Опытно-экспериментальная деятельность
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Петухова Татьяна Витальевна

В позиции окружающего мира важную роль играет опытно-экспериментальная деятельность, которая позволяет вырабатывать у детей  определенный алгоритм исследовательских действий, выдвигать предположения, делать выводы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshk_vospit_7.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Открываем и узнаем

Опытно-экспериментальная деятельность

В позиции окружающего мира важную роль играет опытно-экспериментальная деятельность, которая позволяет вырабатывать у детей  определенный алгоритм исследовательских действий, выдвигать предположения, делать выводы.

Опыты с водой.

Цели:

  • Подвести к пониманию того, что вода обладает свойствами.
  • Дать представление о свойствах предметов при взаимодействии с водой.
  • Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи и выдвигать гипотезы.

Предшествующая работа. Экспериментирование с водой, снегом, льдом; наблюдения.

Ход опытов.

Водяной (воспитатель) приглашает детей в гости. Читает стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте

И в сыром лесном болоте,

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить,

Без неё нам не прожить!

Водяной. Хотите посмотреть, какие опыты можно провести с водой?

Загадочная виноградинка

Материалы и оборудование. На подносе – стакан, бутылка минеральной воды, виноград на блюдце.

Водяной наливает минеральную воду в стакан.

Водяной. Что это за вода?

Дети. Минеральная.

Водяной. Как вы догадались?

Дети. Появились пузырьки, выходит газ.

(Водяной предлагает ребёнку бросить виноградинку в стакан.)

Водяной. Что происходит с виноградинкой?

Дети. Она опускается на дно.

Водяной. Виноградинка тонет, потому что она тяжелее воды. А теперь что вы видите?

Дети. Она покрылась маленькими пузырьками и всплывает.

Водяной. Ягодка покрыта пузырьками воздуха, а воздух легче воды и стремится вверх. Вот он поднимает виноградинку. Смотрите – на поверхности пузырьки начали лопаться, воздух  улетучивается, и виноградинка снова опускается на дно.

Волшебные яйца

Материалы и оборудование. На подносе две одинаковые банки с водой, два сваренных вкрутую яйца, соль, ложки для пробы воды на вкус.

Водяной обращает внимание детей на схему, на которой показана последовательность проведения опыта.

Водяной. Что изображено на схеме? (Две банки с водой .) Что показывают стрелочки? ( В одну из банок надо насыпать соль.)

(Водяной предлагает ребёнку насыпать соль в одну из банок и хорошо размешать. Затем надо попробовать воду на вкус из обеих банок.)

Водяной. Какая вода на вкус в этой банке?

Дети. Простая, пресная.

Водяной. Солёная.

Водяной. Всё ли мы с вами сделали по схеме? Что дальше надо сделать?

Дети. Надо опустить яйца в банки с водой. ( Дети кладут яйца на ложки и аккуратно опускают их в банки с водой.)

Водяной. Что происходит?

Дети. В банке с пресной водой  яйцо утонуло, а в  банке с солёной водой – всплыло.

Водяной. Это значит, что солёная вода более плотная, чем пресная, поэтому в ней легче плавать. Как вы думаете, где легче научиться плавать – в реке или в море? Почему?

(Если дети затрудняются с ответом, Водяной помогает вопросами и подсказывает.)

Опыт «Делаем облако» 

Материал и оборудование. На столе поднос с банкой и крышкой. Лёд и горячую воду приносят перед самым опытом.

Водяной. Чудеса продолжаются! Отгадайте загадку.

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.  (Облако)

(Водяной осторожно наливает горячую воду в банку и быстро закрывает её   крышкой. Предлагает детям положить на крышку кусочки льда.)

Водяной. Что мы видим?

Дети. Банка запотела!

Водяной. Вода поднимается в виде пара вверх и охлаждается. Пар превращается в капельки воды. (Объясняет детям, похожим образом в природе образуются облака - тёплый воздух поднимается высоко в небо, где гораздо холоднее, чем около поверхности земли, и охлаждается.)

Опыт «Спичечные бега»

Материалы и оборудование. На подносе тарелка с водой, спички, кусочки сахара, кусочек мыла.

Водяной. Дети, вода нам приготовила ещё один сюрприз. Хотите увидеть?

(Предлагает детям положить на середину тарелки кусочек сахара, затем четыре спички в воду. Спички приблизились друг к другу.)

Водяной. Сахар начинает впитывать воду, возникает течение, которое сближает спички. (Затем опускают кусочек мыла. Спички «разбегаются».)

Водяной. Мыло создаёт плёнку на поверхности воды, которая заставляет спички разбегаться. (Водяной спрашивает детей, понравились ли им опыты и какие.)

Четыре стихии.

Цели. 

  • Формировать познавательный интерес, опираясь на исследовательскую деятельность.
  • Развивать образное мышление, воображение, умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.
  • Закреплять знания о четырёх природных стихиях.
  • Активизировать словарь (ветер, ураган, смерч, прозрачная); 
  • Обогащать лексику (ветерок, ветрище, ветрило).

Предшествующая работа. Наблюдения на прогулках в разное время года за природными явлениями. Экспериментирование с водой, песком, воздухом. Путешествие по географической карте, по глобусу. Рассматривание и чтение познавательной литературы.

Материалы и оборудование. Слайды, микрофон, магнитная доска, глобус, схемы и картинки с изображением стихий, листы ватмана и восковые мелки для рисования, операционные карты.

Ход работы.

Воспитатель (показывает глобус). Перед вами глобус-модель нашей планеты. Посмотрите, какая Земля красивая, разноцветная. (Читает стихотворение Я.Акима «Наша планета»).

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивлённо.

Береги свою планету-

Ведь другой, похожей, нету!

Земля - самое дорогое, что у нас есть, она бесценна, то есть не имеет цены.

1-й ребёнок (читает отрывок из  стихотворения В. Орлова «Что нельзя купить?»).

Если деньги накопить,

Можно многое купить:

Дом, одежду и завод,

Самолёт и пароход.

(Воспитатель подводит детей к выводу, что нельзя купить здоровье, жизнь, хорошее настроение.)

2-й ребёнок (читает  отрывок из того же стихотворения).

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелёк

Родничок и тополёк.

Воспитатель. Посмотрите, какого цвета больше на глобусе? Как вы думаете, почему? (Ответы.) Вода – одна из стихий. Мы знаем, что существуют четыре стихии природы. (Показывает слайды с изображением воды, земли и огня и схемы).

 Загадки о стихиях.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода.)

Всех кормит, а сама есть не просит.(Земля.)

Жар-птица летает,

Золотые перья роняет.(Огонь.)

(Взрослый предлагает выбрать схему соответствующей стихии.)

Воспитатель. Какую из стихий мы не назвали? (Ответы.) Верно, это воздух. Воздух-невидимка. Он вокруг нас всегда, но мы его не видим, поэтому на схеме он изображён в надувном воздушном шарике.

Игра «Стихии».

Дети выстраиваются полукругом; воспитатель показывает картинки с изображением стихий, дети выполняют движения.

Земля - опускают руки вниз

Вода -  вытягивают руки вперёд.

Воздух- поднимают руки вверх.

Огонь – прячут руки за спину.

Воспитатель. О каком природном явлении сейчас пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку.

Без рук, без ног, а дерево гнёт. (Ответы.)

Воспитатель. Верно! Это ветер! Как вы думаете, к какой из стихий он относится? (Ответы.) Ветер – это движение воздуха. Ветры бывают разные.

Дидактическое упражнение «Назови слово».

Воспитатель. Как можно назвать лёгкий ветер? (Ветерок, ветерочек.) Как вы скажете о сильном ветре? (Ветрище, ветрило, ураган.) Молодцы! Бывает ветер очень опасный, ураганный, который сметает всё на своём пути. Его называют «смерч». Это сильный вихрь, поднимающий вверх столбом воду, песок, камни, дома, машины, людей, животных. Он вращает их с огромной скоростью. Постараюсь показать, как это происходит.

Опыт « Смерч в бутылке».

Материал и оборудование. Схема последовательности проведения опыта, пластиковая бутылка, алюминиевые шарики (6-8 штук), жидкое мыло, чайная ложка, синий краситель, пипетка.

Воспитатель. Посмотрите, что я делаю?

Дети. Выливаете в бутылку чайную ложку жидкого прозрачного  мыла.

Воспитатель. Что делаю дальше?

Дети. Бросаете алюминиевые шарики в бутылку с водой.

Воспитатель. Добавляю в воду две капли синего красителя. Чем я буду его набирать и капать?

Дети Пипеткой.

Воспитатель (крутит бутылку). Лёгкие алюминиевые шарики поднимаются вверх. Это похоже на то, что происходит во время урагана с разными предметами.

Ураганы и смерчи появляются внезапно и несут разрушения. Учёные научились предупреждать о них заранее. (Демонстрирует слайд «Смерч»).

Сейчас предлагаю вам попробовать нарисовать  смерч.

(Дети рисуют смерч цветными карандашами, восковыми мелками-на выбор.)

3-й ребёнок.

Я и тучка, и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу.

И стеклянной быть могу!

Воспитатель. Дети, о чём эта загадка? (Ответы.) верно, о воде. Вспомним, какими свойствами она обладает.

Дети. Прозрачная, жидкая, без запаха, на холоде замерзает, при нагревании превращается в пар.

Опыт « Впитывая водяные капли»

Материалы и оборудование. На пластиковых тарелках-кусочки бумажной салфетки, фольги, пластмассы, ткани, картона (на каждого ребёнка); ёмкости с водой.

Дети поливают образцы материалов, наблюдают.

Воспитатель. Какие материалы впитали воду? Какие не впитали? Материалы, которые впитывают воду, называются пористыми. Это означает, что в них есть множество крошечных отверстий. (Бумажная салфетка, ткань, картон.)

Воспитатель спрашивает детей, что им больше всего понравилось.

Источники

1. Зенина Т.Н. Экологические праздники для старшиx дошкольников: Учеб.-метод.пособие. М., 2008.

2. Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. М.,2007.

3. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. М., 2002.

4. Попова Т.И. Мир вокруг нас. М., 1998.

5. Рыжова Н.А. Воздух – невидимка: Пособие по экологическому образованию дошкольников. М., 1998.

6. Добро пожаловать в экологи! Ч.2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста / Сост. О. А. Воронкевич. СПб, 2003.

7. Энциклопедия для детей от А до Я.М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Технология опытно экспериментальной детской деятельности

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...