НОД по теме: «Кто главный в лесу? Живые цепочки.»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель:уточнить представление детей о лесе, его растениях и обитателях; формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей лесного сообщества; формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, - их пищевой зависимости друг от друга.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД познавательному развитию для детей 4-6 лет.
Тема: «Кто главный в лесу? Живые цепочки.»
Цель:уточнить представление детей о лесе, его растениях и обитателях; формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей лесного сообщества; формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, - их пищевой зависимости друг от друга, учить составлять экологические цепочки, аргументировать свои ответы, закрепить понятие хищники и травоядные, уточнить представление о приспособленности хищников к добыванию пищи; воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.
Задачи: учить детей составлять живые цепочки. Вспомнить с детьми название животных, растений; развивать логическое мышление, связную речь, память; воспитывать любовь к природе, животным и растениям.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением леса, животных леса; чтение сказки В. Бианки «Сова»; игра по сказки; чтение произведений Е. Чарушина «Заяц», «Лиса», «Волк»; изготовление полосок для экологических цепочек, написание совместно с детьми письма – приглашения серому волку.
Материал: фланелеграф, контурные изображения лесных цепей питания, картина «Зимняя подкормка диких животных», «Лесник спасает зайцев»; полоски различной длины для составления экологических цепочек, стрелочки, конверт с письмом.
Словарная работы: лесные цепи, равновесие, питание, гомон.
Ход работы.
Рассказ воспитателя
- Каких животных называют хищными, каких – травоядными и почему?(Хищники – это животные, у которых острые зубы, хорошее чутьё, острое зрение, чуткие уши. Всё это помогает им охотиться на других животных. Травоядные – это животные, которые поедают растительную пищу.)
Рассказ воспитателя о живых цепочках в лесу, о пищевой зависимости обитателей леса: «В природе всё между собой взаимосвязано, и существует подвижное равновесие между численностью животных и растений. На земле растет много травы, кустарников и деревьев. Этой растительностью питаются травоядные животные, например, зайцы, а ими в свою очередь питаются хищники - волки». В процессе рассказа на фланелеграфе выкладывается пищевая цепочка : трава – зайцы – волки. Сначала кладётся самая длинная полоска – трава, далее более короткая – зайцы, наконец, самая короткая – волки.
Вопрос после рассказа
- Почему длинная полоска постепенно уменьшается? Кто ест траву? (зайцы.)
- Много или мало травы съедает каждый заяц? (Много.)
- Чего должно быть больше? (Травы ложно быть больше, чем зайцев)
- А чем питается волк (Ловит зайцев.)
- Что бы стать сильным и сытым, сколько зайцев должен съесть волк?(Много.)
-Кого должно быть меньше, волков или зайцев?(Конечно, волков, чтобы им хватило зайцев на обед.)
Подводится итог: чтобы всем хватило еды, травы должно быть больше, чем зайцев, а зайцев – больше, чем волков.
Игра «Живая цепочка»
Две подгруппы детей самостоятельно строят «живую цепочку». Обсуждение с детьми построенной цепочки.
Письмо из леса
«Здравствуйте, дорогие друзья!
Пишут вам самые умные волки в нашем лесу – остальные писать не умеют. Мы были рады получить весточку от человека, ведь люди так редко хорошо относятся к нам.
Однажды охотник потерялся в нашем лесу коробок спичек, на котором был нарисован красивый волк, совсем как вожак нашей стаи. Мы обрадовались, а потом узнали, что под картинкой написано: «Уничтожайте волков!»Ну как после этого доверять людям? Правда, последнее время многие из вас, что и мы, волки, нужны в природе. Случилось так , что в одном лесу всех волков извели, и тогда зайцев развелось видимо- невидимо. Они всю траву съели, за деревья принялись, кору обглодали. Лес погибать стал, зайцы, болеют, умирают. В общем, всем плохо стало. Опомнились люди, привезли новых волков в лес, и всё со временем наладилось. Ведь у каждого в природе своя роль, и мы, хищные звери, тоже нужны.
От всей волчьей души благодарим за ваше послание.
Волки».
- Что случилось, когда в лесу не стало волков?(Зайцев развелось видимо – невидимо. Они съели всю траву, обглодали кору с деревьев. Лес стал погибать, а зайцы болеть).
- Почему люди вернули волков в лес? (Чтобы уменьшить количество зайцев.)
- Что измениться с уменьшением зайцев?(Лес возродиться, восстановиться количество травы.)
- Почему волки нужны в природе? (У каждого в природе своя роль, и хищные звери тоже нужны. )
Рисование (по выбору)
- Необычное дерево, состоящее из геометрических фигур; Дать ему название;
- Необычное животное, которое никто не видел; Дать ему имя, описать повадки.
Итог занятия
Всё в природе взаимосвязано, у каждого животного и растения своя роль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Родители - главные помощники логопеда!"
Консультация предназначена для родителей дошкольников с нарушениями речи....

Конспект организованной образовательной деятельности(занятия) по социально-личностному направлению с использованием мультимедиа презентации Тема: «Мама – главный человек»
Конспект организованной образовательной деятельности(занятия) по социально-личностному направлению с использованием мультимедиа презентацииТема: «Мама – главный человек»...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: «Здоровье — главная ценность человеческой жизни». Непосредственно- образовательная область :«Здоровье».
Интеграция: «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация»....

Конспект совместной деятельности в старшей группе познавательно-игрового характера Тема: "Здоровье - главная ценность человеческой жизни"
Конспект совместной деятельности в старшей группе познавательно-игрового характера...

Конспект НОД по природному окружению "Кто главный в лесу? Живые цепочки".
Помогает детям разобраться в живых цепочках леса....

Конспект занятий в подготовительной группе Тема: Беседа «Что такое природа? Живая и не живая природа».
Программные задачи: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком объекты живой природы – от объектов неживой природы.Сформировать у ребенка представления о нера...

