Экологический проект "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лугачёва Ольга Михайловна

Экологический проект "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimuyushchie_ptitsy.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение МБДОУ «Детский сад № 11»

            Экологический проект «Зимующие птицы»

                                                                                               Подготовила педагог:

                                                                                        Лугачёва Ольга Михайловна

                                                      ЗАТО Северск

                « Проект «Зимующие птицы»

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст: 5-6 лет.

Участники: воспитатели, дети и родители старшей группы.

Проблема: недостаточные представления детей о зимующих птицах.

Цель: расширить и обобщить представления детей о зимующих птицах через организацию познавательной и продуктивной деятельности; оказание посильной помощи птицам, зимующим в нашей местности пережить морозы и недостаток пищи.

Задачи:

Закрепить знания о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц. Пополнить предметно – развивающую среду по теме проекта. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей детей. Привлечь детей, родителей к помощи птицам в трудное для них время.

Актуальность проекта: В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. По данным орнитологов, за время сильных морозов погибает до 90% синиц. К весне примерно 8-9 из 10 зимующих птиц погибают от голода! Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней. По нашим наблюдениям зимой наиболее часто встречаются такие птицы, как: голубь, воробей, сорока, ворона, синица, дятел, снегирь, свиристель. Холод этим птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Поэтому птиц надо подкармливать. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе. И мы, педагоги совместно с родителями должны научить детей видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребёнка с миром природы, научить помогать нашим пернатым друзьям.

Этапы реализации проекта:

  1. Этап – подготовительный.                                                                            Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
  2. Этап – основной (практический).                                                             Внедрение в воспитательный – образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
  3. Этап – заключительный.                                                                                Оформление результата проекта. Организация и участие родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц». Проведение викторины для детей «Кто больше знает о птицах?». Выпуск экологической газеты «Они остались зимовать, мы им будем помогать!», проведение акции «Подкормите птиц зимой».

Предшествующая работа.

В пятницу сообщила родителям тему проекта и дала домашнее задание:

  • Рекомендации на совместные прогулки.
  • Совместно с ребёнком сделать кормушку, подсыпать туда корм, наблюдать какие птички будут прилетать, и какой корм лучше клевать.
  • Заучивание стихотворений о зимующих птицах.
  • Отгадывание загадок о зимующих птицах.
  • Подготовить доклад о зимующих птицах.
  • Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

             Содержание работы в процессе реализации проекта.        

1 неделя. Работа с детьми. Задача: вспомнить и уточнить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

В понедельник дети пришли с книгами. Рассматривая книги, поставила перед ними цель, что всю неделю и в течение месяца будем говорить о зимующих птицах. Была проведена утренняя гимнастика «Птички – невелички» (комплекс на 1и2 неделю). В непосредственной – образовательной деятельности (О.О. «Познание. ФЦКМ», раздел «Человек и природа») провела игровое занятие «Подкормите птиц зимой». Также в понедельник дети взяли очень много книг о зимующих птицах в библиотеке, просмотрели мультфильм «Высокая горка».  На прогулке повесили кормушку, насыпали в неё корма (семечки), наблюдали, кто из птиц прилетит. Прилетела одна синица. Разучили подвижную игру «Ловишки с воробьишкой». После прогулки, перед обедом, провела Д/И: «Один – много» Цель: образование множественного числа имени существительного (ворона – вороны, снегирь – снегири и т.п.); «Назови ласково» Цель: упражнять детей в словообразовании, в умении образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительных (воробей – воробушек, воробьишко и т.п.) Во второй половине дня поиграли с детьми в лото «Птицы», игру «Разрезные картинки» - собрать из частей птиц.

Вторник: Утром провели: У.Г. «Птички – невелички» (О.О. «Физическая культура»); Беседа «Кто заботится о птицах» цель: обратить внимание детей на то, что в зимний период птицы не могут найти себе пропитание, им нужно помогать, подкармливать их. (О.О. «Коммуникация»); Чтение Л. Воронковой «Птичьи кормушки» (О.О. «Чтение художественной литературы»); В НОД ФЭМП провели Д/И «Счёт птиц» цель: закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т.п.). В самостоятельной деятельности дети продолжали рассматривать книги о птицах. На прогулке продолжили наблюдение за птицами, за сорокой. К кормушке подлететь побоялась, из-за большого количества людей, перелетала с ветки на ветку. Мы с ребятами рассмотрели особенности её внешнего вида, повадки.  В трудовой деятельности почистили кормушки, насыпали свежий корм. Поиграли в П/И «Ловишки с воробьишкой». После прогулки, перед обедом, отгадывали загадки про зимующих птиц. Играли в д/и «Скажи какой, какая» (У сороки белые бока, значит сорока, какая? Белобокая.) Во второй половине дня читали рассказ И. Тургенева «Воробей». В самостоятельной деятельности – работа в раскрасках «Птицы», лото «Птицы», «Разрезные картинки».

Среда: дети приходили в детский сад и приносили с собой корм для птиц (пшено, семечки). Провели наблюдение из окна (кормушку повесили на балконе) какие птички прилетают. В кормушку насыпали  пшено и семечки. Прилетели синички. Посчитали – прилетело четыре синички. Выяснили, что птицы лучше клюют семечки, а пшено остаётся. Также читали с детьми стихотворение Ю. Никонова «Зимние гости».  Проведена У.Г. «Птички – невелички» по плану. В СМД дети продолжали  рассматривать журналы и книги о птицах, играли в лото «Птицы», работали в раскрасках «Птицы».

Учили дежурных после завтрака собирать остатки каши, хлебные крошки в специальную посуду с маркировкой «птицы» для подкормки птиц. На прогулке продолжали наблюдение за птицами. Играли в игру «Угадай по описанию», разучили п/и «Воробушки и кот».   После прогулки, перед обедом, продолжали учить детей отгадывать загадки про зимующих птиц.

Подробно рассмотрели синицу и снегиря (серия картинок о зимующих птицах), сравнивали их по внешнему виду. Учили составлять описательный рассказ.  Во второй половине дня провели аппликацию «Птицы на ветке» (О.О. «Художественное творчество»), слушали аудиозапись с голосами птиц.

Четверг:  Продолжать наблюдение из окна за птицами. Провести беседу на тему: «Какую пользу или вред приносят птицы». Разучить пальчиковую гимнастику «Считалка для ворон».    Проведена У.Г. «Птички – невелички» по плану. В  СМД – д/и «Четвёртый лишний», «Чей птенец?», «Раскрась птичку».

В НОД (О.О. «Коммуникация») раздел «По дороге к азбуке» провести п/и «Зимующие и перелётные птицы» (с обручами). На прогулке провести наблюдение за вороной. Познакомить с её повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида. Вместе с детьми почистить кормушку, положить свежего корма. Продолжать с детьми играть в п/и «Воробышки и кот» - закрепить знания правил игры. После прогулки, перед обедом, познакомить детей с приметами о птицах: утром кричат синицы – к морозу; ворона купается в снегу – к ненастью; воробьи собираются в кучку и чирикают – к метели; синичка – воробью сестричка. Познакомить с новым стихотворением И. Белякова «Не робей, воробей», начать его разучивать.  

Во второй половине дня провели рисование на тему: «Моя любимая птичка», слушание аудиозаписи «Голоса птиц».

Пятница: утром провести музыкально – дидактическую игру «Угадай, чей голосок». Закрепить с детьми знание пальчиковой гимнастики «Считалка для ворон». СМД – д/и «Разрезные картинки», «Разложи зимующих и перелётных птиц», лото «Птицы». Продолжать учить дежурных после завтрака собирать остатки каши, хлебные крошки в специальную посуду с маркировкой «птицы» для подкормки птиц. НОД – провести конкурс чтецов и чтение докладов на тему: «Зимующие птицы» (подготовленных совместно с родителями). На прогулке продолжать наблюдения за зимующими птицами. Чтение стихотворения «Птичья столовая». После прогулки, перед обедом, продолжать разучивать стихотворение И. Белякова «Не робей, воробей». Закрепить с детьми знание примет, пословиц о зимующих птицах. Во второй половине дня учить детей изготавливать шапочки птицам, для с/р игры «Зимующие и перелётные птицы», д/и «Угадай птицу по описанию» - загадывание загадок от имени птиц.

2 неделя. Задача: Пополнить развивающую среду по теме проекта. Продолжать закреплять знания детей о зимующих птицах через чтение художественной литературы, беседы, дидактические игры, наблюдения на прогулках, художественное творчество.

Понедельник: - оформление уголка книги (подбор книг о птицах); конструирование «Кормушки для птиц».

Вторник: - заучивание стихотворения «Воробышки» В. Звягина; лепка «Птицы на кормушке».

Среда: - оформление альбома «Зимующие птицы»; рисование «Снегири на ветках рябины».

Четверг: - оформление картотеки загадок, стихов, пословиц и поговорок о птицах; разучивание стихотворения Т. Евдошенко «Берегите птиц»; п/и «Птицы и кот».

Пятница: - оформление картотеки прогулок «Наблюдения за зимующими птицами»; во второй половине дня просмотр фильма «Зимующие птицы».

3 неделя. Задача: Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Понедельник: - беседа «Трудно птицам зимовать, как мы им будем помогать»; заучивание стихотворения О. Григорьевой «Синица».

Вторник: - изготовление экологической газеты «Они остались зимовать, мы им будем помогать!»; чтение В. Сухомлинский «Как синичка меня будит».

Среда: - проведение конкурса – выставки «Лучшая и оригинальная кормушка для птиц»; проведение экологической викторины «Кто больше знает о зимующих птицах», экологической игры «Узнай птицу».

Четверг: - чтение Л. Воронкова «Птичьи кормушки»; п/и «Совушка – сова», «Перелёт птиц»; прослушивание аудиозаписи с голосами птиц; заготовка корма.

Пятница: - беседа «Как дети с родителями заботятся о птицах», решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой»; театрализация стихотворения «Птичья столовая». Проведение совместно с родителями экологической акции: «Подкормите птиц зимой» - развешивание листовок на подъезды домов.

Работа с родителями: провести консультацию «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц, какой лучше подбирать корм». Индивидуальные беседы «Обсуждаете ли вы дома тему недели?» цель: выявить интерес и отношение к птицам зимой у детей. Привлечь родителей к участию в выставке «Лучшая кормушка для птиц ». Изготовление ширмы «Зимующие птицы».

Предполагаемый результат:

  1. Дети будут знать: названия птиц нашего края; особенности их внешнего вида; место обитания, питания, пользу в природе.
  2. Дети будут уметь: читать стихи о птицах, загадывать загадки; определять птиц по внешнему виду, по словесному описанию; по голосу; собирать разрезные картинки, раскрашивать рисунки с изображением птиц; рисовать, лепить птиц; составлять описательные рассказы о птицах; играть в новые подвижные игры.
  3. Дети будут воспитывать в себе: внимательное, заботливое и бережное отношение к птицам.