Главные вкладки

    Тематический план работы по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (ребенок и окружающий мир: природное окружение) в старшей логопедической группе на 2018-2019 учебный год.
    материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Грачева Надежда Викторовна

    Октябрь

     

     

     

    ООД

     

    Совместная деятельность

     

    Самостоятельная деятельность

     

    Пополнение развивающей среды

    1 НЕДЕЛЯ

    Осень. Признаки осени. Деревья осенью.

     

    Тема:  «Осень золотая»

    Программное содержание: продолжать формировать  представление о чередовании времён года;

    - закреплять знания о сезонных изменениях в природе осенью;

    - закреплять знания детей о знакомых деревьях и их листьях;

    - формировать и активизировать словарный запас; учить образовывать однокоренные слова и согласовывать существующие с прилагательными (берёза - берёзовый лес, берёзовый лист и т. д.).

    Литература

    См. разработки

     

     

    Прогулка в рябиновый сквер, наблюдение за осенними изменениями в природе.

     

    Чтение стихотворений об осени.

     

    Отгадывание загадок об осени.

     

     

    Рассматривание альбома «Времена года»

     

    Д/и «Времена года»

     

    Рассматривание иллюстраций «Осень в лесу», «Осень в городе», «Осень в саду».

     

    Альбом «Времена года»

     

     

    Д/и «Времена года»

    2 НЕДЕЛЯ

    Огород. Овощи.

     

    Тема:  «Во саду, ли во огороде»

    Программное содержание: расширять представления детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктах и ягодах; учить узнавать их и правильно называть овощи, фрукты и ягоды. Формировать общие представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии блюд из них. Расширять представления детей о способах ухода за садово - огородными растениями.

     

    Литература

    Соломенникова О.А.,  занятие №1,

    стр. 36

     

    Чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка».

     

     Дидактическая игра

    «Что есть что?»

     

    Пение песни «Урожай собирай»

     

     

    Рисование

    «Овощи и фрукты – лучшие продукты»

     

    Лепка «Овощная лавка»

     

    Рассматривание альбомов «Овощи».

     

    Внести трафареты

    «Овощи»

     

    Внести пластилин

     

    Внести альбомы «Овощи»

     

    Внести дидактическую игру

    «Что есть что?»

    3 НЕДЕЛЯ

    Сад. Фрукты

     

    Тема:  «Овощи и фрукты на нашем столе»

    Программное содержание: уточнить представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее употребляемых в местности, где находится детский сад, о способах их использования в пищу; закреплять представления о значении свежих плодов для здоровья людей; учить приготовлению салата.

     

    Литература

    Николаева С.Н.,   стр. 113

     

     

     

     Отгадывание загадок о фруктах.

     

    Рисование и лепка овощей и фруктов.

     

     Рассматривание иллюстраций с изображением фруктов.

     

     Игры с муляжами овощей и фруктов.

     

    Иллюстраций с изображением фруктов.

     

    Муляжи овощей и фруктов.

    4 НЕДЕЛЯ

    Лес. Грибы и лесные

    ягоды

     

    Тема:  «Прогулка по лесу»

    Программное содержание: расширять представления детей о разнообразии растительного  мира. Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Учить детей называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.

     

    Литература

    Соломенникова О.А., занятие №4,

    стр. 42

     

    П/и «У медведя во бору»

     

    Р/и «Узнай на вкус»

     

    Отгадывание загадок об ягодах и грибах.

     

    Рисование и лепка ягод и грибов.

     

     

     

     Рассматривание иллюстраций с изображением ягод и грибов.

     

    Рассматривание альбома «Ягоды».

     

    Рассматривание альбома «Грибы».

     

    Иллюстрации с изображением ягод и грибов.

     

    Альбом «Ягоды».

     

    Альбом «Грибы».

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Ноябрь

     

     

    ООД

     

    Совместная деятельность

     

    Самостоятельная деятельность

     

    Пополнение развивающей среды

    1 НЕДЕЛЯ

    Одежда

     

    Тема:  «Наряды куклы Тани»

    Программное содержание: познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные свойства (впитываемость); побуждать устанавливать причинно – следственные связи между использованием тканей и временем года.

    Литература

    Дыбина О.В., занятие №7, стр. 31

     

     

    Дидактическая игра «Одежда и ее часть»

     

    Наблюдение за прохожими «Во что они одеты и почему?»

     

    Беседа «История одежды»

     

    Отгадывание загадок про одежду.

     

    Сюжетно-ролевая игра

    «Магазин одежды»

     

    Рассматривание альбома «Одежда»

     

    Д/и «Что лишнее?»

     

    Внести альбом «Одежда»

     

    Д/и «Что лишнее?»

    2 НЕДЕЛЯ

    Обувь

     

    Тема:  «Обувь»

    Программное содержание: Уточнить название и назначение обуви. Учить группировать обувь по сезонному признаку. Развивать лексический, грамматический строй речи, связную речь. Развивать эстетический интерес к дизайну  обуви.

    Литература

    См. разработки

     

     

    Д/и «Опиши предмет».

     

    Д/и «Оденем куклу на прогулку»

     

    Чтение стихотворения В.Благининой «Научу обуваться и братца»

     

    Рассматривание обуви на прогулке.

     

    Шнуровка «Зашнуруй ботинки»

     

    Рассматривание иллюстраций с изображением обуви.

     

    Д/и «Назови одним словом»

     

    Рассматривание натуральной обуви.

     

     

    Иллюстраций с изображением обуви.

     

    Внести натуральную обувь.

    3 НЕДЕЛЯ

    Продукты

     

    Тема:  «Здоровая пища»

    Программное содержание: Закрепить знания детей о зависимости здоровья человека от витаминной и питательной ценности продуктов. Выявить различия в употреблении пищи животным и человеком. Расширять и совершенствовать знания детей о продуктах питания.

    Рассказать детям о продуктах питания и их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества – витамины», «правильное», или «здоровое питание».

    Литература

    См. разработки

     

    Загадки в картинках,

    словесная игра «Один-много», «Какой, какая, какие», «Найди лишнее»

     

     

    Сюжетно – ролевая игра «Ждем гостей», «Магазин продуктов»

     

    муляжи продуктов питания (колбаса, сосиски, курицы, батон, рогалик, яблоко, лимон, апельсин, груша, картинки продуктов питания

    4 НЕДЕЛЯ

    Посуда

     

    Тема:  «Знакомство детей со свойствами стекла»

    Программное содержание: Знакомить детей со свойствами стекла: твёрдое,  хрупкое,  шероховатое, гладкое, скользкое, тяжёлое, прозрачное, холодное, водонепроницаемое, издаёт мелодичный звук, если по нему постучать, цветное. Формировать знания детей о том, что все эти свойства учитываются при изготовлении различных предметов из этого материала. Знакомить с историей  изобретения стекла,  с профессией взрослых: стеклодув.  

    Литература

    См. разработки

     

     

    Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе».

     

    Лепка и аппликация разной посуды.

     

    Рассматривание альбома «Посуда»

     

    Разрезные картинки «Посуда», набор «Чайный сервиз», набор «Столовая посуда».

     

     

    Разрезные картинки «Посуда», набор «Чайный сервиз», набор «Столовая посуда».

     

    Альбом «Посуда»

     

    Пластилин

    5 НЕДЕЛЯ

    Домашние птицы и птенцы

     

    Тема:  «Домашние птицы»

    Программное содержание: Продолжать знакомить детей с домашними птицами. Развивать словарный запас, память, мышление, воображение, двигательную активность. Воспитывать доброе отношение к птицам, к труду людей, ухаживающих за птицами.

     

    Литература

    См. разработки

     

    Разучивание пальчиковых игр о домашних птицах.

     

    Загадывание загадок на данную тему.

     

    Рисование птиц с помощью схем.

     

    Разрезные картинки «Домашние  птицы»

     

    Рассматривание альбома «Домашние птицы».

     

    Фигурки птичек,

     

    альбом «Домашние птички»,

     

    альбом «Схемы рисования Птиц»,

     

    иллюстрации домашних птиц;

     

    Декабрь

     

     

    ООД

     

    Совместная деятельность

     

    Самостоятельная деятельность

     

    Пополнение развивающей среды

    1 НЕДЕЛЯ

    Зима. Зимующие птицы

     

    Тема:  «Пернатые друзья»

    Программное содержание: формировать представления о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о знании птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность, желание заботиться о птицах.

    Литература

    Соломенникова О.А., занятие №6,

    стр. 49

     

    Наблюдение за птицами.

     

    Кормление птиц.

     

    П/и «Воробушки и автомобиль»

     

    Рассматривание альбома «Птицы».

     

    Рисование и лепка птичек.

     

     Альбом «Птицы».

    2 НЕДЕЛЯ

    Домашние животные и детеныши

     

    Тема:  «Лошадь и овца – домашние животные»

    Программное содержание: формировать у детей обобщенное представление о том, что лошадь и овца – домашние животные; закрепить представление о том, что корова и коза – домашние животные.

    Литература

    Николаева С.Н.,   стр. 128

     

     

    Беседа «Пейте дети молоко – будете здоровы»

     

    Рисование «Лошадка и овечка»

     

    Дидактическая игра

    «Домашние животные»

    Лепка «На лугу пасутся Ко…»

    Рассматривание альбома

    «Домашние животные»

     

     Внести дидактическую игру «Домашние животные»

     

     Внести пластилин

     

    Внести альбом «Домашние животные»

    3 НЕДЕЛЯ

    Дикие животные и детеныши.

    Жизнь диких животных зимой

     

    Тема:  «Как лесные звери - белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу»

    Программное содержание: дать детям представление о том, в лесу живут разные животные и что зима – для всех трудное время года, что звери по - разному приспособлены к жизни в это время; самый опасный враг белки – куница, которая, как и белка, быстро бегает по деревьям; лиса охотится на зайцев, выслеживая их по следам, подстерегает мышей; ей помогают чуткие нос и уши, способность незаметно подкрадываться, затаиваться.

    Литература

    Николаева С.Н.,   стр. 137

     

     

    Беседа «Где живут белки?».

     

    Д/и «Чьи вы детки?»

     

    Д/и «Дикие животные»

     

    Д/и «Угадай, кто это?»

     

    Рассматривание альбома «Дома диких животных».

     

    Д/и «Чьи вы детки?»

     

    Д/и «Дикие животные»

     

    Д/и «Угадай, кто это?»

     

    Альбом «Дома диких животных».

     

     

     

    ЯНВАРЬ

     

     

    ООД

     

    Совместная деятельность

     

    Самостоятельная деятельность

     

    Пополнение развивающей среды

    2 НЕДЕЛЯ

    Мебель

     

    Тема:  «Мебельная фабрика»

    Программное содержание:  закрепить знания о мебели, о различных материалах, из которых изготавливают мебель; учить фантазировать, придумывать свои оригинальные проекты; закрепить навыки работы со строительным материалом, используя все разнообразие строительных деталей; дать детям возможность придумать рекламу своему изделию.

    Литература

    Волчкова В.Н.,  стр. 35,  Занятие № 6

     

     

    С. Маршак «Откуда стол пришёл?»

     

    Загадки о предметах мебели.

     

    Рисование на тему «Мебель будущего»

     

    Д/у «Как надо заправлять кровать» 

     

     

    Рассматривание

    фотоиллюстраций с изображением  корпусной и мягкой мебели.

     

    Рассматривание альбома «Мебель»

     

    Использование шаблонов и трафаретов  мебели

    Раскрашивание иллюстраций из раскрасок.

     

    Альбом «Мебель»

     

    Трафареты мебели.

     

     

     

    3  НЕДЕЛЯ

    Грузовой и

    пассажирский транспорт

     

    Тема:  «Техника – наша помощница»

    Программное содержание: уточнить знания о различных видах бытовой техники в окружающей жизни; познакомить с предметам и, облегчающими труд человека в быту; обратить внимание детей на то, что вещи служат человеку, и он должен бережно к ним относиться; акцентировать внимание детей на том, что именно человек создал технику, он ее совершенствует и преобразует.

    Литература

    Волчкова В.Н.,  стр. 89, Занятие № 3

     

    Наблюдение за проезжающим транспортом,

     

    Чтение рассказа «Работа», из цикла Д. Габе «Моя семья»

     

    Рассматривание картинок  «Воздушный транспорт»,

     

    Просмотр презентации «Транспорт».

     

    подвижные игры (такси, поезд, самолёты)

     

    дидактические игры: «на воде, на земле, в воздухе»

     

    Домино «Транспорт»

     

    Альбом «транспорт»,

     

    схемы рисования «Транспорт»

    4  НЕДЕЛЯ

    Транспорт. Профессии  на транспорте

     

    Тема:  «Транспорт и профессии»

    Программное содержание:  расширять представления детей о видах транспорта, о профессиях людей работающих на разных видах транспорта. Развивать память, внимание, логическое мышление; расширять словарный запас.

    Литература

    См. разработки

     

    Наблюдение за разными видами транспорта.

     

    Чтение стихотворений о транспорте.

     

    Загадывание загадок о транспорте.

     

    Рассматривание машин разного назначения.

     

    Рассматривание альбома «Транспорт»

     

    Альбом «Транспорт»

     

    Внести машины разного назначения.

     

    ФЕВРАЛЬ

     

     

    ООД

     

    Совместная деятельность

     

    Самостоятельная деятельность

     

    Пополнение развивающей среды

    1 НЕДЕЛЯ

    Детский сад. Профессии

     

    Тема:  «Детский сад»

    Программное содержание: показать детям общественную значимость детского сада. Формировать понятие о том, что сотрудников детского сада  надо благодарить за их заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

    Литература

    Дыбина О.В., занятие № 6,  стр. 28

     

    Беседа «Детский сад – наш дом второй»

     

    Оформление фотогазеты «В детском садике своем мы рисуем и поем»

     Заучивание стихов о детском саде (индивидуально).

     

     

    Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

     

    Рассматривание иллюстраций «Детский сад»

     

    Рассматривание фотографий сотрудников детского сада на рабочих местах.

     

     

    Внести иллюстрации с режимными моментами детского сада.

     

    Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Детский сад»

    2 НЕДЕЛЯ

    Ателье. Закройщица

    Тема:  «Для чего нужны ткани»

    Программное содержание: знакомить со свойствами тканей, помочь определить особенности их; дать представление об истории иглы, учить понимать назначение предметов, ориентироваться в прошлом и настоящем, развивать логическое мышление, сообразительность; дать понятие о необходимости создания человеком бытовых предметов.

    Литература

    Волчкова В.Н., стр. 86, Занятие № 2

     

     

    Рассматривание инструментов,

     

    д/и «Профессии»

     

    рассматривание иллюстраций,

     

     чтение художественной литературы,

     

    загадывание загадок.

     

    Сюжетные игры

     

    лото «Профессии»

     

    Орудия труда к профессиям,

     

    картинки с изображением профессий.

     

    3 НЕДЕЛЯ

    Наша армия

     

    Тема:  «Российская армия»

    Программное содержание: продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность.

    Литература

    Дыбина О.В., занятие № 12,  стр. 38

     

     

     Заучивание физ.минутки «Чтобы сильным стать и ловким».

     

    Отгадывание загадок о военной технике.

     

    С/р игра «Пограничники»

     

     

    Рассматривание альбома  с представителями различных родов войск.

     

    Рассматривание иллюстраций, картинок с военными профессиях.

     

     

    Альбом  с представителями различных родов войск.

     

    Иллюстраций, картинок с военными профессиях.

    4 НЕДЕЛЯ

    Дом. Стройка. Профессия строителя

    Тема:  «Как люди используют кожу и дерево»

    Программное содержание: познакомить с некоторыми свойствами дерева и кожи на основе сравнения; уточнить представление о том, какие предметы могут быть сделаны из дерева и из кожи; развивать логическое мышление, активизировать словарь; развивать любознательность.

    Литература

    Волчкова В.Н., стр. 96, Занятие № 5

     

     

     Игры со строительным материалом по схемам.

     

     

    С/р игра «Строители»

     

    С/р игра «Построим дом»

     

    Картинки предметов строительства и мебели с «Р»

     

    МАРТ

     

     

    ООД

     

    Совместная деятельность

     

    Самостоятельная деятельность

     

    Пополнение развивающей среды

    1 НЕДЕЛЯ

    Весна. Приметы весны. Мамин праздник

    Тема:  «Как люди заботятся о своем здоровье весной?»

    Программное содержание: уточнить представления детей о человеческом теле, о назначении отдельных его частей и органов; объяснить, что внутри тела есть скелет, сердце, легкие, что все органы важны для человека; что организм надо укреплять и развивать; что весной организм ослаблен, поэтому надо больше бывать на воздухе, потреблять продукты, богатые витаминами.

    Литература

    Николаева С.Н.,  стр. 157

     

    Чтение стихотворений и рассказов о мамах. Беседа о весеннем празднике мам и бабушек – Дне 8-го Марта.

    Чтение стихотворения В. Шуграевой «Маме». Разучивание пословиц и поговорок о мамах и бабушках

     

    с/р игра «Дочки-матери», рисование портретов мам, рисование поздравительных открыток

     

     

    Рассматривание картин и открыток на тему «Мамы», «8 марта»,

    Фотографии и портреты мам

    2 НЕДЕЛЯ

    Комнатные растения

     

    Тема:  «Мир комнатных растений»

    Программное содержание: Расширять представления о многообразии комнатных растений. Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Рассказать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями. Совершенствовать навыки ухода за растениями. Формировать желание помогать взрослым по уходу за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям.

    Литература

    Соломенникова О.А., занятие № 13,стр. 66

     

    Рассматривание комнатных растений в группе.

     

    Составление сравнительного рассказа.

     

    Отгадывание загадок о цветах

     

    Коллаж «Букет для мамы»

     

    Художественная мастерская «Красивые цветочки»

     

    Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин».

     

    Внести атрибуты для сюжетно-ролевой игры

     

    Внести материал для художественной мастерской.

    3 НЕДЕЛЯ

    Пресноводные и аквариумные рыбы

    Тема:  «Золотые рыбки декоративные домашние рыбки»

    Программное содержание: уточнить представления детей об отличии живых рыб от игрушечных, об особенностях строения и поведения золотых рыбок, их отличии от карасей; рассказать, что золотые рыбки выведены человеком с декоративной целью.

    Литература

    Николаева С.Н.,  стр. 182

     

    Беседа «Что мы знаем о рыбах»

     

    Чтение: Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке», Н.Носов « Карасик», К.Бальмонт «Золотая рыбка»,

     

     

     

     

    Рассматривание иллюстраций с изображением различных рыб.

     

    Д/И «Назови ласково», «Чьи хвосты?», «Назови части тела рыбы».

     

     

    Иллюстрации рыб.

     

    Д/И «Чьи хвосты?», «Назови части тела рыбы».

     

    4 НЕДЕЛЯ

    Наш город

     

    Тема: «Мои родные Березники»

    Программное содержание: познакомить с родным городом, его историческим прошлым и настоящим; воспитывать чувства уважения к далеким предкам, землякам Пермского края, бережное отношение к истории родного города.

    Литература

    Волчкова В.Н., стр. 107, Занятие № 1

     

     

     

    Рассматривание альбома «Березники, мои Березники…»

     

    Беседы о городе, экскурсии по городу, детско-родительский проект «Я живу в Березниках», заучивание стихотворений о городе, беседы о городе.

     

    Рассматривание иллюстрация о городе, конструирование «город», разрезные картинки «виды города», Лото «Достопримечательности», «Герб»

     

     

     

    Альбом «Березники, мои Березники…

     

    Открытки с видами города Березники.

     

    Раскраски «Березники»

     

     

     

    АПРЕЛЬ

     

     

    ООД

     

    Совместная деятельность

     

    Самостоятельная деятельность

     

    Пополнение развивающей среды

    1 НЕДЕЛЯ

    Весенние работы на селе

     

    Тема: «Весенняя страда»

    Программное содержание: закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством. Активизировать словарный запас (весенняя страда, комбайн, агроном и др.). Развивать любознательность, инициативу.

    Литература

    Соломенникова О.А., занятие №16, стр. 73

     

     

     

    Беседа  «Семечко - рассада – помидор»

     

     Просмотр презентации «Весенняя страда»

     

    Знакомство с профессией агронома.

     

    Д/и «Времена года»

     

    Рассматривание иллюстраций комбайна, зерновых культур, зернобобовых культур.

     

    Д/и «Времена года»

     

    Иллюстрации комбайна, зерновых культур, зернобобовых культур.

    2 НЕДЕЛЯ

    Космос

     

    Тема: «Этот загадочный космос»

    Программное содержание: познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству; расширять представление детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии; развивать воображение,фантазию.

    Литература

    Волчкова В.Н., стр. 162, Занятие № 4

     

     

    Беседа о космосе.

     

    Отгадывание загадок о космосе.

     

    Подвижная игра «Космонавты»

     

     

    Рассматривание планет солнечной системы.

     

    Рисование звездного неба.

     

    Игрушки планеты солнечной системы.

    3 НЕДЕЛЯ

    Откуда хлеб пришёл

     

    Тема:  «Хлеб – всему голова»,

    Программное содержание: дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

    Литература

    Волчкова В.Н., стр. 24, Занятие № 2

     

    Беседа «Хлеб - всему голова»

     

     Экспериментирование: Проращивание ростков пшеницы, ржи.

     

    Чтение художественной литературы р. н. сказка «Пшеничный колосок»

     

     

     

    Рассматривание на картине строение колоска. 

     

    Рисование палочками на песке «Зернышки для птичек»

    Предложить трафареты и раскраски колоска.

     

    Трафареты, раскраски колосьев.

     

     

    4 НЕДЕЛЯ

    Почта

     

    Тема: «Письма заболевшим детям»

    Программное содержание: воспитывать у детей  ценностное отношение к своему здоровью, понимание, что здоровый ребенок красиво выглядит, всему радуется, часто улыбается, смеется, приветлив к другим людям; больному ребенку плохо, он часто плачет, не может играть, должен лечиться, сидеть дома; подсказать, что больному ребенку бывает очень приятно получить письмо от  ребят из группы; учить детей писать письма, показать конверт и познакомить с процессом его оформления для отправки письма по почте.

    Литература

    Николаева С.Н., стр. 132

     

     

    Беседа о профессии почтальона.

     

    Выучить с детьми домашний адрес.

     

    Рассматривание почтовых конвертов.

     

    Рассматривание различных открыток.

     

    Почтовые конверт

     

    Открытки.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    МАЙ

     

     

    ООД

     

    Совместная деятельность

     

    Самостоятельная деятельность

     

    Пополнение развивающей среды

    1 НЕДЕЛЯ

    Весенние каникулы

     

    Тема: «Весна в жизни лесных зверей»

    Программное содержание: уточнить и расширить представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время; все устраивают свои гнезда, норы, выводят потомство; весна для всех создает хорошие условия.

    Литература

    Николаева С.Н., стр. 165

     

    Беседа «Уж тает снег, бегут ручьи»

     

    Разучивание пальчиковой игры «Весна»

     

     

     

    Рассматривание альбома «Весна»

     

    Д/и «Собери картинку»

     

    Н/и «Одень Машу на прогулку»

     

    Альбом «Весна» выставка иллюстраций и книг о весне.

     

    Д/и «Собери картинку»

     

    Н/и «Одень Машу на прогулку»

    2 НЕДЕЛЯ

    ПДД

     

    Тема: «Безопасность на дороге»

    Программное содержание: закрепить знания об опасностях, которые ждут их на улице, повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения; закрепить знание сигналов светофора, их значение, а так же обозначение дорожных знаков; воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому.

    Литература

    Волчкова В.Н., стр. 182, Занятие № 3

     

     

    Беседа «Дисциплина на дороге - залог безопасности»

    Чтение художественной литературы: С. Волков «Про правила дорожного движения»: "Как пройти через дорогу»,

    Просмотр мультфильмов из серии «Уроки тетушки Совы» «Азбука безопасности на дороге».

    Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут дорожные знаки?»

     

     

    С/р игра «Улица», «Путешествие по городу»

    Рассматривание иллюстраций с изображением различных ситуаций на дороге.

    Рисования «Мой дорожный знак».

    Д/игры: «Угадай, какой знак».

     

     

    Иллюстрации с изображением различных ситуаций на дороге.

    Д/игры: «Угадай, какой знак».

     

    3 НЕДЕЛЯ

    Лето. Насекомые

     

    Тема: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»

    Программное содержание: расширять представления о сезонных изменениях в природе. Воспитывать интерес к природе. Показать влияние природных факторов на здоровье человека. Воспитывать бережное отношение к природе. Пробуждать чувство радости, умение видеть красоту, любоваться красотой окружающей природы.

     

    Литература

    Соломенникова О.А., занятие №18, стр. 77

     

    Беседы о насекомых, рассматривание иллюстраций

     

     Чтение произведения В. Берестов «Честное гусеничное»

     

     

     

    Раскрашивание насекомых,  оригами «Бабочки», «Паук»

     

    музыкальная запись со звуками насекомых, картинки с изображением насекомых, мнемотаблица расскажи-ка о насекомом, маски – насекомых, раскраски насекомые,

    4 НЕДЕЛЯ

    Лето. Цветы на лугу

     

    Тема: «Леса и луга нашей родины»

    Программное содержание: закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга. Расширять представления о взаимосвязи растительного и животного мира, Развивать познавательную активность. Воспитывать бережное отношение к природе.

     

    Литература

    Соломенникова О.А., занятие №15, стр. 71

     

     

    Беседа «Солнце и растение»

     

    Отгадывание загадок о цветах

     

    Д/и «Садовник»

     

     

    с/р игры «Цветочный магазин»

     

    Д/игра «Четвертый лишний»

     

    Предложить трафареты «Цветы»

     

     

    Трафареты «Цветы»

     

    Карандаши цветные

     

    Д/игра «Четвертый лишний»

     

     

     

     

     

     

    Литература:

     

    1. Волчкова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие» - Воронеж, 2010.
    2. Дыбина О.В. « Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа» - М.: Мозайка – Синтез, 2017.
    3. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» - Москва «Просвещение, 2001
    4. Нищева В.Н. «Примерная адаптированная программа коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет» - Санкт - Петербург  ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015.
    5. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа» - М.: Мозайка – Синтез, 2015.

     

     

               

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okruzhayushchiy_mir_2018-2019.docx63.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

     «Детский сад №72»

    Тематический план работы

    по реализации образовательной области

    «Познавательное развитие»

    (ребенок и окружающий мир:

    природное окружение)

    в старшей логопедической группе

    на 2018-2019 учебный год.

                         Воспитатель: Грачева Н.В.

                                                         

                                                           

    г. Березники

    2018г.

    Октябрь

    ООД

    Совместная деятельность

    Самостоятельная деятельность

    Пополнение развивающей среды

    1 НЕДЕЛЯ

    Осень. Признаки осени. Деревья осенью.

    Тема:  «Осень золотая»

    Программное содержание: продолжать формировать  представление о чередовании времён года;

    - закреплять знания о сезонных изменениях в природе осенью;

    - закреплять знания детей о знакомых деревьях и их листьях;

    - формировать и активизировать словарный запас; учить образовывать однокоренные слова и согласовывать существующие с прилагательными (берёза - берёзовый лес, берёзовый лист и т. д.).

    Литература

    См. разработки

     

    Прогулка в рябиновый сквер, наблюдение за осенними изменениями в природе.

    Чтение стихотворений об осени.

    Отгадывание загадок об осени.

    Рассматривание альбома «Времена года»

    Д/и «Времена года»

    Рассматривание иллюстраций «Осень в лесу», «Осень в городе», «Осень в саду».

    Альбом «Времена года»

    Д/и «Времена года»

    2 НЕДЕЛЯ

    Огород. Овощи.

    Тема:  «Во саду, ли во огороде»

    Программное содержание: расширять представления детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктах и ягодах; учить узнавать их и правильно называть овощи, фрукты и ягоды. Формировать общие представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии блюд из них. Расширять представления детей о способах ухода за садово - огородными растениями.

    Литература

    Соломенникова О.А.,  занятие №1,

    стр. 36

    Чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка».

     Дидактическая игра

    «Что есть что?»

    Пение песни «Урожай собирай»

    Рисование

    «Овощи и фрукты – лучшие продукты»

    Лепка «Овощная лавка»

    Рассматривание альбомов «Овощи».

    Внести трафареты

    «Овощи»

    Внести пластилин

    Внести альбомы «Овощи»

    Внести дидактическую игру

    «Что есть что?»

    3 НЕДЕЛЯ

    Сад. Фрукты

    Тема:  «Овощи и фрукты на нашем столе»

    Программное содержание: уточнить представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее употребляемых в местности, где находится детский сад, о способах их использования в пищу; закреплять представления о значении свежих плодов для здоровья людей; учить приготовлению салата.

    Литература

    Николаева С.Н.,   стр. 113

     Отгадывание загадок о фруктах.

    Рисование и лепка овощей и фруктов.

     

     Рассматривание иллюстраций с изображением фруктов.

     Игры с муляжами овощей и фруктов.

    Иллюстраций с изображением фруктов.

    Муляжи овощей и фруктов.

    4 НЕДЕЛЯ

    Лес. Грибы и лесные

    ягоды

    Тема:  «Прогулка по лесу»

    Программное содержание: расширять представления детей о разнообразии растительного  мира. Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Учить детей называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.

    Литература

    Соломенникова О.А., занятие №4,

    стр. 42

    П/и «У медведя во бору»

    Р/и «Узнай на вкус»

    Отгадывание загадок об ягодах и грибах.

    Рисование и лепка ягод и грибов.

     Рассматривание иллюстраций с изображением ягод и грибов.

    Рассматривание альбома «Ягоды».

    Рассматривание альбома «Грибы».

    Иллюстрации с изображением ягод и грибов.

    Альбом «Ягоды».

    Альбом «Грибы».

    Ноябрь

    ООД

    Совместная деятельность

    Самостоятельная деятельность

    Пополнение развивающей среды

    1 НЕДЕЛЯ

    Одежда

    Тема:  «Наряды куклы Тани»

    Программное содержание: познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные свойства (впитываемость); побуждать устанавливать причинно – следственные связи между использованием тканей и временем года.

    Литература

    Дыбина О.В., занятие №7, стр. 31

    Дидактическая игра «Одежда и ее часть»

    Наблюдение за прохожими «Во что они одеты и почему?»

    Беседа «История одежды»

    Отгадывание загадок про одежду.

    Сюжетно-ролевая игра

    «Магазин одежды»

    Рассматривание альбома «Одежда»

    Д/и «Что лишнее?»

    Внести альбом «Одежда»

    Д/и «Что лишнее?»

    2 НЕДЕЛЯ

    Обувь

    Тема:  «Обувь»

    Программное содержание: Уточнить название и назначение обуви. Учить группировать обувь по сезонному признаку. Развивать лексический, грамматический строй речи, связную речь. Развивать эстетический интерес к дизайну  обуви.

    Литература

    См. разработки

    Д/и «Опиши предмет».

    Д/и «Оденем куклу на прогулку»

    Чтение стихотворения В.Благининой «Научу обуваться и братца»

    Рассматривание обуви на прогулке.

    Шнуровка «Зашнуруй ботинки»

    Рассматривание иллюстраций с изображением обуви.

    Д/и «Назови одним словом»

    Рассматривание натуральной обуви.

    Иллюстраций с изображением обуви.

    Внести натуральную обувь.

    3 НЕДЕЛЯ

    Продукты

    Тема:  «Здоровая пища»

    Программное содержание: Закрепить знания детей о зависимости здоровья человека от витаминной и питательной ценности продуктов. Выявить различия в употреблении пищи животным и человеком. Расширять и совершенствовать знания детей о продуктах питания.

    Рассказать детям о продуктах питания и их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества – витамины», «правильное», или «здоровое питание». 

    Литература

    См. разработки

    Загадки в картинках,

    словесная игра «Один-много», «Какой, какая, какие», «Найди лишнее»

    Сюжетно – ролевая игра «Ждем гостей», «Магазин продуктов»

    муляжи продуктов питания (колбаса, сосиски, курицы, батон, рогалик, яблоко, лимон, апельсин, груша, картинки продуктов питания

    4 НЕДЕЛЯ

    Посуда

    Тема:  «Знакомство детей со свойствами стекла»

    Программное содержание: Знакомить детей со свойствами стекла: твёрдое,  хрупкое,  шероховатое, гладкое, скользкое, тяжёлое, прозрачное, холодное, водонепроницаемое, издаёт мелодичный звук, если по нему постучать, цветное. Формировать знания детей о том, что все эти свойства учитываются при изготовлении различных предметов из этого материала. Знакомить с историей  изобретения стекла,  с профессией взрослых: стеклодув.  

    Литература

    См. разработки

    Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе».

    Лепка и аппликация разной посуды.

    Рассматривание альбома «Посуда»

    Разрезные картинки «Посуда», набор «Чайный сервиз», набор «Столовая посуда».

    Разрезные картинки «Посуда», набор «Чайный сервиз», набор «Столовая посуда».

    Альбом «Посуда»

    Пластилин

    5 НЕДЕЛЯ

    Домашние птицы и птенцы

    Тема:  «Домашние птицы»

    Программное содержание: Продолжать знакомить детей с домашними птицами. Развивать словарный запас, память, мышление, воображение, двигательную активность. Воспитывать доброе отношение к птицам, к труду людей, ухаживающих за птицами.

    Литература

    См. разработки

    Разучивание пальчиковых игр о домашних птицах.

    Загадывание загадок на данную тему.

    Рисование птиц с помощью схем.

    Разрезные картинки «Домашние  птицы»

    Рассматривание альбома «Домашние птицы».

    Фигурки птичек,

    альбом «Домашние птички»,

    альбом «Схемы рисования Птиц»,

    иллюстрации домашних птиц; 

    Декабрь

    ООД

    Совместная деятельность

    Самостоятельная деятельность

    Пополнение развивающей среды

    1 НЕДЕЛЯ

    Зима. Зимующие птицы

    Тема:  «Пернатые друзья»

    Программное содержание: формировать представления о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о знании птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность, желание заботиться о птицах.

    Литература

    Соломенникова О.А., занятие №6,

    стр. 49

    Наблюдение за птицами.

    Кормление птиц.

    П/и «Воробушки и автомобиль»

    Рассматривание альбома «Птицы».

    Рисование и лепка птичек.

     Альбом «Птицы».

    2 НЕДЕЛЯ

    Домашние животные и детеныши

    Тема:  «Лошадь и овца – домашние животные»

    Программное содержание: формировать у детей обобщенное представление о том, что лошадь и овца – домашние животные; закрепить представление о том, что корова и коза – домашние животные.

    Литература

    Николаева С.Н.,   стр. 128

    Беседа «Пейте дети молоко – будете здоровы»

    Рисование «Лошадка и овечка»

    Дидактическая игра

    «Домашние животные»

    Лепка «На лугу пасутся Ко…»

    Рассматривание альбома

    «Домашние животные»

     Внести дидактическую игру «Домашние животные»

     Внести пластилин

    Внести альбом «Домашние животные»

    3 НЕДЕЛЯ

    Дикие животные и детеныши.

    Жизнь диких животных зимой

    Тема:  «Как лесные звери - белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу»

    Программное содержание: дать детям представление о том, в лесу живут разные животные и что зима – для всех трудное время года, что звери по - разному приспособлены к жизни в это время; самый опасный враг белки – куница, которая, как и белка, быстро бегает по деревьям; лиса охотится на зайцев, выслеживая их по следам, подстерегает мышей; ей помогают чуткие нос и уши, способность незаметно подкрадываться, затаиваться.

    Литература

    Николаева С.Н.,   стр. 137

    Беседа «Где живут белки?».

    Д/и «Чьи вы детки?»

    Д/и «Дикие животные»

    Д/и «Угадай, кто это?»

    Рассматривание альбома «Дома диких животных».

    Д/и «Чьи вы детки?»

    Д/и «Дикие животные»

    Д/и «Угадай, кто это?»

    Альбом «Дома диких животных».

    ЯНВАРЬ

    ООД

    Совместная деятельность

    Самостоятельная деятельность

    Пополнение развивающей среды

    2 НЕДЕЛЯ

    Мебель

    Тема:  «Мебельная фабрика»

    Программное содержание:  закрепить знания о мебели, о различных материалах, из которых изготавливают мебель; учить фантазировать, придумывать свои оригинальные проекты; закрепить навыки работы со строительным материалом, используя все разнообразие строительных деталей; дать детям возможность придумать рекламу своему изделию.

    Литература

    Волчкова В.Н.,  стр. 35,  Занятие № 6

    С. Маршак «Откуда стол пришёл?»

    Загадки о предметах мебели.

    Рисование на тему «Мебель будущего»

    Д/у «Как надо заправлять кровать» 

    Рассматривание

    фотоиллюстраций с изображением  корпусной и мягкой мебели.

    Рассматривание альбома «Мебель»

    Использование шаблонов и трафаретов  мебели

    Раскрашивание иллюстраций из раскрасок.

    Альбом «Мебель»

    Трафареты мебели.

    3  НЕДЕЛЯ

    Грузовой и

    пассажирский транспорт

    Тема:  «Техника – наша помощница»

    Программное содержание: уточнить знания о различных видах бытовой техники в окружающей жизни; познакомить с предметам и, облегчающими труд человека в быту; обратить внимание детей на то, что вещи служат человеку, и он должен бережно к ним относиться; акцентировать внимание детей на том, что именно человек создал технику, он ее совершенствует и преобразует.

    Литература

    Волчкова В.Н.,  стр. 89, Занятие № 3

    Наблюдение за проезжающим транспортом,

     

    Чтение рассказа «Работа», из цикла Д. Габе «Моя семья»

    Рассматривание картинок  «Воздушный транспорт»,

    Просмотр презентации «Транспорт».

    подвижные игры (такси, поезд, самолёты)

    дидактические игры: «на воде, на земле, в воздухе»

    Домино «Транспорт»

    Альбом «транспорт»,

    схемы рисования «Транспорт»

    4  НЕДЕЛЯ

    Транспорт. Профессии  на транспорте

    Тема:  «Транспорт и профессии»

    Программное содержание:  расширять представления детей о видах транспорта, о профессиях людей работающих на разных видах транспорта. Развивать память, внимание, логическое мышление; расширять словарный запас.

    Литература

    См. разработки

    Наблюдение за разными видами транспорта.

    Чтение стихотворений о транспорте.

    Загадывание загадок о транспорте.

    Рассматривание машин разного назначения.

    Рассматривание альбома «Транспорт»

    Альбом «Транспорт»

    Внести машины разного назначения.

    ФЕВРАЛЬ

    ООД

    Совместная деятельность

    Самостоятельная деятельность

    Пополнение развивающей среды

    1 НЕДЕЛЯ

    Детский сад. Профессии

    Тема:  «Детский сад»

    Программное содержание: показать детям общественную значимость детского сада. Формировать понятие о том, что сотрудников детского сада  надо благодарить за их заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

    Литература

    Дыбина О.В., занятие № 6,  стр. 28

    Беседа «Детский сад – наш дом второй»

    Оформление фотогазеты «В детском садике своем мы рисуем и поем»

     Заучивание стихов о детском саде (индивидуально).

    Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

    Рассматривание иллюстраций «Детский сад»

    Рассматривание фотографий сотрудников детского сада на рабочих местах.

    Внести иллюстрации с режимными моментами детского сада.

    Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Детский сад»

    2 НЕДЕЛЯ

    Ателье. Закройщица

    Тема:  «Для чего нужны ткани»

    Программное содержание: знакомить со свойствами тканей, помочь определить особенности их; дать представление об истории иглы, учить понимать назначение предметов, ориентироваться в прошлом и настоящем, развивать логическое мышление, сообразительность; дать понятие о необходимости создания человеком бытовых предметов.

    Литература

    Волчкова В.Н., стр. 86, Занятие № 2

    Рассматривание инструментов,

    д/и «Профессии»

    рассматривание иллюстраций,

     чтение художественной литературы,

    загадывание загадок.

    Сюжетные игры

    лото «Профессии»

    Орудия труда к профессиям,

    картинки с изображением профессий.

    3 НЕДЕЛЯ

    Наша армия

    Тема:  «Российская армия»

    Программное содержание: продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность.

    Литература

    Дыбина О.В., занятие № 12,  стр. 38

     Заучивание физ.минутки «Чтобы сильным стать и ловким».

    Отгадывание загадок о военной технике.

    С/р игра «Пограничники»

    Рассматривание альбома  с представителями различных родов войск.

    Рассматривание иллюстраций, картинок с военными профессиях.

    Альбом  с представителями различных родов войск.

    Иллюстраций, картинок с военными профессиях.

    4 НЕДЕЛЯ

    Дом. Стройка. Профессия строителя

    Тема:  «Как люди используют кожу и дерево»

    Программное содержание: познакомить с некоторыми свойствами дерева и кожи на основе сравнения; уточнить представление о том, какие предметы могут быть сделаны из дерева и из кожи; развивать логическое мышление, активизировать словарь; развивать любознательность.

    Литература

    Волчкова В.Н., стр. 96, Занятие № 5

     Игры со строительным материалом по схемам.

    С/р игра «Строители»

    С/р игра «Построим дом»

    Картинки предметов строительства и мебели с «Р»

    МАРТ

    ООД

    Совместная деятельность

    Самостоятельная деятельность

    Пополнение развивающей среды

    1 НЕДЕЛЯ

    Весна. Приметы весны. Мамин праздник

    Тема:  «Как люди заботятся о своем здоровье весной?»

    Программное содержание: уточнить представления детей о человеческом теле, о назначении отдельных его частей и органов; объяснить, что внутри тела есть скелет, сердце, легкие, что все органы важны для человека; что организм надо укреплять и развивать; что весной организм ослаблен, поэтому надо больше бывать на воздухе, потреблять продукты, богатые витаминами.

    Литература

    Николаева С.Н.,  стр. 157

    Чтение стихотворений и рассказов о мамах. Беседа о весеннем празднике мам и бабушек – Дне 8-го Марта.

    Чтение стихотворения В. Шуграевой «Маме». Разучивание пословиц и поговорок о мамах и бабушках

    с/р игра «Дочки-матери», рисование портретов мам, рисование поздравительных открыток

    Рассматривание картин и открыток на тему «Мамы», «8 марта»,

    Фотографии и портреты мам

    2 НЕДЕЛЯ

    Комнатные растения

    Тема:  «Мир комнатных растений»

    Программное содержание: Расширять представления о многообразии комнатных растений. Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Рассказать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями. Совершенствовать навыки ухода за растениями. Формировать желание помогать взрослым по уходу за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям.

    Литература

    Соломенникова О.А., занятие № 13,стр. 66

    Рассматривание комнатных растений в группе.

    Составление сравнительного рассказа.

    Отгадывание загадок о цветах

    Коллаж «Букет для мамы»

    Художественная мастерская «Красивые цветочки»

    Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин».

    Внести атрибуты для сюжетно-ролевой игры

    Внести материал для художественной мастерской.

    3 НЕДЕЛЯ

    Пресноводные и аквариумные рыбы

    Тема:  «Золотые рыбки декоративные домашние рыбки»

    Программное содержание: уточнить представления детей об отличии живых рыб от игрушечных, об особенностях строения и поведения золотых рыбок, их отличии от карасей; рассказать, что золотые рыбки выведены человеком с декоративной целью.

    Литература

    Николаева С.Н.,  стр. 182

    Беседа «Что мы знаем о рыбах»

    Чтение: Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке», Н.Носов « Карасик», К.Бальмонт «Золотая рыбка»,

    Рассматривание иллюстраций с изображением различных рыб.

    Д/И «Назови ласково», «Чьи хвосты?», «Назови части тела рыбы».

    Иллюстрации рыб.

    Д/И «Чьи хвосты?», «Назови части тела рыбы».

    4 НЕДЕЛЯ

    Наш город

    Тема: «Мои родные Березники»

    Программное содержание: познакомить с родным городом, его историческим прошлым и настоящим; воспитывать чувства уважения к далеким предкам, землякам Пермского края, бережное отношение к истории родного города.

    Литература 

    Волчкова В.Н., стр. 107, Занятие № 1

    Рассматривание альбома «Березники, мои Березники…»

    Беседы о городе, экскурсии по городу, детско-родительский проект «Я живу в Березниках», заучивание стихотворений о городе, беседы о городе.

    Рассматривание иллюстрация о городе, конструирование «город», разрезные картинки «виды города», Лото «Достопримечательности», «Герб»

    Альбом «Березники, мои Березники…

    Открытки с видами города Березники.

    Раскраски «Березники»

    АПРЕЛЬ

    ООД

    Совместная деятельность

    Самостоятельная деятельность

    Пополнение развивающей среды

    1 НЕДЕЛЯ

    Весенние работы на селе

    Тема: «Весенняя страда»

    Программное содержание: закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством. Активизировать словарный запас (весенняя страда, комбайн, агроном и др.). Развивать любознательность, инициативу.

    Литература

    Соломенникова О.А., занятие №16, стр. 73

    Беседа  «Семечко - рассада – помидор»

     Просмотр презентации «Весенняя страда»

    Знакомство с профессией агронома.

    Д/и «Времена года»

    Рассматривание иллюстраций комбайна, зерновых культур, зернобобовых культур.

    Д/и «Времена года»

    Иллюстрации комбайна, зерновых культур, зернобобовых культур.

    2 НЕДЕЛЯ

    Космос

    Тема: «Этот загадочный космос»

    Программное содержание: познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству; расширять представление детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии; развивать воображение,фантазию.

    Литература

    Волчкова В.Н., стр. 162, Занятие № 4

    Беседа о космосе.

    Отгадывание загадок о космосе.

    Подвижная игра «Космонавты»

    Рассматривание планет солнечной системы.

    Рисование звездного неба.

    Игрушки планеты солнечной системы.

    3 НЕДЕЛЯ

    Откуда хлеб пришёл

    Тема:  «Хлеб – всему голова»,

    Программное содержание: дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

    Литература

    Волчкова В.Н., стр. 24, Занятие № 2

    Беседа «Хлеб - всему голова»

     Экспериментирование: Проращивание ростков пшеницы, ржи.

    Чтение художественной литературы р. н. сказка «Пшеничный колосок»

    Рассматривание на картине строение колоска

    Рисование палочками на песке «Зернышки для птичек»

    Предложить трафареты и раскраски колоска.

    Трафареты, раскраски колосьев.

    4 НЕДЕЛЯ

    Почта

    Тема: «Письма заболевшим детям»

    Программное содержание: воспитывать у детей  ценностное отношение к своему здоровью, понимание, что здоровый ребенок красиво выглядит, всему радуется, часто улыбается, смеется, приветлив к другим людям; больному ребенку плохо, он часто плачет, не может играть, должен лечиться, сидеть дома; подсказать, что больному ребенку бывает очень приятно получить письмо от  ребят из группы; учить детей писать письма, показать конверт и познакомить с процессом его оформления для отправки письма по почте.

    Литература

    Николаева С.Н., стр. 132

     

    Беседа о профессии почтальона.

    Выучить с детьми домашний адрес.

    Рассматривание почтовых конвертов.

    Рассматривание различных открыток.

    Почтовые конверт

    Открытки.

    МАЙ

    ООД

    Совместная деятельность

    Самостоятельная деятельность

    Пополнение развивающей среды

    1 НЕДЕЛЯ

    Весенние каникулы

    Тема: «Весна в жизни лесных зверей»

    Программное содержание: уточнить и расширить представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время; все устраивают свои гнезда, норы, выводят потомство; весна для всех создает хорошие условия.

    Литература

    Николаева С.Н., стр. 165

    Беседа «Уж тает снег, бегут ручьи»

    Разучивание пальчиковой игры «Весна»

    Рассматривание альбома «Весна»

    Д/и «Собери картинку»

    Н/и «Одень Машу на прогулку»

    Альбом «Весна» выставка иллюстраций и книг о весне.

    Д/и «Собери картинку»

    Н/и «Одень Машу на прогулку»

    2 НЕДЕЛЯ

    ПДД

    Тема: «Безопасность на дороге»

    Программное содержание: закрепить знания об опасностях, которые ждут их на улице, повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения; закрепить знание сигналов светофора, их значение, а так же обозначение дорожных знаков; воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому.

    Литература

    Волчкова В.Н., стр. 182, Занятие № 3

    Беседа «Дисциплина на дороге - залог безопасности»

    Чтение художественной литературы: С. Волков «Про правила дорожного движения»: "Как пройти через дорогу»,

    Просмотр мультфильмов из серии «Уроки тетушки Совы» «Азбука безопасности на дороге».

    Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут дорожные знаки?»

    С/р игра «Улица», «Путешествие по городу»

    Рассматривание иллюстраций с изображением различных ситуаций на дороге.

    Рисования «Мой дорожный знак».

    Д/игры: «Угадай, какой знак».

    Иллюстрации с изображением различных ситуаций на дороге.

    Д/игры: «Угадай, какой знак».

    3 НЕДЕЛЯ

    Лето. Насекомые

    Тема: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»

    Программное содержание: расширять представления о сезонных изменениях в природе. Воспитывать интерес к природе. Показать влияние природных факторов на здоровье человека. Воспитывать бережное отношение к природе. Пробуждать чувство радости, умение видеть красоту, любоваться красотой окружающей природы.

    Литература

    Соломенникова О.А., занятие №18, стр. 77

    Беседы о насекомых, рассматривание иллюстраций

     Чтение произведения В. Берестов «Честное гусеничное»

     

    Раскрашивание насекомых,  оригами «Бабочки», «Паук»

    музыкальная запись со звуками насекомых, картинки с изображением насекомых, мнемотаблица расскажи-ка о насекомом, маски – насекомых, раскраски насекомые,

    4 НЕДЕЛЯ

    Лето. Цветы на лугу

    Тема: «Леса и луга нашей родины»

    Программное содержание: закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга. Расширять представления о взаимосвязи растительного и животного мира, Развивать познавательную активность. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Литература

    Соломенникова О.А., занятие №15, стр. 71

    Беседа «Солнце и растение»

    Отгадывание загадок о цветах

    Д/и «Садовник»

    с/р игры «Цветочный магазин»

    Д/игра «Четвертый лишний»

    Предложить трафареты «Цветы»

     

    Трафареты «Цветы»

    Карандаши цветные

    Д/игра «Четвертый лишний»

    Литература:

    1. Волчкова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие» - Воронеж, 2010.
    2. Дыбина О.В. « Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа» - М.: Мозайка – Синтез, 2017.
    3. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» - Москва «Просвещение, 2001
    4. Нищева В.Н. «Примерная адаптированная программа коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет» - Санкт - Петербург  ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015.
    5. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа» - М.: Мозайка – Синтез, 2015.

               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности образовательная область:«Познавательное развитие » Ребенок и окружающий мир в средней группе компенсирующей направленности Лексическая тема:"Зимующие птицы"

    Лексическая тема:"Зимующие птицы"  Образовательная задача1. Уточнять и расширять знания детей о зимующих пти­цах; формировать понятие «зимующие птицы»; познакомить с условиями жизни птиц; расшири...

    Непрерывная-образовательная деятельность по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) в подготовительной логопедической группе.

    Тема: «Путешествие в страну Математики» Подготовил: воспитатель Андрюшина Наталья Геннадьевна. Цель: обобщить знания и закрепить умения детей по пройденному материалу. Задачи: Образовательные зад...

    Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим) с использованием ИКТ в старшей группе на тему «Помощники Самоделкина»

    Аннотация:Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста.  Проводя данное занятие, мы закрепляем представления детей о предметах бытовой техники, ее роли в жизни человека...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» Ознакомление с предметным и социальным окружением для детей старшего дошкольного возраста на тему: «В мире добрых дел»

    Цель: расширение представлений о нравственных качествах людей. Задачи: - оценивать поступки свои и других людей с позиции общепринятых правил и норм; - активизировать в речи слова «спасибо», «пожал...