Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Нахушева Зара Магаметовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

МБДУ «Детский сад №28 «Нэбзый»

г. Майкоп

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Нахушева Зара Магаметовна

Воспитатель первой категории

г. Майкоп 2018

        Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Любовь к природе- великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственно. Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира, отношение человека к природе и к миру в целом. Первоначальные элементы экологической культуры – складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

        Научить чувствовать красоту родного края, красоту земли, и осознать, что каждый ребенок является ответственным участником сохранения этой красоты – ода из главных задач педагога. Поэтому крайне важно показать ребенку экологические закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы на примерах своего района, своего родного края. Дети должны понимать причины необходимости сохранения всех видов животных и растений.

        Актуальность. В настоящее время в области экологии просматривается новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Экологическое воспитание – актуальная и главная задача. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте, потом поменять представление человека чрезвычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность, ведь для того, чтобы сохранить природу, их планете нужны экологически образованные и воспитанные люди.

        Важно чтобы дети понимали: необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним. В разговорах с детьми не нужно употреблять слова “вредные” “полезные”.

        Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости совей жизни, своего здоровья от его состояния.

        Формирование начал экологической культуры, умение видеть красоту окружающей природы – является целью моей работы.

        Реализация цели происходит через решение следующих задач:

- углубить и расширить экологические знания;

- привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные;

- развить познавательную, творческую общественную активность дошкольников в ходе экологически деятельности.

Формы организации детей при ознакомлении с природой.

        Формами организации деятельности детей при ознакомлении с природой являются занятия, экскурсии прогулки, работа уголке природы, работа на земельном участке.

        Занятия – проводятся они в отдельные часы по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях детям даются не только новые знания, но и утачают и закрепит их. Главное в занятии – это усвоение детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинками, чтение художественной литературы, рассказы, беседы.

        Экскурсия – это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема. На экскурсиях осуществляется определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всей группы детей, что отличает экскурсию от повседневных прогулок. Выбор места экскурсии зависит от ее задач и возраста детей. Экскурсии за пределами детского сада производятся с детьми средней, старшей и подготовительной групп. Экскурсии в одни и те же места рекомендуются проводить в разное время года. В проведении экскурсии большую роль играет организация детей.

        Прогулки.

Ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех выростных групп с природой. Организуется наблюдение за погодой, сезонными изменениями, в жизни растений, животных. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы с учетом местных условий. На прогулках организуются игры с использованием естественного материала: песка, снега, воды, листьев. Во время повседневных прогулок дети учувствуют в трудовых процессах: сгребают оставшиеся листья, очищают дорожки от снега, поливают растения.

Работа на земельном участке.

На земельном участке дети трудятся преимущественно после дневного сна. Так же, как и в уголке, это сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию природно-трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.

Работа в уголке природы.

Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному отношению к ним, приучают к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.

Методы ознакомления дошкольников с природой.

Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. В ходе наблюдения, у детей формируются знания о природе, они учатся наблюдать, воспитываются эстетически. Наблюдение организуется при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях, в уголке природы

Рассматривание картин

Картины дают возможность подробно рассмотреть явления породы, делительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. при ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины. Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть ее красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности.

Учебный экран.

При ознакомлении детей с природой в детском саду используется диафильмы, телефильмы. С их помощью у детей формируется представление о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.

Практические методы.

Дидактические игры.

В дидактических играх дети утачают закрепляют, рассматривают имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизирует и обогащает словарь.  

Предметные игры.

Игры м листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами: “Чудесный листочек”, “вершки и корешки”, “чьи детки на этой ветке?” Широко используются в младших и средних группах. Настольно–печатные игры: “Зоологическое лото”, “Ботаническое лото”, “Четыре времени года”, “Ягоды и фрукты”, “Растения” – дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

Словестные игры.

“Кто летает, бегает, прыгает?” “Нужно-ненужно” проводятся с целью закрепления знаний.

Подвижные игры природоведческого характера.

Связно с подражанием повадками животных, их образу жизни. Это такие как “наседка и цыплята” “мыши кот” “солнышко и дождик”

Труд в природе.

Организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений.

Эксперимент или опыты.

Это наблюдение, проводимое в социальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явления, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опты используют как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального процесса: анализа, соотношения известных и неизвестных данных.

Словестные методы

Рассказ воспитателя. Рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знание об уже знакомых явлениях, животных, растениях. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом, фотографиями, картинками, диафильмами.  

Беседа.

Выделяют 2 вида: итоговую и предварительную. Предварительная используется перед наблюдением экскурсии. Цель: уточнение опыта детей, для того чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Итоговая направления на систематизацию и обобщение полученных фактов, их закрепление и уточнение.

Чтение художественной литературы.

Детская природоведческая книга используется прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал ля воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности.

Работа с детьми.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию детей. В группах созданы уголки природы, которые знакомят етей с комнатными растениями, условиями, необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов. Экологическая тропа выполнят познавательную, Развевающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Содовая тропу мы использовали как можно больше интересных объектов, выбирали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Так же имеется старый пень, земля, покрытая мхом, мурованные дорожки и ходы, скопление “солдатиков”, полянка с лекарственными растениями: мат-и-мачеха, ромашка, одуванчики, подорожники, и обитающие на нем различные насекомые. На деревьях расположены гнезда и кормушки, сделанные нашими родителями, которые приняли участи в конкурсе “покормите птиц зимой”. Очень радует глаз цветшие на нашей клумбе растения, и они подобраны так, что в течение сезоны одни цветы сменяются другими. Ребята на клумбе ухаживают за цветами: рыхлят поливают цветы. На прогулках я знакомила с явлениями живой и неживой природы, и имениями природы по сезонам (продолжительностью дня, погодой, изменениями в жизни растений и животных, трудом людей). Организовывала с детьми своей группы игры с природным материалом (песком, водой, снегом, листьями, плодами). Для таких игры на усадке используется следующее оборудование: стоят песочницы, у детей имеются совочки, формочки, печатки, дети знакомятся с о свойствами песка, земли, снега, льда, воды. Кроме этого я использовала разнообразные игровые упражнения: “найди по описанию”, “что где растет”, “узнай и назови”, “вершки корешки”, “чудесный мешочек”, “угадай животное”, “отгадай и нарисуй”, “когда это бывает”, загадки о животных.

Детям очень понравилось играть в игры с игрушками. Приводимыми в движение ветром: “султанчики”, “разноцветные ленточки”, через игры они научись определять силу и направление ветра. Очень интересно приходили занятия с детьми по исследовательской деятельности в "Лаборатории природы”, где дети с удовольствием проводили опты и эксперименты, уточнялись их знания о свойствах и качествах объектов (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях). По ознакомлению детей с природой большая роль отводилась художественной литературе. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения: А Пушкина, Ф. Тютчева, Н. Некрасова, М. Пришвина, В. Бианки. После чтения проводила беседу, задавала вопросы, было видно в глазах детей сочувствие, сопереживание, либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задавали вопросы, где проявлялось у них забота о друзьях наших меньших. Вовремя тематически занятий по рисованию “Зимующие птицы”, “светлячок”; аппликации “божья коровка”, “яблонька”, “деревья зимой”; лепке птиц диких животных, использовала магнитофонную запись, звуки природы.

        В детском саду ежемесячно проводились конкурсы детских рисунков “как я провел лето”, “Времена года”, “мир глазами детей”, “листопад. Зимушка зима”, проводились конкуры: “лучшая поделка из природного материала”, “дары осени” – дети старались привлечь родителей: мам, пап, дедушек, бабушек. Дети приносили самые различные интересные поделки. За совместную работу дети и родители получили благодарственные грамоты.

С детьми проводились викторины, интеллектуальные игры: “знатоки природы родного края”, “сохрани природу”, “зимующие принцы”, “подводное царство”.

Очень тесно велась работа по экологическому воспитанию с семьёй, использовались такие формы работы как: родительские собрания, консультации, беседы. Проведена консультация: “использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольника в семье”. Начали с просмотра выставки книг по природе деля детей. Порекомендовала родителям с детьми дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации, ознакомиться с природой родного края. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям какие знания о приятие есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

В результате проделанной работы есть положительные результаты:

- сформированы начала экологической культуры у детей.

- сформирована осознанное правильное отношение к объектам и явлениям природы.

- дети учатся практическим действиям по охране природы.

- развивается умственные способности у детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...

Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Использование экологических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста». «Путешествие по временам года»

Познакомить педагогов с экологическими играми, которые способствуют в развитие экологического  воспитания дошкольников....