Мастер-класс "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
материал

Хисамиева Альфия Фаварисовна

Предложенные в публикации приемы по знакомству детей с родным городом, помогут педагогам в деле патриотического воспитания, успех которого будет достигнут только тогда, когда сам педагог будет знать и любить историю своей страны, своего города. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

              Ознакомление с родным городом

      как средство патриотического воспитания

          детей старшего дошкольного возраста

   

Цель: познакомить педагогов с реализацией темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным городом в образовательном процессе детского сада. 

Задачи: 

  1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике методов и приѐмов патриотического воспитания детей посредством ознакомления с родным городом. 
  2. Вызвать у участников интерес к демонстрируемым приёмам. 
  3. Развивать творческую активность педагогов. 

План.

  1. Актуальность темы.
  2. Практикум «Освоение алгоритма по реализации содержания патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным городом».
  3. Игровой тренинг.

Оборудование:  карточки с зашифрованными пословицами, простые карандаши – 8 шт., ваза, 10 цветов. 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ  Уважаемые коллеги!

Хотя я и не являюсь коренным жителем Октябрьского, но увлеклась изуче-нием истории этого города. Полученные знания, пытаюсь передать своим воспитанникам. Предлагаю вашему вниманию  мастер-класс на тему: «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста». 

Но для начала вспомним определения слов, которые нам сегодня понадобятся. Что такое патриотизм? (Ответы присутствующих.) 

ПАТРИОТИЗМ – ЭТО

Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. 

                                                       С.И.Ожегов. Словарь русского языка

Патриот – человек, любящий своё Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и свершающий подвиги во имя интересов своей Родины.

 

Что такое Родина для вас? Какой мысленный образ возникает у вас при произнесении этого слова? (Ответы.)

У каждого из вас свой образ Родины.

В настоящее время стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на формирование у дошкольников «первичных представлений   о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках». Таким образом, от педагогов требуется глубокая работа по воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека. 

Как показывает практика дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае. 

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что работа по нравственно – патриотическому воспитанию детей является актуальной задачей нашего дошкольного образовательного учреждения.

 Сегодня я предлагаю вам познакомиться с  методами и приёмами, которые могут применяться для знакомства дошкольников с родным городом.

Для участия в мастер-классе приглашаю желающих педагогов.

Наш город просто невозможно не любить: ведь он древний и современный,  растущий и развивающийся. А когда сам любишь свой город, хочется, чтобы его любили все, кто в нем живет, в том числе и подрастающее поколение – наши дети!

Я предлагаю вам, используя «Разноцветный алфавит» разгадать зашифрованные пословицы о Родине. В этой игре буквы алфавита представлены эталонами цветных форм – квадрат, треугольник, овал, ромб, цветок, звезда, плюс, прямоугольник.  Например: буква А – красный квадрат, М – желтый кружок и т.д.

      Я уверена, что вы без труда расшифруете спрятанные пословицы, приступайте!

       Задания такого характера используются с детьми старшего дошкольного возраста и помогают детям овладеть мыслительными операциями, действиями, важными в плане общего интеллектуального развития. Пользуясь шифром, дети декодируют название города, в котором они живут, название улиц, животных и растений родного края. Кроме того, разгадывание зашифрованных слов способствует эффективному усвоению знаний о родном крае. На начальном этапе такие задания вызывают определенную трудность: у детей ещё недостаточно сформировано умение сравнивать, классифицировать, рассуждать и здесь нужно помнить о том, что мыслительные умения, как и всякие другие, вырабатываются в процессе многократных упражнений. 

– Какие пословицы у вас получились? Озвучьте их.

  • Родина любимая, что мать родимая.
  • Жить – Родине служить.

Из этих пословиц видно, как русский человек любит свою Родину. 

Но в большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок: деревня, улица, дом, где он родился. Это малая Родина. 

За последние годы наш город вырос. В нем много домов. 

– Для чего нужны дома?

 (Да, дом это жилище, которое защищает нас в непогоду от жары и холода, ветра, дождя и снега.) 

– А в нашем городе дома какие?

 (Высокие, низкие, деревянные, кирпичные,  панельные, многоэтажные, новые, старые, красивые.)
– Но первые дома в городе были построены с использованием дерева. Скажите, строить дома из дерева это хорошо или плохо? 

Хорошо: они полезны для здоровья человека, в них приятно жить, дерево хорошо сохраняет тепло.
– А я говорю, что строить дома из дерева это плохо.

 Почему? Дерево быстро горит, возможны пожары, быстро вырубаются леса, т.к. нужно много материала, можно поселить мало людей.

В нашем городе на сегодняшний день проживают много  горожан, поэтому нужны многоэтажные дома. Строить такие дома хорошо. Почему? Они быстро строятся, можно заселить много людей, занимают малую площадь.
А я говорю, что строить такие дома плохо, почему? Большой шум, плохие соседи, небезопасно.

Предложенная словесная игра «Хорошо – Плохо» является элементом системы ТРИЗ. Дети, играя по системе ТРИЗ, не только закрепляют знания о родном городе, но и видят мир во всем его многообразии, многогранности. ТРИЗ учит дошкольников находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится им и в школе, и во взрослой жизни.

Использование приема ЭМПАТИИ, при котором ребенок, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания, дает возможность проникнуть детям во внутренний мир предметов, вещей, учит детей беречь общественное, воспитывает элементы гражданственности и правила поведения в общественных местах. 

Вы сорванный цветок, что Вы чувствуете?
        Вы затоптанный газон, о чем Вы мечтаете? 

Вы чистый тротуар, о чем Вы думаете?

Вы красивое здание, что Вы чувствуете?

Принимая на себя роль того или иного предмета, ребенок учится постигать добро и зло, сопереживать. Этот прием является своеобразным тренингом эмоций, творческого воображения образного мышления и развития речи ребенка. А также помогает воспитывать у дошкольников бережное отношение к тому, что создано в нашем городе человеком и природой.

Использовать  в практике работы пальчиковую гимнастику, которую сейчас и продемонстрирую, повторяйте за мной:
                  Люблю по городу гулять,

Люблю смотреть, люблю считать.

Красивый фонтан – это раз, 

Площадь Ленина – это два,

Улица Советская – это три,

Широкая, светлая – посмотри.

А четыре – я живу в квартире.

Пять – гуляю в парке я опять.

Шесть – на  гору я  схожу

И на волны Ика  погляжу.

Семь – спортивный комплекс,

Новый и красивый он.

Восемь – Церковь и мечеть

Девять – повстречался мне

Памятник большой войне.

Я тихонько постою и цветочки положу!

Десять – милый детский сад,

Где ребятам каждый рад.

Город я свой очень люблю,

Его охраняю и берегу!

Использование пальчиковой гимнастики способствует не только развитию мелкой моторики, но и стимулирует зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь.  

Каждый момент ознакомления детей с родным городом пронизан созданием проблемных ситуаций. Задачи приобщения детей к жизни города, культуре, истории, природе наиболее эффективно могут быть решены в процессе стимулирования умственной активности ребенка. Для решения ситуаций используются проблемные задания с обязательным участием догадок, предположений, вопросов. 

Что бы было, если бы на домах не было номеров?
        Что бы было, если бы улицы города не убирались?
        Что бы было, если бы в нашем городе не было деревьев?

Следует помнить, что проблематизация – это не только расширение знаний о родном городе, но и важнейшее условие поддержания высокого уровня умственной активности дошкольников.

 

Одним из важных моментов в работе по данному направлению является символизация, в процессе которой детям предоставляется возможность эмоционально выразить свое отношение к полученной ранее информации о родном городе. 

Вот сейчас я предлагаю вам подарить нашему городу «Букет красивых пожеланий». Какой же букет без цветов? Ставя свой цветок в вазу, вы скажете свое пожелание, например: «Город Октябрьский, я желаю тебе…» (процветания, благоустройства, добрых и заботливых горожан, чистого воздуха, солнечных дней, смеха детей, культурного роста, спортивных достижений и т.п.).

Получился прекрасный букет!

Много городов у нас красивых,

Их названий и не перечесть.

Только всех милее мне в России

Октябрьский – спасибо, что ты есть.

                                 А.Смоляков. Лебедянь- спасибо, что ты есть…

– Я надеюсь, что предложенные мной приемы по знакомству детей с родным городом, помогут вам в деле патриотического воспитания, успех которого будет достигнут только тогда, когда сам педагог будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своем городе, его архитектуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой Родины.

Рефлексия. Методика «Неоконченное предложение».

В заключение своего мастер-класса, я предлагаю вам, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана, высказаться одним предложением, по поводу прослушанного. 

  • Сегодня я узнала, что…
  • Было интересно…
  • Я выполняла задания…
  • Я поняла, что …
  • Я приобрела…
  • У меня получилось…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...

Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Обобщение опыта по теме:   « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста»....

Педагогический проект «Чистополю посвящается» (Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)

Педагогический проект «Чистополю посвящается» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом / Составители – воспитатели первой квалификационной категории Ананьева  С.И., ...

« ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ СЕЛОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

«Я узнал, что у меняЕсть огромная родня:И тропинка, и лесок,В поле - каждый колосок,Речка, небо надо мною-Это все мое, родное!»В. ОрловАктуальность проектаВ проекте национальной доктрины образования Р...

Изучение языка и культуры родного края как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

опыт работы по изучению родного языка в старшей и подготовительной группе детского сада...

Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную де...