Конспект по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР (Старшая группа): «Домашние животные»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Суздаль Лилия Сергеевна

Конспект по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР

(Старшая группа)

«Домашние животные»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pkonspekt_03.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР

(Старшая группа)

«Домашние животные»

Цель:  Развитие и формирование лексико-грамматического строя речи по теме – «Домашние животные».                                                                            

Цель: Развивать навык образования существительных и прилагательных суффиксальным способом, глаголов приставочным способом.

Закреплять навык употребления форм существительных в родительном и дательном падежах единственного и множественного числа.

Увеличивать объем слуховой памяти путем постепенного увеличения количества запоминаемых слов.

Упражнять в определении реальных взаимоотношений действующих лиц в предложении.

Оборудование: предметные картинки с изображением домашних животных, д/и «Четвертый лишний», «Кто без чего?», сюжетные картинки с изображением профессий людей из набора Г.А. Каше, пазлы «Собери семью», панно «Комната», изображения котят.

Ход занятия:

I Орг.момент. Актуализация полученных знаний.

  Дети сидят за столами. Логопед предлагает отгадать загадки.

Кто имеет пятачок,                                  Сер, да не волк,                         Кто ни в жару ни в стужу

Не зажатый в кулачок?                           Длинноух, да не заяц,               Не снимает шубу?

На ногах его копытца.                            С копытами, да не лошадь.                      (овца)

Ест и пьет он из корытца.                                                 (осел)

                 (поросенок)

Как назвать их всех вместе?

Почему эти животные называются домашними?

Каких домашних животных вы еще знаете?

 Логопед предлагает игру «Четвертый лишний»

Лошадь, курица, собака, кошка. Какое слово лишнее?

Корова, вымя, рога, хвост.

Игра «Кто без чего?»

  Однажды художник рисовал домашних животных и забыл дорисовать  некоторые части тела. Давайте поиграем в игру и исправим ошибки художника.

Корова без чего? – Корова без рогов.

                                Коза без вымени.

                                Свинья без копыт.

                                Лошадь без гривы.

                                Собака без ушей.

                                Осел без хвоста.

                                Верблюд без горбов.

II Понимание и употребление предложений с верификацией.

Логопед выставляет картинки с изображением профессий, предлагает детям назвать профессии людей, которые ухаживают за домашними животными на ферме: конюх, доярка, телятница, свинарка, пастух.

  - Я скажу о них предложения. Если ошибусь, исправьте меня.

                                Лошадь расчесывает гриву конюху.

                                Стадо коров пасет пастуха.

                                У доярки пятнистые бока.

                                Телята поят телятницу.

                                Поросята кормят свинарку.

III Образование существительных и прилагательных суффиксальным способом.

  - Злой волшебник сделал так, чтобы все детеныши у животных потеряли своих мам и пап. Давайте поможем им собраться вместе.

Дети подходят к отдельно стоящему столу и складывают пазлы «Собери семью».

  - Назови семью, которой ты помогаешь.

  - Я помогаю лошади, коню и жеребятам.

                       - … кролику, крольчихе, крольчатам.

                       - …псу, собаке, щенятам.

                       - … козлу, козе, козлятам.

                       - … быку, корове, телятам.

                       - … барану, овце, ягнятам.

                       - … верблюду, верблюдице, верблюжатам.

                       - … коту, кошке, котятам.

Дети садятся на пуфики на паласе.

 - У кошки родились котята  - все такие красивые, смышленые, игривые. Мы решали, мы гадали: как же нам котят назвать? Давайте придумаем им имена. Предлагаются картинки котят.

 Этот  котенок пушистый, значит, назовем его …  - Пушок.

 Этот котенок белый, как снег, значит, назовем его …  - Снежок.

 Этот котенок серый, как дым, значит, назовем его … - Дымок.

  Аналогично образуются имена: Шалун, Прыгун, Игрун,  Малыш, Глупыш, Черныш, Беляк.

 - Почему Черныша так назвали?

 - Потому что он черный.

 - Но ведь котенок маленький. Значит, он не черный, а черненький. А Малыш? Глупыш? Беляк? Пушок?

 - Маленький. Глупенький. Беленький. Пушистенький.

 - Подумайте, какими будут детеныши у других животных.

                           Свинья толстая, а поросенок?.. - толстенький.

                           Лошадь быстрая, а жеребенок?.. – быстренький.

                           Корова добрая, а теленок?..

                           Овца кудрявая, а ягненок?..

                           Коза серая, а козленок?..

                           Крольчиха светлая, а крольчонок?..

VI Физ.минутка

                           Скок–поскок, скок-поскок,

                           Кролик прыгнул на пенек.

                           В барабан он громко бьет,

                           На разминку всех зовет.

                           Лапки вверх, лапки вниз,

                           На носочках потянись.

                           Лапки ставим на бочок,

                           На носочках скок-скок-скок.

                           А затем вприсядку,

                           Чтоб не мерзли лапки.

VII Образование глаголов приставочным способом. Увеличение объема слуховой памяти.

 Логопед выставляет панно комнаты,  вставляет изображения котят в прорези панно.

 - В комнату вошли котята. Стали они шалить и прыгать. Пушок прыгнул на кресло, потом на стол перепрыгнул, со стола спрыгнул. Что делал Пушок?

  Беляк в шкаф запрыгнул, потом из шкафа выпрыгнул. Снежок подпрыгнул за птичкой. Дымок от зеркала отпрыгнул. Что делали котята?

  Наигрались котята и ушли по одному. Продолжи за мной.

                     Ушел Пушок.

   - Ушел Пушок и Беляк.

     Ушел Пушок, Беляк и Снежок.

     Ушел Пушок, Беляк, Снежок и Дымок.

 - И наше занятие подошло к концу. Что на занятии вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе.Тема: "Одежда, обувь, головные уборы".

Тема: «Одежда, обувь и головные уборы». Развитие лексико – грамматического строя речи и связной речи детей дошкольного возраста.Активизация словаря по теме одежда, обувь, головные уборы.Упражнять в об...

Конспект группового занятия по развитию фонетико- фонематической стороны речи у детей с ТНР (старшая группа) Тема "Звук и буква Ж"

Конспект группового занятияпо развитию фонетико- фонематической стороны речиу детей с ТНР (старшая группа)   учитель – логопед Усова Г.В.МБДОУ «ДС №280 г. Челябинска»2016 г....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Зима. Зимующие птицы» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой» Конспект организованной образовательной ...

Логопедическое занятие Формирование лексико-грамматического строя речи Тема. Дательный падеж существительных единственного числа. «Домашние животные»

Представлен конспект  фронтального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. В рамках изучения лексичекой темы "Домашние  животные"  дети осваивают форму дат...

Конспект занятия по развитию речи для детей 2-й младшей группе. «Домашние животные» (рассматривание картин)

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо развитию речи во 2 младшей группе«Домашние животные»(рассматривание картин)Программное содержаниеЦель: Формирование знаний и представ...