Экологическое воспитание детей.
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Макаова Рузана Аскарбиевна

Экологическое воспитание детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_makaova_r.a.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей

Р.А. Макаова, воспитатель

МБДОУ №1а. Кошехабль

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту. Умение смотреть и видеть, слушать и слышать не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается и развивается.

Природа - это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому мы в своей работе большое внимание уделяем экологическому воспитанию детей.

Экологическое воспитание в качестве неотъемлемой части содержания современного образования всех уровней, в том числе и дошкольного образования, сформировалось в последние десятилетия прошлого века как реакция на резко ухудшающиеся условия жизни человека (загрязнение окружающей среды, интенсивное использование природных ресурсов, техническое развитие, социально-экономические факторы, усугубляющие процесс отчуждения человека от природы).                        

В настоящее время проблемы экологии стали волновать все большее количество жителей земли. Каждый здравомыслящий человек задумывается о происхождении нашей планеты, ее экологическом неблагополучии и ее будущем. Ученые всего мира изучают эту проблему. Однако, результаты их исследований не радуют. Появляются новые зоны экологических бедствий. В земле, воде и воздухе обнаруживаются токсичные вещества. Гибнут леса. Под воздействием человека исчезают реки. Идет варварское уничтожение «золотого» запаса жизни - генофонда редких животных.

Сохранить такие ценности, как среда обитания и этнокультурное достояние могут только экологически воспитанные люди.

Экологическое развитие становится приоритетным направлением нынешнего этапа образования. Проблемы экологии нашли отражение в законе «Об образовании», в соответствии с которым одна из целей воспитания подрастающего поколения определена как формирование у обучающихся современного уровня знаний и картины мира.                                        

В работе над решением проблемы экологического развития детей старшего дошкольного возраста можно выделить следующие цели и задачи:

Цель работы:

Становление экологической грамотности у детей дошкольного возраста, как совокупности экологической культуры и экологического сознания.

Задачи:

  • воспитание любви и бережного отношения к природе родного края через прямое общение с ней;
  • обучение практическим умениям и навыкам взаимодействия с объектами природы;
  • развитие познавательной активности в процессе исследовательско-экспериментальной и трудовой деятельности;
  • формирование навыков безопасного поведения на природе.

Экологизация образования и воспитания — процесс непрерывный. Он направлен на создание такого развивающего пространства, в котором средствами специальных педагогических технологий будут формироваться соответствующие эмоции, представления, знания, убеждения, которые являются существенными элементами экологического сознания и касаются эмоциональной сферы развития детей. Экологическое воспитание и образование дошкольников предполагает создание системы работы в детском саду, которая стала бы интересным, увлекательным процессом как для детей, так и для взрослых.

Формирование основ экологической культуры и экологически Сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования и воспитания XXI века.

Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей; к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания — это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям биологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

Знания не являются самоцелью в экологическом воспитании, но они представляют собой необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или в иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя — все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей строится на следующих подходах и принципах:

  • Непрерывность и преемственность содержания, в котором программный материал располагается в последовательности с учетом возрастающей детской компетентности.
  • Интеграция программных областей знаний, которая позволяет ребенку охватить не только содержание отдельных направлений, но и целостную картину мира.
  • Развивающий характер обучений, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способов действия.
  • Формирование универсальных для последующих уровней образования (рефлексии, коммуникативности, самооценки).
  • Предоставление самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами.
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности (адаптивное возрасту сочетание индивидуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок).
  • Обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей.
  • Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.

Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей. Знакомя их с природой, надо обращать внимание на шум леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску листьев, запах цветов, движение животных и т. д. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать
прекрасное, с тем чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте и всем многообразии.

Воспитанию у детей активного и бережного отношения к природе помогает уход за животными и растениями, имеющимися в детском саду.

Уголок живой природы в детском саду — одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. А в уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания, о природе. При ознакомлении с живыми объектами развиваются наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Общаясь с природой, ребенок воспринимает ее. Однако далеко не всегда он получает конкретные представления о природе. Дети часто не замечают предмета или обращают внимание на несуществующие его детали, неправильно называют воспринимаемое.

Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослого.

На сегодняшний день, большинство современных детей редко общаются с природой. Часто дошкольники неплохо знают растения и животных других стран, и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с нами. Подготовка ребенка дошкольного возраста к поисково-исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного дошкольного образования. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.        

Работая с дошколятами на протяжении многих лет, мы отметили, насколько живо малыши усваивают знания, полученные в практической деятельности: работая в уголке природы, огороде, цветнике. Все, что они делают своими руками, усваивается ими гораздо крепче и быстрее, и является для детей наиболее ценным.

Нужно показать, как прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу. Это важная задача и обязанность взрослых: родителей, педагогов.

Список используемой литературы

  1. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1980. - 272с.
  2. Масленникова О.С., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2011. – 232с.
  3. Машкова С.В., Суздалева Г.Н., Егорова Л.А., Березняк Я.К., Макаренко Т.А., Магамедова Л.П. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт.-сост. С.В. Машкова. Изд. 2-е испр. –Волгоград: Учитель, 2013. – 174с.
  4. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 152с.
  5. Петренко Т. Полянка. (Программно - методическое пособие по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста) – Майкоп: ИП ОганянА.А., 2010. – 128с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...