Образовательная деятельность по экспериментированию «Мы познаем мир»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кондрашева Наталья Владимировна

Образовательная  деятельность

по экспериментированию

«Мы познаем мир»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   Детский  сад  № 36 «Сосенка».

Образовательная  деятельность

по экспериментированию

«Мы познаем мир»

Воспитатель: Кондрашева Н.В.

Смоленск

2017 год

Цель: формирование целостного восприятия  окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности  методом экспериментирования детей со свойствами воздуха.


Задачи: 


Образовательные: 
Через экспериментальную деятельность обогащать и закреплять знания детей о свойствах воздуха.


Развивающие:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности,  развивать способности  устанавливать причинно- следственные связи на основе элементарного экспериментирования  и делать выводы.


Воспитательные:
Воспитывать интерес к исследовательской  деятельности, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.


Предварительная работа: письмо детей  юным  космическим друзьям, беседы о космосе, о воздухе, наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.


Необходимое оборудование: письмо с  планеты Плим-плим , прозрачные полиэтиленовые пакеты, зубочистки,  стаканы с водой, трубочки для коктейля, плотная бумага, мыльные пузыри, пустые бутылочки, воздушные шарики.




Ход занятия.

- Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

- А сейчас давайте   встанем в круг,  и поздороваемся друг с другом.

Встанем рядышком, по кругу,
Скажем “Здравствуйте!” друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем “Привет!” и “Добрый день!”;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!


- Ребята,  когда я сегодня шла утром на работу, то услышала непонятный шум в лесопосадке, решила проверить, что там случилось. Оказалось, что за ветки деревьев зацепился воздушный шар, не большого размера, а просто огромного. Я немного испугалась, хотела попросить у кого-нибудь помощи, но было очень рано, многие люди еще спали, я решилась осмотреть шар самостоятельно. На прочной нитке висело что-то скрученное, как оказалось , это было письмо, адресованное  именно  нашему садику, именно детям старше - подготовительной группы. Я принесла его к нам и хочу вам его прочитать. Это письмо прилетело с планеты Плим – плим.


- Ребята, значит, наше письмо  жители этой планеты  получили и  тоже очень хотят с вами познакомиться и подружиться. Будем дружить?

- Юные космические друзья прислали свои фотографии. Вот они какие!

-Они тоже ходят в детский сад, как и вы.
Но они очень удивлены тем, что мы не носим на голове скафандры!
Они очень хотят  прилететь в гости, но беспокоятся, смогут ли они ходить без скафандров на Земле? Как они смогут дышать?

Высказывание детей о воздухе.


- Что для этого нам понадобится? С чего начнем?

Совместно с воспитателем дети определяют круг вопросов, на которые надо найти ответы:


1.Для чего нужен воздух?
2.Есть ли воздух на земле и можно ли ходить без скафандра?
3.Воздух можно увидеть и потрогать?
4. Есть ли воздух в различных предметах?


-Для того, чтобы ответить на эти вопросы мы проведем несколько экспериментов.


Хотите этому научиться?

- Сегодня мы с вами поговорим о воздухе,  как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

-Лаборатория.

 -В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга,  не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

- Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты.

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.

- Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.

 «Как поймать воздух?»

 - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать.

- Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).

- Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. (Ответы).

-Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух. (Ответы)

- Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух можно почувствовать.

- А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)

«Видим воздух».

 - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

 - А давайте проверим!

 - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

 - Ой, ребята, что это происходит с водой?

- Выходят пузырьки.

 - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

 -  Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Потому что воздух легче воды.

 Физминутка. «Мыльные пузыри».

- У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это? Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите,  но не просто руками, а то, чем я назову.( локоток, колено, один пальчик и т.д.)

- А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.


«Вода  в перевернутом стакане».


-Налейте в стакан воду до самого края. Прикройте стакан листком плотной бумаги и, придерживая бумагу ладонью, быстро переверните стакан кверху дном. Теперь уберите ладонь. Вода из стакана не выльется.


Вывод: Давление атмосферного воздуха на бумажку больше давления воды на нее. Вот почему бумажка не отпадает.

- Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

«Слушаем воздух».

- Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

 Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

- А ещё у нас на столе есть  шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим ним, чтобы услышать воздух? Нужно немного надуть его ,   растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

Игра « Бывает – не бывает»

•Воздух бывает теплый? (Бывает).
• Воздух бывает чистый? (Бывает).
• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
• Воздух бывает легкий? (Бывает).
• Воздух бывает грязный? (Бывает).
• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
• Воздух бывает холодный? (Бывает).
• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).
• Воздуху бывает рыжий?  (Не бывает).

- А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

« Узнай по запаху».

 -Что это? Это  баночки. Но не простые, а волшебные, а  почему, позже вы   ответите сами на этот вопрос.

 - Посмотрите, а в них что-нибудь есть? (ответы).

 - Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?

 - Действительно, пахнет апельсином.

 - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.

 - Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы) .

 - Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по-разному (ответы) .

 - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем   не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

 - Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Вывод: Воздух не имеет запаха. 

Итог: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется “Волшебный шарик”. Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.  Какой опыт вам показался интересным больше всего?

- Вот мы с вами и разобрались, что такое воздух, где он находится.

 

 Мы проделали большую научную работу.


Давайте отправим наш ответ на планету Плим-плим  на воздушном шаре. Пусть наши космические друзья знают, что на нашей планете воздух нужен всем и людям,  и животным, и растениям, то есть всему живому и нам не нужно ходить в скафандрах, чтобы защищаться от него, так  как мы им дышим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по «Познавательному развитию» («Познаю мир») «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка» с элементами экспериментирования»

Образовательная деятельность, познавательное развитие, образовательная область познаю мир, составлена в соответствии с Программой « Радуга» под редакцией  Т. Н. Дороновой.В процессе о...

Мастер-класс для воспитателей по экспериментированию по теме «Познай самого себя»

Мастер-класс для воспитателей по экспериментированию по теме  «Познай самого себя»...

Программа по экспериментированию с детьми подготовительной группы " Мы - исследователи", раздел " Познай себя"

Рабочая программа направлена на разностороннее развитие детей старшего дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным направлениям - социально-к...

Консультация для родителей «Познаем окружающий мир через экспериментирование»

в консультации рассказывается родителям как вместе с ребенком провести интересные эксперименты и исследования дома....

Положение о смотре-конкурсе цетров экспериментирования Я познаю мир

Положение о смотре-конкурсе цетров экспериментирования Я познаю мир...

Педагогический проект: "Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование «Я познаю мир»"

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным...