Занятие по формированию элементарных экологических представлений в средней группе "Заяц и его друзья"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Флерко Вера Николаевна

Программные задачи:

  • Обучающие задачи: Продолжать знакомить с обитателями осеннего леса; формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий; формировать интерес к окружающей природе; учить использовать для лепки соленое тесто, делать "угощенье" для обитателей леса.
  • Развивающие задачи: Развивать доказательную речь детей (зачем меняет шубку заяц?), логическое мышление и воображение; т.е. отвечать на поисковые проблемные вопросы (что произошло бы, если бы заяц не сменил шубку?) Пополнять и активизировать природоведческий словарь детей. Развивать эстетические чувства, мелкую моторику рук с использованием вспомогательных предметов.
  • Воспитательные задачи: Воспитывать заботливое отношение к животным, стремление помочь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zayats_i_ego_druzya.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по формированию элементарных экологических представлений в средней группе "Заяц и его друзья"


Программные задачи:

  • Обучающие задачи: Продолжать знакомить с обитателями осеннего леса; формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий; формировать интерес к окружающей природе; учить использовать для лепки соленое тесто, делать "угощенье" для обитателей леса.
  • Развивающие задачи: Развивать доказательную речь детей (зачем меняет шубку заяц?), логическое мышление и воображение; т.е. отвечать на поисковые проблемные вопросы (что произошло бы, если бы заяц не сменил шубку?) Пополнять и активизировать природоведческий словарь детей. Развивать эстетические чувства, мелкую моторику рук с использованием вспомогательных предметов.
  • Воспитательные задачи: Воспитывать заботливое отношение к животным, стремление помочь.

Материал. Игрушки: заяц, медведь, еж, белка, дятел; комнатные растения; картина "С кем дружит ель"; ваза блюдо, поднос, муляжи или натуральные овощи и фрукты; соленое тесто, клеенки, стеки, корзинки.

Музыкальное оформление: Музыка П.И. Чайковского "Золотая осень. Октябрь" из цикла "Времена года", аудиозапись "Звуки леса".

Связь с другими занятиями и видами деятельности: Беседа о диких животных; д/игра "Что нужно для роста растения"; чтение русских народных сказок о животных; рисование животных; рассматривание серии картин "Дикие животные"; лепка овощей, фруктов.

Ход занятия

Дети подходят к уголку природы и замечают зайчишку среди комнатных растений.

- Дети, как вы думаете, почему к нам из леса прискакал зайчик? (Скоро зима. Заяц замерз в осеннем лесу.)

- Пусть зайчишка у нас погреется. Дети, давайте спросим зайку - все ли растения ему понравились в нашем уголке природы.

Заяц тихонько "говорит", что ему не понравилось одно желтое засохшее растение.

- Дети, почему это растение не понравилось зайцу? (Потому что оно пожелтело, заболело, засохло.)

- Расскажите, пожалуйста, как надо ухаживать за растениями, чтобы они не погибли. (Надо растение поливать, протирать листочки, рыхлить землю.)

Д/игра "Условия, необходимые для роста растения" (используются картинки с изображением: земли, солнца, дождя).

- Когда приходят гости, то как обычно встречают гостей? (Угощают!)

- Что любит кушать заяц? (Морковку, капусту.)

- К сожалению, морковь и капуста в лесу не растут. Конечно, заяц будет кушать и морковь и капусту, но в лесу он питается травой, корнями растений и корой деревьев.

- Давайте угостим зайку овощами, но для этого нам надо разделить продукты на овощи и фрукты.

Д/игр "Овощи и фрукты" (Дети выбирают из подноса овощи и кладут их на блюдо, а фрукты - в вазу. Используют в речи обобщающие слова "овощи- фрукты".

Рассматривание картины "С кем дружит ель"

- Дети, как вы думаете, почему эта картина понравилась зайке? (На этой картине изображено дерево - ель, и много лесных животных.)

- Правильно, заяц - дикое животное, лес - это его дом.

- У какого дерева прячется заяц? (у ели)

- Каких животных, кроме зайца, вы видите на картине? (белка, мышка, птицы)

- Где живут эти животные, называются домики этих животных? (Птицы строят себе гнездо, белка живет в дупле, мышь прячется в норе и т.д.)

- А где живет заяц? (У зайки нет дома, он прячется в сугробе).

- От кого прячется заяц, кто его враги? (От волка и лисы).

- Правильно, заяц - пугливое животное, особенно он, боится волка и лису, которые на него охотятся. Что еще помогает зайке спрятаться от врагов. (Заяц меняет шубку, летом шуба у него серая, а зимой- белая).

- А что было бы, если бы заяц не менял шубку? (Зайцу было бы плохо скрываться от врагов.)

Воспитатель делает вывод о том, что у зайца есть враги и есть друзья, т.е. те звери, которые ему не приносят вреда.

- А еще с гостями играют. Дети, я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.

Проводится пальчиковая гимнастика со вспомогательными предметами. У каждого ребенка на столе по одной счетной палочке. Палочка - "морковка", ребенок берет ее в левую руку. Правая рука- "зайчик", указательный и средний пальцы "ушки" зайчика. Большой палец, безымянный и мизинец складываются вместе - "мордочка зайчика".

"Сидит зайка на опушке,
Поднимает зайки ушки.
Зайка серый скачет ловко,
Зайка кушает морковку.
(рука постепенно захватывает палочку, пока она не оказывается в ладошке.)
Ловко с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик".

- Дети, а почему загрустил зайчик? (Он вспомнил свой дом и друзей!)

- Давайте сделаем из теста угощение для зайца и его друзей и проводим зайца домой в лес.

Дети занимают свои места за столами и делают угощение из соленого теста для зайца и его лесных друзей.

Звучит музыка П.И.Чайковского "Золотая осень". Под музыкальное сопровождение дети занимаются лепкой. Один ряд лепит из теста грибочки, другой ряд лепит орешки, третий ряд лепит ягодки и т.д. Вылепленное угощение складываем в корзинки и идем в "лес".

Перед тем как "зайти в лес" вспоминаем правила поведения в лесу.

- Дети, как надо вести себя в лесу? (Не шуметь, не ломать деревья, не рвать цветы, не обижать животных.)

- Правильно, ведь мы идем в гости, лес - это дом диких животных. В лесу можно только наблюдать за жизнью растений и животных. Можно и подкармливать животных.

Дети садят зайку "на полянку", ставят угощение для зверей и слушают "Звуки леса" в записи.

Дети под музыку леса замечают у берлоги медведя, белочку на дереве, ежика у пенька, птиц.

Д/игра "Кто, где живет и чем питается"

В конце занятия дети прощаются с зайцем, приглашают его еще раз прийти к ним в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию элементарных экологических представлений в средней группе: Тема: «Посадка лука»

Данное занятие расширяет  представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет)....

Занятие по формированию элементарных экологических представлений в средней группе/ Тема: «Посадка лука»

Данное занятие расширяет  представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет)....

Интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе "Лунтик и его друзья".

Цель данного занятия - вызвать у детей интерес к логическим играм и упражнениям, закрепить элементарные вычислительные навыки, умение различать геометрические фигуры, правильно называть и группировать...

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе «Стайка снегирей на ветках рябины»

Программное содержание. Расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (средняя группа) «ПОЧЕМУ РАСТАЯЛА СНЕГУРОЧКА?»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ(средняя группа)«ПОЧЕМУ РАСТАЯЛА СНЕГУРОЧКА?»...

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений «Мы — друзья природы» в средней группе

Цель: воспитывать у детей бережное и доброе отношение к лесу и его обитателям, закреплять знания о правилах поведения в лесу. Обогащать и расширять словарь детей: душистые, пахучие, лесничие.Предварит...