конспект "Живая вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Пылаева Наталья Васильевна

круговорот воды в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zhivaya_voda_podg.gr_.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект:

ООД  с использованием информационно-коммуникационных технологий

и интерактивного оборудования

в подготовительной к школе  группе «Розочка»

составитель Пылаева. Н.В.

«Живая вода»

Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега. Дать детям представление, что вода живая. Сформировать знания детей об оптических свойствах воды (преломление).

Задачи:

Физическое развитие: удовлетворение потребности в движении, в общении, снятие напряжения, развитие внимания.

Художественно-эстетическое развитие: учить различать звуки  природы, закреплять песенно-двигательные навыки, доставить детям удовольствие от совместной игры с пением.

Познавательное развитие: развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опыта по схеме. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Речевое развитие: закрепить умение детей делать выводы по итогам экспериментирования.

Социально-личностное развитие: воспитывать организованность, коллективизм, дружеские отношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной работы.

Оборудование: мультимедийная установка, стаканы и ложки на каждого ребенка, схема опыта, кружки с питьевой водой.

     Словарная работа: круговорот, кристалл воды, преломление, катастрофа, засуха.

    Игровые технологии: подвижные и хороводные игры.

    Предварительная работа: беседа с детьми на темы: «Где живет вода?», «Кому нужна вода?», «Как нужно беречь воду?». Рассматривание иллюстраций по теме «Вода». Чтение рассказов, стихов, сказок по данной теме.

Ход занятия:

В: загадывает загадку.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять». (Ответы детей)

В: Догадались, о чем пойдет у нас сегодня разговор? (Ответы детей)

Мы с вами поговорим о живой волшебнице-воде, да! Да!  именно волшебнице, и именно живой!

Посмотрите, у меня на столе глобус, это макет нашей планеты Земля.

В какие цвета окрашен глобус? Какого цвета земля и горы? А вода? (Ответы детей)

А если я его сильно раскручу, какого цвета стала наша планета? (Воспитатель с силой прокручивает глобус.) (Ответы детей)

А теперь посмотрите на экран. Так выглядит наша планета Земля из космоса. (Воспитатель показывает фотоснимки планеты из космоса.)

В: На снимке видно, что нашу планету недаром зовут голубой путешественницей космоса. Вот как много воды у нас на  земле!

Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле? (Ответы детей)

Звучит музыка как гремит гром и льется дождь.


Хороводная игра «Дождик»

При помощи считалки выбирают «Дождика». Он надевает накидку и берет в руки венчики. Дети сидят на корточках по кругу – это «тучка». «Дождик» ходит внутри круга рядом с детьми, встряхивая в их сторону венчиками, и поет свою песенку:

– Кап-кап, кап-кап, буду долго капать так.

Если только захочу, всех ребят я намочу.

«Дождик» проходит в центр круга. Дети встают, берутся за руки и поют:

– Дождик нас пугаешь зря, Дети двигаются по кругу хороводным шагом.

Не боимся мы тебя.

Капай, сколько хочешь, Сужают круг, подходя к «Дождику».

Нас ты не намочишьРасходятся, расширяя круг.

Под любую весёлую музыку дети бегают врассыпную, «Дождик» пытается их «намочить», дотрагиваясь венчиками. По окончании музыки все останавливаются, и дети, до которых дотронулся «Дождик», поднимают вверх руку. Вместе считают количество «промокших под дождём».

В. А из чего же состоит дождь? (ответы детей).

В. Вы правильно друзья мои ответили, дождь состоит из капелек. Вся вода состоит из капелек. Их очень-очень много в реке, океане.

В. Давайте представим, что вся вода исчезла на земле,  что произойдет?

(Ответы детей)

   В. Но, друзья мои, природа обо всем позаботилась, она сделала так, что вода, нашей планете ни когда не исчезнет, благодаря круговороту воды в природе. Круговорот воды – это очень важный природный процесс, благодаря которому возможна жизнь на нашей планете. Окружающую среду невозможно представить без воды. Чтобы не чувствовалось недостатка чистых водных ресурсов на Земле, постоянно происходит превращение и круговорот воды в природе. Что же это такое?  Правда, ли это необходимо для жизни?

Опыт 1 «Круговорот воды»

Для этого вскипятим воду в электрическом чайнике (воспитатель включает чайник, дети наблюдают за ним, находясь на безопасном расстоянии).

Посмотрите, что выходит из носика чайника, когда закипела вода? (ответы детей)

Откуда же пар появился в чайнике? Мы же наливали воду? (ответы детей).

Вывод: Вода при нагревании превратилась в пар.

Воспитатель подносит к струе пара холодное блюдце. Под блюдце ставит ложечку. Подержав некоторое время над паром, чайник выключают.

В: Что же мы видим сейчас? Перед опытом  блюдце было чистым и сухим. Откуда появились капельки воды на нем? (ответы детей)

Вывод: Когда пар попал на холодное блюдце, он опять превратился в воду, а капельки воды упали в ложку.

Вот так происходит и в природе. (показ слайдов)

(При показе слайдов воспитатель рассказывает сказку.)

Путешествие капельки.

Жила в пруду капелька воды. Было у нее много подружек. Они жили весело, очень любили играть с солнечными зайчиками. Капелька видела в небе белые облака. Она мечтала оказаться на одном из них.
Однажды солнышко спряталось за тучу, и в пруду появились гости – дождевые капельки. Они рассказали капельке о том, как хорошо плыть на тучке. И она стала просить у солнышка протянуть ей лучик, чтобы оказаться на небе.
Солнышко услышало ее, и вот наша капелька на облачке! Она плыла по небу и видела всю землю: поля, леса, города и реки. Все было очень красиво!
Но вскоре ей захотелось домой. Когда дождевые капельки собрались на землю, она полетела с ними. Капелька попала в ручеек, который вливался в ее дом.
Оказавшись в своем пруду, она рассказала о своем путешествии подружкам. Им тоже очень захотелось побывать на небе. И в следующий раз они отправились в путешествие все вместе.

В: Какая же вода у нас волшебница! Ног нет, а путешествует по миру, как живая!

Подвижная игра «Капелька, ручеек и речка»

 В: Мы с вами знаем: у воды нет ни рук, ни ног. Как вы думаете, может вода изогнуть, например, ложку? (Ответы детей).

Опыт 2«Кто сломал мою ложку»

Давайте проверим. Для этого подойдем к столам, на столах лежат схемы проведения нашего опыта. Посмотрите на схему внимательно. А теперь расскажем по очереди, как вы будете проводить опыт. (Ответы детей)

(в стакан наполненный водой, дети опускают ложку и смотрят  на нее сбоку через стекло стакана, дети проводят опыт самостоятельно).

В: Что произошло с вашей ложкой? (Ответы детей)

Вывод: свет проходит через воду и искривляет (преломляет) предметы, которые в ней находятся.

Вот какая хитрая вода, рук нет, а ложку искривила.

В:Вы мне поверите, если я вам скажу: вода слышит? (Ответы детей).

Я тоже не верила. Но, оказывается, ученые проводили опыты с замерзшей водой и выяснили: вода нас слышит. Мы с вами не сможем провести такие опыты, для этого нужны большие аппараты, специальные машины, и много времени. Но что они увидели через микроскопы, я вам сейчас покажу. Ученые говорили добрые, хорошие слова воде, включали хорошую музыку, потом воду замораживали и рассматривали кристаллики воды через большой микроскоп. Вот что они увидели (показ слайдов ).

Затем воде дали послушать музыку с мобильного телефона, сказали нехорошее слово, снова заморозили воду. Посмотрите на экран, кристаллики воды стали уродливыми. (показ слайдов ).

Потом сказали слово «спасибо». Посмотрите, какой прекрасный получился кристалл. (показ слайдов).

Вот и получается, что наша живая вода способна слышать и слушать. Значит, она живая.

А все живое требует к себе бережного отношения. Давайте вспомним несколько основных правил, как мы должны беречь воду?(ответы детей)

А сейчас посмотрите на экран. Чтобы закрепить наши знания, давайте попробуем отгадать с вами кроссворд.

Кроссворд.

1. Что искривило нашу ложку? (вода)

2. Из чего состоит вода? (капелька).

3. Во что превращается вода, когда ее нагревают (пар).

4. Во что превращается вода, когда замерзает (снег).

5. Какое слово делает кристаллы воды красивыми? (доброе)

В:Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. На столе кружки с питьевой водой. Давайте с вами скажем воде добрые слова. Пожелайте ей любви, добра и здоровья. (Дети «разговаривают» с водой). А теперь давайте ее выпьем, а она с нами в ответ поделится своей любовью, здоровьем, добром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области "Познание" для детей подготовительной группы "Живая вода"

В конспекте представленного занятия сформулированы педагогические задачи по ознакомлению детей с природным миром, в соответствии с требованиями и рекомендациями программы «Детство». Любознательность, ...

Конспект на тему « Живая вода».

Через непосредственно образовательную деятельность продолжать формирование у детей представление о свойствах воды и ее значении для всего живого....

конспект занятия "Живая вода"

В ходе непосредственно образовательной деятельности, дети знакомятся с круговоротом воды в природе. Развивается познавательная активность детей в процессе выполнения опыта по схеме. Закрепляется умени...

Конспект занятия "Живая вода"

Познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного.Уточнить и закрепить знания детей о круговороте...

Конспект НОД "Путешествие за живой водой"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие", раздел Формирование элементарных математических представлений....

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Живая вода»

Человек ни дня не может прожить без воды. А какая же бывает вода? Я предлагаю конспект на эту тему....