Ознакомление с родным городом, как условие патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Как познакомить детей с малой родиной. с родным городом так, чтобы это первое знакомство стало интересным, увлекательным, захватывающим

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 141 Невского района  Санкт - Петербурга

 «Ознакомление с родным городом, как условие патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель высшей категории

Левина М.А.

Санкт – Петербург

«Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца»

К. Паустовский

Патриотизм – это сложное, многогранное чувство, главными признаками которого являются любовь к своему Отечеству и своему народу. Патриотизм не «впитывается с молоком матери», он возникает в результате воспитания. Каким же образом можно привить это чувство?

У каждого человека есть своя малая родина, где он родился, где прошло его детство. Куда - бы не забросила судьба нас потом, как - бы не сложилась наша жизнь, в сердце всегда останутся яркие и добрые чувства о своей малой родине. Так сложилось, что моя малая родина на Черноземье, но большую часть своей жизни я прожила в Санкт – Петербурге, который стал для меня любимым и дорогим сердцу местом. Мне очень хочется передать детям любовь и восхищение Петербургом, хочется, чтоб дети полюбили свой город, свою Родину, Отечество, привить им чувство  гражданского патриотизма. Меня давно волновала проблема патриотического воспитания детей. Главной целью, которой является формирование у детей нравственных ценностей, любви к родному городу, чувства ответственности за судьбу родного города. Формирование юного петербуржца считаю важной задачей в своей работе. От того, как ребёнок познакомится с историей города, его неповторимой красотой, величием, зависит его дальнейшее отношение к судьбе  Санкт – Петербурга, Родине. Сделать это первое знакомство интересным, увлекательным, захватывающим – моя задача. Известно, что дошкольное воспитание – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Ведь именно в детском саду у ребёнка формируются представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой родине, своему Отечеству.

Актуальность работы обусловлена тем, что

  • Наблюдается у детей дефицит знаний о стране, родном городе, его патриотических праздниках
  • Равнодушие к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания чужому горю
  • Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме патриотического воспитания в семье

Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы патриотизма.

 Поэтому целью моей работы является создание оптимальных педагогических условий для полноценного (социального) развития детей дошкольного возраста.

Исходя из цели, решаю следующие задачи:

  • Прививать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края
  •  Развивать эмоционально – ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране
  •  Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе
  •  Прививать бережное отношение к городу
  •  Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности

Условиями реализации поставленных мною задач является:

  • Сотрудничество с семьёй
  • Взаимодействие в социуме
  • Создание в группе специальной предметно – пространственной развивающей среды

Методы работы:

Наглядные

  • Прогулки
  • экскурсии выходного дня
  • рассматривание иллюстраций альбомов, книг, слайдов, репродукций картин, фотографий

Словесные

  • Чтение художественной литературы, произведений
  • Разучивание стихотворений, считалок, скороговорок петербургской тематики
  • Беседы
  • Рассказывание, сочинение сказок, рассказов

Практические

  • Дидактические игры, настольно-печатные, сюжетно - ролевые, подвижные игры
  • Экспериментирование, опыты, работа в рабочих тетрадях по знакомству с городом
  • Изобразительная деятельность, развлечения, досуги, викторины

Новизна  моего опыта заключается в комбинировании известных методик по развитию патриотического воспитания старших дошкольников. Для этого были сделаны:

  •  перспективное планирование образовательной деятельности и развлечений
  • цикл консультаций для родителей
  • план проведения праздников, досугов, экскурсий
  • картотека дидактических и подвижных игр

Патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительного и целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Патриотизм формируется под влиянием идеологии, среды, образа жизни. Конечно,  невозможно заниматься патриотическим воспитанием ребёнка не привлекая к этому процессу родителей. Поэтому свою работу я строю на тесном сотрудничестве с семьёй. Работа с родителями играет важную роль при изучении ребёнком своего города. Ребёнок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, та среда, в которой он живёт, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Привитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданского – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Свои первые беседы с детьми я провожу на тему «Моя семья». Дети с интересом узнают смысл слова «семья», значение семьи и ответственность каждого члена семьи за своих близких. Для формирования  представлений о семье, родственных отношениях, о своей родословной была проведена совместная творческая работа родителей и   детей «герб моей семьи». Работа с родителями ведётся также через создание семейных творческих проектов, участие в игротеках, участие в организации различных выставок, таких как «Портрет осени», «Подарки городу», «Мой семейный герб», поделки из природного материала «Новогодняя сказка», «Моё любимое место в городе». Родители с удовольствием участвуют в таких формах работ, которые становятся уже традиционными и вызывают огромный интерес детей и желание родителей заниматься со своими детьми. Так, родители с детьми оформляли выставку семейных фотографий, фотоальбомы о любимых занятиях и увлечениях семьи, её традициях. Организация совместных праздников, семейных встреч, экскурсий является формой взаимодействия детей, педагогов и родителей.  В работе с семьёй я также использую наглядные формы: стенды для информации (петербургский уголок для родителей), журналы, книги по истории города в помощь родителям, различные памятки, консультации. Вместе с родителями для детей мы создали  в группе мини-музей,  который оформили в виде русской избы. Назначение музея – знакомство с жизнью и бытом наших предков, старинными предметами быта. Моя задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку освоиться среди новых и незнакомых предметов старины, узнать их предназначение, вызвать интерес к истории своего Отечества. Старинная мудрость гласит: «Человек, незнающий своего прошлого, не знает ничего…» Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну. Дети также участвовали в создании музея: приносили из дома экспонаты, пополняли своими рисунками, поделками.  Я регулярно  провожу с детьми целевые прогулки, так как считаю их важным воздействием на детей. Каждой прогулке придумываем своё название. Знакомство с городом начинаем со своего микрорайона. При знакомстве с названиями близлежащих  улиц, дети с интересом слушают историю возникновения улицы, почему она так названа. Впечатления от своих наблюдений дети затем передают в своих рисунках. Очень интересны экскурсии в местный краеведческий музей «Невская застава», где дети не только знакомятся с историей развития Невского района, жизнью наших предков, но и сами могут поучаствовать в фольклорных играх, конкурсах.

При организации краеведческой работы я использую разнообразные средства, способствующие формированию у детей ценностного отношения к культуре и традициям  Санкт - Петербурга. К таким средствам относятся:

  • Непосредственно-образовательная деятельность в детском саду
  • Игровая деятельность: дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, строительные – конструктивные игры, игры - драматизации, подвижные игры
  • Трудовая деятельность: участие детей в благоустройстве группы, участка детского сада, изготовление поделок, сувениров петербургской

тематики

  • Художественно-творческая деятельность детей: рисование родного города, его символов; конструирование архитектурных памятников; сочинение рассказов, стихов; участие детей в музыкально-литературных праздниках, развлечениях, конкурсах                                                        

Практика показала, что НОД по знакомству с родным городом способствует развитию речевых навыков, приёмам изобразительной деятельности, конструктивных способностей, математических представлений, словом, всестороннему развитию детей

История возникновения нашего города непростая, сложная и в тоже время очень интересная. Как лучше  и доступнее рассказать детям об этом, как сделать так, чтобы им было интересно? Все беседы и рассказы я передаю детям через петербургские сказки, мифы, петербургские игры и интересные считалочки. В нашей группе поселился  весёлый «Домовёнок» (мягкая игрушка, которую мне помогли сделать родители). С ним  мы совершаем виртуальные прогулки по нашему городу. Дети с нетерпением ждут следующей прогулки по городу вместе с Домовичком, наперебой рассказывают ему всё, что узнали о городе и где побывали, какие достопримечательности видели.

Наш город настолько красив и неповторим, что трудно обойти вниманием хоть какое-то место в нём. Я понимаю, что как бы детям не было интересно, всё это необходимо увидеть своими глазами. Мне очень помогают родители, которые стали проявлять большой интерес к нашему знакомству с городом. В выходные дни многие стали объединяться и совершать совместные с детьми прогулки по городу. Родители зачастую обращаются ко мне за советом как лучше провести прогулку по городу, какие места посетить. В эти минуты я чувствую себя счастливым человеком, понимаю, мои старания не проходят бесследно. В своих беседах я использую много иллюстраций, художественных книг, демонстрационного материала. Обращаю внимание на мосты через реки и каналы, на красоту реки Невы. Разучиваем стихи о «красавице Неве», делаем поделки и рисунки по теме. А сколько каменных чудес можно встретить в нашем городе. Это львы, сфинксы, грифоны. А сколько легенд, мифов и сказок дети узнают из наших бесед! Я обязательно рассказываю о Летнем саде – зелёном островке в центре нашего города, ровеснике города. Для детей я подготовила презентацию о достопримечательностях Летнего сада. В Летний сад мы отправились на автобусе на экскурсию.  Весной я провела открытое занятие для педагогов района. Тема занятия: «Живой образ Летнего сада». Дети создали коллаж  макета Летнего сада с его знаковыми достопримечательностями. Все знания, полученные в беседах, от экскурсий, они применили на практике и сделали это с любовью, желанием.  Дошкольный возраст-это пора интенсивного становления личности ребёнка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Маленькие дети не разбираются ещё в политических противоречиях, спорах. Для них важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, её государственными символами. На пороге школы ребёнок должен узнавать герб, флаг, мелодию гимна России. Дети должны понимать, что государственные символы объединяют людей, живущих в одной стране, служат для её граждан отличительными знаками. Я рассказываю детям, что у каждой страны есть главный город - столица, свои государственные символы, флаг, символизирующий нашу Родину. Он поднимается во время государственных праздников, памятных дат и является знаком власти. Очень важно, чтобы дети запомнили  цвета флага и поняли, что они означают добро, свет, красоту. Дети осознают, что они должны стараться соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными, отважными, любить близких своих людей  и свою Родину. Далее, я объяснила детям, что такое герб, его значение. Познакомила с флагом и гербом Санкт-Петербурга. Особую значимость приобретает знакомство детей с жизнью страны, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в родном городе. В своей работе я считаю должным научить ребёнка понимать, что такое обязанность, право. Знакомлю детей с героями войн. Объясняю, почему они стали героями, почему их именами названы улицы и воздвигают им памятники. На детей сильное впечатление производят встречи с блокадниками, они с огромным интересом слушают их рассказы. Мы с детьми регулярно посещаем районную библиотеку им. Л.Соболева. Совместно с сотрудниками библиотеки  мы проводим для детей встречи с ветеранами войны, блокадниками, почётными жителями нашего района. В свою очередь дети выступают с концертом для ветеранов, дарят им подарки, сделанные своими руками. Проводим спортивные праздники ко дню защитника Отечества,  концерты, где чествуем наших доблестных защитников.

Мы  - петербуржцы. Мы можем и должны с честью носить это имя. Нам есть чем гордиться: на островах невской дельты возведён один из самых красивых городов мира. Этот город богат своей трёхвековой историей, революционным и военным прошлым, событиями настоящего времени. Подрастая, дети будут узнавать о городе всё больше и больше. В этом особая роль принадлежит дошкольным учреждениям. Надеюсь, что все знания, впечатления, чувство восхищения и гордости за свой город, свою страну пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни. Необходимо и нам, взрослым, помнить, что если мы серьёзно и качественно не займёмся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.

Используемая литература:

 Смирнова Н.Т. «Знакомство с Санкт-Петербургом», 1997

 Ермолаева Л.К.;  Лебедева И.М. «Чудесный город»

Алифанова Г.Т. «Петербурговедение для малышей и родителей от 3 до 7 лет. Пособие для воспитателей и родителей ; С -Пб, Паритет, 2008

Гончарова Т.Л. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через чувственные отношения к родственникам» (дошкольная педагогика 5-2008)

Дыбина О.В. «Что было до +» М., «Ту сфера» «2002 г.

Князева О.Л.; Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; С – Пб 1999                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...

Педагогический проект «Чистополю посвящается» (Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)

Педагогический проект «Чистополю посвящается» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом / Составители – воспитатели первой квалификационной категории Ананьева  С.И., ...

Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную де...

Проект «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»,

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек....

Ознакомление с родным городом как условие патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В статье "Ознакомление с родным городом как условие патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста" раскрывается необходимость и важность работы по патриотическому воспитанию...

ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ ГОРОДОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Любимый город мой, Осинники – ты часть России»

Данный проект адресован работникам  дошкольных образовательных учреждений с целью   патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста,  формирования у детей любви к Ро...

Мастер-класс "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Предложенные в публикации приемы по знакомству детей с родным городом, помогут педагогам в деле патриотического воспитания, успех которого будет достигнут только тогда, когда сам педагог будет знать и...