Мой город Псков
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ирина Дмитриевна Дементьева

Расширение представлений детей о малой Родине на основе знакомства с родным городом, в котором они живут, воспитание патриотических чувств,  гордости за свою страну и любви к родному городу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx296.44 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ  ГОРОДА  ПСКОВА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеОписание: C:\Users\Пользователь\Desktop\1500447266_4a56bb327b705be7c022c7bdfba12871[1].gif

 «Центр развития ребенка - Детский сад №  7  «Росток»

🖂 Стахановская , д.89 г. Псков,180004

🕾 (8112) 73-53-63

🖫е-mail: org2004@pskovedu.ru         

Конспект НОД  занятия по развитию речи  

на тему «: Мой город - Псков»

 ( подготовительная группа).

Воспитатель:

Дементьева Ирина Дмитриевна

Псков

2023г

Тема:  « Мой город - Псков»

Форма организации: подгрупповая

Методы и приемы: игровой,  наглядный, практическая деятельность детей, словесная, дидактическая игра.

Предварительно проведены экскурсии:

  1. Троицкий собор. Довмонтов город.
  2. Экскурсия Княгина Ольга

Оборудование: Картинки, ИКТ, фотографии Комплекс «Вечный огонь», Памятник А.С. Пушкину (скульптор О.Комов), Церковь Василия на горке. Свято-Троицкий кафедральный собор Кремля, Памятник княгине Ольге( скульптор В.Клыков), Монумент «Ледовое побоище».

ЦельРасширять представления детей о малой Родине на основе знакомства с родным городом, в котором они живут, воспитывать патриотические чувства, прививать гордость за свою страну и любовь к родному городу.

Детская цель: рассказать путешественнику, какие достопримечательности есть в нашем городе.

Задачи:

Обучающая:

-систематизировать знания детей о городе Пскове, его достопримечательностях;

закреплять умение использовать мнемотехнику на практике;

Развивающая:

- развивать нравственно-патриотические качества;

- развивать связную речь детей, обогащать словарный запас;

- способствовать развитию памяти, мышления.

Воспитательная:

 - воспитывать чувства любви и гордости к своей малой родине;

- воспитывать доброе, уважительное отношение к своим товарищам, педагогам

Активизация словаря:  Родина, страна, город,  герб, житель, памятник

Ход мероприятия:

 В:.Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга. С Добрым утром! С новым днем! С новым солнцем за окном! Утро доброе встречай. День хороший начинай.

Внезапно раздается звонок.

Ребята, давайте посмотрим, к нам пришло письмо (слайд 2).  

Ой, да это же путешественник (Слайд 3).

П:.-Здравствуйте,  дорогие друзья. Меня зовут Нильс. Приехал в ваш город и очень хотел бы посмотреть на достопримечательности Пскова. Самостоятельно я не справлюсь. Помогите, мне, пожалуйста.

В:. Ребята, что будем делать? Поможем гостю посмотреть экскурсию? А для этого нам необходимо выполнить задания с помощью которых мы сможем помочь нашему гостю.

Прежде чем мы начнём помогать, давайте проверим наши знания про город.

В:. Нам нужно расшифровать  слово. У меня есть подсказка, давайте попробуем.

  • Первый звук в слове Пень (П)(слайд 4).
  • С этого звука начинаются слова (Сова, сосна, сосулька) (С) (слайд5).
  • Последний  звук в словах  (Ток, сок, лак) (К) (слайд 6).
  • Это буква похожа на бублик (О) (слайд 7).
  • Третья буква  в алфавите (В) (слайд 8).

В:.Здорово, в презентации по очереди появляются буквы (слайд 9) . Дети читают  получившиеся слово -  «Псков».  И фотография вид Псков сверху (слайд 10). Ребята вы правильно справились

В:.Дети, скажите, как называют людей, которые проживают в нашем городе?

Ответы детей: Жители города Пскова - псковичи. Мужчину называют "пскович", женщину - "псковичка".

В:. С другой стороны, хорошо известна многим опера Римского-Корсакова "Псковитянка", и привычнее было бы назвать жительницу Пскова именно так – псковитянка.

В:. Что изображено на гербе нашего города?

Ответы детей:.

  1.  На символе присутствуют 3 барса. Двое из них держат щит. Третий находится в середине голубого поля.
  2. Над барсом простирается большая рука. Она выходит из облаков.
  3. Верхнюю часть щита украшают золотая корона и перекрещенные мечи.
  4. Держатели смотрят в разные стороны. На шее каждого серебряная корона.

В презентации  появляется фото герба (слайд 11 ).

В:. Новый современный герб Пскова ассоциируется с силой, мужественностью и готовностью дать отпор противникам. Сочетание золотого и голубого выглядит торжественно и победоносно .

В:.- Как Фамилия, имя и отчество губернатора  нашего города?

Ответы детей:.

Михаил Юрьевич Ведерников (появляется фото губернатора слайд 12).

В:.теперь можно отправиться в путешествие по станциям.

1 станция.

Разрезные картинки с достопримечательностями города Пскова

В:,-Ребята, в первом конверте у меня разрезные картинки  с достопримечательностями нашего города. Наша задача собрать их и мы получим первую картинку с местом, куда может отправиться путешественник. (Дети получают первую картинку Комплекс «Вечный огонь»).

2 станция.

В:. - Игра «Подбери слова».

На ватмане нарисован круг.  Дети выходят, говорят прилагательные, характеризующие наш город, и рисуют лучик. Мы справились с этим заданием, и получаем вторую фотографию Церковь Василия на горке

3 станция

В:,-С этим заданием нам поможет справиться волшебный кубик. На каждой грани, которого написана цифра в которой таится  загадка или вопрос  о нашем городе. Разгадаем головоломку, получим следующую фотографию .(Это игра может проводиться несколько раз).

В:,-На кубике  всего 6 точек. Один из вас подкидывает кубик, и то количество точек, которое выпадает, соответствует заданию которое нужно выполнить.

1 точка. Загадки:

Вот огромный шумный мир,

В нем четыреста квартир,

Пять подъездов, домофоны,

Остекленные балконы. (Дом)

В городе деревьев мало

И гулять стремятся все,

Уходя на два квартала

От проспектов и шоссе.

Тут прохладно средь аллей

И зеленых тополей. (Сквер, парк)

Там простимся с кем-нибудь,
Кто собрался в дальний путь,
И туда придём опять,
Чтоб кого-нибудь встречать.  (Вокзал)
В:.- На стенд помещается фото Свято-Троицкий кафедральный собор Кремля

2 точки. Вопрос.

В:. Кто является основателем города Пскова? 

Ответы детей: Великая Княгиня Ольга, жена князя Игоря.

В:.- Историческим центром Пскова считается?

Ответы детей: Официальным  центром города  является Псковский Кремль (иначе Кром)

В:.Какие места в городе Пскове и его окрестностях носят имя княгини Ольги.? Ответы детей:. В Пскове есть  Ольгинская набережная и Ольгинский мост, Ольгинская часовня и Ольгинский ключ. В окрестностях Пскова находятся Ольгино поле и Ольгин камень.

В:. Умницы, вы справились с этим заданием и получается следующую фотографию Памятник княгине Ольге (скульптор В.Клыков)

3 точки. Д/Игра  « Да-нет».

В:.  Наш город называется Россия? (нет) Ответы детей: В город в котором мы живем называется Псков. А Россия эта страна.

В:.  Раньше наш город называли Плесков? Ответы детей: (да).

В:.Ранее город назывался Плесков, ещё раньше - Плескава, по названию реки Плескавы, впадающей в реку Великую. на слиянии которых поставили крепость. Сейчас Плескава называется Псковой.

В: Есть ли в нашем городе 19 мостов? Ответы детей : (да). Самые известные мосты соединяют  берега Запсковья и Завеличья, у каждого из них своя история.

В:. И за это вы получаете фотографию Академический театр драмы А.С Пушкина

4 точки. «Закончи предложение, ответив на вопрос». Образование сравнительной степени прилагательных. Игра с мячом или любым другим предметом.

1)Этот проспект широкий, а другой ещё … (шире).

Этот переулок тихий, а тот ещё … (тише).

2)Эта дорога узкая, а рядом ещё … (уже).

Этот дом старый, а другой ещё (старее).

3)Эта площадь большая, а рядом ещё (больше).

Этот памятник высокий, а другой ещё … (выше).

В:. Помещает на доску фотографию Двора Подзноева

5 точек. В нашем городе много улиц. Появляются новые дома, улицы, но ещё не имеют названий. Давай придумаем этим улицам такие названия, чтобы жители города их сразу же запомнили.

  1. На этой улице стоит завод. Назовем ее (Заводская).

На этой улице много цветов. Назовем ее (Цветочная).

На этой улице много школ. Назовем ее (Школьная).

  1. На этой улице много берез. Назовем ее (Березовая).

На этой улице много садовых деревьев. Назовем ее (Садовая).

На этой улице находится аптека. Назовем ее (Аптечная).

  1. На этой улице вокзал. Назовем ее (Вокзальная)

На этой улице много детских садов. Назовем ее (Детская)

На этой улице стадион. Назовем ее (Спортивная)

В:. Вы отлично справляетесь вот вам еще одна фотография Палаты Меньшиковых.

6 точек.

 В.; Детям представляется изображение ладони и сердца. Ребёнок высказывает своё отношение к городу : «Я люблю родной город Псков , потому что я здесь родился, здесь живёт вся моя семья». И тд..

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=14a4c5b30dcf8adebdf3691ff8e8daf4e2b8031a-7333143-images-thumbs&n=13

В:.-Молодцы ребята, я вам представлю  фотографию Церковь А. Невского.

В:.- А, давайте повторим, какие достопримечательности у нас есть.

Воспитатель вместе с детьми проговаривает: Комплекс «Вечный огонь», Церковь Василия на горке, Свято-Троицкий кафедральный собор Кремля, Памятник княгине Ольге, Академический театр драмы А.С Пушкина, Двора Подзноева, Палаты Меньшиковых, Церковь А. Невского

4 станция

В:.--На этой станции немного разомнемся.

Сколько зайчиков у нас,

Столько и подпрыгнем раз.

Сколько палочек до точки,

Столько встанем на носочки.

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки.

(Например: на доске – девять зайчиков, девять палочек (до точки), девять точек в круге)

В:.-Молодцы, ребята! Получайте ещё одну фотографию Монумент «Ледовое побоище».

5 станция

-Следующее задание.

В:.Есть в нашем городе памятник русскому поэту. Имя которого назовёте, когда отгадаете сказки.  Викторина за каждую отгадку  вы получаете  2 буквы, которые нужно сложить.

  1. У Лукоморья дуб  зеленый. (Это поэтическое вступление к поэме Руслан и Людмила. Чудесное  место где живут сказочные персонажи: ученый кот на золотой цепи, леший , Русалка, 30 морских витязей, царевна и серый волк, баба Яга , Кощей.

В:. Появляются буквы  «У,К» (слайд 13)

  1. Сказка о рыбаке и рыбке. ( Речь идет о бедном старике, который всю жизнь ловил рыбу и жил со своей старухой в ветхой землянке. Как –то дед поймал золотую рыбку-ради свободы рыбка готова была исполнить любое желание. Пожалел дед рыбку и выпустил в море. Старуха узнав об этом разозлилась велела исполнять ее прихоти. Алчность, жадность, жажда власти привела старуху опять к разбитому корыту.

В:. Появляются буквы «П,Н» (слайд 13)

  1. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. (В этой сказке царь не нарадуется на свою красавицу жену. Но она умирает при родах оставляя ему дочку. Через некоторое время царь женился снова на красивой, но злой женщине, которая считала , что краше ее нет никого. Но время  идет и ее падчерица выросла и превратилась в настоящую  красавицу. Мачеха решила избавится от девушки и отправляет ее в лес на съедение волкам. Однако царевна не умирает, а попадает к семи богатырям, там ее приняли как родную сестру. Мачеха узнает, что девушка жива, решает ее отравить. Она превратилась в старую колдунью и угостила девушку отравленным яблоком. Девушка  съела это яблоко и уснула вечным сном, но ее спас царевич Елисей разбудив сладким поцелуем.

В:. буквы «Ш, И»»

      В:. (слайд 8) Дети складывают из букв слово  «Пушкин»(слайд 14)

В:.У нас в городе, в Летнем саду стоит памятник «Пушкин и крестьянка»  поставленный в честь А.С Пушкин и его няни. Вот эта фотография.

6 станция

-Пришло время отправиться на следующую станцию. А здесь нас ждет зашифрованное в мнемотаблице стихотворение, которое мы должны разгадать (слайд 15).

В:.-Помогает детям

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=a69aa354467c8db65968c09ae79427f346ec6058-8186614-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ca2bc2964938c05b8b5302eb806e7faf627b0f18-5234560-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=8aa0d8ffce13991cdbc6b9d41e3d421e6bf80d25-7662303-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=60a855891e9aa24b33af0c337755712179c27da8-8386641-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=5593bada3fdb9e40fcec7e145d6d2d34b8733c91-7952541-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=485547f6f5db8154ae7cb4fd739dc11fbfc5b001-8496938-images-thumbs&n=13

-Невероятной синевы река.

Плывут над берегом Псковы века.

И отражается в воде собор.

И становлюсь я, как нигде, собой.

В:.Ребята, это стихотворение написал Станислав Золотцев и называется оно «Родина»

В:Молодцы ребята, мы справились со всеми заданиями, и настало время, показать нашему гостю в какие места нашего города он может отправиться.

Воспитатель вместе с детьми проговаривает новые достопримечательности, выставленные на доске. Монумент «Ледовое побоище», памятник «Пушкин и крестьянка»  

В:.  Дорогой Нильс вот мы с детьми представили места нашего города, которые ты сможешь посетить.

Нильс: Дорогие ребята, спасибо вам большое за помощь. Теперь я смогу увидеть все достопримечательности вашего города. Пожалуйста, пришлите мне рисунки о вашем замечательном городе. До свидания ребята .

 

В:.Дети, прощайтесь с путешественником и приглашайте его к нам еще в гости.

Рефлексия. Дети встают в круг.

- Еще на улице  холода, а в нашей группе всегда тепло. Я передаю тепло моего сердца, на моем лице загорается улыбка, и этой улыбкой я зажигаю следующую улыбку и дарю хорошее настроение. Я крепко пожимаю руку своему соседу, Передайте свою улыбку, тепло и пожатие вашему соседу. Сожмите ваши руки, подойдите ближе друг к другу в тесный круг. Чувствуете, как стало тепло! Вы согрелись? Мы с вами стали ближе друг к другу, дружнее.

В: Ребята любите свой город. Старайтесь больше узнать о его истории, берегите природу, храните обычаи и традиции. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Семейный туристический маршрут выходного дня по Пскову».

Цели проекта:1. Формирование предпосылок поисковой деятельности,интеллектуальной инициативы.2. Развитие умения определять возможные методы решенияпроблемы с помощью взрослого, а затем и само...

НОД "Легенды древнего города Пскова"

Знакомство старших дошкольников с историенй возникновения города Пскова....

Познавательный проект "Древний Псков"

Познавательный проект для детей средней группы...

Культуроведческая практика с детьми старшего дошкольного возраста «Историческое краеведение по городу Пскову»

Культуроведческая практика с детьми старшего дошкольного возраста «Историческое краеведение по городу Пскову»...

презентация "город Псков"

Задачи:-обобщать и закреплять представления детей о родном городе.воспитывать нравственно-патриотические чувства....

Презентация "Памятники Пскова"

Данную презентацию можно использовать для занятий "Мой город" воспитателям города Пскова...

Виртуальная экскурсия "Город Псков"

Знакомство старших дошкольников с городом Псковом посредством виртуальной экскурсии-презентации...