Исследовательско-творческий проект по окружающему миру "Моя дружная семья".
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Формирование у детей понятия «семья»,  как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p_moya_semya.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Красноярский край г. Канск

МБДОУ № 16 «Родничок»

Старшая группа 2018-2019 учебный год

Проект

«Моя дружная семья»

                                                       

                                                              Воспитатель: Маркова О.В.

Паспорт проекта

Тип проекта: исследовательско-творческий

Возраст детей: 5-6 лет

Участники: дети, воспитатели, родители

Проект среднесрочный: 04.02.-11.03.2019г.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Актуальность: В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.

Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.

Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». Я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Проблема: У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.

Цель проекта:

Формирование у детей понятия «семья»,  как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Задачи:

Образовательные:

- формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях;

- закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;

-формировать представления о семейных традициях и праздниках.

Развивающие:

-познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи»;

– научить составлять древо своей семьи.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к своей родословной;

-воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самым близким и родным людям – маме, папе, уважение к бабушке, дедушке;

-обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Прогнозируемые результаты:

За время реализации проекта «Моя семья» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.

Продукты проекта:

- картотека загадок о семье и её членах;

-дидактические игры;

-выставка творческих работ (детские рисунки, аппликация, конструирование из бумаги);

-книжки-малышки (совместная деятельность с родителями);

-создание генеалогического древа семей воспитанников совместно с родителями;

-организация праздничных мероприятий совместно с родителями к 23 февраля и 8 Марта.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

-разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности;

 -подобран наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о семье, фото и т. д;

- дети вместе с родителями посмотрели познавательные передачи, прочитали книги по теме «Моя семья», «Моя родословная. Генеалогическое древо»;

 -в группе, в процессе самостоятельной деятельности, дети рассматривали фотоальбомы, слайды; слушали книги о семье, о семейных и родственных отношениях, рассматривали картинки о семье, модель « Генеалогического древа».

2 этап – исследовательско-творческий:

В ходе работы над проектом с детьми были проведены:

-беседы на тему «Моя семья», «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «Моя родословная; Генеалогическое древо», «На кого ты хочешь быть похож», «Организация быта в нашей семье в будни», «Семейный праздник – День рождение»; «Какой я?», «Мы разные», «Моя семья», «Что означают наши имена?», «Знакомство с профессиями родителей»;

-викторина «В какой сказке встречаются семьи»;

-дети составляли сказку с помощью карт Проппа  на тему «У нас в семье однажды…»- про маму, папу, бабушку, дедушку;

 -заучивали стихотворение О. Высотской «Моя семья»;

-обсуждали с детьми поговорки и пословицы о семье;

-составление рассказов: «Моя семья», «Моя мама», «Мой папа», «Моя бабушка», «Мой дедушка», «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома»;

-прошло обсуждение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово» и «Хорошее», чтение стихотворений Р. Гамзатова «Про дедушку», Н. Майданик «Вместе с бабушкой»;

-дети и родители участвовали в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья»;

- изготовление аппликации «Моя родословная»;

-изготовление плаката совместно с родителями «Генеалогическое древо моей семьи».

3 этап – заключительный:

- подведение итогов работы над проектом;

- формулирование ответов на проблемные вопросы;

- выставка творческих работ:

-конкурс рисунков по теме «Моя счастливая семья»;

- выставка аппликаций «Моя родословная»;

-конкурс плакатов «Генеалогическое древо моей семьи».

-совместные мероприятия с родителями:

- к 23 февраля - конкурс «Самый ловкий, сильный, смелый!»

-к 8 Марта - праздничное мероприятие «Моя милая мамочка!»;

-открытое занятие на тему: «Моя семья».

Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье:- о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек, научились поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.

Моя гипотеза подтвердилась:

Между педагогами и родителями налажено успешное взаимодействие, которое позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии и воспитании ребёнка. Родители активно принимают участие в совместных с детьми и педагогами мероприятиях!!!

Список использованной литературы:

1.        Большая детская энциклопедия. Растения - М.; 2009г.

2.        Детская энциклопедия «Хочу всё знать»- М.; 1999г.

3. Алямовская В. Г. "Как воспитать здорового ребенка".

4. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/Сост. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А.

5. Калмыкова Л. Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л. Н. Калмыкова. - Волгоград: Учитель,2014.-247 с.

6. Ковалько В. И. "Азбука физкультминуток для дошкольников".

7. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика с стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей/Куликовская Т. А. - М.:ООО «Издательство ГНОМ иД»,2007.-64 с.

8. Нестерюк Т. Е. "Гимнастика маленьких волшебников".

9. Сайкина Е. Г "Физкультпривет минуткам и паузам!".

10. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ Сост. З. Я. Рез, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой. - М.: Просвещение, 1990 -420 с.:-ISBN 5-09-001646-1.

11. Моя родословная. Генеалогическое древо - Maam.ru www.maam.ru/. /integrirovanoe-zanjatie-moja-rodoslovnaja- genealogicheskoe-drevo.htl


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Мама, папа, я-дружная семья!"

Среднесрочный педагогический проект "Мама,папа,я-дружная семья1" во второй младшей группе...

Педагогический проект "Мама, папа, я-дружная семья!"

Среднесрочный педагогический проект по теме "Мама, папа, я - дружная семья!" во второй младшей группе...

Проект "Мама, папа, я - дружная семья"

Расширеный проект на тему "Семья"...

Педагогический проект по теме: "Наша дружная семья".

" От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малы...

интегрированное занятие в группе раннего возраста по окружающему миру "Дружная семья"

Конспект интегрированного заняти в группе раннего возраста в рамках тематической недели "Моя семья"...

ПРОЕКТ: «Мама, папа, я – дружная семья семья»

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала  изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы обучения, воспитания и разви...

Презентация к НОД по ознакомлению с окружающим миром "Дружная семья" (подготовительная группа)

Презентация к НОД по ознакомлению с окружающим миром "Дружная семья" (подготовительная группа). Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут в...