Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе на тему: «Секреты шоколада
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Яшина Елена Владимировна.

 Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shokolad_zanyatie.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

 Образовательная область: познавательное развитие.

Основная деятельность: познавательно-исследовательская.

Форма работы с детьми: решение проблемных задач.

Возраст: подготовительная группа.

Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи деятельности:

Образовательные задачи:

Расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах.

Познакомить детей с новой профессией шоколатье.

Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, экспериментальную сферу.

Развивающие задачи:

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности в моделируемых ситуациях.

Помочь детям упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

Создавать и поддерживать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательно-речевой деятельности.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов; формирование умения вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть доброжелательным и корректным собеседником. Активизация словаря: «шоколатье», «какао боб», «какао дерево».

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, познавательную активность и самостоятельность, формировать навыки взаимопомощи.

Воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий

Методические приемы: словесные, наглядные, проблемно – поисковый, эксперимент, наблюдения.

Материал и оборудование: Фартуки для детей, какао порошок, блюдца, ложечки, салфетки, стаканы водой по количеству детей, клеенка на стол, плитки шоколада, одноразовые тарелки, ингредиенты для приготовления шоколада, фрукты, миксер.

Ход совместной деятельности воспитателя и детей:

Здравствуйте, дети! У нас сегодня на занятии гости, давайте поздороваемся с ними. 
А сейчас давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку. Молодцы, ребята, а сейчас повторяйте за мной: 

Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (поднять руки вверх)
Солнышко лучик к тебе протянуло, (протянуть руки в центр круга)
Солнышко щечку тебе поласкало, (погладить ладонями щечки)
Доброго утра тебе пожелало! (прижать ладони к груди)

Воспитатель:. Ребята,я попрошу вас закрыть глаза.

Проношу шкатулку с ароматом шоколада.

Воспитатель: Открывайте глаза! Какой аромат вы почувствовали?

Дети: Аромат шоколада.

Воспитатель: Ребята,о чем мы с вами будем сегодня говорить на занятии?

Дети: О шоколаде!

Воспитатель:  Вчера я услышала  один  диалог. Два мальчика разговаривали между собой и один из них спросил: «Откуда берется шоколад? » Второй мальчик  сказал, что его дают нам шоколадные деревья. Первый очень удивился,  решил найти шоколадное дерево, чтобы принести шоколадку, но не нашел. Наверное, мальчик пошутил: шоколадных деревьев не бывает!  Ребята, кто же прав! Бывают на свете шоколадные деревья или нет?

(Ответы детей)

II.Основная часть.

Воспитатель: Ребята, я очень люблю шоколад, а вы любите? (Ответы детей).

- А вы знаете откуда берется шоколад? (Ответы детей).

Рассказ с использованием слайдов презентации.

- Шоколад получается из плодов дерева, которое называется дерево какао.. Вот как оно выглядит на самом деле. Вырастает не выше 8 метров, любит тень, влагу. (Слайд 1).

- Шоколадное дерево боится холода, снега и растет там, где нет зимы.  Деревья какао растут в жарких странах. Это растение  тропических лесов Амазонки.

(Слайд 2).

Это удивительное дерево .

Ребята,посмотрите на шоколадное дерево.Что необычного вы заметили?

Так выглядят цветы на шоколадном дереве, они растут не на ветках как у обычных деревьев, а прямо на стволе

 (Слайд 3).

Когда ствол Шоколадного дерева полностью покрыт плодами,то наступает время сбора урожая

(Слайд 4).

Плоды какао похожи на лимоны, а внутри у плодов есть семечки – какао-бобы

(Слайд 5).

После сбора урожая какао-бобы необходимо просушить

 (Слайд 6).

Вот в таких мешках в нашу страну, на фабрики, попадает какао бобы

(Слайд 7)

 Высушенные какао – бобы обжаривают, они приобретают вкус и аромат.

(Слайд 8).

Затем из какао бобов отжимают  масло

(Слайд 9)

А то, что осталось (жмых) размельчают на фабрике в мелкий коричневый порошок под названием «какао».

Из какао – порошка на 
шоколадных фабриках при добавлении масла и сахара получают шоколад. 
(Слайд 10)

А сейчас проверим насколько вы были внимательны и запомнили,откуда берет свое начало шоколад

Игра «Как делают шоколад»(на интерактивной доске)

Воспитатель:        А что еще делают из шоколада ?

Дети:  конфеты, торты, мороженое, зефир, пастилу, пряники, печенье, пирожное.

Теперь я знаю, как делают шоколад! А вы знаете? ».

Дети: Из семян какао – бабы получают порошок, а на кондитерской фабрике добавляют сахар, молоко – получается шоколад.

Мы узнали,что основной ингредиент(новое слово,означает-составная часть чего-либо) шоколада-это какао.

Давайте теперь отправимся в лабораторию и узнаем свойства какао  порошка. Воспитатель просит детей надеть фартуки, напоминает детям правила поведения в лаборатории

Опыт №1 Свойства какао

Посмотрите, какао – порошок, какого цвета? (Коричневого, шоколадного)
Имеет ли порошок какао запах? 
Определять запах вещества нужно очень осторожно: слегка подгоняя ладонью его пары в 
свою сторону. (Показать)
Как определить, какой вкус имеет какао? Что нужно сделать? (Ответы детей)
Возьмите ложки, наберите на кончик ложки порошок какао и попробуйте его. Какой 
вкус имеет какао? (Горький)

Теперь добавьте порошок какао в стакан с тёплой водой,что произошло?

Дети: Она окрасилась, стала коричневой, шоколадной.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что какао порошок растворился в воде.

Вывод: порошок какао коричневого цвета, имеет ароматный запах шоколада, 
горький на вкус, хорошо растворяется в жидкости. 

Так как наше занятие посвящено шоколаду,то теперь мы перейдём ко 2 му столу и поговорим о свойствах самого шоколада

Опыт №2. Свойства шоколада.

Классификация и ассортимент шоколада очень разнообразны:десертный(содержание какао-не меньше 45%),обыкновенный(ккао-35 %),пористый,с начинкой,горький,диетический,жидкий. Перед вами два вида шоколада. Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются. (Рассуждения детей)

- У нас кусочки воздушного шоколада и черного шоколада. А теперь возьмите кусочек шоколада и разломите его на части. Скажите, у вас получилось разломить шоколад? Так каким же свойством обладает шоколад?

Вывод: Шоколад твердый, имеет свойство ломаться, он – хрупкий.

Опыт №3.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на место разлома шоколада, какой он?

Ответы детей: с пузырьками, гладкий…

Воспитатель: В светлом молочном шоколаде присутствуют пузырьки воздуха, и называется он пористый шоколад, черный шоколад - плотный.

Положите в кувшин с водой по 1 кусочку каждого вида шоколада. Что произошло?

Дети: Черный шоколад опустился на дно, а светлый плавает на поверхности.

Воспитатель: Как вы думаете, почему это произошло? На что вы обратили внимание?

Вывод: В светлом молочном шоколаде есть пузырьки воздуха, благодаря которым шоколад держится на поверхности воды, а черный шоколад очень плотный, и поэтому опускается на дно.

Опыт №4.

А сейчас мы проведём ещё одно исследование, мы посмотрим, что будет с шоколадом, если его нагреть. Давайте возьмем кусочек шоколада и подержим его в руках.
Так что же произошло с шоколадом? (Он тает). Какой делаем вывод?
Вывод: мы пришли к ещё одному выводу, что наш шоколад может существовать как в жидкой форме, так и в твёрдой. Шоколад имеет свойство таять.

Опыт №5.

- А теперь определите свойства шоколада на вкус. Возьмите кусочек шоколада и попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет шоколад? (Вкусный, сладкий).

- А теперь черный шоколад, какой на вкус? (горький, горьковато-сладкий).

- Шоколад одинаковый по вкусу или отличается друг от друга?

- Ребята, а как вы думаете, почему у шоколада разный вкус? (Рассуждения детей)

- Ребята, чем больше в шоколаде какао - порошка, тем он более горький на вкус.

- Итак, ребята, вы научились определять шоколад по вкусу, цвету, форме. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Шоколад бывает разным  на вкус,цвет,по форме.

- Молодцы, ребята

А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и сделать танцевальную паузу.

Ребята, а вы знаете, как называется профессия человека, который занимается изготовлением шоколада?  Шоколатье.(введение в пассивный словарь детей)  Скажите, пожалуйста, чем же занимается шоколатье?

-Так называется профессия человека, который занимается изготовлением шоколада.  (слайд )

А не хотели бы вы сами попробовать себя в роли шоколатье?

- Я  предлагаю вам побыть ими.  Пройдите в наш кондитерский цех. Напомнить про стерильность(шапочки.)

Как вы думаете кроме какао для того чтобы изготовить шоколад, какие продукты еще нужны? Ответы детей. Правильно:какао,масло,ванилин,сгущёнка.

Давайте немного разомнём наши пальцы перед началом работы.

Динамическая пауза. Пальчиковая гимнастика «Готовим шоколад»

Если взять сгущёнки банку

И горячий шоколад,

Взять немножечко орехов,

Земляничный мармелад.

Взять халвы четыре ложки,

Вафельной добавить крошки,

Хорошо всё размешать,

От такого шоколада

Нас потом не оторвать

(Пальцы обеих рук соединяют в круг.

Изображают, как льют шоколад.

Стучат кулачок о кулачок.

По очереди соединяют пальчики рук с большими пальцами в колечко.

Загибают по очереди 4 пальца руки.

Показывают, как сыпят крошку.

Изображают, как мешают.

Хлопают в ладоши.

Гладят по животу. Выставляют большой палец вверх.)

III. Самостоятельная работа.

1-ая часть эксперимента.

Каждый ребенок берет тарелочку с названным продуктом и аккуратно выкладывает в общую чашу: сначала какао, потом сгущенное молоко, потом масло и ванилин. Эти продукты взбиваются миксером.

- Как вы думаете, кто должен работать электрическим миксером? Почему?

- А теперь я предлагаю нашим гостям-экспертам попробовать, что за вкус имеет наш полученный продукт? (шоколадный)

- Значит, что мы с вами получили? (шоколад)

- А можем ли мы придать форму нашему шоколаду?

 Если да, то, как это можно сделать?(вылить в разные формочки).

- Что нам необходимо сделать, чтобы наш жидкий шоколад застыл?

Воспитатель разливает шоколадную массу в формочки и предлагает поставить формочки в прохладное место, чтобы шоколад быстрее затвердел.

IV Интервью«Польза и вред шоколада»

Шоколад – самое популярное лакомство детей. Для того, чтобы определить влияние шоколада на здоровье человека, я взяла интервью у медсестры нашего детского сада Михайловой Галины Владимировны. Давайте его посмотрим.

Вопрос: Галина Владимировна, скажите, пожалуйста, вреден или полезен шоколад для организма и сколько его можно съесть без вреда для здоровья?

Ответ: На самом деле шоколад очень полезен, если знать меру. И если съедать его не более 25 г в день, то ничего кроме удовольствия он вам не принесёт, т. к. шоколад помогает выработать «гормоны счастья», которые появляются во время радостных переживаний, и даже запах шоколада улучшает настроение и вызывает положительные эмоции.

Вопрос: В чём польза шоколада для здоровья людей?

Ответ: - Шоколад – источник энергии, он полезен для сердца и сосудов.

Шоколад способствует повышению иммунитета, если употреблять горькие сорта. Также шоколад поднимает настроение.

Вопрос: Скажите, бывает ли шоколад вреден для здоровья?

Ответ: - При безудержном поедании шоколад  бывает вреден для здоровья. Он может вызвать аллергию, можно набрать лишний вес.  Шоколад  не следует есть много на ночь (особенно детям, т. к. он может вызвать бессонницу).

 Вопрос: Как вы думаете, портятся ли от шоколада зубы?

Ответ: Долгое время считалось, что шоколад разрушает зубную эмаль, но это не так. Учёные выяснили, что в состав какао-бобов входят антибактериальные компоненты, которые предотвращают возникновение кариеса.

Вопрос: Какой совет детям Вы можете дать?

Ответ: Употребляйте шоколад в меру, так как он не только вкусен, но и полезен.

V. Итог деятельности:

Ребята,о чём м сегодня говорили с вами на занятии?

Что увидели и узнали?

О чём хотелось бы вам рассказать другим людям?

Чем удивить, что показать?

Придумал кто его – тому спасибо!

Он выглядит и аппетитно и красиво,

И пахнет ароматнее всего –

Вкуснее нет на свете ничего!

Сумеет он порадовать, взбодрить,

Вкус праздника и детства подарить!

Подать прилив энергии, заряд –

Такой вот всемогущий шоколад!

В - Ребята, один мудрец сказал:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я запомню.

То, что я сделал, я знаю.

Подумайте над этими мудрыми словами. До встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной интегрированной образовательной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста на тему «Секреты воздушного шарика» ( познавательно-исследовательская деятельность)

Цель:Развитие познавательных и интеллектуальных интересов, активности и любознательности детей через познавательно-исследовательскую, экспериментальную, речевую деятельность. Задачи: Образователь...

Конспект совместной организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми в старшей группе на тему "Мыльные пузыри"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14456192","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"427","width":"463"}}]] Конспект совместной организованной образовательной деяте...

Приложение № 3 к конспекту совместной организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми в старшей группе на тему "Мыльные пузыри"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14456325","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"436","width":"480"}}]] Приложение № 3 к конспекту совместной организованной обр...

Приложение № 4 к конспекту совместной организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми в старшей группе на тему "Мыльные пузыри"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14456350","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"384"}}]]Приложение № 4 к конспекту совместной организованной образоват...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности педагога с детьми первой младшей группы на тему: «В гости к солнышку»

Занятие «В гости к солнышку» разработано с учетом возрастных особенностей детей первой младшей группы. На занятии дети продолжают знакомиться с  весенними  явлениями природы. Зак...

Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми в подготовительной группе «Секреты шоколада»

Цель: познакомить детей со свойствами шоколада и како посредством познавательно-исследовательской деятельности.Образовательные задачи:Расширить и обобщить знания детей о шоколаде, о...