КОНСПЕКТ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Конспект природоведческой беседы по экологическому воспитанию с детьми  старшего дошкольного возраста  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ  ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема: «О чем поют весной птицы?»»

Цель: Расширение представлений о перелетных птицах, об их жизни в весенний период.

Задачи:

Образовательные:

-  расширять и систематизировать знания детей о перелетных птицах;

-  углублять представления о звуковых сигналах птиц.

Развивающие:

-    развивать интерес у детей к жизни птиц;

-    развивать кругозор, мышление, воображение, связную речь;

-    развивать память, внимание, наблюдательность;

-  развивать умения детей применять имеющиеся знания в новых условиях.

Воспитательные:

-    воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам и желание помогать им.

Словарная работа: 

Обогащение словаря: «перелетные птицы».

Активизация словаря: первоцветы, подснежники, лопаются почки, пробивающаяся травка.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на участке, составление сравнительных рассказов о птицах (снегирь – соловей),  рисование на тему «Птицы весной», аппликация «Ласточки».

Оборудование: аудиозапись «Голоса птиц в лесу»,  карточки с изображением птиц, флажки красного и синего цвета, макет дерева  с изображением птиц, стульчики.

Ход занятия

Этапы проведения
время

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методические указания и приёмы.

Вводная часть

- Здравствуйте, Ребята!

Послушайте стихотворение:

Как приятно проснуться, встать,

Синее небо в окно увидать

И снова узнать, что повсюду весна,

Что солнце и утро прекраснее сна.

Я сегодня проснулась от веселого пения  и перезвона птичьих голосов за окном.

Птицы весело  и громко пели свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой. Откуда же прилетело столько птиц?

Почему птицы прилетели к нам?

Наступила весна, а какая она?

Давайте поиграем с вами в игру «Чудеса весной».

Я буду называть по очереди «чудеса», которые свойственны только весне, если «чудо» соответствует весне, то вы поднимаете красные флажки, а если не соответствует – синие.

Игра «Чудеса весной»:

Снег превращается воду, появляются первоцветы-подснежники, лопаются почки, появляются маленькие листочки, земля позеленела от пробивающейся травы.

- Здравствуйте!

- Из теплых стран, с юга.

- Наступила весна,  снег растаял, стало тепло, они вернулись на родину.

- Теплая, светлая, радостная, звонкая, солнечная, зеленая, ласковая.

Играют.

Приветствие

Худ. Слово

Вопросы.

Игра «Чудеса весной»

Объяснение

Опора на опыт детей.

Основная часть.

Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях.

Таких птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно, называют – перелетные.

Игра «Хорошо – плохо».

Что хорошего в том, что птицы улетают от нас?

А что плохого в том, что птицы улетают от нас?

Ребята, а вам бы хотелось увидеть перелетных птиц?

Раньше на Руси дети становились в хоровод и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы  с вами  их позовем так же:

Уж вы пташечки, щебетушечки,

Прилетайте  к нам!

Весну ясную, весну красную Принесите нам!

Обращаю внимание детей на чудо-дерево, на котором сидят перелетные птицы.

Что за чудо-дерево! Какие красивые птицы прилетели к нам! Каких птиц вы узнали?

Как этих птиц можно назвать одним словом?

А как вы догадались, что это ласточка?

А как вы догадались, что это иволга?

А по каким признакам догадались, что это скворец?

Какие красивые, одна на другую не похожие птицы. Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской оперения, но и своими песнями. Мир вокруг нас полон звуков, и среди них особое место занимают звуковые сигналы птиц.

А если бы птицы пели как люди, словами, о чем бы они нам рассказали в своих весенних песнях?

Ребята, а вы знаете, что песни у птиц бывают разные? Иногда голос одной птицы меняется. Почему?

Кто враги у птиц?

А сейчас послушайте пение птиц и догадайтесь  какое у них настроение.

Звучит аудиозапись «Голоса птиц в лесу».

Какое настроение вызвало  у вас пение птиц?

Мы слышали, как в вышине

Поют свои нам песни птицы,

Поют о солнце и весне,

И о родимой стороне,

И нет  их песенок чудесней.

А кто знает, какая первая забота у птиц весной?

Из чего строят гнезда птицы?

А где строят свои гнезда птицы?

Вот, когда все гнезда готовы, какая же  следующая забота у перелетных птиц?

А кто заботится, высиживает, согревает, бережет их?

А кто заботится и кормит маму и  птенцов?

Ребята, а мы как то можем помочь птицам весной?

Мы с вами птиц рисовали, лепили из пластилина, делали аппликацию из бумаги. А давайте теперь попробуем сделать птиц из пальчиков.

Пальчиковая игра «Птички».

Ладони повернуть к себе, большие пальцы (головка птички) выпрямлены от себя и переплетены, цепляются друг за друга, остальные пальцы сомкнуты (крылья). Помахать крыльями, полетать.

К нам сорока – белобока

Прилетела издалёка,

Не сказала, где была,

Но зато она, ребята,

Интересные загадки

На хвосте нам принесла.

Кто загадку отгадает,

Тот картинку открывает.

Загадки:

-Черный, проворный,

Кричит: «Кракк»,

Червякам враг.

-Гнездо не строит никогда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

-Молод конь, за морем бывает

Спереди шильце, сзади вильце,

На груди- белое полотенце.

-Птичка-невеличка,

А поет – лес дрожит.

- Верещунья – белобока,

А зовут ее ….

Ребята, посмотрите, все  ли птицы  у нас на картинках перелетные? Кто здесь лишний?

Повторяют за воспитателем -  перелетные.

- Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло.

- Птицам голодно, нечем питаться, так как все насекомые зимой спят, а на юге насекомые водятся круглый год.

- Мы не видим птиц, не слышим их пения.

- Многие птицы,  когда перелетают, погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.

- Да!

-Давайте!

Проговаривают закличку вместе с воспитателем.

- Соловей, скворец, ласточка, грач, кукушка, иволга, жаворонок.

- Перелетные.

- У нее голова, крылья, спинка - черные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост как две косички.

- У нее желтое оперение, а крылья и кончик хвоста - черные.

- Он весь черный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку.

- О том, как они любят свою  родину, как прекрасна наша земля, что видели они в жарких странах, как спешили и радовались встрече с нами.

- Выражает радость, тревогу, страх, волнение.

- Ястреб, коршун, сокол, лиса.

Слушают  аудиозапись «Голоса птиц в лесу».

- Радостное, веселое, легкое.

Дети переходят вместе с воспитателем к ковролину, садятся на стульчики.

- Поправить старые гнезда и построить новые.

- Их сухих веток, соломы, травы пушинок, мха, коры.

- На деревьях, на земле, под крышей домов, в кустах.

- Отложить яйца, вывести птенцов.

- Мама-птица, самка.

- Папа, самец.

- Сделать вместе с родителями скворечники, развесить на деревьях вату, лоскутки для гнезд.

Складывают из пальчиков птичку. Машут  крыльями, летают.

Отгадывают загадки и переворачивают картинки.

- Грач.

- Кукушка.

- Ласточка.

-Соловей.

- Сорока.

-Сорока.

Объяснение нового слова

Игра «Хорошо – плохо».

Вопросы.

Худ. слово

Вопросы.

Аудиозапись «Голоса птиц в лесу».

Худ. слово

Вопросы.

Опора на опыт детей.

Пальчиковая игра «Птички»

Объяснение, показ.

Загадки.

Заключительная часть.

Молодцы, ребята!

Всё верно.

Скажите, ребята, что нового вы сегодня узнали?

Давайте поблагодарим их.

Спасибо вам, птицы, вы наши верные  и преданные друзья! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину!

А что произойдет, если птицы не вернуться к нам весной?

Молодцы, ребята!

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря,

Всегда, в любое время года

Берегите всяких птиц, друзья!

- Что птицы бывают перелетные.

- Спасибо, птицы!

- Случится экологическая беда. Некому будет защищать парки, леса, огороды, поля от вредных насекомых. Насекомые съедят весь урожай, фрукты, овощи. Некому будет разносить по земле семена трав, ягод, цветов. И мы никогда не услышим пение птиц.

Подведение итогов.

Похвала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Экологическая тропа»

Конспект НОД по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Экологическая тропа»...

Конспект проекта по экологическому воспитанию в старших группах ДОУ «Экологическая полянка»

Актуальность проекта:Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды.Умение &laqu...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Экологическая тропа весной»

Возрастная группа: младшая Программное содержание: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружаю...

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Экологическая тропа весной»

Программное содержание: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарн...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе на тему: «Экологические сказки»

Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе на тему: «Экологические сказки»...