Конспект занятия "О лягушке и не только."
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Саитгалиева Елена Владимировна

Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_lyagushke_i_ne_tolko.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

                               Тема: О лягушке и не только.

Задачи: углублять и расширять знания о земноводных; закрепить полученные знания о русском народном костюме, изображать характерные              

Ход занятия:

                                              Не зверь и не птица,

Всего боится.

Половит мух –

И в воду – плюх!

                (Лягушка.)

– Что в загадке навело вас на мысль о лягушке? Что вы можете рассказать о жизни лягушек? Давайте узнаем об этом подробнее.

– По всему нашему краю расселились лягушки, они живут в реках, озерах, прудах; зимуют лягушки на дне водоемов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лед, а весной все равно пробуждаются живыми и здоровыми. Знаете ли вы, как мы дышим? (Ответы детей.) Мы вдыхаем воздух носом, набираем его в легкие и выдыхаем. Вот и лягушки так же дышат, но только не зимой. В состоянии зимнего покоя они дышат не легкими, а кожей. Именно это помогает им пережить трудное и холодное время. Ну, а если зима выдалась теплая, то лягушки могут и вовсе в зимнюю спячку не впасть. В начале весны все заснувшие лягушки просыпаются и начинают кормиться. Как только наберут вес, начинают готовиться к свадьбам. Свадьбы и песни лягушачьи начинаются чаще всего после первой весенней грозы, и народная поговорка подмечает: «Первый гром развязал язык лягушкам и кукушкам». Как вы понимаете эту поговорку? Что означает выражение «развязал язык»? (Ответы детей.)  «Развязать язык» – это значит много говорить или, как лягушки, петь. А как мы называем лягушачье пение? (Ответы детей.) Кваканье

 Поют только самцы и поют на совесть, громко и старательно. Давайте попробуем сами исполнить лягушачьи песни. Повторяйте за мной.

– Давайте  немного  подвигаемся,  поиграем  в  веселую  игру  «Две лягушки».

Видим, скачут по опушке

Две зеленые лягушки.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгать с пятки на носок.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо наклонялись,

Влево наклонялись.

Вот здоровья в чем секрет,

Всем друзьям физкультпривет!

Повороты в стороны.

Полуприседания вправо-влево.

Переступание с носка на пятку.

Руки на поясе.

Полуприседания вправо-влево.

Выполнять движения в соот-
ветствии с текстом.

Дети выполняют действия
в соответствии с текстом
.

Ходьба на месте.

– Питаются лягушки насекомыми.

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Лягушки – замечательные охотники. За ночь они поедают целые тучи комаров и мошек. Вот какие они помощники людям! А ведь некоторые люди не любят лягушек. Считают, что если взять ее в руки, то на руках появятся бородавки. Это неправда, но не стоит хватать лягушек руками. Температура тела у них ниже, чем у людей, и наши руки кажутся им горячими, как печки. А некоторые, совсем неразумные люди, считают, что если убить лягушку, пойдет дождь. Что вы можете сказать по этому поводу? Все в природе создано не случайно, и каждое создание имеет право на жизнь. А убивать кого-либо, значит не только делать зло, но и озлоблять свое сердце, делать его холодным и черствым. Врагов у лягушек и кроме человека хватает: хищные птицы, ласки, кабаны, куницы, змеи и, конечно, водные птицы. Каких из них вы знаете? (Журавли, цапли, аисты.) Лягушка относится к земноводным животным. Давайте попробуем сами разобраться, что значит «земноводное» животное. Из каких слов состоит это слово? Как эти слова относятся к лягушке? (Лягушки живут в воде и на земле.)

– В наше время в некоторых странах лягушки стали уже редкостью. Это является для людей предостережением: лягушек надо беречь, нельзя забирать их к себе домой.

Пальчиковая гимнастика «Веселые лягушки».

Две веселые лягушки

Дети сжимают руки в кулаки
и кладут их на стол пальцами вниз.

Ни минуты не сидят,

Резко распрямляют пальцы рук,
как бы подпрыгивают над столом.

Ловко прыгают подружки,

Кладут ладони на стол.

Только брызги вверх летят.

Резко сжимают кулаки и опять 
кладутих на стол.

– Ответьте на вопросы:

– Где живут лягушки?

– Как зимуют лягушки?

– Как появляются на свет лягушачьи детки?

– Чем питаются лягушки?

– Почему лягушки – земноводные животные?

– Назовите врагов лягушек.

– Отгадайте загадку о сказочном герое:

Летит стрела к одной лягушке,

Пронзит сердечко у квакушки,

Лягушка эта не простая,

На ней корона золотая.

                        (Царевна-лягушка.)

– Царевне-лягушке надо было сшить русский народный костюм. Давайте ей поможем. В нашей стране живут люди разных национальностей. Они носят разные красивые костюмы. Рассмотрите куклу в национальном костюме. Назовите части женской одежды, их цвет. Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном. Сарафан – это платье без рукавов. Комплект одежды с сарафаном широко распространен в России. Он включал рубаху, сарафан, передник. Сарафан носили не только крестьянки, но и городские мещанки, купчихи и другие группы населения. Спереди сарафан застегивался на длинный ряд пуговиц, на плечах удерживался широкими лямками. Сарафаны из шелковых тканей с пышными букетами и гирляндами украшались металлическим кружевом, серебряные и позолоченные пуговицы вдоль шва выполняли декоративную функцию. Такие сарафаны носили с белыми рубахами («рукавами»). Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение. Сарафаны подпоясывали узким поясом, оставляя распущенными его длинные концы. К костюму с шелковым сарафаном в северных губерниях России надевали головной убор, украшенный шитьем речным жемчугом, золото-серебяными нитями, колотым перламутром. Этими же материалами расшивали нагрудные украшения. Наиболее распространенный вид русского праздничного головного женского убора – «кокошник». Его носили с сарафаном. Кокошники были искусно расшиты речным жемчугом, украшены плетеными жемчужными и перламутровыми поднизями, золото-серебряным шитьем, цветной фольгой, гранеными стразами. Формы кокошников необычайно своеобразны и самобытны: двурогие в виде полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и другие, тесно связанные с обычаями и эстетическими представлениями народа. Сегодня мы нарисуем куклу в русском национальном костюме. Сначала изобразим простым карандашом силуэт куклы в костюме, затем раскрасим рисунок цветными карандашами.

– Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор. Царевна-лягушка благодарит вас за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Человеку друг огонь – только ты его не тронь!»

Знакомство детей с правилами пожарной безопасности...

конспект НОД "Питаться нужно не только вкусно, но и полезно!"

Направление: Познавательно-речевое развитие.Образовательная область: Здоровье. Старший дошкольный возраст.Цель: продолжать учить детей бережно относиться к своему здоровью, осозна...

Конспект НОД "Носы нужны не только для красы"

Конспект НОД "Носы нужны не только для красы"...

Конспект образовательной деятельности Тема: «Надо только добрым быть и в беде друг друга не забыть».

Продолжать приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.Развивать сообразительность, уметь самостоятельно решать поставленную задачу....

конспект занятия "Лягушка-путешественница"

Конспект написан к презентации "Лягушка-путешественница" и идете в комплекте с рабочим листом....

Конспект занятияа «Оденем куклу Машу на прогулку» Группа раннего возраста

учить детей последовательно надевать верхнюю одежду на куклу; закрепить название верхней одежды....

Конспект занятияе.

Введение в тему (создание проблемной ситуации)Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы с вами вчера познакомились со сказкой, о ком она?Что с медвежатами случилось?Мотивация деятельности дет...