Проект "Полезные свойства лука"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гасанагаева Файиза Абдулвагабовна

Ежедневно человек в своей жизни использует в пищу много разнообразных

овощей, в том числе и лук. Лук– очень древнее растение. О нем говорят очень много, как в  простонародие, так и в медицине. Кроме этого в луке содержится очень много полезных свойств, его используют при приготовление блюд. Это значит, что лук один из самых привычных для нас овощей. Но все ли мы о нем знаем?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_poleznye_svoystva_luka.docx125.69 КБ

Предварительный просмотр:

                  РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

               ХАНТЫ - МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

               ГОРОД ПОКАЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -ДЕТСКИЙ САД

        Городской конкурс

учебно-исследовательских и творческих работ

                  «Юность в науке»        

Направление:

                                                                     естественные науки и современный мир

 «Полезные свойства лука»

Автор:

                                                                               воспитанница группы общеразвивающей  направленности (5-6 лет) «Незабудка»              

                                                                                             Искандарова  Мадина  Курбановна.
                                                                                                         

Научный руководитель:

                                                                                             Гасанагаева Файиза Абдулвагабовна,

воспитатель муниципального автономного

 дошкольного образовательного учреждения

 Центр развития ребенка- детский сад

       2018 г.

Содержание

  1. Аннотация……………………………………………………………………………....3
  2. План исследований……………………………………………………………………..4
  3. Описание работы………………………………………………………………………..5
  4. Список используемой литературы……………………………………………………13
  5. Приложения…………………………………………………………………………….14

                                                         

                                                            1.Аннотация.

Ежедневно человек в своей жизни использует в пищу много разнообразных

овощей, в том числе и лук. Лук– очень древнее растение. О нем говорят очень много, как в  простонародие, так и в медицине. Кроме этого в луке содержится очень много полезных свойств, его используют при приготовление блюд. Это значит, что лук один из самых привычных для нас овощей. Но все ли мы о нем знаем?

 Актуальность: 

Тема исследовательской работы «Полезные свойства лука» актуальна в наше время, так как использование народных рецептов обретает все большую популярность. Дорогие лекарства в аптеках не каждый может себе позволить, а вот такой замечательный овощ как лук, люди выращивают сами и лекарства, получаемые из лука, практически ничего не стоят. Лечебные свойства тех или иных растений методом проб и ошибок обнаруживали еще наши далекие предки. Со временем возникло целое учение о естественных лекарственных средствах. Ценно то, что лекарственные растения, используемые в медицине, крайне редко оказывают нежелательные побочные действия, чего больше всего опасаются люди, принимая синтетические препараты.

    Лук — от всех недуг. Так говорится в народе. Эта универсальная приправа с древних времен имеет большую популярность у разных народов. Также давно известны лечебные свойства лука.

    Лук издавна использовался как эффективный природный антибиотик. Он содержит более 200 природных фитокомпонентов. Летучие вещества - фитонциды, губительно действуя на вирусы и микробы, защищают организм от простуды и гриппа. Гораздо менее известны другие терапевтические способности этих растений - овощей. В обычной луковице содержатся фруктоза, глюкоза, сахароза, мальтоза, инулин, витамины. Столь большого набора макро- и микроэлементов нет ни в одном овоще.

Цель исследовательской работы: исследовать целебные свойства лука и выяснить, при каких заболеваниях он помогает.

    Задачи:

1.Изучить литературу по данному вопросу.

2.Провести анкетирование среди учащихся начальной школы.

3.Провести эксперимент.

4.Проанализировать полученные результаты.

5.Узнать рецепты с использованием лука при лечении различных заболеваний.

6.Выпустить брошюру с рецептами лечения луком.

В рамках исследования были использованы следующие методы и приёмы работы:

  • Изучение информации из интернет - источника  и литературы
  • Анкетирование
  • Экспериментирование
  • Сбор информации
  • Опрос среди сверстников
  • Наблюдение и экспериментирование
  • Интервью

Вывод: моя исследовательская работа будет полезна моим сверстникам. Она поможет ребятам понять, что народные рецепты с использованием лука могут быть эффективнее аптечных лекарств,  при лечении кашля, простуды и других заболеваний.

                           

                                                  2.План исследований

Вопрос: почему народ сложил поговорку «Лук- от семи недуг», от каких болезней помогает лук?

Гипотеза: если знать лечебные свойства лука и систематически употреблять его в пищу, то можно избежать некоторых заболеваний в весенне-зимний период.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап
  • Постановка цели и планирование мероприятий.
  • Чтение художественной литературы по теме Чтение стихотворений и загадок о луке, чтение художественной литературы Чиполино, чтения стихотворения о луке Л. Громова
  • Просмотр мультфильма Просмотр мультфильма «Чипполино».
  1. Основной этап
  • Подбор  материала из интернет - источника, литературы, фотоматериалов (что такое лук, история лука,
  • Анкетирование среди детей нашей и соседней  группы
  • Опытно – экспериментальная деятельность
  1. Заключительный этап.

   Сейчас успех применения лука в народной медицине имеет научное обоснование: в этом пряном овоще много фитонцидов – летучих веществ, убивающих микробы.

Я изучила целебные свойства лука и выяснила, от каких недугов помогает это растение.

Ученые доказали, что лук может защищать здоровье человека. Зная целебные свойства лука, я могу использовать его при лечении заболеваний.

Я собрала рецепты народной медицины с применением лука и издала брошюру «Лук от семи недуг». Рецепты народной медицины.

Недаром русский народ сложил поговорку: «Лук – от семи недуг».

Таким образом, цель исследования определена. Задачи исследования решены. Тема раскрыта. В этом и заключается моя работа.

                                          БИБЛИОГРАФИЯ:

   1.Все об обычном луке, Дубровин И., Эксмо-Пресс, Яуза Город издания: М., 2010. -13 с.

2.Лук: на страже здоровья, Неумывайкин И.П., Диля, 2013. -96 с.

3.Растения. Полная энциклопедия, Школьник Ю., ЭКСМО, 2009. -256 с.

4.Я познаю мир. Детская энциклопедия, Багрова Л.  Растения, Москва, ООО Фирма Издательство АСТ, 1999.  -52 с.

                           

                     

                                                  3.Описание работы.

В начале исследования я провела анкетирование среди своих сверстников (Приложение 1). В анкетирование принимали участие 30 человек:  это мои одногруппники,  а также  ребята из  группы «Ландыш». Анализируя результаты анкетирования, я пришла к выводу, что не все ребята моего возраста знают о полезных и лечебных свойствах лука. И тогда мы решили узнать, правда ли это, что лук имеет полезные свойства и, что лук помогает от многих болезней.   Постараемся разобраться и ответить на эти вопросы?

  1. Подготовительный этап
  • Постановка цели и планирование мероприятий.

  Вместе с воспитателем я поставила цель, исходя из этой цели мы запланировали следующие мероприятия:

  • Чтение художественной литературы по теме: Чтение стихотворений и загадок о луке, чтение художественной литературы Чиполино, чтения стихотворения о луке Л. Громова
  • Прослушивание отрывка из мультфильма Чиполлино, песня Чиполлино

Музыка Н .Пейко, Слова С. Маршака

Я веселый Чиполлино,

Вырос я в Италии

Там , где зреют апельсины

И лимоны, и маслины

Фиги и так далее ….

Но под синим небосклоном

Не маслиной, не лимоном ,

Я родился луком

Значит деду Чиполлоне

Прихожусь я внуком

  • Просмотр мультфильма «Чипполино»

  1. Основной этап
  • Подбор  материала из интернет - источника, литературы, фотоматериалов (что такое лук, история лука, виды лука, знакомство с полезными свойствами лука. В ходе сбора информации  мы узнали про то, что такое лук, историю и полезных свойствах лука. Так же нас познакомили с правилами употребления лука. Мы с воспитателем, много читали энциклопедий и узнали.

                      История появления и использование лука в Древнем мире.

Родина лука- Азия. С глубокой древности лук выращивали в Индии, куда его завезли арии. Индийцам были знакомы целебные свойства лука, но в пищу его не употребляли из-за резкого запаха. В Древнем Китае и Японии выращивали местные сорта лука.  В первой китайской книге о лечебных растениях, написанной около 2600г. до н.э., упоминается лук душистый, а известный врач Ли Шичжень (1596-1522гг. до н.э.) описал в своем лечебнике способы приготовления более 1500 лекарств из растений, в том числе из листовых луков.  

В Библии (5в. до н.э.- 2в.н.э.) есть сведения о том, что израильтяне в Древнем Египте ели много лука во время странствия с Моисеем.

 Врач, философ и поэт Ибн-Сина (Авиценна), живший в 903-1037 гг., писал в знаменитом труде «Канон врачебной науки», что луковый сок используется при болезнях горла, гноящихся ран, для очищения воды, а его смеси с медом – для уничтожения бельма. (10)

Древнеримский врач Клавдий Гален в своих знаменитых травниках называл лук «всеспасающим средством для бедняков» и рекомендовал лечить им астму, кашель, пищевые отравления, зубную боль и другие болезни.  Гален лечил с помощью лука и чеснока раны гладиаторов.   Он писал: «Хотя предыдущие врачи, леча гладиаторов, промывали рану горячей водой и накладывали на нее пшеничную муку, умеренно заваренную смесью масла и воды, я вообще исключил воду и делал смесь из муки и толченого лука с маслом, смазывая кожу вокруг раны небольшим количеством масла.  Результаты можно считать прекрасным, поскольку у меня нет ни одного смертного случая, а раньше смерти были многочисленными».

Известно, что при лечении черепно-мозговой травмы у одного гладиатора он «совершенно использовал» такую смесь:

- 1 часть лука или чеснока;

- 1 часть ладана;

- 1 часть алоэ;

- 1 яичный белок и щепотка меха дикого кролика.

Все перемешивали до консистенции жидкого меда и накладывали на рану. (6)

Первые изображения репчатого лука относят к 3200-2700 гг. до н.э.   Лук и чеснок находили в саркофагах и во внутренних полостях мумий. В те далекие времена лук и чеснок ценились очень высоко. Одна из надписей на крупнейшей египетской пирамиде фараона Хеопса рассказывает: «сколько серебра было потрачено на приобретение лука для строителей пирамиды». 

Луку воздавали почести как божеству, им клялись, из него делали амулеты.  Рыцари эпохи крестовых походов носили за голенищем левого сапога три головки чеснока, а на груди - амулет из лука. Известно, что даже английский король Ричард Львиное Сердце, известный своей жестокостью, носил на шее луковый амулет.

У древних греков луковица считалась символом устройства Вселенной.  Ее чешуи уподобляли небесным сферам, несущим все небесные тела и прикрепленным к центру мироздания. Древние греки носили лук на груди как талисманы, которые защищали от болезней, давали победу над врагами, увеличивали силу и смелость.  Даже участники первых Олимпийских игр усиленно ели их перед соревнованиями.

В Древнем Риме лук считался лучшим средством против демонов и вампиров, присутствовал в каждом доме. Однако со временем он стал овощем простонародья, патриции считали его употребление неприличным.

                        История появления и использования лука на Руси.

Время появления лука в Древней Руси точно не установлено, но известно, что славяне с давних пор культивировали и потребляли его в пищу как средство, отбивающее специфический вкус и запах мяса диких животных. В Киевской и Московской Руси он являлся одним из главных пищевых продуктов крестьян и городской бедноты: из лука, черного хлеба, воды и небольшого количества растительного масла готовили тюрю. У зажиточных людей он считался основной приправой к большинству кушаний. Например, у бояр за деликатес почитались рубленая, зажаренная на сковороде, печенка с луком, а также икра со свежим, мелко рубленым луком. Иностранные путешественники и дипломаты, бывавшие на Руси, отмечали, что большинство русинов употребляют настолько острые блюда, что их есть невозможно. Лук стал основным продуктом питания простолюдинов на Руси. Хлеб да квас, да лук сырой – вот основные продукты питания крестьян, ремесленников, солдат. Народ, естественно, не мог знать в те времена о фитонцидных свойствах лука, которые благотворно влияют на повышение иммунитета организма, устойчивость его к заболеваниям.

В одном старинном русском травнике есть такое описание целебности лука: «Приятно утробу мягчит, но жажду наводит и дух, смердящий изо рта, истребляет... будучи употребляемым внутрь, отменно действует при слабости желудка и худом пищеварении, слизистой и судорожной одышке, водяной и каменной болезни, равно как в скорбуте и глистах... Во время господствующих заразительных болезней весьма полезно прибавлять лук к пище для завтрака, составлять супы из лука с прибавлением соли, перца, немного уксуса». Лук и чесночницы раскладывали в помещениях больных животных либо вешали на шею коровам, овцам, лошадям. (1)

                                            Лечебные свойства лука.

Целебность лука во многом стала понятна лишь с открытием фитонцидов (особых летучих веществ растительного происхождения, убивающих микроорганизмы), которые способны дезинфицировать окружающую среду, поражая многие и многие группы микроорганизмов. Открытие фитонцидов принадлежит известному исследователю академику Б. Н. Токину. Именно он в 1928г первым подметил, что летучие вещества растертого лука губительно действуют на клетки дрожжей.

Фитонциды -это группа растительных веществ с ярко выраженной антибиотической активностью.

Узнав, что в луке есть фитонциды, которые уменьшают рост и развитие бактерий, мне стало интересно узнать, а как фитонциды будут влиять на развитие плесени на хлебе.

Для развития и роста плесневелых грибов, в качестве питательной среды, я выбрала белый хлеб. Кусочки были помещены в 2 пластиковых контейнера и накрыты крышкой, но не плотно (Приложение 2)

Первым был поражён плесенью хлеб в контейнере, где не было лука. На нём первые признаки заражения появились на 4 день. В образцах, где использовались в качестве защиты фитонциды лука, рост плесени начался позже. Свои наблюдения я занесла в таблицу (Приложение 3)

 Лечебные свойства лука замечены и проверены в научных исследованиях многих медицинских, фармацевтических научно-исследовательских институтов.

 Лук является исключительно полезным овощем для поддержания нашей красоты и здоровья. Он богат витаминами, в нем много белков, жиров, минеральных солей, органических кислот и сахара. Из витаминов в луке в большом количестве присутствуют В1, В2, В6, Е, РР. А также витамин С. Достаточно употреблять в пищу ежедневно 100 гр. лука, чтобы организм получил нужное количество витамина С. Лук богат эфирными маслами, которые и придают этому овощу характерный резкий запах, кроме этого, эфирные масла лука обладают отличным противомикробным и лечебным действием. (3)

Эксперимент №1

Во время эпидемии заболевания ОРВи среди учащихся 2 «Б» класса мы разложили части луковицы в разные места класса. Но эксперимент не дал ожидаемых результатов. Ученики продолжали заболевать и 5 человек заболели ОРВи. Подумав я пришла к выводу, что возможно нужно было больше положить лука, так как площадь помещения большая.

Вывод: эксперимент №1 не удался, и чтобы узнать, существуют ли фитонциды в луке, нужно провести еще один эксперимент.

Эксперимент №2

Мы взяли 2 контейнера, 2 кусочка белого хлеба, разрезали луковицу. В первый контейнер положили хлеб без лука, во второй контейнер хлеб с луком. Контейнеры закрыли не плотно. Через 4 дня в контейнере без лука на хлебе появилась первая плесень, в контейнере с луком плесени на хлебе не было. Еще через 4 дня на хлебе в контейнере без лука плесень увеличилась, а в контейнере с луком плесени не было. Посмотрев на контейнеры еще через 3 дня, я увидела, что в контейнере без лука хлеб весь покрылся плесенью, а в контейнере с луков на хлебе только начала плесень появляться.

Вывод: в луке действительно есть фитонциды, которые уменьшают рост и развитие бактерий.

Практическая работа по изготовлению сиропа от кашля с использованием лука.

Узнав от нашей медсестры Каримы Искандаровны рецепт от кашля, я решила его изготовить. Для этого нам понадобилась 1 луковица, 2 столовые ложки сахара и стеклянная емкость.

Лук мелко порезала, положила в стеклянную посуду, засыпала двумя столовыми ложками сахара и поставила на сутки в темное место. Пройдя сутки  наш сироп от кашля был готов.

Вывод: такие народные рецепты очень полезны, не дорогие и не содержат вредных химических веществ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сейчас успех применения лука в народной медицине имеет научное обоснование: в этом пряном овоще много фитонцидов – летучих веществ, убивающих микробы.

Я изучила целебные свойства лука и выяснила, от каких недугов помогает это растение.

Ученые доказали, что лук может защищать здоровье человека. Зная целебные свойства лука, я могу использовать его при лечении заболеваний.

Я собрала рецепты народной медицины с применением лука и издала брошюру «Лук от семи недуг». Рецепты народной медицины.

Недаром русский народ сложил поговорку: «Лук – от семи недуг».

Таким образом, цель исследования определена. Задачи исследования решены. Тема раскрыта. В этом и заключается моя работа.

                       

  1. Список используемой литературы

1.Все об обычном луке, Дубровин И., Эксмо-Пресс, Яуза Город издания: М., 2010. –13

2.Лук: на страже здоровья, Неумывайкин И.П., Диля, 2013. -96 с.

3.Растения. Полная энциклопедия, Школьник Ю., ЭКСМО, 2009. -256 с.

4.Я познаю мир. Детская энциклопедия, Багрова Л.  Растения, Москва, ООО Фирма Издательство АСТ, 1999.  -52 с.

Интернет источники:

5.http://well-cooked.ru/vsyo-o-luke-repchatom.html

6.http://sadgora.info/food-stuffs/fruit-and-vegetables/525-vse-o-luke

7.http://test.gazetasadovod.ru/veg/luk/4841-vse-o-repchatom-luke.html

8.https://ru.wikipedia.org/wiki/Лук_репчатый

9.http://www.smirnova-tatjana.ru/jurii-moroz/181-3253.html

         10. http://sitefaktov.ru/index.php/home/1947-o-luke

                                                             

                                                                                       

   Приложение 1

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ» ЭКОЛОГИЯ. ТЕМА: «ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА ЛУКА». ВОСПИТАТЕЛЬ ФЕДОТОВА О.П. МАДОУ ЦРР Детский сад №14 г. Кропоткин.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»  ЭКОЛОГИЯ.ТЕМА: «ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА ЛУКА».ВОСПИТАТЕЛЬ ФЕДОТОВА О.П.МАДОУ ЦРР  Детский сад №14 г....

Проект «Виды и свойства лука»

Информационно-экспериментальный проект « Виды и  свойства лука»Паспорт проектаТип проекта:По доминирующей в проекте деятельности: информационно-экспериментальный.По содержанию: обучающий,По числу...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ» ЭКОЛОГИЯ. ТЕМА: «ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА ЛУКА». ВОСПИТАТЕЛЬ Коробко И.Н.

Программные задачи: 1. Систематизировать знания детей о полезных свойствах лука, условиях необходимых луку для роста, процессе   его посадки в домашних условиях, подборе инструмен...

Целебные свойства лука

Целебные свойства лука...

Информация для родителей "Полезные свойства лука"

Информация для родителей "Полезные свойства лука"...

Консультация для родителей "Полезные свойства лука"

Лук "окультурен" человеком около 4000 лет назад. Считается, что репчатый лук люди начали выращивать в Средней Азии. Исцеляющие свойства репчатого лука были известны людям еще в древности. В ...

Конспект занятия во 2 младшей группе " Посадка лука" Цель: Закрепить представления детей о свойствах лука; продолжать формировать умения сажать луковицы в воду.

Конспект занятия во 2 младшей группе " Посадка лука"Цель: Закрепить представления детей о свойствах  лука;  продолжать формировать умения  сажать луковицы в воду....