Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Шоколадный интерес».
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах. Упражнять в чтении схем и приёмов приготовления жидкого шоколада. Познакомить детей с новой профессией шоколадье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_shokolad.docx | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Шоколадный интерес».
Образовательная область: познавательное развитие.
Основная деятельность: познавательно-исследовательская.
Форма работы с детьми: решение проблемных задач.
Возраст: подготовительная группа.
Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
Расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах. Упражнять в чтении схем и приёмов приготовления жидкого шоколада. Познакомить детей с новой профессией шоколадье.
Развивающие:
Развивать стремление к поисково-исследовательской деятельности в моделируемых ситуациях.
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов; формирование умения вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть доброжелательным и корректным собеседником. Активация словаря: шоколадье, какао-боб, какао дерево.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, познавательную активность и самостоятельность, формировать навыки взаимопомощи. Воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий.
Методические приёмы: словесные, наглядные, проблемно-поисковый эксперимент, наблюдения.
Предварительная работа: знакомство с историей возникновения шоколада, коллекционирование обёрток от шоколада, дидактические игры, продуктивная деятельность «Украсим шоколадные фантики».
Материал и оборудование: фартуки для детей, колпаки, ноутбук, фотографии с изображением последовательной цепочки происхождения шоколада, молоко для каждого в стаканчике, какао порошок, блюдца, шпателя, салфетки, 2 стакана, шоколад, одноразовые тарелки, одноразовые ложки, ингредиенты для приготовления шоколада, фрукты, миксер, формочки.
Ход совместной деятельности воспитателя и детей:
1.Организационный момент.
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И друг другу улыбнёмся.
- Ребята нам сегодня утром какой-то мальчик из младшей группы принёс письмо, интересно, что же от нас хотят малыши?
Расчерчен на квадратики,
Завёрнут в серебро,
Как его вы развернёте,
Моментально вы поймёте,
Сладкий, хрупкий и не прочный,
Бывает горький и молочный,
Во рту он тает быстро очень,
Отведать его каждый рад,
Что это дети? (шоколад).
-Да здесь ещё что-то написано. Послушайте.
Как мы любим шоколад,
Любой малыш ему так рад!
Разбуди его хоть ночью,
-Шоколада, съешь кусочек?
Съест, конечно, шоколад,
Сразу плиток пять подряд.
Только пользу или вред,
Здесь получим на ответ?
У молочной шоколадки
Вкус конечно очень сладкий
Почему она всегда
Исчезает в никуда
Лишь испачкав руки?
Крутят малыши её в руках
И говорят тихонько: «ах».
Где растёт наш шоколад?
-Ребята, давайте вспомним, так о чём хотят узнать малыши?
1.Где растёт шоколад?
2.Почему от шоколада пачкаются руки?
3.Шоколад-это вредно или полезно?
2. Основная часть.
-И так ребята, перед нами стоит первая проблема – «Что такое шоколад?» И откуда он к нам пришёл?
-Ну что давайте попытаемся её решить.
-Ребята, я очень люблю шоколад. А вы любите шоколад?
-А я знаю один секрет. С латинского языка, слово «шоколад» переводится как «пища богов». Шоколад любимое лакомство детей и взрослых.
-А знаете ли вы то, что шоколад не растёт в нашей стране, потому что в нашей стране очень холодно? Он боится холода, снега и растёт, там, где нет зимы. А если в нашей стране не растёт, то, как вы думаете, где? Где, может по-вашему, расти шоколад? Да, ребята, родина шоколадного дерева -тропическая Америка, острова Мексиканского залива.
-Ребята, а вы хотите увидеть как выглядит шоколадное дерево, тогда я приглашая вас на просмотр, проходите, садитесь поудобнее, смотрите внимательно.
- Ребята, шоколад получается из плодов дерева, которое называется дерево какао. Дерево какао выглядит вот так.
- На этом дереве растут большие плоды, которые называются – плоды какао. Плоды какао похожи на лимоны, а внутри у плодов есть семечки – какао-бобы.
- Когда они созревают, и становятся тёмно-коричневого цвета, плоды какао отрезают от дерева, отчищают от кожуры и достают какао-бобы. Бобы какао сушат и складывают в мешки.
- Вот в таких мешках в нашу страну, на фабрики, попадает какао бобы.
- На фабриках их очищают от кожуры и перемалывают. Высушенные какао-бобы обжаривают, они приобретают вкус и аромат. Их дробят, размалывают в порошок и отжимают из них масло. Отжатое масло пойдёт на изготовление шоколадных плиток.
- А то, что осталось (жмых) размельчают на фабрике в мелкий коричневый порошок под названием «какао». А шоколад делают так. В какао-масло наливают молоко или сливки, сыплют какао-порошок, сахар,
ваниль, орехи, изюм (в зависимости от сорта шоколада) и всё перемешивают. Тесто разливают в формы и охлаждают, так получаются аппетитно пахнущие плитки.
- Ну что ребята мы с вами узнали, откуда к нам пришёл шоколад и как его производят.
- О шоколаде можно говорить долго и бесконечно. Ведь в шоколаде находится очень много полезных веществ, которые улучшают наше самочувствие и настроение.
- А давайте теперь с вами выясним, так ли полезен наш шоколад?
- Поиграем в игру «Вред-польза».
- Я предлагаю разделиться на две команды. Но чтобы всё было честно давайте сделаем вот так, я приготовила для вас смайлики, возьмите пожалуйста любой смайлик, те у кого смайлик весёлый – это будет 1 команда, те у кого смайлик грустный – это 2 команда. Первая команда выясняет чем полезен шоколад, 2 команда выясняет чем вреден шоколад.
Можно совещаться, обсуждать, затем будем отвечать.
- Молодцы ребята, а вам хотелось бы проверить всё мы назвали, тогда приглашаю вас в кинозал.
- Польза.
- Шоколад поднимает настроение, его аромат вызывает чувство наслаждения и удовольствия.
-Шоколад – источник энергии, в нём содержится калий и магний, которые необходимы для работы мышц. Поэтому шоколад полезен детям, а также тем, кто занимается спортом.
- В шоколаде есть вещества, которые укрепляют зубную эмаль. Для зубов полезен горький чёрный шоколад.
- В шоколаде содержатся витамины А, В1, В2, железо, фосфор, калий, кальций. Эти витамины очень важны для растущего организма ребёнка.
- Шоколад полезен для сердца и сосудов, улучшает кровоток, работу сердца и мозга. В шоколаде содержится железо, которое повышает гемоглобин крови, если у вас анемия. А когда необходимо быстро восстановить силы, то шоколад поможет этому, т.к. содержит углеводы.
- Шоколад способствует повышению иммунитета, если употреблять горький шоколад. Шоколад не только лакомство, но и прекрасный лекарь. При эпидемиях гриппа и ОРВИ можно смазывать слизистую носа маслом какао, которое защитит от попадания инфекции.
При сильном кашле лучше пососать пару долек шоколада, чем пить таблетки. При бронхите, как отхаркивающее средство, принимать половину чайной ложки масла какао на 1 стакан горячего молока.
- Каждый раз, съедая 2-3 маленьких шоколадных кусочка, вы можете сохранить хорошую память и ясность ума, что очень важно для занятий в школе.
- А всегда ли полезен шоколад? В каких случаях он может навредить человеку?
Вред шоколада.
- Шоколад виновник лишнего веса, т.к. это высококалорийный продукт и при избыточном употреблении углеводы откладываются в организме в виде жира.
- Шоколад при безудержном поедании может вызвать аллергию.
- Шоколад обладает возбуждающим действием. Его не следует есть много на ночь (особенно детям, т.к. он может вызвать бессонницу.
- Ну что ребята какой можно сделать вывод:
-Шоколад не может быть вредным в ограниченном количестве.
- Самый полезный – это горький шоколад.
- Для нормального развития детям после 5 лет необходимо употреблять по 2-3 шоколадных маленьких плитки в день.
- После употребления любых сладостей необходимо чистить зубы.
- (слайд 20). Есть шоколад лучше всего после завтрака, обеда или полдника с молоком или чаем.
- Ну что молодцы мы ребята, решили мы 2 проблему.
- Но наши малыши нам задали множество вопросов. Помните? Какие вопросы задавали нам малыши про шоколад?
Исследования.
- Какая проблема у нас осталась? Правильно, но чтобы это узнать – нам нужно провести исследования. Давайте наденем фартуки и пройдём в лабораторию.
Опыт 1. Свойства какао.
- Ребята, мы с вами выяснили, что шоколад образуется из какао бобов. Какао бобы перемалывают, и получают какао порошок.
- Найдите на столах какао порошок, какого он цвета? (коричневого, шоколадного).
- А какой вкус имеет какао? Быть может кислое? Или сладкое? Как определить, какой вкус у какао? Что нужно сделать?
- Ну попробуйте, возьмите ложечки и наберите немного какао на кончик ложки. Попробуйте его языком на вкус. Какой вкус имеет какао? (горький). Так считают все наши коллеги? Или, быть может, кто-то считает иначе?
Вывод: Совершенно верно, коллеги какао имеет горький вкус.
- А теперь возьмите ещё какао и добавьте его в молоко. Перемешайте. Побольше кладите какао. Что произошло с какао и молоком? (какао растворится в молоке, молоко имеет цвет какао)
Итак, к какому выводу мы пришли: наше какао имеет горький вкус и легко растворяется в жидкости.
Опыт 2. Свойства шоколада.
- А теперь давайте определим свойства шоколада. Перед вами два вида шоколада. Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются?
- Да, у нас кусочки воздушного шоколада и чёрного шоколада. А теперь возьмите кусочек шоколада и разломите его на части. Скажите, у вас получилось разломить шоколад? Так каким же свойством обладает шоколад?
Вывод: Шоколад твёрдый, имеет свойство ломаться, он – хрупкий.
- А теперь определите свойства шоколада на вкус. Возьмите кусочек воздушного шоколада и попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет шоколад? (вкусный, сладкий).
-А теперь попробуйте откусить кусочек чёрного шоколада, какой он на вкус? (горький, горьковато-сладкий).
- Шоколад одинаковый по вкусу или отличается друг от друга?
- Ребята, а как вы думаете, почему у шоколада разный вкус?
Чем больше в шоколаде какао – порошка, тем он более горький на вкус.
---А теперь возьмите кусочек тёмного шоколада и положите в стакан с водой. Что произошло с шоколадом? (шоколад утонул).
- А теперь положите кусочек от воздушного шоколада. Что произошло с шоколадом? (шоколад всплыл на поверхность).
- Как вы думаете, почему один кусочек всплыл, а другой нет?
- Это произошло потому, ребята, что в этом шоколаде (показ воздушного шоколада) имеется воздух, который при контакте с водой поднимается вверх и не тонет.
- Так какое же ещё имеет свойство шоколад?
Вывод: Он может тонуть, если он плотный в нём нет воздуха, и может плавать, если в нём имеется воздух.
- --А сейчас мы проверим ещё одно свойство, мы посмотрим, что будет с шоколадом, если его нагреть. Возьмите кусочек шоколада в руку, сожмите кулачок, подержите так , подуйте, погрейте шоколад.
- Что произошло с шоколадом? (он начал таять).
- Какой можно сделать вывод. При нагревании шоколад тает
- Ребята на столах лежат салфетки, воспользуйтесь ими.
- Ну что ребята, мы ответили на все вопросы малышей: Где растёт шоколад? Почему от шоколада пачкаются руки? Приносит пользу или вред?
-Итак, ребята, вы научились определять шоколад по вкусу, цвету. Какой мы сделаем вывод:
Шоколад бывает разный на вкус. Шоколад может быть и в жидкой форме и в твёрдой. Шоколад может ломаться. В воде не тонет только воздушный шоколад.
3. Мастера шоколадье. Самостоятельная работа.
- Молодцы, ребята! Теперь вы как настоящие мастера - шоколадье. А вы знаете, кто такие шоколадье? Так называется профессия человека, который занимается изготовлением шоколада. Скажите, пожалуйста, чем же занимается шоколадье?
- Ну что ж ребята, я предлагаю вам побыть ещё сегодня шоколадье. Давайте пройдём в наш кондитерский цех. Но как настоящим шоколадье нам нужно надеть шапочки.
1-ая часть эксперимента.
- Предлагаю вам приготовить шоколад. Но сначала давайте посмотрим схему приготовления шоколада. Что нужно взять сначала и т.д.
- Ну что приступим. Берём сгущённое молоко, какао, масло, ванилин.
(Каждый ребёнок берёт тарелочку с названным продуктом и аккуратно выкладывает в общую чашу: сначала сгущённое молоко, потом какао, масло, ванилин). Эти продукты взбивают миксером.
- Как вы думаете, кто должен работать электрическим миксером? Почему?
Ну что начнём.
- А теперь я предлагаю всем попробовать, что за вкус имеет наш полученный продукт? Возьмите ложки и попробуйте.
- Значит, что мы с вами получили? (шоколад).
- Ребята, каждый шоколад имеет своё название. Давайте и мы дадим нашему шоколаду своё имя.
-А можем ли мы придать форму нашему шоколаду? Если да, то как это можно сделать.? (вылить в разные формочки).
- Посмотрите, у меня есть формочка, давайте выльем туда шоколад.
- Что нам необходимо сделать , чтобы наш жидкий шоколад застыл?
- А давайте, поставим формочки в прохладное место, чтобы шоколад быстрее застыл, а потом унесём в холодильник.
- Итак, сегодня вы впервые создали свой рецепт приготовления шоколада.
- Ребята, назовите, какие продукты мы использовали для приготовления шоколада.
2-я часть эксперимента. Фрукты в шоколаде.
- Предлагаю вам приготовить фрукты в шоколаде. Давайте опять обратимся к схеме.
- Посмотрите, ребята у меня на блюде разные фрукты.
- Предлагаю взять любые фрукты( бананы, чернослив, мандарин, виноград, яблоко, груша). Наколоть фрукты на палочку, обмакнуть в наш приготовленный шоколад, затем сразу в кокосовую стружку.
4. Итог деятельности.
- Что же нового вы узнали о шоколаде? Что вам понравилось больше всего?
- Молодцы, ребята! Вы настоящие мастера шоколадье.
- Придумал кто его – тому спасибо!
Он выглядит и аппетитно и красиво,
И пахнет ароматнее всего –
Вкуснее нет на свете ничего!
Сумеет он порадовать, взбодрить,
Вкус праздника и детства подарить!
Подать прилив энергии, заряд –
Такой вот всемогущий шоколад!
- А я вас ребята тоже сегодня хочу угостить шоколадом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Шоколадный интерес»
Расширять и обобщать знания детей о шоколаде, его свойствах. Упражнять в чтении схем. Показать принцип приготовления жидкого шоколада. Познакомить детей с новой профессией: шоколадье...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе.
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)»...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми в подготовительной группе "Сказка" на 2016 - 2017 учебный год.
ПРИНЯТО:на педагогическом совете НРМ ДОБУ «ЦРР – д/с «Родничок» УТВЕРЖДАЮ:ЗаведующийНРМ ДОБУ «ЦРР – д/с «Родничок»_____________Н.В.НикитинаПротокол № ______«____» ______ 20_____г. Приказ № _...
Конспект совместной познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе Тема: «Шоколадный интерес»
Занятие для подготовительной группы на тему "Шоколадный интерес" в котором дети узнают что же такое шоколад и как его получают. делают выводы....
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе Тема: «Шоколадное путешествие»
Особенностью организации познавательной деятельности дошкольников на данном мероприятии является то, что предмет изучения рассматривается как объек исследования. Наблюдая, анализируя и делая выводы , ...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе на тему: «Секреты шоколада
Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность....
Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми в подготовительной группе «Секреты шоколада»
Цель: познакомить детей со свойствами шоколада и како посредством познавательно-исследовательской деятельности.Образовательные задачи:Расширить и обобщить знания детей о шоколаде, о...