Конспект НОД по природному окружению "Кто главный в лесу? Живые цепочки".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Маренкова Наталия Викторовна

Помогает детям разобраться в живых цепочках леса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_deyatelnost.docx15.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Кто главный в лесу? Живые цепочки.»

 Цель: уточнить представление детей о лесе, его растениях и обитателях; формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей лесного сообщества; формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, - их пищевой зависимости друг от друга, учить составлять экологические цепочки, аргументировать свои ответы, закрепить понятие хищники и  травоядные, уточнить представление о приспособленности хищников к добыванию пищи; воспитывать познавательный интерес, бережное  отношение к природе.

Задачи: учить детей составлять живые цепочки. Вспомнить с детьми название животных, растений; развивать логическое мышление, связную речь, память; воспитывать любовь к природе, животным и растениям.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением леса, животных леса; чтение сказки В. Бианки «Сова»; игра по сказки; чтение произведений Е. Чарушина «Заяц», «Лиса»,  «Волк»; изготовление полосок для экологических цепочек, написание совместно с детьми письма – приглашения серому волку.

Материал: фланелеграф, контурные изображения лесных цепей питания, картина «Зимняя подкормка диких животных», «Лесник спасает зайцев»; полоски различной длины для составления экологических цепочек, стрелочки, конверт с письмом.

Словарная работы: лесные цепи, равновесие, питание, гомон.

                                  Ход работы.

Рассказ воспитателя

- Каких животных называют хищными, каких – травоядными и почему? (Хищники – это животные, у которых острые зубы, хорошее чутьё, острое зрение, чуткие уши. Всё это помогает им охотиться на других животных. Травоядные – это животные, которые поедают растительную пищу.)

      Рассказ воспитателя о живых цепочках в лесу, о пищевой зависимости обитателей леса: «В природе всё между собой взаимосвязано, и существует подвижное равновесие между численностью животных и растений. На земле растет много травы, кустарников и деревьев. Этой растительностью питаются травоядные животные, например, зайцы, а ими в свою очередь питаются хищники - волки». В процессе рассказа на фланелеграфе выкладывается пищевая цепочка : трава – зайцы – волки. Сначала кладётся самая длинная полоска – трава, далее более короткая – зайцы, наконец, самая короткая – волки.

Вопрос после рассказа

- Почему длинная полоска постепенно уменьшается? Кто ест траву? (зайцы.)

- Много или мало травы съедает каждый заяц? (Много.)

- Чего должно быть больше? (Травы ложно быть больше, чем зайцев)

- А чем питается волк (Ловит зайцев.)

- Что бы стать сильным и сытым, сколько зайцев должен съесть волк? (Много.)

-Кого должно быть меньше, волков или зайцев? (Конечно, волков, чтобы им хватило зайцев на обед.)

Подводится итог: чтобы всем хватило еды, травы должно быть больше, чем зайцев, а зайцев – больше, чем волков.

Игра «Живая цепочка»

Две подгруппы детей самостоятельно строят «живую цепочку». Обсуждение с детьми построенной цепочки.

Письмо из леса

«Здравствуйте, дорогие друзья!

Пишут вам самые умные волки в нашем лесу – остальные писать не умеют. Мы были рады получить весточку от человека, ведь люди так редко хорошо относятся к нам.

Однажды  охотник потерялся в нашем лесу коробок спичек, на котором был нарисован красивый волк, совсем как вожак нашей стаи. Мы обрадовались, а потом узнали, что под картинкой написано: «Уничтожайте волков!» Ну как после этого доверять людям? Правда, последнее время многие из вас, что и мы, волки, нужны в природе. Случилось так , что в одном лесу всех волков извели, и тогда зайцев развелось видимо- невидимо. Они всю траву съели, за деревья принялись, кору обглодали. Лес погибать стал, зайцы, болеют, умирают. В общем, всем плохо стало. Опомнились люди, привезли новых волков в лес, и всё со временем наладилось. Ведь у каждого в природе своя роль, и мы, хищные звери, тоже нужны.

От всей волчьей души благодарим за ваше послание.

Волки».

- Что случилось, когда в лесу не стало волков? (Зайцев развелось видимо – невидимо. Они съели всю траву, обглодали кору с деревьев. Лес  стал погибать, а зайцы болеть).

- Почему люди вернули волков в лес? (Чтобы уменьшить количество зайцев.)

-  Что измениться с уменьшением зайцев? (Лес возродиться, восстановиться количество травы.)

- Почему волки нужны в природе? (У каждого в природе своя роль, и хищные звери тоже нужны. )

Рисование (по выбору)

  1. Необычное дерево, состоящее из геометрических фигур; Дать ему название;
  2. Необычное животное, которое никто не видел; Дать ему имя, описать повадки.

Итог занятия

Всё в природе взаимосвязано, у каждого животного и растения своя роль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Взаимодействие природных явлений и животного мира в осенний период» в старшей группе, образовательная область "Познавательное развитие" - природный мир "

Формирование начал экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста   посредством познания, опытнической деятельности, художественно – эстетического развития, эмоциональ...

Конспект занятия по природному миру «Живая и неживая природа»

Программное содержание:Образовательная задача: дать первоначальное понятие о том, что человек – мать природы и его здоровье зависит от отношения к ней;Развивающая задача: сформировать умение обнаружив...

Конспект НОД для средне группы по образовательной области «Познавательное развитие» (природное окружение). Наблюдение за объектом живой природы. Тема: «Наблюдение за котёнком».

МБДОУ детский сад №34 Краснодарский крайст. Ленинградская Конспект НОД для  средне группыпо образовательной области «Познавательное развитие» (природное окружение). Наблюдение за объек...

Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе «Цепочки питания»

Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе «Цепочки питания»1. Формировать представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, о том, как создаются в п...

Конспект занятия по экологии №18 в подготовительной группе «Пищевые цепочки в лесу»

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Пищевые цепочки в лесу»...

Конспект НООД по природному миру "Живая и неживая природа"

Конспект НООД по природному миру с использованием развивающих (дидактических) материалов и ИКТ оборудования по теме: "Живая и неживая природа"...