Проект "С чего начинается Родина?"
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Ковалёва Оксана Викторовна

Проект "С чего начинается Родина?" долгосрочный,  по поликультурному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s_chego_nachinaetsya_rodina.docx62.58 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 242 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Проект

по поликультурному воспитанию

«С чего начинается Родина…»

Работу выполнила:

Воспитатель Ковалёва Оксана Викторовна

«Без Родины, без любви к Родной Земле, человек не сможет найти себя, найти свою душу».

М. С. Сарьян

Педагогическая актуальность

   Обращение к поликультурному воспитанию в образовании обосновывается существованием ряда проблем: притупление или потеря чувства патриотизма к своей стране среди молодёжи; отсутствие знаний о своей семье, о своей родословной; отсутствие знаний о своей стране, родном крае. Формирование патриотических чувств  зависит в первую очередь от уважительного отношения родителей к своей семье (знание родословной, почитание и уважения родителей), к ребёнку; сопереживания  и гордости за свою страну, край,  а также от воспитания малыша в дошкольном образовательном учреждении.

   Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к притуплению чувства долга, гордости, уважения, любви к родной стране, к семье. Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. 

   В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День российского флага, День единства и т. д.), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшими поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности.

   Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Начальные нравственные чувства к родному дому, близким и родным людям, «малой Родине» рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

   Задача родителей и педагогов – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Цель проекта: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические чувства к родной семье, городу, родному краю, стране, природе, культуре.

Задачи проекта

  1. Познакомить с народной культурой.
  2. Использование народного слова в разных видах деятельности.
  3. Приобщение детей к народной культуре через игровую деятельность.
  4. Использование устного народного творчества в театрализованной деятельности.
  5.  Активизировать словарный запас детей через использование устного народного творчества.
  6. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
  7. Учить заботливому отношению к родным и близким.
  8. Расширять представления детей о семье.
  9. Обогащать словарный запас терминами родства.
  10.  Воспитывать уважительное отношение ко всем членам своей семьи.
  11.  Воспитывать уважение к труду взрослых.
  12.  Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
  13.  Познакомить детей с Россией, как страной большой и красивой, многонациональной; символами государства (флаг, герб, гимн).
  14.  Знакомство с Москвой – столицей Родины, ее историей, достопримечательностями.  
  15.  Знакомство с историей России (на основе строительства Кремля и Великой Отечественной войны).  
  16.  Знакомство с русской культурой, языком, традициями.  
  17.  Знакомство  с  природой  России,  воспитание любви и чувства прекрасного.
  18.  Воспитывать у детей чувство любви и гордости за свою страну и свой народ.
  19.  Создавать условия для формирования нравственной основы чувства патриотизма как общечеловеческой ценности.
  20.  Дать элементарные сведения из истории села Талдан.
  21.  Познакомить детей с достопримечательностями Сковородинского района  и людьми, прославившими свой родной  край.
  22.  Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
  23.  Развивать бережное отношение к   достопримечательностям, культурным ценностям, природе края.
  24.  Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к малой Родине.

План проекта

Тип проекта: познавательный, информационный, творческий, групповой.

Участники проекта: дети 2 младшей группы (средней группы, старшей группы и подготовительной группы), родители, воспитатели, музыкальный работник, физкультурный работник, медсестра.

Срок реализации проекта: долгосрочный (младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа).

Ожидаемые результаты: Дети узнают больше о своей Родине: о ее истории, столице, культуре, традициях, о природе нашей страны. На основе полученных знаний, появятся чувства любви и гордости за свою страну, свой народ. Проявление уважение и забот ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека. Освоение детьми доступных знаний об истории родного края. Дети узнают основные достопримечательности Сковородинского района,   историю возникновения села Талдан, людей прославивших свой родной край. Проявление детьми внимания и бережного отношения к достопримечательностям родного края. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.

Содержание проекта

1 этап – подготовительный:

  •  Изучение передового опыта дошкольных образовательных учреждений системы ОАО «РЖД» по вопросам поликультурного  воспитания дошкольников.
  • Выявление проблемы и постановка целей и задач.
  • Модернизация  предметно-пространственной среды.
  • Дифференцированный подход поликультурного воспитания в педагогическом процессе.
  • Создание информационных и презентационных материалов.
  • Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательную деятельность.
  • Накопление фонда культурно - досуговых мероприятий по поликультурному воспитанию.

Гипотеза: при систематической работе над темой происходит:

повышение уровня мотивации к непосредственно образовательной деятельности; последовательное формирование элементарных представлений о Родине, о ее истоках и культуре; формирование позитивного отношения к семье; воспитание патриотического отношения к Родине, к родному краю; развитие творческой, активной, самостоятельной личности; вовлечение родителей в условиях детского сада и семьи в совместную деятельность с ребенком.

2 этап – внедрение:

Образовательная область

Виды детской деятельности

2 младшая группа 2015 - 2016 год

«Познавательное развитие»

Проект «Ладушки, ладушки были мы у бабушки»

НОД:  «В гости к бабушке Варварушке» знакомство с русской избой, «Знакомство с предметами быта - печка, чугунок», «Фока воду кипятит» - знакомство с самоваром», «Хозяюшкины помощники – знакомство с ведром и коромыслом», «Во саду ли в огороде» - знакомство с огородом, «Едем в гости к бабушке»

Беседы: «Откуда пришла матрешка», «Кто живет рядом с нами».

«Социализация»

Театрализованная деятельность:

Игры с пальчиками.

Кукольный театр: «Маша и медведь», «Теремок».

Настольный театр «Волк и семеро козлят», «Репка».

Театр на фланелеграфе «Три медведя».

Драматизация: «Колобок», «Курочка Ряба».

Театр на столе: «Упрямые козлики», «Рукавичка».

«Коммуникация»

Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке «Гуси-лебеди», рассматривание сюжетных картин.

«Художественное творчество»

Рисование: «Украсим тарелочку», «Коврик для котика», «Собираем яблоки», «Осень», «Снеговичок», «Солнышко лучистое», «Знакомство с дымковской игрушкой» «Украсим рукавичку-домик», «Украсим дымковскую уточку», «Узор на круге», «Матрешек русский хоровод»

Лепка: «Яблоки для ежа», «Снеговик»

Аппликация: «Собираем яблоки», «Красивая салфетка», «Цыплята на лугу».  

«Чтение художественной литературы»

«Знакомство с колыбельными песнями», «Ой ты, котенька, коток», песенка «Как у нашего кота», р.н.с. «Снегурушка и лиса», «Чудесный сундучок» - загадки об овощах, р.н.с. «Лиса и заяц», разучивание закличек, р.н.с. «Волк и семеро козлят», р.н.с. «Петушок и бобовое зернышко».

«Физическая культура»

Комплекс упражнений «Теремок», «Путешествие в Страну мастеров»

П/и «Заинька беленький», «Вороной конь», «Кошки – мышки», «У медведя во бору»  и т.д.

«Музыка»

Пляска под р.н. мелодию, музыкальная игра «Ну-ка выбери Петрушка», музыкальная игра «Отгадай этот звук», «Ходит Ваня»,  танец «Мы матрешки»,

Средняя группа 2016 - 2017 год

«Познавательное развитие»

Проект «Моя семья»

НОД «Знакомство с профессией папы», «Все работы хороши» (знакомство с профессией мамы), «Защитники нашей Родины», «Наши имена и фамилии», «Взрослые и дети», «Бабушкин сундучок», «Что такое генеалогическое древо моей семьи».

«Социально-коммуникативное развитие»

Беседы: «Моя дружная семья», «Как мы отдыхаем»,  «Моя мама лучше всех», «Папа может все что угодно», «Мой брат и сестра», «Как можно порадовать братьев и сестер», «Кто такие бабушка и дедушка»

Д/и «Собери семью», «Назови, как тебя мама ласково называет», «Раз, два, три, четыре. Кто живет у нас в квартире?»,  «Мамины помощники»,  «Мебель для дома», «Кому, что нужно для работы», «Родственные отношения», «Подбери наряд  кукле», «Дом».

С/ р «Семья», «Дочки – матери», «Папины помощники», «В гости к бабушке и дедушке»

Фотовыставка «Всей семьей на отдых»;

Выставка рисунков «Моя семья»;

Выставка «Генеалогическое древо семьи»

«Речевое развитие»

М. Матвеева «Синяя чашка»; З.Александрова «Посидим в тишине»; Е. Пермяк «Мамина работа»; Е. Пермяк «Для чего руки нужны»,  

 В. Драгунский: «Моя сестренка Ксения»,  В. Осеева «Сыновья», Э. Машковская «Про бабушку», Л.Толстой «Старый дед и внучек» Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе                          

 

 Драматизация сказки «Три медведя», «Маша и медведь».

«Художественно-эстетическое развитие»

«Моя рука – моя семья» (рисование по шаблону карандашами),

Изготовление подарков ко дню Святого Валентина

«Для любимой мамочки испеку два пряничка» - изготовление  печенья из солёного теста для игры «Дом»

Изготовление подарка для мамы «Фиалка»;

Изготовление подарка для папы;

«Мои любимые бабушка и дедушка» (рисование карандашами).

«Физическое развитие»

Досуг «Папа, мама, я – спортивная семья»

Старшая группа 2017 – 2018г.

«Познавательное развитие»

Проект «Моя Россия»

«Наша страна Россия»,  «Главный город нашей страны», «История Московского Кремля»,   «Города России», «Какие народы живут в России»,  «Русские народные промыслы»,  «Климатические зоны России»,  «Голубые реки России», «Государственные символы России: герб, флаг, гимн»,  «Растительный мир средней полосы России», «Великая Отечественная война», «Народы нашей страны».

«Социально-коммуникативное развитие»

Дидактические игры: «Найди флаг России»,  "Узнай наш герб",  «Найди среди гербов разных стран, герб России»,  «Чей костюм»,  «Мир профессии», «С какого дерева листок», «Когда это бывает».

«Речевое развитие»

Чтение рассказов, сказок, стихов:  «Две березы» Т.А.Шорыгина , «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсен, «Прогулка» С. Михалков,   «Как аукнется, так и откликнется» р.н.с. , «Снегурушка и лиса» р.н.с., «Сивка – бурка», «Хаврошечка».

 Заучивание стихов о Москве, Родине, России. Чтение произведений о русских богатырях. Заучивание пословиц, поговорок, небылиц.

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование:

 «Хохлома»,  «Городецкая роспись»,  «Гжель»,  «Дымково", «Портреты членов семьи», «Герб, флаг России», «Спасская башня", «Мой дом», «Русская березка», «Национальный костюм».

Лепка: «Сказочный образ Снегурочки».

«Музыка»

Слушание песен и музыки: «Во поле береза стояла»,  «Осенняя песня», «Урожайная»,  «Елочка красавица»,  «Зимушка прощальная»,   «Гимн России», «Русская народная музыка».

«Физическое развитие»

Русские народные подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Краски», «Пятнашки», «У медведя во бору», «Палочка выручалочка»,  «День – ночь»,  «Лошадки», «Горелки»,  «Уголки»,  «Море волнуется»,  «Золотые ворота»,  «Мы - веселые ребята», «Зевака»,  «Классики»,  «Телефон» и т.д.

Подготовительная группа 2018 – 2019 г.

«Познавательное развитие»

Проект «Край родной на век любимый…»

НОД «История и достопримечательности села Талдан», «Улицы нашего поселка», «Профессии нашего села», «Достопримечательности Сковородинского района», «Животные и птицы области», «Красная книга – тигр», «Знатоки родного края», «Растительный мир нашего края».

Беседы: «Улицы нашего поселка», «Спорт в родном районе», «Они защищали нашу Родину», «Герои нашей земли», «Моя малая Родина, что это?»; «За что люблю свой поселок».

«Социально-коммуникативное развитие»

Беседы: «Рассказ о тех, кто защищал наш край в годы войны», «Рассказ о детях – героях войны», «Голубые реки Приамурья».

Д/и «Кто, где живет», «Кому, что нужно для работы», «От какого дерева листок», «Где я живу», «Что за ягодка такая?», «Узнай и назови».

«Речевое развитие»

«Чем пахнут ремесла?» Д. Радари; «Кем быть?» Маяковский;  «Для чего руки нужны» Е. Пермяк; «Деревня» И. Тургенев; марийская сказка «Язык змей», «Лучше нет родного края» П. Воронько.

Заучивание стихотворений о Родине, пословиц поговорок.  

«Художественно-эстетическое развитие»

«Птицы нашего села», «Осенняя природа», «Зимние забавы», «Мой дом», «Русская береза», «Животные наших лесов», «Лотос – чудо цветок», «Русская матрешка»,  

Работа с родителями

2 младшая группа 2015 – 2016г.

  • Изготовление книжки-малышки «Сказки народов мира»;
  • Оформление папки-передвижки «Фольклор, как средство воспитания толерантности у дошкольников»;
  • Оформление консультаций «Влияние устного народного творчества на речь детей», «Влияние семьи на поликультурное воспитание»;
  • Подборка потешек для разучивания дома;
  • Участие в выставках дошкольного учреждения.

Средняя группа 2016 – 2017г.

  • Фотовыставка «Всей семьей на отдых».
  • Консультация «Что такое генеалогическое древо».
  • Выставка «Генеалогическое древо семьи».
  • Папка-передвижка «Тайна моего имени».
  • Досуг «Папа, мама, я – спортивная семья».
  • Консультация «Роль отца в воспитании ребенка».

Старшая группа 2017 – 2018г.

  • Консультация для родителей «Патриотическое воспитание в семье».
  • Консультация для родителей «Ребенок и его Родина».

Подготовительная группа 2018 – 2019г.

  • Консультация «История села Талдан».
  • Консультация «Они сражались за Родину».
  • Папка-передвижка «Животный и растительный мир нашего края в Красной книге».

3 этап – заключительный

2 младшая группа

  • Выставка книжек-малышек «Сказки народов мира».
  • Участие в празднике «Масленица».
  • Оформление презентации о проделанной работе.

Средняя группа

  • Оформление презентации о проделанной работе.
  • Освещение результатов проекта на сайте детского сада.

Старшая группа

  • Оформление презентации о проделанной работе.
  • Освещение результатов проекта на сайте детского сада.

Подготовительная группа

  • Оформление выставки рисунков «Наша жизнь в поселке».
  • КВН «С чего начинается Родина?».
  • Оформление презентации о проделанной работе.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"

Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....

папка - передвижка: "С чего начинается воспитание"

Воспитание -это формирование личности с определённым мировоззрением, морально-этическими принципами, системой духовной и материальных ценностей и чёткими поведенческими навыками....

НОД «С чего начинается утро или слово «здравствуй»»

Цель:  ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия.Образовательные задачи:продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания. Закрепить разные приемы приветствия.Разви...

С чего начинать обучение ребёнка цветам?

Научить ребёнка отличать цвета – задача несложная, он непременно быстро всему научится, только родителям стоит немного потерпеть и не торопить ребенка....

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

статья на тему: «Рисование для самых маленьких: с чего начинать?»

Первые детские рисунки – то, что каждая мама считает своим долгом хранить рядом с прядью волос всю жизнь. Первые попытки что-то нарисовать заканчиваются резкими линиями, потом идут множество кругов, к...