НОД "Легенды древнего города Пскова"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Селезнева Елена Николаевна

Знакомство старших дошкольников с историенй возникновения города Пскова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛЕГЕНДЫ ДРЕВНЕГО ПСКОВА

Задачи.

Продолжать знакомить детей с родным городом, с историей его основания, с легендарными историческими личностями, памятниками истории и архитектуры.

Активизировать словарь детей за счёт слов: легенда, Русь, княгиня, собор; воспитывать любовь к родному краю.

Материал: шифр, три грамоты для расшифровки, карта города Пскова, из д/игры «Памятники Пскова», книга Ю. Степанова «Легенды и предания Псковщины», И. Ларионова «Легенды озера Чудского, преданья псковской старины», «Псков. Книга для чтения».

Предварительно проведены экскурсии:

  1. Троицкий собор. Довмонтов город.
  2. Псковский музей-заповедник. Довмонтов меч.
  3. Археологический раскоп.

Шифр.

0+; Л —; АО; 6>; Н; Е; РS; Г<; Д x; В□; МΔ; ТΛ; Я=; Ч‌‌││‌‌.

Грамоты.

  1. + — > < О                (Ольга);
  2. X + □ Δ + Λ             (Довмонт);
  3. < S V Δ ‌=││О =      (Гремячая).

Ход НОД:

  • Ребята, мы с вами много путешествовали по нашему родному городу Пскову. Были в Троицком соборе, музее, у Гремячей башни, видели старинные стены, которыми был окружен наш город. Были на археологических раскопках, где работают ученые-археологи, которые и рассказали нам много интересного о тех далеких временах, когда ещё не было книг. В музее мы видели древние письмена, которые писали наши предки.
  • На чём они их писали? (На бересте)
  • Вот и у меня для вас есть три «берестяные» грамоты, расшифровав которые мы узнаем, какие легенды сохранила для нас земля Псковская.

-1-

        Разгадали первую грамоту: + — > < О

■ что здесь написано? (Ольга)

■ кто такая Ольга? (Первая русская княгиня, родилась около города Пскова)

        Чуть слышно катят свои воды две реки Великая и Пскова, день за днём, год за годом. С далёких времён приходили люди на её берега, строили жилища, распахивали земли. Уходили, и приходили другие, а воды рек всё текли и  текли, впитывая в себя всё происходящее на берегу. Ка в зеркале отразилась в реках и позабытая ныне легенда.

«В то время на Руси правила княгиня Ольга, родом из небольшой деревеньки Выбуты, что на реке Великой. Объезжала она свои родные земли.  День клонился к вечеру, когда она подошла к неторопливой реке Великой…» (Ю. Степанов «Легенды и предания Псковщины» стр.6 Основание Пскова.)

Так по легенде возник город Псков и первый на Руси храм во имя Святой Троицы.

(словарная работа: легенда, княгиня, собор, Русь)

-2-

А теперь давайте разгадаем вторую «берестяную» грамоту:

X + □ Δ + Λ

■ что здесь нарисовано? (Довмонт)

■ где вы слышали это имя? (Довмонтов город, Довмонтов меч)

        Правильно. Город рос. Многие окрестные  крестьяне и мастеровые приходили жить под защиту стен Троицкого собора. Все уже не могли поместиться на его территории, и князь, правивший в то время городом (Довмонт), начинает строительство первой крепостной стены вокруг поселения горожан. И в память о его добрых делах для города и по защите его жителей место, обнесенное первой крепостной стеной, называли Довмонтовым городом. До сих пор в Псковском музее хранится меч князя Довмонта, который мы с вами видели, и который по преданию охраняет город от его врагов. (Псков. Книга для чтения по истории. Стр.8 «За землю русскую»)

        Город стоял величавый и неприступный на берегу двух рек, охраняя земли русские от врагов, рос и богател. Все больше людей приходило жить под его стены, и вокруг города было построено ещё четыре крепостных стены с боевыми башнями. К одной из них мы часто ходили летом купаться на реку Пскову.

        Разгадав третью грамоту, мы с вами узнаем, как она называется. А я вам  расскажу легенду, почему её так назвали.

-3-

< S V Δ ‌=││О =

■ как называется эта башня? (Гремячая)

Легенда на выбор воспитателя

  1. Ю. Степанов «Легенды и предания Псковщины» стр. 49 «Тень князя».
  2. И. Ларионов «Легенды озера Чудского». Стр. 49 «Гремячая башня»

…А башню от того и стали называть в народе Гремячей.

Вот мы с вами и расшифровали все грамоты и узнали много легенд о нашем родном городе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Город древний, город славный

Тема: «Город древний, город славный»(занятие в средней группе)Задачи:Образовательные: дать детям начальные представления об истории возникновении города Елабуга; ознакомить детей с достопримечательнос...

Конспект НОД по рисованию «Город древний, город настоящий и город будущий» (на примере города Искитима)

Занятие " Город древний, город настоящий, город будующий" было проведено в рамках открытого  городского  педагогического марафона, на котором была предложена программа  меропр...

Культуроведческая практика с детьми старшего дошкольного возраста «Историческое краеведение по городу Пскову»

Культуроведческая практика с детьми старшего дошкольного возраста «Историческое краеведение по городу Пскову»...

презентация "город Псков"

Задачи:-обобщать и закреплять представления детей о родном городе.воспитывать нравственно-патриотические чувства....

Мой город Псков

Расширение представлений детей о малой Родине на основе знакомства с родным городом, в котором они живут, воспитание патриотических чувств,  гордости за свою страну и любви к родному го...

Виртуальная экскурсия "Город Псков"

Знакомство старших дошкольников с городом Псковом посредством виртуальной экскурсии-презентации...