Методическая разработка: "Экскурсия на луг".
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Родичева Надежда Владимировна

систематизировать знание детей о луге, растениях, насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_na_lug.odt16.97 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР – Д/С

 

 

ЭКСКУРСИЯ НА ЛУГ

Воспитатель Родичева Надежда Владимировна

I квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Р.п. Умёт

2017г. 

 Конспект проведения экскурсии в природу в подготовительной группе.

 

 Основная образовательная область: «Познание».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

 Место проведение экскурсии: ближайший луг.

1. Цель: формирование представлений у детей о луге.

2. Задачи:

  1. Образовательные: систематизировать  знания детей о луге, растениях, насекомых. Знакомить детей с правилами поведения на лугу. Знакомить детей с тем, что луг-это сообщество светолюбивых многолетних растений. Закрепить с детьми названия типичных представителей луга: ромашка, клевер, колокольчик, тимофеевка, мышиный горошек, герань луговая, гвоздика полевая, подорожник.
  2. Развивающие задачи: Развивать умение узнавать и правильно называть лекарственные и ядовитые травы (валериана, тысячелистник, пижма).
  3. Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к растениям луга, развивать эстетические чувства, показывать, что луг-это не только растения,  но и непременно  насекомые, опыляющие цветы и живущие среди трав. Воспитывать добрые чувства, интерес к месту, где живет ребенок.

3.Предварительная работа: Чтение и заучивание стихов о растениях. Беседа на тему: « Летний луг», «Насекомые». Определить место экскурсии , путь, наметить места коллективного и самостоятельного наблюдения.

4. Содержание и методика: Воспитатель начинает экскурсию чтением  стихотворения  азербайджанского поэта С. Варгуна:

 Давай пройдемся медленно по лугу

 И «здравствуй» скажем, каждому цветку.

 Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтобы рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

 

Воспитатель спрашивает у детей, понравилось ли им это стихотворение. Он предлагает поздороваться с лугом, поклониться ему и поблагодарить луг за красоту. Воспитатель читает стихотворение:

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо,

Куда не глянь, цветы вокруг

Да по колено травы.

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета,

Красивых радужных цветов,

На них разбросаны букеты.

Воспитатель предлагает детям погулять по лугу, рассмотреть цветы, но не рвать их. Спрашивает, почему нельзя этого делать.

 Дети: Некоторых растений осталось мало, их занесли в Красную книгу, такие растения нужно оберегать, а не рвать.

Воспитатель: Какие растения луга занесены в Красную книгу?

Дети: Колокольчик, герань.

Воспитатель: Вот вам задание: понаблюдайте и найдите растения , которые мы видели раньше.

Дети: Ромашка, клевер, полевая гвоздика, колокольчики.

Воспитатель: Молодцы, запомнили. У меня в руке  одно травянистое  растение. Не помните его название?

Дети: Пастушья сумка.

Воспитатель: посмотрите, какое оно интересное, пастушью сумку в народе  называют «гитарочкой». Весь  кустик сверху донизу покрыт треугольными плодиками, похожими  на сумочки. Они очень маленькие, нежные, рассмотрите сумочку на своей ладошке. А вот растение череда интересно другим: оно прицепляется к одежде, его трудно оторвать, такое оно цепкое. Дети, давайте для группы соберем букет, но будем рвать по два цветочка. Договоримся, кто какие цветы будет срывать (дети собирают цветы).

Воспитатель: Дети, букет  получился  очень красивый. Он такой яркий, летний, он по-своему интересный, нежный и скромный. А нет ли на лугу  лекарственных растений? Я вам покажу изображение растений, а вы попробуйте отыскать их или те лекарственные растения, которые знаете.    

      Дети находят валериану, подорожник, тысячелистник, объясняют, какую пользу они приносят людям. Из валерианы делают сердечные капли, а подорожник залечивает порезы, раны. Отвар из тысячелистника используют для улучшения аппетита. Показываю детям пижму, рассматриваем ее соцветия, листочки, объясняю, что это растение лекарственное, но в руки  брать его нельзя, потому что оно ядовито.

6. Исследовательская деятельность. Через лупу рассмотреть листья и семена подорожника, отметить их особенности (круглые, выпуклые листья, семена находятся в стрелке).

Воспитатель: Дети, а трава, цветы, деревья-это живое?

Дети: Живое.

Воспитатель: А почему вы так думаете? (ответы детей). Воспитатель предлагает поиграть в игру « Что ты чувствуешь?»

Ты-цветок. Тебя сорвали и бросили. Что ты чувствуешь?

Ты-травинка. Тебя топчут ногами. Что ты чувствуешь?

Ты-стебелек валерианы. Тебя надломили. Что ты чувствуешь?

Ты-шмель. У тебя оторвана лапка. Что ты чувствуешь?

 (Ответы детей).

Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, как нужно вести себя в природе? (Ответы детей).

Воспитатель: Вы правы, не шуметь, не рвать много цветов, не ловить насекомых, не сорить.

Воспитатель предлагает детям игру: «Лес, луг, огород».

Дети встают в круг, руки опущены. Водящий бегает змейкой и после слов:    « Беги, скажи, что там растет?» останавливается возле ребенка. Водящий называет любые растения, а ребенок должен ответить, где оно растет, если отвечает правильно, то становится водящим.

Воспитатель предлагает детям вспомнить известные им стихотворения про луг.

Дети читают стихотворение: «Что растет на лугу?»

 

На лугу растет ромашка                                                                                 Лютик едкий, клевер-кашка,                                                               Воспитатель: Что еще?                                                                              Гвоздика, колокольчик, смолка                                                                        Хвощ, какая елка!                                                                                          Воспитатель: А еще?                                                                                                   Дети: Подорожник, васильки,                                                                     Граммофончики – вьюнки.                                                                                          Еще много разных травок                                                                                                     У тропинок, у канавок,                                                                                                    У красивых, у пушистых,                                                                               Разноцветных и душистых!                                                                                  Воспитатель читает стихотворение:                                                                                    На лугу синеют колокольчики.                                                                                                          С колокольчиком, с ромашкою                                                                                 Клевер весело цветет,                                                                                                                И его «шмелиной кашкою»                                                                            Называет наш народ.                                                                                                  ( В. Рождественский)

А почему именно «шмелиной кашкой» называют клевер? – спрашивает педагог и помогает детям ответить. Да потому, что это ценнейшее кормовое растение – клевер опыляют преимущественно шмели. Пчелы не достают нектар в их глубоких венчиках. Гнезда шмели устраивают прямо на земле, используя просто небольшие углубления. Шмели, как пчелы, питаются нектаром и пыльцой разных цветов. Они медлительны и миролюбивы. Шмели очень полезны. Их гнезда нужно охранять. Красота цветущего луга обусловлена главным назначением цветов привлекать насекомых. И их здесь множество: жужжат труженицы - пчелы, порхают бабочки, перелетают с цветка на цветок мухи – журчалки. Много здесь и таких насекомых, которые питаются растениями и придают лугам своим стрекотом неповторимый колорит. Это свечки, кузнечики, кобылки. Но увидеть и рассмотреть их вблизи довольно трудно: узкие зеленые тела сливаются с травой. Звуки, краски, ароматы луга создают необычайную красоту, оставляют на всю жизнь воспоминания о радости и воле.

Воспитатель предлагает детям игры на лугу по желанию детей. Чтение стихотворения, стих Е.Кургановой.

 Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела,

И пол елкой жил смешной колючий еж,

Чтоб белочка скакала,

Чтоб радуга сверкала,

Чтоб летом лил веселый дождь!

Работа после экскурсии: Во второй половине для можно предложить детям нарисовать коллективную работу « Летний луг». Вспомнить  и провести игры проведенные на лугу. Провести беседу о лекарственных травах, о правилах поведения в природе.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка экскурсии в Русский музей "Образ Петра I в искусстве".

Описание экскурсионного муршрута по залам Русского музея....

методическая разработка: ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ "Наблюдение за весенними цветами мать-и-мачеха""

Познакомить детей с первоцветом - мать-и-мачехой, особенностями его строения, средой обитания, условиями роста....

Методическая разработка экскурсии к реке осенью "Вода и я - друзья"(подготовительная группа)

Экскурсия к реке осенью(подготовительная группа).Цель:обобщить знания детей о значении воды в жизни человека....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ "ПЕРВОЦВЕТЫ"

Данная методическая разработка совместной образовательной деятельности по познавательному развитию предназначен адля детей средней группы ( 3 - 4 лет ). В данной образовательной деятельност...

Методическая разработка экскурсии «Наблюдение за светофором» с детьми (4-5 лет) средняя группа

Методическая разработка экскурсии «Наблюдение за светофором»   с детьми  (4-5 лет)  средняя  группа...

Методическая разработка "Экскурсия по экологической тропе с дошкольниками"

Данная методическая разработка является опорным конспектом к НОД по экологическому воспитанию дошкольников. Содержит информацию о растениях, игры, наблюдения....

Методическая разработка экскурсии «Загадочный мир озера Изюк»

         Методическая разработка экскурсии «Загадочный мир озера Изюк» посвящена проблеме формирования человека нового типа с новым экологическим мышлением,...