«Матушка Весна всем людям красна!»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Панина Нина Анатольевна

Конспект  НОД в подготовительной группе Цель: Формирование и систематизирование знаний детей о характерных признаках весны.

Задачи:

1. Углубить представления о сезонных изменений в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (почему таят снег, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.).

2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки, заклички); развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас слов; закрепить умение конструировать из бумаги; развивать коммуникативные навыки.

3. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsio-igrovaya.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №135»

Муниципального образования Братска

Конспект  НОД в подготовительной группе

«Матушка Весна всем людям красна!»

с применением социо - игровой технологии

Подготовила:                                

Воспитатель 1 кв. категории                                Нина Анатольевна Панина

               

г. Братск

2016 г.

Конспект  НОД в подготовительной группе

«Матушка Весна всем людям красна!»

Цель: Формирование и систематизирование знаний детей о характерных признаках весны.

Задачи:

1. Углубить представления о сезонных изменений в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (почему таят снег, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.).

2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки, заклички); развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас слов; закрепить умение конструировать из бумаги; развивать коммуникативные навыки.

3. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к природе.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

 Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная.

Планируемые результаты: Дети имеют представления о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, возвращаются перелетные птицы); умеют отвечать полным ответом, понимают связь между явлениями неживой природы.

Предварительная работа: наблюдения в природе, целевые прогулки в парк, рассматривание иллюстраций о весне, репродукций с картин Саврасова, Левитана. Чтение произведений Бианки, Пришвина и др., о весенних изменениях в природе и жизни лесных обитателей и птиц. Чтение и заучивание наизусть стихов о весне. Знакомство с устным народным творчеством, посвященным весне (пословицы, поговорки, загадки, заклички). Беседы о весне, слушание музыкальных произведений о весне.

Занятие в подготовительной группе рассчитано на 10 человек.

Ход занятия:

Дети заходят в группу, присаживаются на ковер полукругом.  Педагог предлагает детям послушать музыкальный отрывок и сказать, о каком времени года идет речь (дети дают ответы, о весне)

Воспитатель:  А ты, Арина, как думаешь? А ты,  Саша, согласен?

Давайте вспомним пословицы и поговорки про весну.  Я начну, а вы закончите (передаем палочку по кругу)

- весною сверху печет… а снизу морозит

- увидел грача… весну встречай

- март зиму кончает… весну начинает

- в марте мороз скрипуч … да не жгуч

- без первой ласточки … весна не обходится

- потрудись весной… сытым будешь зимой

- Прилетел кулик из заморья… принёс весну из неволья

- Весенний лёд толст, да прост…осенний тонок, да цепок

- В марте облака плывут быстро и высоко… к хорошей погоде

- Длинные сосульки …к долгой весне.

М\п игра «Бывает-небывает» педагог называет что может быть весной в природе, если это так дети хлопают, если нет – топают.

Затем детям предлагают объединиться  в  2 компании при помощи цветных ленточек и придумать свои названия («Капель» и «Апрель» - например)

Воспитатель:  Выберите удобное место, отправьте посыльного у кого день рождение в первый весенний месяц.

Задание посыльным «Расскажи по мнемотаблице»

Детям выдается 2 разные мемотаблицы о весне. Задача рассказать о признаках весны(1 компания: снег потемнел, капают сосульки, солнце пригревает, день становится длиннее, птицы прилетают с юга, 2 компания: появляются первые проталины, распускаются цветы вербы, птицы поют песни, звери просыпаются после зимней спячки,  повсюду текут ручьи). Педагог дает детям 3 минуты, пока не закончится время в песочных часах. Затем отвечают те, у кого в одежде есть зеленый цвет (дети могут дополнять друг друга по окончанию  высказывания-пожелания). Идем в гости.  Выслушиваем вторую команду. Спрашиваем, все ли согласны.

Воспитатель: для следующего задания  ко мне подойдут два человека, у кого есть на голове розовые резиночки (посыльные)

Игра –пантомима «Лесные животные» детям предлагается наугад взять карточку, посмотреть, какое животное там изображено, пантомимой показать животное. (Команды должны отгадать, кто быстрее, тот член команды идет показывать следующее животное)

 Малоподвижная ира «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Воспитатель: ребята, а сейчас я предлагаю вам посовещаться друг с другом и решить, о каком диком животном вы бы хотели рассказать, как он готовится к приходу весны (что с ним происходит, как меняет цвет шубки, повадки и пр.) Первая компания Капель» о каком животном вы будете рассказывать? Хорошо. Вторая компания «Апрель», вы про кого нам расскажете? Отлично. Даю вам немного времени подготовиться. Вам в помощь картинки о животных, которые находятся на нашей магнитной доске (найдите животное, которое будете описывать и таблица «Расскажи-ка» (кто? части тела, что происходит весной с шубкой, чем питается – хищное или травоядное, жилище, чем полезен человеку? ).

Воспитатель:  Ко мне отвечать пойдет самый высокий в вашей команде (Ребенок размещает картинку с животным, по таблице «Расскажи-ка» описывает его, затем,  дается возможность высказаться другим детям, дополнить)

Воспитатель:  а еще ребята,  к приходу весны готовятся птицы. Ко мне с каждой компании подойдет тот, у кого в имени есть буква В.

Задание: «Четвертый лишний». Карточки с изображением птиц. Подумайте, посовещайтесь вместе и назовите какие это птицы (зимующие или кочующие, перелетные). Выберите удобное место для выполнения задания, кто будет готов, похлопайте в ладоши; (карточка 1.Жаворонок – ласточка -  грач - ворона.  Дрозд – трясогузка – зяблик – воробей. Карточка 2. Снегирь – клест – поползень – голубь. Воробей – свиристель – щегол - чиж).

Отвечать будет тот, у кого в одежде есть полоски.

- Даша, ты согласна со своей командой? А ты, Дима как думаешь?

Идем в гости к другой компании.  Выслушиваем ответы детей, выслушиваем дополнения и пожелания от других детей.

Воспитатель:  Ребята, давайте подойдем к столу и возьмем по цветной ленточке. Вам нужно положить ленточку к желтому кругу и назвать, за что вы любите весну. Начну я «Я люблю весну за звонкую капель», а теперь вы…

Дети дают полные ответы (за прилет птиц с юга, за первые цветы, за звонкие ручейки, за ясное небо, за теплые деньки, за то что весна красивая, праздничная, ласковая и т.д.)

Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (на столе из ленточек получилось солнышко) Когда пригревает весеннее солнышко, тает снег, появляются первые…(дети цветы). Я предлагаю пройти командам «Апрель» и «Капель» за столы, где лежат ножницы, цветная бумага и клей. Ко мне пусть подойдут по одному члену команды у кого в одежде есть изображение какого-либо растения или животного. Задание для посыльных: вырезать из цветной бумаги и аккуратно наклеить на лист ватмана весенние цветы, а потом назвать какие цветы вырастают первыми по весне. Кто будет готов, дает сигнал.

Воспитатель напоминает, что для выполнения задания им отводится время, пока звучит музыка.  Звучит музыка П. И. Чайковского « Вальс цветов». Команды выполняют задание за столами.

По окончанию задания, чья команда быстрее справилась, отвечает. Дети рассказывают, какой цветок они вырезали и наклеили. Остальные проверяют верно, или нет. Затем идут в гости к другой компании и их выслушивают (первые весенние цветы: мать – и – мачеха, ветреница, фиалка, ландыш, подснежник, маргаритка)

Воспитатель читает стихотворение:

 Посмотри кругом цветы

Небывалой красоты

Полюбуйся на них ты,

Но цветов, дружок, не рви

Ведь исчезнут все цветы

И не станет красоты!

Хорошо, что есть ромашки,

Розы, астры, васильки

Ландыши, подснежник нежный,

Маргаритки, лютики.

Как прекрасен мир цветной

Разноцветный шар земной!

Воспитатель: Пусть эти весенние цветы радуют глаз наших мам и бабушек, мы повесим их в приемной группы.

В конце занятия воспитатель спрашивает детей все ли задания были интересными, какие больше понравились и почему? Выслушивает ответы детей. Предлагает подойти к магнитной доске и выразить свое отношение к занятию при помощи смайликов. Улыбающийся – все понравилось и было интересно. Равнодушный – было непонятно и скучно. Грустный – было неинтересно и трудно. Дети выбирают смайлик и прикрепляет его на магнитную доску. Воспитатель в конце занятия выдает медали, хвалит детей за активную работу на занятии.

На протяжении всего занятия использовалась работа в микрогруппах («компаниях»). Постоянно была смена лидерства, смена темпа и ритма, учитывался принцип полифонии «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

Деление на компании может происходить:

По считалочке

Разрезные карточки (на 4, 5, 6 частей) с изображением животных или птиц

По цветным ленточкам на запястье

По цветным жетонам

По цветовым характеристикам в одежде

Классификация игр социоигровой направленности:

Игры для рабочего настроя:

  1. «Весна, какая она?» передается мяч по кругу, дети называют по одному прилагательному (веселая, звонкая, теплая, душистая и пр.)
  2. «Весна» - принцип волшебной палочки. Дети называют по первым буквам слова о весне (В – веселая, Е – ежегодная, С – солнечная, Н – незабываемая, А – артистичная)
  3. «Снежный ком» - передавая картинку о весне, дети называют весенние признаки (солнце начинает пригревать, текут ручьи, появляются проталины и т.д.)

Игры социоигрового приобщения к делу:

  1. «Весенние мелодии» - по принципу пишущей машинки. Участники на каждое слово воспитателя хлопают в ладошки.

«К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Видно очень теплые

Ноги у весны» (И.Токмакова)

Варианты:

- дети хлопают по очереди, стоя в кругу под каждое слово стихотворения.

- передают эстафету глазами.

2. «Правильно – неправильно» по теме «Весна пришла». Для игры нужны парные карточки, на которых изображена ситуация в двух вариантах – правильная и неправильная. Детям надо найти свою половинку и рассказать, где правильно нарисовано событие, а где неверно. Например: «Тает снег» - «Лежат сугробы и метет метель»; «Текут ручьи, плывут кораблики» - «Текут ручьи и опадают листья с деревьев» и т.д.

3. «Знаки препинания» Воспитатель предлагает детям прочитать предложение о весне с разными знаками препинания, отличая вопросительную интонацию от утвердительной, восклицательной, повествовательной. Например: «Пришла весна!?.»

Игры творческого самоутверждения:

  1. «Оживший лес» игра – пантомима. Детям предлагается показать животных, их повадки в весеннее время.
  2. «Придумай несуществующее животное». Дети договариваются в компаниях, какое животное они будут рисовать. Передают листок друг другу, руководствуясь указаниями взрослого. (с усложнением игра – рисовать с закрытыми глазами на мольберте, под руководство взрослого).
  3.  «Сочини предложение». Воспитатель называет набор слов по теме весна (Например: солнце, снег, сосульки) дети в компаниях должны составить свое предложение, используя разные интонации (радостно, волшебно, грустно)
  4.  «Стихи по ролям» - воспитатель подбирает диалоги из стихов детских  писателей или поэтов о весне. Играющие произносят текст разными голосами, интонацией, используя разные образы птиц, животных.

Игры вольные:

  1. «Весна – Зима». Ведущий произносит слово «Весна» - играющие двигаются по площадке хаотично (бегают, прыгают). Когда ведущий произносит «Зима», дети останавливаются, «засыпают» и застывают в причудливых позах. Ведущий выбирает понравившуюся скульптуру, будит его придуманным движением (прыжок, бег). Игра повторяется.
  2. «Зеркало» Играющие разбиваются по парам, встают лицом друг к другу. Один из партнеров зеркало.

Варианты:

- показать как ходит голубь

-как прыгает воробей

-как прыгает зайчик

-ходит лиса

- умывается кошка и т.д.

Игры – разминки:

  1. «Руки – ноги». У ведущего в руках две картинки с изображением солнца и тучки. Когда он показывает детям солнце, дети поднимают руки вверх. Когда показывает тучку – руки опускают вниз.

Варианты: карточки с изображением сосульки и сугроба. Когда показывают сосульку – дети должны присесть, когда сугроб – подпрыгнуть.

  1. «Весенний ручеек». Ведущий говорит детям, что они превращаются в весенние ручейки. Когда звенит колокольчик дети двигаются по группе, как только звон прекращается, дети замирают на месте. Кто пошевелился, выбывает. Остается самый внимательный.
  2. «На кого весна посмотрела». Дети в кругу сидят, а педагог в образе весны смотрит пристально на одного ребенка. Кто уловит взгляд весны, тот встает на ноги. Задание заканчивается словами ведущего «спасибо, присаживайся». Встать в ответ может каждый, если он захочет признать, что смотрят на него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доброта нужна всем людям.

Интегрированное занятие развитие речи и художественное творчество на нравственную тему: "Доброта". Воспитание доброго отношения к окружающему миру, расширить представление о доброте. Развивать стремле...

НОД: «Матушка весна – всем красна»

НОД: «Матушка весна – всем красна»...

Конспект занятия. Весна, труд людей весной

Тема занятия:  Лексико-грамматический строй речи.  Весна. Труд людей весной. Инструменты.Цель занятия: совершенствование лексико-грамматического строя речи: Коррекционно-образовательные зада...

#СИДИМДОМА "ЦВЕТУЩАЯ ВЕСНА. ТРУД ЛЮДЕЙ ВЕСНОЙ" 27.04.-30.04.2020

Уважаемые родители!С 27.04-30.04.2020 г. Тема недели "Цветущая весна. Труд людей весной" Познакомьте детей с трудом людей весной в природе. Воспитывайте у детей уважение к труду вз...

ЗАНИМАЕМСЯ ДОМА. Домашнее задание по лексической теме: Весна. Труд людей весной.

Задание для родителей по лексической теме: Труд людей весной....

Весна.Труд людей весной.Перелетные птицы.Первоцветы.

Весенние изменения в природе. Труд людей весной. Перелетные птицы. Животные весной....