Главные вкладки

    План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему:
    Конспект ООД в области познавательного развития в средней группе. Тема: «Поможем Незнайке!».

    Мойстус Марина Анатольевна

    Знакомство детей с воздухом и некоторыми его свойствами

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект ООД в области познавательного развития в средней группе.

    Тема: «Поможем Незнайке!».

    Задачи:

    Познавательное развитие: расширять представления детей о воздухе и его свойствах;

    Речевое развитие: развивать свободное общение детей со взрослыми и сверстниками в процессе экспериментирования; обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, опыты, эксперимент)

    Социально-коммуникативное развитие: закреплять навыки взаимодействия в коллективе; развивать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности;

    Предварительная работа: наблюдение на прогулке за ветром, игры с «вертушками», игра «Поддувалочки», «Мыльные пузыри», чтение художественной литературы: И. Токмакова «Разговор ветра и осинок», Я. Аким «Ветер, ветерок, ветрище», Н. Носов « Приключения Незнайки и его друзей».

     Материалы и оборудование: письмо от Незнайки, для опытов: полиэтиленовые пакеты по количеству детей, по 4 прозрачных стаканчика на человека, трубочки для коктейля (по количеству детей), камешки, кусочки глины, деревянные брусочки (по количеству детей), 3 воздушных шара (гелевые), проблемная ситуация «Шары улетели), шариковая ручка, лист бумаги, конверт.

    Ход ООД:

    -Ребята, к нам в группу пришло письмо от Незнайки. Сейчас я вам его прочитаю: «Дорогие ребята! В нашем Цветочном городке переполох. Знайка решил совершить путешествие на воздушном шаре.  Он сделал шар из резины и теперь будет надувать его воздухом. Скажите, что такое воздух и откуда Знайка его возьмет».

    - Ребята, а вы знаете что такое воздух и где он находиться? (выслушиваю ответы детей)

    - Я приглашаю вас в лабораторию опытов и экспериментов, где мы с вами откроем секреты воздуха, и поможем Незнайке, ответить на его вопросы.

    -Ребята, как вы думаете, что такое воздух? (Ответы детей)

    -Давайте посмотрим вокруг, налево, направо, вверх, вниз. Вы видите воздух? (Ответы детей)

    - Я тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

    Опыт 1. «Таинственный неведимка»

    - Сначала широко раскроем пакет. Теперь мы быстро, быстро закрутим края пакета.

    -Посмотрите, как раздулся пакет! Сразу ясно, что там что-то есть. Что там, как вы думаете?  (предположения детей).

    -Там воздух! А теперь раскроем пакет.

    -Что произошло? (ответы детей)

    -Итак, ребята, какой вывод мы можем сделать? Если мы не видим воздух, то он какой (прозрачный, невидимый). Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать!

    Опыт 2. «Что находится в стакане» 

    -Ребята, что у меня в руках? (стакан). А что в стакане? (ничего, стакан пустой).

    - Говорите, стакан пустой? Тогда смотрите фокус! Я беру стакан, переворачиваю его вверх дном и медленно опускаю его в воду.

    - Что происходит? Стакан наполняется водой? Почему, что не пускает воду в стакан? (предположения детей)

    - Посмотрите, а сейчас я немного наклоню стакан. Что появляется в воде? (Пузырьки)
    -Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.

    - Ребята, посмотрите у вас на столах стоят стаканчики с трубочками. С помощью них мы проведем еще один занимательный опыт.

     Опыт №3. «Мы пускаем пузыри»

    -  Возьмите трубочку опустите ее в стакан и подуйте. Что происходит? (выходят пузырьки)

    - Да, правильно, выходят пузырьки. А выходят пузырьки, потому, что мы выдыхаем воздух.

    -Ребята, воздух есть вокруг и внутри нас.

    Физкультминутка «Исследователи»

    Мы сидели, мы устали.

    Воздух дружно изучали.

    А теперь пришла пора,

    Отдохнуть нам детвора.

    Вправо, влево повернись,
    На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)
    Чтобы стать ещё умнее,
    Мы слегка покрутим шеей.(медленные наклоны головы вниз, вверх)
    Раз и два, раз и два,
    Закружилась голова. (движение руками «моторчик») 
    Раз-два-три-четыре-пять,
    Ноги надо нам размять. (Приседания)
    Напоследок, всем известно,
    Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
    От разминки польза есть? (Хлопки руками)
    Что ж, пора на место сесть. (
    Дети садятся.)

    Опыт №4 «Загадочные пузыри»

    -Ребята, как вы думаете, есть ли воздух в камне? (предположения детей).

    - А в дереве, глине, земле? (предположения детей)

    - Не будем гадать, а проверим! У вас на столах стоят прозрачные стаканчики с водой и тарелочки. Что лежит на тарелочках? (камень, глина, деревянный брусочек).

    - В один стаканчик положите камень, в другой комочек глины, в третий деревянный брусок.

    - Что происходит? (поднимаются пузырьки).

    - Какой вывод мы можем сделать? (там есть воздух).

    - А как вы думаете, где воздуха больше всего? (предположения детей).

    - Ребята, воздуха больше там, где больше пузырьков. Чем плотнее материал – тем меньше в нем воздуха, чем материал рыхлее, мягче – там воздуха больше).

    - Ребята, посмотрите, какие красивые шарики у меня есть. Что находится внутри этих шаров? (воздух). Сейчас мы с вами это проверим.

    Постановка проблемной ситуации «Шары улетели»

    - Ой, какая я неуклюжая. Я случайно выпустила веревочки из рук и шарики поднялись к самому потолку. Как же нам достать шарик? (высказывания и предложения детей).

    Дети с помощью воспитателя достают шары одним из предложенных  способов. 

    - Ну вот, все шары достали. Теперь проведем последний эксперимент.  Я возьму один шарик и развяжу у него веревочку. Что из него выходит? Поднесите ладошку к шарику, чувствуете? (Да, это выходит воздух).

    -А когда мы еще чувствуем воздух? (ответы детей). Да ветер - это движение воздуха.

    - Ребята так что мы ответим Незнайке? (Воспитатель берет ручку, лист бумаги, записывает ответы детей).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе Тема: «Хлеб- всему голова»

    Программное содержание: -расширить знание детей о том как на нашем столе появился хлеб.- закреплять названия профессий людей, растящих хлеб: тракторист, шофер, комбайнер, мельник, пекарь, хлебороб.- а...

    Конспект НОД по области «Познавательное развитие» В средней группе «Русский народный костюм»

    Конспект НОД по области «Познавательное развитие»В средней группе«Русский народный костюм»Цель: познакомить детей с русским народным костюмом. Задачи:1.        ...

    Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию в средней группе.Тема: " Поможем Незнайке".

    Закрепить правила безопасного поведения на улицах города и на проезжей части....

    Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе. Тема «Животные и их детеныши».

    Занятие знакомит детей с дикими и домашними животными, с их внешним видом, особенностями поведения....

    Конспект ООД в области: «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе на тему: «Традиции и быт Кубанского казачества»

    Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа. Приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старши...