Снежная королева:  А как вы думаете, лёд может быть кому-то полезен?

Дети: Да.

Снежная королева: Кому?

Дети: Лёд нужен рыбам, растениям, насекомым которые живут в воде (слайд).

Снежная королева: Лёд – это как тёплое одеяло, под таким прочным и толстым одеялом   подводным жителям и растениям не страшен никакой мороз.

 Физкультминутка: «Мы идём по льду»

Мы идём, идём вперёд (шагают по кругу)

Очень удивляемся (пожимают плечами)

Справа лёд и слева лёд (повороты головы)

Перед нами тоже лёд (руки в стороны)

 Где же он кончается (пожимают плечами)

Дуют ветры ледяные (машут руками)

Горы снежные, крутые (руки вверх, на носках)

Здесь о лете не слыхали (ладонь к уху)

И согреешься едва ли… (обнимают себя)

 Снежная королева: Вам нравится лёд?

Дети: Да.

Снежная королева: Чем?

Дети: Можно кататься на коньках, играть в хоккей, добавить в сок, помогают от ушибов.

 Снежная королева: Лёд может быть опасным?

Дети: Можно упасть, сломать ногу и другие высказывания детей.

Снежная королева: Как предотвратить опасность?

Дети: Надеть защиту.

Снежная королева: Чем ещё опасен лёд?

 (Дети высказывают свои предположения.)

Снежная королева: я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру парами «Хорошо-плохо». Один из вас выбирает полезные свойства льда, а другой отрицательные.

 3 этап. Заключительная часть.

Снежная королева: Ребята, вам понравилось у меня в гостях?

Дети: Да.

Снежная королева:  Спасибо вам ребята, что напомнили мне о  свойствах льда, только я боюсь их забыть. Давайте сделаем вместе схему – памятку на развивающем панно. (Продуктивная деятельность детей).

Снежная королева: Спасибо вам, ребята, а теперь пришло время вернуться вам в детский сад. ( Звучит волшебная музыка, Снежная королева перевоплощается в воспитателя).

Воспитатель:   Что интересного вы узнали в гостях у Снежной королевы? Какие опыты вы проводили, чтобы узнать свойства льда.

  (Дети высказывают свои впечатления).

Воспитатель: У вас всё получилось? Какие трудности вы испытали при проведении опытов? С помощью смайликов оцените своё настроение. Что понравилось, что нет и почему? Наше путешествие закончено. Вы были внимательными, активными справились со всеми заданиями. Я надеюсь, что это путешествие вам запомнится и вы будете с нетерпением ждать новых приключений.

Список литературы:

1.        Примерная  образовательная программа  «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 3 -е изд., испр. и доп.- М: Мозаика - синтез, 2014 - 368с.

2.        Комплексная система занятий с ребенком от рождения до поступления в школу «Школа Семи Гномов» для детей 5 - 7 лет.

3.        Сикорская Г. П. Сенсорный сад для детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями / Уральский научно-образовательный центр Уральского отделения Российской академии образования. Екатеринбург: Раритет, 2007. – 72 с.

4. О.А.Соломенникова  Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- 3-е изд., М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2009.

5.    Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Минск: ИВЦ  Минфа, 2008 - 112 с.

6 «Снежная королева». Приключения в семи сказках. /Пер. с датского А.В.Газен. -Смоленск: Русич, 2007. -48с.: ил.-(Страна детства)

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия во 2 младшей группе "Знакомство детей со свойствами льда"

Образовательная деятельность с элементами экспериментирования во 2 младшей группе...

Знакомство со свойствами льда на прогулке

Познакомить с сезонным явлением - гололёд, свойствами льда....

Окрытое занятие по Познанию (ознакомление с миром природы):проведение познавательно-исследовательской деятельности во II младшей группе с детьми 3-4 лет (свойства льда). Тема: «Принцесса льдинка в гостях у малышей».

Цель: Формирование знаний о свойствах льда и навыков исследовательской деятельности. Задачи: Расширять знания детей о времени года – зима, зимних явлениях природы. Знакомить детей со с...

Конспект организованной образовательной деятельности (игры-занятия) во второй группе раннего возраста (с 2 до 3 лет) «Ознакомление с окружающим: ознакомление с предметным и социальным миром» Тема: «Научим куклу Машу умываться»

ЦеЦель:Продолжать формировать культурно-гигиенические навыки: умение намыливать руки и вытирать насухо полотенцем; мыть лицо, не разбрызгивая воду. Предварительная работа: чтение произведени...