Конспект занятия по ознакомлению с гражданской символикой в подготовительной группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шеина Людмила захарьевна

Тема: «Россия – родина моя»

Цель: формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи: 

  • дать основные понятия о символах государства, о истории российского флага и герба, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов;
  • развивать познавательный интерес к своей родине;
  • воспитывать у детей уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства.

Материалы: изображение герба и флага России, ребус, карта России, шаблоны флага для раскрашивания, монета с изображением герба, текст и музыка гимна, выставка рисунков, ветка березы.

Интеграция образовательных областей: физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Предварительная работа: чтение и заучивание стихотворений о Родине. Рассматривание флага и герба РФ и города Тамбова. Прослушивание гимна РФ, песен о России. Беседа о Государственной символике РФ, о Родине. Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Белый-синий-красный», «Найди среди других», «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с гражданской         символикой

в подготовительной группе.

Тема: «Россия – родина моя»

Цель: формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи: 

  • дать основные понятия о символах государства, о истории российского флага и герба, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов;
  • развивать познавательный интерес к своей родине;
  • воспитывать у детей уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства.

Материалы: изображение герба и флага России, ребус, карта России, шаблоны флага для раскрашивания, монета с изображением герба, текст и музыка гимна, выставка рисунков, ветка березы.

Интеграция образовательных областей: физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Предварительная работа: чтение и заучивание стихотворений о Родине. Рассматривание флага и герба РФ и города Тамбова. Прослушивание гимна РФ, песен о России. Беседа о Государственной символике РФ, о Родине. Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Белый-синий-красный», «Найди среди других», «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».

Ход занятия

Дети и воспитатель заходят в зал и встают полукругом, здороваются с гостями и становятся полукругом. На доске - ребус: Р1А (Р – ОДИН – А).

Воспитатель: Как вы думаете, какое слово спряталось?

Дети: Родина!

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о нашей Родине. Послушайте стихотворение П. Синявского «Рисунок»

(Читают подготовленные дети, стоя около выставки с рисунками.)

На моём рисунке
Поле с колосками,
Церковка на горке
Рядом с облаками.
На моём рисунке
Мама и друзья,
На моём рисунке
Родина моя.

На моём рисунке
Лучики рассвета,
Рощица и речка,
Солнышко и лето.
На моём рисунке
Песенка ручья,
На моём рисунке
Родина моя.

На моём рисунке
Выросли ромашки,
Вдоль по тропке скачет
Всадник на коняшке,
На моём рисунке
Радуга и я,
На моём рисунке
Родина моя.

На моём рисунке
Мама и друзья,
На моём рисунке
Песенка ручья,
На моём рисунке
Радуга и я,
На моём рисунке
Родина моя.

Воспитатель: а вы, ребята, как понимаете слово Родина? Что Родина для каждого из вас?

С этими словами воспитатель передает веточку березы детям, и они, передавая ветку, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: это леса, поля, луга, деревья, небо, облако, мой дом, мой двор, мои родители, мои друзья и т.д.

Воспитатель: Как называется наша Родина?

Дети: Россия или Российская Федерация.

Воспитатель: Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. (воспитатель по карте показывает Россию.) Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до теплых рек

Раскинулась она.

         Посмотрите, на карте России много голубого цвета. Это реки, моря и озера. Очень красива и богата наша страна.

Физкультминутка: На зарядку солнышко поднимает нас

                                    Поднимаем руки мы по команде «раз»

                                    А над нами весело шелестит листва –

                                    Опускаем руки мы по команде «два».

Воспитатель: Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.

Имеет, флаг, имеет гимн и герб

Российская держава.

И, как все символы, они

Жизнь нашу отражают.

Давайте рассмотрим герб нашей страны.

Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах. (Показ монеты). Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нем отражена история.

На герб посмотрим: здесь орел,

Да не простой – двуглавый,

Символизирует страну –

Могучий, величавый…

Взирает птица-царь

В две стороны внимательно:

В порядке ль все, не шел чтоб враг,

Следит он обязательно.

В руках держава, скипетр есть,

Над главами – короны.

И всадник на коне верхом, и змей, копьем сраженный.

Воспитатель: Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом Родины и символизируют единство России и независимость ее от других государств.

        На груди орла – красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

        Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. В давние времена бабушки и дедушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку. В некотором царстве – государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей – дракон. Посилился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.

        Еще один символ нашего государства – флаг.

Разноцветный флаг России –

Белый, синий, красный цвет.

Самый для меня красивый,

Краше флага в мире нет.

Честь и правда в этом флаге,

Кровь, пролитая в бою,

Смелость, доблесть и отвага,

Вера в Родину мою!

М. Бебина

Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлась это стягом.
- Как вы думаете, какое главное назначение было у стягов? (Ответы детей).
Затем стяги стали делать из ткани. Впервые знакомое нам расположение полос бело-сине-красного цвета ввёл царь Пётр 1. Полосы расположены горизонтально.

- Цветам флага люди придавали огромное значение, поэтому цвета флага выбраны неслучайно.
- Вспомните, что означает белый цвет флага? (Мир и чистоту совести).
- Что означает синий цвет флага? (Небо, верность и правду).
- Что означает красный цвет флага? (Огонь и отвагу).
- Флаг состоит из нескольких частей: древко, полотнище, навершие, ленты, тесьма, шнуры с кистями. День 22 августа отмечается в нашей стране, как день государственного флага российской Федерации.

- Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Скажите, пожалуйста, где можно увидеть российский флаг?

Воспитатель: предлагаю раскрасить российский флаг. (У каждого ребенка шаблон флага. При раскрашивании дети повторяют значения цветов флага.)

- Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню. Что это за песня? (Гимн).

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

- Гимн страны – это тоже государственный символ. В каких случаях исполняется гимн страны? (Дети приводят примеры).

- Гимн России очень красивый и величественный. Автор стихов гимна С. Михалков, музыку написала А. Александрова.

- Чему посвящён гимн?

(Предложения детей).

- Гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна. Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни.

Воспитатель: Понравилось ли вам занятие, ребята? Что нового вы узнали сегодня? (ответы детей) Молодцы ребята, вы все были сегодня активные, все старались. Спасибо, наше занятие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему:"Школа пешеходных наук"

Аннотация к конспекту "Школа пешеходных наук" Конспект занятий, направлен на  ознакомление детей с основными правилами безопасного поведения на дорогах. Дети учатся выполнять действия по сигналу...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы "Двенадцать месяцев"

Образовательная область: познание, коммуникация.Занятие интегрированное.Цель: систематизировать знания детей о временаз года. В занятии используются схемы....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема занятия: «Мир вещей вокруг нас».

Цели; закрепить знания  о назначении  предметов и материалов, из которых они сделаны, продолжить знакомство со свойствами металла, стекла, керамики, пластмассы. Систематизировать знания дете...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Север - царство снега и льда»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группеТема занятия: «Север - царство снега и льда»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Как и для чего человек дышит»

Цель: освоение детьми знаний о дыхательной системе человека через проведение опытовЗадачи:Познакомить детей с дыхательной системой человека.Научить детей правильному дыханиюПродолжать развивать у...