Конспект НОД по развитию лексико-грамматических связей для детей с ОНР в старшей группе «Путешествие на другие планеты»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ганецкая Любовь Викторовна

Воспитатель Ганецкая Любовь Викторовна

Конспект НОД  по развитию лексико-грамматических связей для детей с ОНР в старшей группе «Путешествие на другие планеты»

С использованием современных образовательных технологий: игровые, моделирование, КТ, здоровьесберегающая, ЭОР

ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие».

Цели: 

  • Закрепление у детей представлений о космосе,
  • Развитие лексико-грамматических связей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга

Воспитатель Ганецкая Любовь Викторовна

Конспект НОД  по развитию лексико-грамматических связей для детей с ОНР в старшей группе «Путешествие на другие планеты»

С использованием современных образовательных технологий: игровые, моделирование, КТ, здоровьесберегающая, ЭОР

ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие».

Цели: 

  • Закрепление у детей представлений о космосе,
  • Развитие лексико-грамматических связей.

Задачи:

  • Образовательные: Расширить и уточнить естественнонаучные представления; знания детей по теме «Космос». Уточнить и расширить лексико-грамматический словарь по теме «Космос». Развивать грамматический строй речи: согласование существительных с числительными в роде и падеже. Развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, умение правильно строить предложение; упражнять в образовании родственных слов и слов с противоположным значением (антонимы). Совершенствовать зрительное и слуховое внимание .
  • Развивающие: Развивать речевое дыхание, фонематическое восприятие и фонематические представления, логическое мышление, память, артикуляционную, тонкую и общую моторику, тактильные ощущения, мимику, интонационную  выразительность речи. Продолжать развивать умение находить решения в проблемных ситуациях, умение работать коллективно.
  • Воспитательные: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру, любовь к Родине.

Оборудование: Магнитофон, звукозаписи на тему: «Космос»; мягкие модули, плакат «Солнечная система», конверты с заданиями: «Составь предложение», «Скажи наоборот», «Один – много», «Слова-родственники». Презентация «Путешествие на другие планеты» с изображением метеоритов, звезд, планет, кометы, маршрут полета космического корабля на звёздной карте (зрительная гимнастика), Блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера, вырезанная из бумаги ракета для рисования детей ( длина 150 см, ширина 70см)

Предварительная работа: Рассматривание иллюстрационного материала, наблюдения за небом на прогулке. Беседа «День Космонавтики». Чтение художественных произведений: Л.А. Обухова «Любимец Века», А. Ивахнов «Станция отправления планета земля», загадок о космосе, заучивание стихотворений о космосе и космонавтах. Проведение логоритмических и пальчиковых упражнений, дидактических и подвижных игр по теме. Проведение экспериментов: «Почему в космос летают на ракете?» и «Сила тяготения» (авт. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.).

Ход НОД:  Организационный момент:

Воспитатель: Дети, у нас сегодня присутствуют гости, поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются.)

- Скажите, пожалуйста, какой праздник отмечает весь мир 12 апреля? А кто был первым космонавтом? Как называлась ракета, на которой Ю.Гагарин полетел в космос? (фото Ю.Гагарина  и корабля – слайд №3 и №4)

Правильно, ребята! Послушайте об этом стихотворение

Стихотворение читает ребенок.

В космической ракете
С названием: «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
На веки будут вместе
Гагарин и апрель.

- А какой был позывной у Юрия Гагарина? (У Юрия Алексеевича Гагарина был позывной «Кедр»).
- А сколько было совершено витков вокруг земли? (Вокруг земли был совершен один виток).

- А каких женщин-космонавтов вы знаете? (фото В.Терешковой, С. Савицкой – слайд №5)

- Дети, давайте вместе вспомним, что такое космос. ( Солнечная система – слайд №6)

-Нашу Землю вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство. В нем находятся небесные тела: - звезды, планеты, метеориты, кометы и наша Солнечная система. Это и есть космос. А как называется планета на которой мы живем? ( планета Земля – слайд №7)

- Как называются люди, живущие на нашей планете? -Нравится вам наша планета? А чем она вам нравится? (Ответы детей)

Воспитатель: Каждый ребёнок – это мечтатель,

В будущем врач, учёный, писатель
физик, биолог или артист,
химик, учитель или таксист.
Ну, а пока дети просто мечтают,
И кем угодно себя представляют,
Я предлагаю и вам помечтать,
И в космонавтов нам всем поиграть.

- Хотите отправиться в космическое путешествие на другие планеты со мной? На чем мы полетим в космос? (Ответы детей)

– Правильно, ребята, мы полетим на ракете. А чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.

3. Артикуляционная гимнастика (выполняется хором).

Чу – чу – чу, космонавтом стать хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ос – ос – ос, покорили космос.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

Д/игра «Расскажи какой?»
я думаю, что вы готовы отправиться в космическое путешествие.  Кто управляет космическим кораблем? (Космонавт в открытом космосе – слайд№8)

Быть космонавтом - это не только почётно, это и очень трудно. Скажите, пожалуйста, какими качествами должен обладать космонавт? (Космонавт должен быть смелым, решительным, настойчивым, умным, здоровым, добрым, веселым, стойким).

 - Ребята, как можно сказать про космонавта, если он занимается спортом? (Спортивный)
- Если он может многое вытерпеть?  Он какой?  (Терпеливый)
- Если космонавт многим интересуется?  Он какой? (Интересующийся)
- Если он много думает? (Думающий)
- Если он часто улыбается? (Улыбчивый).

Стихи: (читают дети)

1. Космонавтом, чтобы стать,
Надо многое узнать:
Быть проворным и умелым,
Очень быстрым, ловким, смелым!

2. На корабль могут взять
Только сильных, ловких.
И поэтому нельзя
Здесь без тренировки.

Воспитатель: - Чтобы стать такими, космонавты действительно много тренируются.
-Мы с вами тоже пройдем подготовку к космическому полету. Итак, начнём

Логоритмическое упражнение «Космонавты» (речь с движением) (Звучит музыка)

Дружно в ногу мы идем,
Мы идем на космодром (шагают на месте)
Мы походим на носках (ходьба на носках)
А потом на пятках (ходьба на пятках)
Вот проверили осанку (выпрямиться)
И свели лопатки. (согнутые в локтях руки, отведены назад)
Станем сильными, и завтра (руки на поясе)
Всех возьмут нас в космонавты! (маршируют на месте)
Ждет нас быстрая ракета (сложить руки конусом над головой)
Для полета на планеты (плавные раскачивания из стороны в сторону)

Воспитатель:- Физическую подготовку мы прошли, и отправимся на ракете в космическое путешествие. Мы полетим на этой ракете. (ракета составленная из модулей) В космосе нет воздуха, поэтому надеваем воображаемые скафандры и кислородные баллоны. (имитация)
- Занимаем места в ракете. (Дети садятся на колени возле ракеты вместе с воспитателем)

Объявляется пятиминутная готовность: - Пристегнуть ремни! Начинаем отсчет в обратном порядке 5, 4, 3, 2, 1… Пуск!

Все космонавты по местам (звучит космическая музыка)
По курсу Марс – он виден нам
Загадочная эта.
Красная планета
А теперь мы очень гладко
Все заходим на посадку

Вот мы и прилетели на планету Марс (планета Марс – слайд №9)
Планета Марс названа в честь бога войны, второе название Марса — Красная планета. Никто из людей и животных не выжил бы на этой планете, потому, что там нет воздуха, днём там жарко, а ночью очень, очень холодно.
-А сейчас чтобы узнать на какую планету мы полетим дальше, нужно расшифровать сообщение. (Достает из конверта лист с перепутанным текстом)

Д/игра «Составь предложение»

Воспитатель: Здесь недавно пролетела комета (комета – слайд №10) и все слова в сообщении перепутались.  Давайте их распутаем.

Падает, с, комета, неба.
Звёзды, светят, небе, на.
В, космонавт, летит, ракете.
Юпитер, планету, на, летим.
Все сообщения распутаны и мы отправляемся на планету Юпитер. Вот мы и прилетели (планета Юпитер – слайд №11)

Планета Юпитер самая большая в солнечной системе. Если мы представим себе нашу планету Земля в виде монеты, то Юпитер будет размером с баскетбольный мяч. У Юпитера нет твердой поверхности, Юпитер состоит из газа, который находится в густом состоянии похожим на кисель. (слайд №12)

Из центра управления получен сигнал. Надо его расшифровать, подобрать слова с противоположным значением.

Д/игра «Скажи наоборот»

Далёкий -…
Большой -…
Высокий -…
Улетать -…
Взлетать -…
Тёмный -…

Воспитатель: Вот что сообщалось в сигнале: - Вам нужно взлететь и улететь на планету Солнечной системы, у которой есть кольцо. Как она называется? ( Сатурн). Взлетаем.

Д/игра «Один – много».

Воспитатель:- Ребята, посмотрите, что там видно в иллюминаторе (метеориты, звезды, планеты – слайд №13)  Давайте посчитаем, сколько мы увидим метеоритов, звёзд и планет. (Согласование существительных с числительными).

Одна яркая звезда, две яркие звезды, три яркие звезды, четыре яркие звезды, пять ярких звёзд.
Одна далекая планета, две далеких планеты…
Один большой метеорит, два больших метеорита…
Вот мы и на Сатурне (планета Сатурн – слайд №14)

Воспитатель: - Нас уже ожидает сообщение из центра полетов, что же в нём? Здесь нарисован маршрут нашего обратного полета на планету Земля. Нам надо его запомнить.

Гимнастика для глаз (ориентировка по звездной карте) 

В-ль: – Давайте нарисуем маршрут глазами по стрелкам от планеты Сатурн, до планеты Земля (карта маршрута – слайд №15).

Пальчиковая гимнастика (Развитие мелкой моторики).

Воспитатель: -Ребята, а теперь я вам предлагаю размять ваши ручки.

«Солнце» - две соединенные перекрестно друг с другом ладони с разведенными в стороны пальцами;

 «Ракета» - ладони соединены указательными, средними и безымянными пальцами, нижние части ладоней разведены в стороны, запястья на столе;

 «Луноход» - пальчиками перебирать по поверхности стола, обходя все неровности, бочком, как "паучок".

Воспитатель: Пора возвращаться на Землю. На чем полетим?

Дети: На ракете.

Воспитатель: Чтобы нам полёт устроить,
                        Надо всем ракеты строить.

 Я предлагаю вам сделать ракету из того, что есть у вас на столе.

Звучит музыка. Дети складывают ракету из блоков Дьенеша и палочек Кьюзинера.

Воспитатель: Ракеты готовы, а подняться ввысь они смогут, если вы мне поможете заправить их словами родственниками. Подбор родственных слов:

Д/игра «Слова-родственники»

Нужно убрать лишнее слово и оставить только те слова, которые нам подходят:

1. Луна, луноход, лунка, лунный (лунка)
2. Солнце, сон, солнечный, солнышко (сон).
3. Космос, косматый, космонавт, космический (косматый)
4. Планета, план, планетный, планетарий (план)

Воспитатель:- Я вижу, наши ракеты заправлены, отправляемся на Землю. Обратный отсчет: 5,4,3,2,1.
Опускается ракета,
Чертит небо ярким светом.

Рефлексия:

Воспитатель:- Вот мы и вернулись на нашу планету Земля! Снимем наши воображаемые скафандры. Расскажите, что мы видели, пока путешествовали в космосе по Солнечной системе?  Вам понравилось наше космическое путешествие? Если понравилось, то улыбнитесь, а если не понравилось, то нахмурьте брови (дети показывают эмоцию, оценивая занятие).  Мне очень приятно смотреть на ваши улыбки. А что вам запомнилось больше всего? Что нового вы сегодня узнали и о чем бы вы хотели рассказать сегодня своим друзьям?

Ребята! За успешное выполнение полета я хочу вам подарить большую бумажную ракету, на которой вы сможете нарисовать всё то, что мы с вами видели во время путешествия и показать ее другим ребятам и рассказать о нашем увлекательном путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «День и ночь - сутки прочь!»Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи для детей старшей группы.

Цели занятия: Развитие лексико-грамматических категории и связной речи. Коррекционно-образовательные : -закрепление одушевленных, неодушевленных предметов (кто? что?); -закрепление диалогической ре...

Конспект занятия по развитию лексико -грамматической стороны речи у детей с ОНР в подготовительной группе по лексической теме: «Транспорт»

Конспект занятия по развитию лексико грамматической стороны речи у детей С ОНР в подготовительной группе .Лексическая тема "Транспорт"...

Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей старшей группы «Зимующие птицы».

Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей сиаршей группы «Зимующие птицы».ЦЕЛЬ: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.ЗАДАЧИ:Расширение словаря существительн...

Игра на развитие лексико – грамматического строя речи у детей дошкольного возраста « Раздели на группы».

Игра  на развитие лексико – грамматического строя речи у детей дошкольного возраста « Раздели на группы»....

Презентация к конспекту НОД по развитию лексико-грамматических связей для детей с ОНР в старшей группе «Путешествие на другие планеты»

ГБДОУ д/с №17 компенсирующего вида Калининского района Санкт-ПетербургаГанецкая Любовь Викторовна воспитатель высшей категорииПрезентация к конспекту НОД по развитию лексико-грамматических связей для ...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Зима. Зимующие птицы» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой» Конспект организованной образовательной ...