Организация предметно - пространственной среды в ДОУ по патриотическому воспитанию.
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Предметно-развивающая среда по нравственно-патриотическому воспитанию способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к родному городу, к родному краю, России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Организация предметно-развивающей среды

 по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ.

     Цель: создание условий, способствующих воспитанию патриотизма у детей, гордости за свой родной край и любви к Родине.

     Предметно-развивающая среда по нравственно-патриотическому воспитанию способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к родному городу, к родному краю, России.

Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях является опора на личностно – ориентированную модель взаимодействия между детьми, а также поддержка детской инициативы.

Принципы:

  1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии; т.е. размер и планировка мебели должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или наоборот.
  2. Принцип активности: среда должна быть в детском саду более интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств, т.е. все предметы должны быть на уровне роста ребенка, доступны ему.
  3. Принцип стабильности – динамичности; т.е. возможность изменения развивающей среды.
  4. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка. Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству со средствами и способами познания, развитию интеллекта.
  5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды: целесообразно, например, в разных стилях представить детям одно и тоже содержание.
  6. Принцип открытости – закрытости:

первый принцип открытости Природе, способствующее единству человека и Природы (организации «зеленых комнат» в помещении, зимних садов).

второй принцип открытости Культуре в ее прогрессивных проявлениях, т.е. элементы настоящей живописи, литературы, музыки должны входить в дизайн интереса. Знакомство со специфическими региональными культурами, декоративно-прикладных промыслов с фольклорными элементами,  это несомненно будет способствовать воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои места, формированию представлений о «малой Родине» и чувства любви к ней.

третий принцип открытости обществу. Здесь открытость – закрытость должна соответствовать сути понятия «Мой дом». Представители, проявляющие желание принять участие в организации, функционировании среды, должны иметь такую возможность (в рамках правовых документов). Особым правом участия в жизни детского сада пользуются родители.

- четвертый принцип – открытость своего «Я», собственного внутреннего мира. Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа «Я».

7) Принцип учета половых и возрастных различений детей. Среда должна быть построена так, чтобы как мальчики, так и девочки могли проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Требования:

При создании предметно-игровой среды следует соблюдать санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещенность, целесообразность размещения экспонатов и доступность, научность и достоверность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и привлекательность.

Младший возраст

  1. Альбом «Моя семья».
  2. Фотоальбом «Моя группа», «Из жизни детского сада».
  3. Фотоальбом «Мой город».
  4. Флаг России.
  5. Герб России.
  6. Тематические иллюстрации боевой техники,  к 23 февраля, к 9 мая.
  7. Произведения русского народного творчества, художественные произведения по данной тематике.
  8. Предметы декоративно-прикладного искусства.

Старший возраст

1. Познавательная зона:

- Глобус.

- Физическая карта России.

- Политическая карта России.

- Флаг России.

- Герб России.

- Гимн России.

- Портрет Путина В. В.

- Герб Воронежа.

- Флаг Воронежа

- Познавательные книги по нравственно - патриотическому воспитанию и сменная экспозиция в соответствии с проходимой на занятиях темой.

- Произведения писателей Воронежской области.

- Произведения русского народного творчества для самостоятельного чтения и рассматривания.

2. Альбомы:

- «Моя семья»

- «Мой город»

- «Наша армия родная»

- Тематические альбомы родов войск и боевой техники.

- Коллекция тематических значков (о городе, о войне, об армии и т.д.)

-Наборы открыток «Русский быт».

- Кассеты с записью сказок и патриотических песен.

3. Игровая зона:

- Развивающие игры.

4. Зона костюмирования

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Альбом, фотографии семьи и ребенка

Альбом, фотографии семьи и ребенка

Альбом, фотографии семьи и ребенка

Плакаты, фотографии с видами

г. Воронежа

Плакаты, фотографии с видами

г. Воронежа  виды города и села (наиболее отличительные особенности)

Плакаты, фотографии с видами достопримечательностей

г. Воронежа виды города и села (наиболее отличительные особенности)

Фотографии аэропорта, ж/д вокзала, автовокзала, кукольного театра, театра драмы, оперы и балета детского сада.

Картинки, фотографии с архитектурными сооружениями

Символика России  (Герб, флаг, гимн); города (герб, флаг)

Картинки, плакаты, рамки-вкладыши, календари с изображением времен года

Плакаты с дорогами и дорожными знаками

Глобус, физическая карта России

Картинки, игрушки – домашние (корова, лошадь, кошка, собака) животные; дикие (медведь, лиса, заяц, волк); рыбы; птицы (воробей, курица, петух)

Строительный материал (по типу «Маленький архитектор», конструктор Поликарпова)

Фотографии Москвы, Кремля, Красной площади, основных достопримечательностей (музеи, театры, памятники)

Сюжетные картинки с местами обитания животных

Макет микрорайона, где расположен детский сад

Сюжетные картинки, фотографии из армейской жизни (ракетные войска, артиллеристы, космические, танкисты, пехота, моряки, летчики)

На участке ДОУ растения: деревья (береза, рябина, ель);

Картинки: овощи (морковь, огурец, лук, картофель); фрукты (яблоко, банан)

Наборы автомобилей, различных групп транспорта, предметные картинки с видами транспорта

Художественная литература об Армии, роли армии в годы ВОВ

Гербарий с листьями и цветами.

Фотографии (плакаты) памятников «Покорителям Самотлора», «Павшим солдатам», «Воинам интернационалистам»

Плакаты, картины, схемы с изображением экосистем (лес, луг, поле, степь, горы, болото, водоемы: река, озеро, пруд); выделенными причинно-следственными связями (живая и неживая природа-животные)

Развивающие и дидактические игры на классификацию растений и животных (по типу лото, найди лишнего, чьи детки и т.д.)

Развивающие и дидактические игры по ознакомлению детей с транспортом, городом, животными, растениями.

Изображения, фотографии животных по группам: звери, птицы, рыбы, насекомые

Комнатные растения и предметы ухода за ними (леки, фартуки, тряпочки, кисточки, палочки для рыхления почвы).

Наличие регулярно меняющихся выставок

Картинки, видеозаписи, фотографии среды обитания животных

Аквариум с рыбками и предметы ухода за ними

Фотографии Москвы, Кремля, Красной площади

Изображения растений по группам: деревья, кустарники, травянистые, комнатные, садово-огородные, культурные растения поля.

Сюжетные картинки с изображением труда людей (прачка, продавец, шофер, медсестра), художественная литература о труде взрослых

Сюжетные картинки с различными родами войск, техники (танкисты, пехота, моряк, летчик), игрушки

По возможности Красная книга России

Картотека народных подвижных игр

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (военный, повар, почтальон, врач,  полицейский)

Плакаты  с изображением природоохранных мероприятий, экологические знаки

Маски для подвижных игр

Сюжетные картинки, плакаты, рамки-вкладыши, календари с изображением времен года

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (военный, повар, почтальон, врач, полицейский, строитель, библиотекарь, нефтяник, учитель, парикмахер, работник ателье, транспортники)

Картотека потешек, иллюстрации к потешкам

Картинки, игрушки – домашние (корова, лошадь, кошка, собака, коза, свинья) животные; дикие (медведь, лиса, заяц, волк, белка, еж); птицы (петух, курица, гусь, утка; воробей, синица, голубь, сорока, ворона); рыбы; насекомые (бабочка, жук, стрекоза, муха, пчела)

Произведения ДПИ (хохлома, гжель, городецкий узор, дымка, жостово, хантыйский узор, узоры на бересте, палех)

Уголок ряжения, условия для сюжетно-ролевых игр

Сюжетные картинки с местами обитания животных

Картотека народных подвижных, хороводных игр

Ширмы, модули

Картинки, на участке ДОУ растения: деревья (береза, рябина, ель, сосна, осина);

Картинки: овощи (морковь, огурец, лук, картофель, свекла, редис, кабачок, капуста); фрукты (яблоко, банан, груша, слива, апельсин); ягоды (клубника, малина, смородина)

Маски для подвижных игр, игр-драматизаций

Комнатные растения и предметы ухода за ними (леки, фартуки, тряпочки, кисточки, палочки для рыхления почвы).

Репродукции, иллюстрации с картин Е. Чарушина, Е. Рачева, Ю. Васнецова, В. Конашевича, В. Серова, Ю. Коровина, В. Сутеева)

Аквариум с рыбками и предметы ухода за ними

Подборка произведений устного народного творчества, сказки народов мира и т.д.

Сюжетные картинки с изображением труда людей (прачка, продавец, шофер, медсестра, повар, почтальон, пожарный, милиционер, врач), художественная литература о труде взрослых

Уголок ряжения, условия для сюжетно-ролевых игр

Картотека народных подвижных игр

Ширмы, модули

Маски для подвижных игр, игр-драматизаций

Уголок ряжения, условия для сюжетно-ролевых игр

Ширмы, модули

Художественная литература, сказки народов мира

Народные игрушки (матрешка, богородская, филимоновская, дымковская игрушка)

Произведения ДПИ (гжель, городец, павлово-посадские узоры)

Репродукции с картин Ю.В. Васнецова, В.Лебедева

Картинки, игрушки, литература отражающая быт разных народов (русские, украинцы, ханты)

- Фуражки, пилотки, бескозырки

- накидки, плащи, воротники.

- ремни, бинокли

- длинные юбки

- платки, шали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе

Как организуется предметно-пространственная среда по патриотическому воспитанию с детьми 4-5 лет...

Методическая встреча "Организация предметно - пространственной среды в группе по физическому воспитанию"

Методическая встреча « Организация предметно – пространственной среды в группе  по физическому воспитанию» П 3.3. ФГОС ДО – развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает максимальну...

«Роль развивающей предметно – пространственной среды для развития нравственно – патриотического воспитания»

В наше время большое внимание уделено нравственно - патриотическому  воспитанию детей дошкольного возраста. Ведь формирование гражданской позиции начинается с детства.Нельзя воспитать полноценног...

«Роль развивающей предметно-пространственной среды для нравственного и патриотического воспитания дошкольников»

Реализовать работу по нравственному и патриотическому воспитанию помогает развивающая предметно-пространственная среда в группах, создаваемая педагогами детского сада....

«Развивающая предметно-пространственная среда как средство нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Нравственно-патриотический центр «Люби и знай свой край» находится в доступном и безопасном месте. Дети самостоятельно могут взять материал, пособия, игры. Центр многофункционален, периоди...

Модель организации предметной пространственной среды по патриотическому воспитанию

Инновационная практика создания РППС по патриотическому воспитанию в том числе средствами искусства...