Педагогический проект: "Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование «Я познаю мир»"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Кокорина Елена Геннадьевна

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. Организация детского экспериментирования направлена на создание таких условий, в которых предметы и явления наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В этой деятельности ребенок становится субъектом, носителем предметно – практической деятельности, «активным деятелем». Ему предоставляется возможность саморазвития, самореализации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_ya_poznayu_mir.pptx2.32 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование «Я познаю мир» Выполнила: Воспитатель Кокорина Е.Г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 58

Слайд 2

Введение В старшем дошкольном возрасте встает задача формирования у ребенка познавательного интереса, который необходим для успешного обучения в школе, когда у детей появляется внутренняя потребность в знаниях. Ребенок проявляет желание узнать новое о качествах и свойствах предметов, понять существующие между ними связи и отношения. Когда познавательный интерес сформирован, то ребенок способен к более длительному и устойчивому вниманию, волевому усилию, проявлению самостоятельности. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особое внимание заслуживает детское экспериментирование. Экспериментирование — специально организованная деятельность, особый способ освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Слайд 3

В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Дошкольники легче и прочнее усваивают материал, когда сами добывают знания, сам делают выводы. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок сам слышит, видит и делает. Анализ научных и педагогических исследований показал, что экспериментирование является средством познания ребенком окружающего мира, основным условием формирования познавательной активности дошкольников и предпосылкой формирования готовности личности к непрерывному образованию.

Слайд 4

Актуальность Главная особенность современного мира – его высокая динамичность. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. Организация детского экспериментирования направлена на создание таких условий, в которых предметы и явления наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В этой деятельности ребенок становится субъектом, носителем предметно – практической деятельности, «активным деятелем». Ему предоставляется возможность саморазвития, самореализации.

Слайд 5

Цель Создание благоприятных условий для развития детской инициативы и творческого познания при помощи исследовательской деятельности и экспериментирования.

Слайд 6

Задачи Способствовать формированию представления детей о взаимосвязях событий и явлений в окружающем мире в ходе опытно-экспериментальной деятельности; Развитие умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов ; Развитие познавательной активности детей при вовлечении их в игры – эксперименты с учетом детской инициативы и умственных способностей; Формирование социально-личностных качеств ребенка: самостоятельность, самоконтроль, саморегуляции своих действий; Воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.

Слайд 7

Участники проекта: Дети, воспитатели, родители . Сроки реализации: Проект рассчитан на один год для детей старшего дошкольного возраста. Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю по 25-30 мин Сентябрь - май учебного года . Вид проекта: По направленности: познавательно – исследовательский .

Слайд 8

Гипотеза : Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста будет оптимальной при условии теоретического изучения особенностей экспериментального обучения , перехода в режим экспериментального функционирования и включения детей в культурно-образовательные виды деятельности .

Слайд 9

Аннотация проекта В организации работы по опытно – экспериментальной деятельности используются практические, словесные и наглядные методы. Из практических методов применяются проблемные вопросы, экспериментирования, опыты, исследовательский опыт, продуктивная деятельность. К словесным методам относится рассказ, объяснение, чтение воспитателя, рассказ детей, беседы. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация слайдов, схем, символов, показ презентаций, познавательных фильмов, рассматривание картин, иллюстраций. Для положительной мотивации используются различные стимулы: внешние стимулы (новизна, необычность объекта), тайна, сюрприз, мотив помощи, познавательный мотив (почему так?), ситуация выбора. Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы: совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей, фронтальные занятия, развлечения, наблюдения в природе, целевые прогулки, рассматривание альбомов, познавательной литературы, фотографий, чтение художественной литературы, беседы по теме эксперимента.

Слайд 10

Аннотация проекта Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно – предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. Детский эксперимент имеет следующую структуру: -постановка проблемы, которую нужно решить; - целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); -выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); -проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях); -анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось); -формулирование выводов

Слайд 11

Календарно-тематический план экспериментальной деятельности Сентябрь : Диагностика Октябрь : Прогулка «Отпечатки наших рук» (Свойства песка) Беседа «Самые маленькие (насекомые) » Дидактическая игра «Изучаем листья» Ноябрь : Экспериментирование «Магнит, как достать скрепку» Дидактическая игра «Почему бумага разная» Беседа «Свойства металла» Дидактическая игра «Приключение Буратино» (дерево и его свойства) Декабрь : Беседа «Зачем нужна вода» Дидактическая игра «Вода – главный растворитель» Изготовление разноцветных льдинок «Замерзание воды» Интерактивная игра «Круговорот воды в природе»

Слайд 12

Январь : Тема «Где прячется воздух. Свойства воздуха» Экспериментирование «Бывает ли воздуху холодно» Прогулка «Движение воздуха» Беседа «Градусник. Термометр» Февраль : Прогулка «Получаем талую воду» Экспериментирование «Когда бывает пар» Беседа « Огонь-наш друг и враг» Лепка «Почва - подземная кладовая» Март : Беседа «Виды масла, его применение и свойства» Беседа «Пищеварение» Прогулка «Свет и тень» Беседа «Путешествие в прошлое часов» Экспериментирование «Ткань и её свойства »

Слайд 13

Апрель : Беседа «Основные системы нашего организма» Рисование «Наш организм» Дидактическая игра «Каша – матушка наша» Спортивный досуг «Мы здоровью скажем – ДА» Май : Беседа «Волшебное электричество» Экспериментирование «Определение сторон света» Развлечение «Путешествие по материкам » .

Слайд 14

Работа с родителями Родительское собрание (игра-практикум « Экспериментируем !» ) Развлечение «Путешествие по материкам» Спортивный досуг «В здоровом теле - здоровый дух!» Беседа « Экспериментальная деятельность дошкольников » , Круглый стол «Здоровье ребёнка в наших руках» Тематические консультации : «Значение экспериментальной деятельности для детей » «Организация домашней лаборатории» «Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома » -Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в группе.

Слайд 15

Ресурсное обеспечение проекта. Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно – пространственная развивающая среда и создан центр опытно — экспериментально деятельности.

Слайд 16

Заключение Проведенная работа вызвала у детей живой интерес, положительные эмоции. Ребята проявляют устойчивый интерес к экспериментированию, самостоятельной поисково – познавательной деятельности. В процессе работы по изучению свойств воды, снега, льда, воздуха, бумаги, огня при проведении игр-экспериментов у детей обогатились знания об окружающем мире. Кроме того, они способны выдвигать гипотезы, делать предположения, находить способы решения проблемы, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы .

Слайд 17

Вывод Таким образом мы пришли к выводу, что внедрение модели развития исследовательских способностей детей через новые педагогические технологии в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме "Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование"

Творческий отчет представлен на РМО воспитателей, одобрен и предложен к распространению...

Педагогический проект "Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения".

Содержание. Введение.1. Аналитическая часть.1.1. Значение пения в развитии музыкальных способностей детей.1.2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей.2. Практиче...

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность /Методическая разработка/

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возрастачерез изобразительную деятельность/Методическая разработка/  Программные задачи:-продолжать формировать интерес детей ...

Консультация для родителей. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.

Данная консультация предназначена для родителей детей 5-6 лет. А так же для воспитателей старшей группы детского сада, как вспомогательный материал при подготовке экспериментальной деятельности с деть...

Статья "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование"

Экспериментирование как процесс познавательной активности ребенка.Принципы эксперимента для детей, как организовать экспериментирование.Использование картотеки опытов с работе по познавательному разви...

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»...