Занятие в старшей группе "Вода-волшебница".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Жукова Татьяна Николаевна

Цель:

Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.

Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека;

Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

Формировать умение исполнять наизусть стихи о воде, используя выразительные средства, умение отгадывать загадки о воде. Приобщать к словесному творчеству.

Закрепить правила поведения в лаборатории при проведении опытов.

Совершенствовать навыки построения парами, в одну колонну. Формировать умение выполнять движения, согласовывать их с текстом, действовать по сигналу в подвижной игре.

Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами;

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту

Продолжать обучения детей работать в техники – оригами (дорисовывать чешуйки, глаза)

Воспитывать усидчивость, аккуратность.

 

 Предварительная работа:

Проведение мини-беседы «Если б не было воды»

Рассматривание глобуса, карты мира

Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде

 

 Оборудование и материал: Иллюстрации на тему «Вода», плакаты. Капельки воды, изготовленные из бумаги, аудиозапись, колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой, фломастеры, клей, цветная бумага, кисточки, салфетки, подставки, заготовка панно «Речка», медальки виде капелек.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать, о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего, не может мама,

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без… (воды)

Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем много нового, будем рассуждать, играть.

 Воспитатель: Представьте, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.

-Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).

Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).

Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).

Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчики).

 Воспитатель: Где встречается капелька воды? (ответы детей)

В группу входит капелька – девочка.

Воспитатель: А кто это к нам пришел? Ты кто?   

Персонаж: Я капелька

Воспитатель: Как зовут тебя?

Персонаж: Меня зовут Капитошка.

Воспитатель: А зачем ты к нам пришла?

Капитошка: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.

Воспитатель: У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда покажем Капитошке, что они делают эти сестрички у нас в группе и какую пользу приносят.

 Дети идут по группе и делают остановки.

Воспитатель: Правильно ребята. (Приклеивают капельку)

мойка в подсобном помещении

Воспитателя: Зачем нужна вода помощнику воспитателя?

Дети: Помощнику воспитателя надо вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе. (Приклеивают капельку)

игровой центр.

Воспитатель: А здесь где нужна вода? Зачем?

Дети: Чтобы мыть игрушки, стирать кукольную одежду. (Приклеивают капельку)

туалетная комната

Дети: Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования.  Вода смывает микробы! (приклеивают капельку)

У стола, где стоит кувшин с водой. (приклеивают капельку)

 Воспитатель: А зачем здесь стоит кувшин с водой?

Дети: Это вода для питья.

Воспитатель: Ну, вот Капитошка, сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речки течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы?

(обращаюсь к 2-4 детям) Как вы думаете нужно ли воду беречь, экономить ведь её много?

 Воспитатель: Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории

 Исследование «Чудо - вода»

Воспитатель: Прежде, чем приступить к исследованиям, вспомним правила поведения в лаборатории

Дети: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой для исследований.

Воспитатель: Помните, что стекло может разбиться и им легко порезаться.

Дети: Слушать воспитателя

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

 

Воспитатель: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам. На столах колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой)

Воспитатель: Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая? (Нет. Одна чистая, другая – грязная).

Воспитатель: А как вы думаете очистить грязную воду можно? (ответы детей) Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается? -  Вода становится чистой.

Воспитатель: А что стало с нашей бумагой?

Дети: Грязная стала

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?

Дети: В чистой

Воспитатель: Да, только в чистой воде могут жить рыбки.

Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить свои опыты.

 1 стол – прозрачность воды. Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.

Вывод – Вода прозрачна.

2 стол - есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?

Вывод – не имеет запаха и без вкуса.

3 стол - опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.

Воспитатель: Где в жизни мы можем наблюдать это?

(За завтраком, когда кладем сахар в чай).

Воспитатель: Каким становится он?

(Сладкий)

Воспитатель: Итог эксперимента – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:

-прозрачность

-нет запаха

-без вкуса

- растворитель.

Молодцы! Хорошо по работали. А сейчас не много отдохнём.

 

Пальчиковая игра «Дождик»

Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой

На цветы – круговые движения правой рукой

И на дорожку – обе руки перед собой

Льётся, льется –ой-ой-ой! – покачивание головы

Побежали мы домой – бег на месте.

 

 Воспитатель: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой речке могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Предлагаю вам их запустить, но рыбки эти необыкновенные.

Их мы сделаем в техники – оригами.

 Играет тихая спокойная музыка (звуки воды)

 

 Воспитатель: Молодцы дети! Какая веселая чистая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные, красивые. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра.

 Ребенок: Вы, слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в речке, в океане,

И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

 Капитошка:

Без меня вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без меня вам не прожить!

Вы меня в пруду найдёте,

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда,

Наша спутница – вода!

 Воспитатель: Молодцы ребята! Видишь Капитошка дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.

Капитошка: Спасибо, ребята! На память о себе я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (вешает каждому капельку- медальку)

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать   себя и свои права, он научится уважать дру...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...