Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел: «Ознакомление с миром природы» Тема «Почему идёт дождь?» Возрастная группа: подготовительная к школе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Саитгареева Эльвира Руфилевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pochemu_idyot_dozhd.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                             детский сад №16 г. Туймазы                                                                                      муниципального района Туймазинский район                                                                 Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие»

Раздел: «Ознакомление с миром природы»

Тема «Почему идёт дождь?»

Возрастная группа:  подготовительная к школе

Выполнил:

воспитатель Саитгареева Э.Р.

имеющаяся квалификационная категория: без категории

стаж работы: 3 л.

Туймазы 2016 г.

Задачи:

Образовательные:

- дать представление детям о круговороте воды;

- закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе;

- обогащать активный  словарный запас детей;

- учить детей анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-

следственные связи;

- в ходе экспериментирования, показать детям, как образуется дождь.

Развивающие:

- развивать познавательные способности детей;

- развивать наблюдательность, любознательность, мышление, внимание, память;

- развивать связную речь, умение правильно строить предложение;

- совершенствовать  умения  и навыки восприятия на слух;

Воспитательные:

-  воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.

-  воспитывать чувство любви к родной природе.

Работа со словарем:

-ввести в активный словарь следующие слова и словосочетания:

природные явления, народные приметы; рябинник, листопадник,  зимник

Предварительная работа: рассматривание картин об осени, беседа про осень, отгадывание загадок про осень.

Оборудование: телевизор, мольберт, мяч, смайлики (хмурая туча,  весёлое солнце)

Ход занятия:

1 Организационный момент.

Воспитатель: -  Какой замечательный сегодня день! У меня прекрасное настроение, и я хочу подарить вам свою улыбку. Возьмёмся за руки:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: - Садитесь на свои места,  спины выпрямите, ноги вместе, руки   на колени. (дети садятся полукругом)

2. Основная часть:

Воспитатель: - Сейчас,  я включу мелодию, а вы послушайте.

Звучит мелодия П. И. Чайковского «Осень» (3-5 мин)

Воспитатель: - Какая музыка по характеру?

Дети: - Грустная, спокойная, тихая.

Воспитатель: - К какому времени года, вы бы отнесли эту музыку?

Дети: - Осень.

Воспитатель: - Почему?

Дети: - Музыка спокойная, тихая, грустная.

Воспитатель: - Подходит ли эта музыка к сегодняшней погоде?

Дети: - Да. (нет)

Воспитатель: - Почему?

Дети: - Сегодня погода дождливая и скучная. (Погода солнечная, яркая  и весёлая)

Воспитатель: - Эту мелодию написал  композитор  Петр Ильич Чайковский назвал «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени важное, красивое и интересное.

 Воспитатель: - Дети, подойдите ко мне, поиграем в игру и  вспомним признаки осени.

Правила игры: Дети и воспитатель встают в круг. Воспитатель, бросая мяч, называет приметы осени, которые определяют время года, дети, возвращая мяч воспитателю, дополняют предложение.

Воспитатель: - Я, бросая мяч говорю начало предложения, вы возвращая мне мяч договариваете предложение. Например:

Воспитатель: - Осенью день короче, а ночь ……..

Дети: - Длиннее
Воспитатель: - На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается ………

Дети: - Листопад.
Воспитатель: - Осенью часто идут, что ……..?

Дети: - Дожди.
Воспитатель: - Перелетные птицы улетают, куда? …….

Дети: - в тёплые края.

Воспитатель: - Дикие звери на зиму делают запасы, чего?…….

Дети: -  еды.

Воспитатель: - Осенью в лесу собирают, что?…

Дети: грибы.

Воспитатель: -Осенью люди надевают ………

Дети: - тёплую одежду.
Воспитатель: -Осенью, люди  в садах и огородах собирают урожай, чего?

Дети: - Овощей, фруктов .
Воспитатель: - Осенние месяца называются………

Дети: - Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: - Вот, мы с   вами вспомнили признаки осени.

Воспитатель: - Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: - Сентябрь, октябрь, ноябрь.

 Воспитатель: – Сейчас, мы с вами посмотрим каждый месяц отдельно. (Показ слайдов).

Воспитатель:  - Как вы думаете, какой это месяц?

Дети: - Сентябрь.

Воспитатель: - Почему?

Дети: - Листья желтеют, …….

Воспитатель:- В сентябре поспевает рябина, поэтому, так и  называют рябинник.  

Воспитатель: - Следующий месяц какой?

Дети: - Октябрь.

Воспитатель: - Почему вы так считаете?

Дети: - Листья опадают, ……

Воспитатель: - Да. Поэтому,  так и называют  - листопадник.

Воспитатель: – И последний осенний месяц?

Дети: – Ноябрь.

Воспитатель: - Что происходит в ноябре?

Дети: - Идет снег,…….

Воспитатель: Да. Поэтому, так и  называют -  зимник. 

Воспитатель: - Какие новые слова вы услышали?

Дети: - Рябинник, листопадник, зимовник.

Физ. минутка «Мы листики осенние».

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки вверх поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.

 Воспитатель: - Садитесь на свои места. Спины выпрямили, ноги вместе, руки на колени..

Воспитатель: - Дети, какое явление природы можно часто наблюдать осенью?

Дети: - Дождь.

Воспитатель: -А, как вы думаете, почему идёт дождь?

Дети: ……….

Воспитатель:  Много предположений я услышала. А хотите узнать, как на самом деле появляется дождь?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Нам об этом расскажет кот Кеша.

Воспитатель показывает видео «Круговорот воды в природе»

Воспитатель: - Дети, как образуется дождь? Что происходит?

Дети: (по семе) - Солнце своими лучами нагревает реки, озёра, моря и океаны вода в них испаряется и попадает на небо, так получаются облака. Облака – это тоже пар, но на небе холодно, пар остывает, облака собираются в кучи  и падают на землю в виде капелек. Дождь капает и на земле появляются лужи. Лужи собираются в ручейки и стекают обратно в пруд или высыхают

Воспитатель:  - А что происходит с дождём  зимой, когда холодно?

Дети: - Капли воды пока летят замерзают и превращаются в маленькие , пушистые льдинки-снежинки. Этот процесс называется – круговоротом воды в природе.

Воспитатель: - Может, мы с вами сами попробуем сделать дождь?

Дети: - Да.  

Воспитатель: - Оденьте фартуки.

Воспитатель: - Сначала, я вам покажу, а вы посмотрите. (вос-ль садится за стол)

Воспитатель:- Для этого нам понадобиться: бутылка с водой, мусс для волос, пипетка, окрашенная вода.

В бутылку нальём воды примерно на 2/3. Выдавим  мусс  прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на мусс накапаем окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну бутылки.

Воспитатель: - Вот так, получается дождь.

Воспитатель: - К опыту нужно отнестись серьёзно, это важно. Я сделаю вам облака из мусса, а вы тихо посидите.

Воспитатель: - Теперь, вместе проделаем этот опыт.

Воспитатель: - Мы наглядно увидели, как образуется дождь.

Опыт подошёл к концу, пипетку уберите, салфеткой протрите руки.

5.Итог занятия.

Воспитатель: - Что нового, интересного, познавательного вы узнали?

Дети: - Беседовали об осени, её признаках, явлениях. Узнали, как образуется дождь, пробовали сами делать дождь.

6.Оценивание.

Воспитатель: - Хочу отметить работу ………Мне понравились ваши мнения, выводы, рассуждения.

Воспитатель: - Подойдите к мольберту.  Если вам было интересно, разместите солнце, а если не понравилось –тучку. Дежурные уберите со стола.