Конспект ООД образовательной области «Познание. Ребёнок познаёт мир природы». Тема: Виртуальная экскурсия «Кто как зимует в лесу?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект ООД  образовательной области «Познание. Ребёнок познаёт мир природы».  Тема: Виртуальная экскурсия «Кто как зимует в лесу?» Для детей старшего дошкольного возраста. С использованием ИКТ (презентация «Кто как зимует в лесу?»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурсная работа для педагогического конкурса

«Лучшее образовательное событие с использованием ИКТ»

Конспект ООД  образовательной области «Познание. Ребёнок познаёт мир природы».

Тема: Виртуальная экскурсия «Кто как зимует в лесу?»

Возрастная группа: старшая

Номинация: Лучшее образовательное событие с использованием ИКТ воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Разработала: Шарабаева Т.В. – воспитатель высшей В. кат. МБДОУ «Детский сад Звёздочка», г. Абакана.

Абакан 2018

Конспект ООД  образовательной области «Познание. Ребёнок познаёт мир природы».

Разработала: Шарабаева Т.В. – воспитатель высшей кв. кат. МБДОУ «Детский сад Звёздочка», г. Абакана

Возрастная группа: старшая

Продолжительность ООД: 25 минут

Тема: Виртуальная экскурсия «Кто как зимует в лесу?»

Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе формирования представления о сезонных изменениях в жизни диких животных.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Способствовать формированию у детей представления о сезонных изменениях в жизни диких животных, их повадках, внешнем виде, жилище,  питании, образе жизни в зимний период;
  • Создать условия для формирования умения детей называть и различать диких животных.
  • Способствовать развитию умения  делать умозаключения и выводы;
  • Создать условия для развития  стремления к познанию окружающего мира.
  • Создать условия для развития  умения  распознавать  следы зверей.

Развивающие задачи:

  • Создать условия для развития у детей познавательной  активности, любознательности, наблюдательности;
  • Способствовать развитию у детей внимания, памяти, логического мышления (отгадывание загадок);
  • Способствовать развитию связной речи,  активизации  словаря детей (словаря прилагательных, глаголов), обогащению словаря детей: медведь – шатун, логово, берлога, дупло, маскировка.

Воспитательные задачи:

  • Создать условия для развития эмоциональной отзывчивости детей.
  • Способствовать воспитанию бережного и заботливого отношения к природе и её обитателям;
  • Способствовать развитию навыков взаимодействия сверстников друг с другом.

Оборудование:

  • Ёлочки, скамейка – «бревно», сугробы, нарисованные следы животных: зайца, лисы, волка, белки;

;звуковые эффекты (вой волков, хруст снега под ногами, мелодия); мультимедийная система, ноутбук с мультимедийной презентацией Виртуальная экскурсия «Кто как зимует в лесу?» 

  • для игры: шишки, 2 рюкзачка.   

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, чтение сказок о животных, отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе.

Методические приёмы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание, слушание звукозаписи, просмотр видео о животных.

Образовательная ситуация:

На экране появляется Лунтик. Он гуляет по зимнему лесу, видит кругом много снега, по пути ему попадаются разные звери  и у него возникает вопрос: «Как зимуют животные в лесу?».

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Организационно – мотивационный этап (3 мин )

- Давайте поздороваемся, чтоб у всех было прекрасное настроение.  

Предлагаю детям пройти на стульчики.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что на экране появляется Лунтик. Он гуляет по снежному  лесу, видит кругом много снега, по пути ему попадаются разные животные  и у него возникает вопрос: «Как зимуют животные в лесу?».Слайд № 2 

- Скажите, какие животные живут в лесу? Как можно их назвать одним словом? Почему их называют дикими?  

Лунтик: Здравствуйте! Сегодня я гулял по лесу. Отгадайте, каких животных я сегодня встретил в лесу? Давайте поиграем   «в загадки и отгадки» слушайте и отгадывайте. Если ответ правильный, то отгадка откроется на экране. Слайд № 3

  • По полю скачет, ушки прячет. Встанет столбом, ушки торчком.
  • Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живет, в деревне кур крадет.
  •  Кто осенью холодной ходит злой, голодный?
  • Маленький, рыжий зверек по веткам прыг- скок.
  • Лапу кто зимой сосет? А еще он любит мед, может громко зареветь, а зовут его...? (при наведении курсора на текст загадки, появляется картинка животного со звуком колокольчика).

- Ребята, как же мы можем помочь Лунтику ответить на его вопрос?

- Я вам предлагаю отправиться в путешествие по лесу. Утром с вами смотрели в окошко и сейчас загляните. Что мы  там с вами сегодня увидели? О чём нам снег, интересно, говорит?

- Скоро наступит холодная зима, к этой зиме нужно приготовиться. К зиме готовятся и люди и насекомые и звери.

- А вы знаете, как люди готовятся к зиме? А зачем они готовятся к зиме?

- А какой сейчас осенний месяц?  Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите по – порядку.

- Вот осенью и дикие звери начинают готовиться к холодной зиме.

- Давайте мы с вами  оденемся потеплее и отправимся на экскурсию в лес вместе с Лунтиком и узнаем, как зимуют дикие животные.

- А на чём можно добраться по снегу до леса?

И мы с вами будем добираться на лыжах.  

- Ребята, как нужно вести себя в лесу?

В лес загадочный, красивый

приглашаю вас пойти,

 интересней приключений,

 нам, ребята, не найти.

Дети заходят в зал.  

Дети выполняют веселую разминку «Здравствуйте, ладошки».

Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом.

Дети обращают внимание на Лунтика.

Дети называют диких животных.

Ответы детей.

Дети отгадывают загадки.

Дети рассуждают, как можно помочь Лунтику.

Ответы детей.  

Рассуждения детей о том, как люди готовятся к зиме.

Дети называют месяцы по порядку

Дети вместе с воспитателем имитируют одевание

Ответы детей.  

Дети вместе с воспитателем имитируют надевание лыж и ходьбу на лыжах.

Ответы детей. ( Закрепляем правила не шуметь, не ломать веток.)

  1. Основной этап (20 мин   )

На экране зимний лес, звучит красивая мелодия. Слайд 4

- Посмотрите какая красота кругом: деревья стоят в снежном убранстве, кругом все белым – бело, тишина в лесу.  Слайд № 5

Подходим к месту, где следы лисы.

 -Ребята, чьи это следы? - Вот она сама, ребята (Слайд№ 6).

- Расскажите, какая лиса?   Меняет ли лиса на зиму свою шубку? Почему не меняет? (она хищница, у нее  нет в лесу врагов) Нужна ли ей маскировка?  Как же она готовится к зиме?

- Зачем лисоньке такой пушистый хвост?

- Как называется дом лисички? (нора)

 Давайте тихонько присядем на бревно (скамейка, имитирующая бревно)  и понаблюдаем за рыжей красавицей. (Слайд №7 – видео о лисе).

Отправляемся дальше. (Слышится вой волков – звукозапись – Слайд № 8).

Что  это, дети?

- Видите, вон там следы? Чьи это следы?

Скажите, как волк готовится к зиме? Меняет ли он свою шубку? Почему не меняет?

Как называется жилище волков?

Волк к зиме не меняет цвета шубы, но она становится гуще и теплее. Живут волки в норах, которые называются – логово. По ночам они часто воют. Охотятся волки стаями на больных и слабых животных.

Спрячемся за ёлочкой и понаблюдаем за волками. (Слайды № 9 – видео о волках). 

Воспитатель: Ну что же, пойдем дальше пока волков не встретили.

 - Ребята, что это на снегу лежит? (шишки).

- Откуда зимой в лесу  шишки? Может быть их кто-то потерял? А здесь чьи-то следы.

- Вы наверное устали и замёрзли? Давайте наберем шишек и потом отнесем их в детский сад для поделок. Девочки в один рюкзачок, а  мальчики  - в другой.

- Ой, ребята, посмотрите: белочка! (Слайд № 10)

- Какие белки на зиму делают запасы?

 Почему у белки шубка летом была рыжая, а зимой серая стала? Так белочка маскируется, чтобы ее не заметили её враги: куница. На сером фоне стволов деревьев она не заметна в своей серой шубке. Это называется маскировка.

 - Как  называется домик белки?  (дупло)

Слайд № 11 –видео о повадках белки ).

- Ну  что же,  не будем беспокоить белок и пойдем дальше.

   

- Дети, слышите, что это? Кто-то сопит. Как вы думаете, кто здесь спит? (Слайд № 12) (медведь в берлоге, звуки сопения медведя)

- Правильно, молодцы!  

- Почему медведя не увидишь зимой в лесу?  Почему медведь впадает в спячку? Что ест медведь?

- Как называется жилище медведя зимой?

Здесь берлога медведя. (Беседа о медведе). Медведь-это крупный лесной зверь. У него теплая, бурая шерсть. К зиме он запасает под шкурой много жира. Медведь спит всю зиму. Ничего не ест. Зимой у медведицы появляется маленький медвежонок. Всю зиму он питается маминым молоком, а весной вместе с мамой выходит из берлоги. Если нечаянно разбудить медведя во время спячки, то он будет бродить по лесу очень злой. В это время он очень опасен. Такого медведя называют – ШАТУН.

- А кто еще спит зимой?

- Ну, чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше.

- Смотрите, вон под кустом сидит заяц. Слайд № 13        

Какой заяц?- Заяц белый. Как заяц готовится к зиме? Он меняет шубку 2 раза в год.  Для чего он это делает? Летом – серый, зимой - белый. Для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников.

- Что еще спасает зайца от хищников?  У него длинные уши быстрые длинные ноги. Задними ногами он сильно отталкивается и далеко прыгает.

-  Делает ли он себе запасы? Зимой питается корой деревьев

- У медведя есть берлога, у лисы – нора, у белки — дупло, а где же зайка живет? Какой у него домик? Нет у зайки домика, под кусточком поспал и убежал.

-  Давайте присядем на сугроб и  понаблюдаем за зайчиком. Слайд № 14 (видео о зайце)

Воспитатель: Ну, что же, дети, пора нам возвращаться в детский сад. Не будем тревожить лесных зверей.

Дети двигаются,  имитируя ходьбу на лыжах.

Дети рассматривают следы. Дети рассуждают, высказывают свои предположения.

Дети описывают внешний вид лисы.

Дети отвечают на вопросы.

Дети высказывают свои предположения.

Дети рассаживаются на «бревне», наблюдают за повадками лисы.

Дети двигаются,  имитируя ходьбу на лыжах.

Дети прислушиваются к звукам.

Дети высказывают свои предположения.

Дети рассматривают следы. Дети рассуждают, высказывают свои предположения.

Дети наблюдают за повадками волка.

Дети двигаются,  имитируя ходьбу на лыжахс

Ответы детей

Дети рассматривают следы. Дети рассуждают, высказывают свои предположения.

Дети собирают шишки в рюкзачки.

Дети наблюдают за повадками белки.

Рассуждения детей.

Дети высказывают предположения.

Ответы детей.

Дети двигаются,  имитируя ходьбу на лыжах.

Рассуждения детей. Дети высказывают предположения.

Ответы детей.

Предположения детей

Дети: барсук, еж.

Дети двигаются,  имитируя ходьбу на лыжах.

Ответы детей.

Рассуждения детей.

Дети высказывают предположения.

Дети рассуждают.

Ответы детей.

Дети  садятся на стульчики – сугробы, наблюдают за повадками зайца.

(возвращаемся имитируя езду на лыжах).

  1. Заключительный этап. (2 мин.)

-Вот и закончилась наша экскурсия. Давайте снимем лыжи и теплую одежду.

-Вам понравилось наше приключение?

- Где мы сегодня побывали?

- Как вы думаете, мы сегодня помогли Лунтику узнать, как зимуют дикие животные в лесу?

- Что вам понравилось?

Что мы принесли сегодня из леса? Как мы можем использовать эти шишки?

На слайде появляется Лунтик, он благодарит детей за помощь. (Слайд № 16)

 Ой, посмотрите, что это такое? Это гостинцы от Лунтика. Он прислали их вам в благодарность за помощь. Давайте попробуем сами и угостим наших гостей.

Дети имитируют то,  как они снимают верхнюю одежду и лыжи.

Ответы детей.

В совместной деятельности дети вместе с воспитателем изготавливают поделки из шишек.

Список использованных источников, в том числе Интернет-ресурсов:

  1. "Волки - Вой одинокого волка.mp3". https://5music.ru/download/56689086457030/YTo0OntzOjY6ImFydGlzdCI7czoxMDoi0JLQvtC70LrQuCI7czo1OiJ0aXRsZSI7czozNjoi0JLQvtC5INC-0LTQuNC90L7QutC-0LPQviDQstC-0LvQutCwIjtzOjg6ImR1cmF0aW9uIjtzOjQ6IjA6MzIiO3M6MjoiaWQiO2k6NTY2ODkwODY0NTcwMzA7fQ==
  2. Видео «Как зимуют лисы?». http://miytvideo.ru/video/как-зимует-лиса-детям
  3. Видео «Как заяц зимой живет?» Детям про животных

https://www.youtube.com/watch?v=ZITSx5VBQNc

  1. Звуки из берлоги медведя.  http://get-mp3.me/.
  2. Зимняя мелодия.  http://get-mp3.me/ 
  3. Звуки «Шаги по снегу». https://muzofond.fm/search/шаги%20по%20снегу
  4. Картинка «Медведь в берлоге». https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/04f2/00052189-fdde5a58/img3.jpg
  5. Картинки «В зимнем лесу». https://yandex.ru/images/search?text=в%20зимнем%20лесу%20картинки&rpt=imageрт
  6. Как волк зимой живет? Детям про животных.

https://www.youtube.com/watch?v=RO88yA18zbI

  1. Картинки. Лиса. https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20лиса&lr=1095
  2. Картинки. Заяц. https://yandex.ru/images/search?pos=6&img_url=https%3A%2F%2Favatars.mds.yandex.net%2Fget-pdb%2F805160%2F8150004b-0084-47c8-9d55-a535cfe2271d%2Fs1200%3Fwebp%3Dfalse&text=картинки%20заяц%20зимой&rpt=simage&lr=1095
  3. Мультфильм «Лунтик и его друзья» 188 серия. https://youtu.be/-v3mOMkDziE
  4. Обучающий фильм Белка. Обучающее видео для детей! https://youtu.be/cCjjn1O44EE

    14. Программа  «

Убрать фон на фото онлайн».

 15.  Программа для скачивания видео в ютубе на компьютер Ummy Video Downloader.

    16.  ВИДЕОРЕДАКТОР MOVIE MAKER. 

      17. Изменитель голоса.

 

Приложение:

Презентация к ООД «Виртуальная экскурсия «Кто как зимует в лесу?».

Презентация содержит слайды со звуковым сопровождением, слайды с видео.

Смена слайдов производится вручную по щелчку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи Тема «Откуда хлеб пришёл?»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим нед...

Конспект НОД область "Познание" Ребёнок и окружающий мир "Краски осени"

Закрепить знания об осени, сезонных изменениях происходящих в мире растений и животных....

Конспект НОД область "Познание" Ребёнок и окружающий мир "Путешествие в осень"

Расширение представлений детей об осенних изменениях в природе (установление простейших связей между явлениями живой и неживой природы)....

Конспект НОД в старшей группе по образовательной области «Познание», Тема «Прогулка по весеннему лесу» (Игра-экскурсия)

Задачи:1.Обогащать представления о весне, об окружающем мире;2.Закладывать основы экологического воспитания, воспитывать бережное отношение к природе;3. Расширять представления о жизни диких животных ...

Конспект занятия область познание Тема :"Экскурсия по городу "подготовительная группа

Дети закрепят знания о достопримечательностях  родного города...