Конспект занятия «Взаимодействие природных явлений и животного мира в осенний период» в старшей группе, образовательная область "Познавательное развитие" - природный мир "
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Наталья Геннадьевна Воронова

 

Формирование начал экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста   посредством познания, опытнической деятельности, художественно – эстетического развития, эмоционального восприятия музыки, обогащения словарного запаса детей, двигательной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_prirodnyh_yavleniy_i_zhivotnogo_mira.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие природных явлений и животного мира в осенний период»  Старшая группа

Образовательная область «Познавательное развитие»: природный мир.

Цель: Формирование начал экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста   посредством познания, опытнической деятельности, художественно – эстетического развития, эмоционального восприятия музыки, обогащения словарного запаса детей, двигательной деятельности детей.

Задачи:
Образовательные:

Дать детям представление о взаимосвязях природных явлений и животного мира.

Закрепить представления детей об осени как времени года, ее признаках.

Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме.

Развивающие:

Развивать внимание, память.

Улучшать общую моторику и координацию движений.

Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы,

развивать коммуникативные навыки.

Речевые:

Отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений.

Активизировать словарь: рябинник, хмурень, листопадник, листопад, грязник.

Обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Воспитательные:

Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.

Воспитывать чувство любви к родной природе.

Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: животным.

Дидактический материал: Слайды, иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей,  изменений в животном мире; предметные картинки животных, мяч, костюм осени, презентация – гимнастика для глаз «Осенние минутки», письмо, изображения зайцев, белок,  осеннего и зимнего леса.

Предварительная работа:

Наблюдения в природе. Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень».  Дидактические игры. Разучивание песен, танцев, хороводов на осеннюю тему.

Ход занятия.

Воспитатель:   

Мы построим с вами круг,

слева друг и справа  друг,

ни куда не выходи ты из круга доброты.  

Давайте пожелаем друг другу «Доброе утро»

Давайте пожелаем нашим  гостям добра (Доброе утро)

Воспитатель – Осень (в накидке):  

Здравствуйте дети!

Очень в гости к вам спешила
И котомку прихватила.
А в котомке той, ребятки,
Игры, шутки и загадки.                

Вот вам первая загадка:    

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек.
Так  кто же Я, ребята …..(осень)    

Я – Осень, зашла к вам в гости.

У каждого времени года есть три сына:
- Что это за сыновья?  (месяцы)

- А как зовут моих сыновей, сыновей Осени?  (сентябрь, октябрь, ноябрь)


Ребята, в старину осенние месяцы назывались совсем по-другому:

Сентябрь - рябинник, хмурень, листопадник.  

- Как вы думаете, почему сентябрь называли рябинником? (показ слайдов)    

( в сентябре, с наступлением мороза, поспевает рябина)

- А почему сентябрь хмурень? (Начинает портиться погода, начинаются дожди. Солнце светит, но не греет, быстро темнеет. Солнышко все реже и реже выглядывает из - за туч. солнца почти не бывает,  небо покрыто темными тучами, чаще хмурится,) 

- А листопадник? (Листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают, начинается листопад. Листья горят на солнышке, а затем опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром) 

Представьте, что вы не дети, а осенние листья. Подойдите ко мне ближе, все вместе мы большое красивое осеннее дерево. Подул легкий ветерок, листики зашелестели, заулыбались, им весело шелестеть друг с другом. И вдруг подул сильный ветер, листики стали отрываться от веток и лететь (дети имитируют движение). Они летят легко, красиво, ветерок играет с ними, листики кружатся, веселятся, танцуют свой последний осенний танец, и вдруг они касаются земли и тихо-тихо ложатся на землю.

Вам понравилось быть листиками?

Второй месяц осени октябрь в народном календаре называли  листобой, мокрохвост, грязник. (показ слайда)    

- Как вы думаете, почему?     

Дети: Часто идет холодный дождь. (Мокрохвост)

Дети: От дождя на улицах грязно. (Грязник)

 А ноябрь называли  - подзимник, ворота зимы. (Показ слайдов)    

- Почему ноябрь – «подзимник»? (После ноября начинается зима, последний месяц перед зимой, ворота зимы). 

Воспитатель – Осень:

Видите, что я  бываю разной: ранняя осень – веселая, радостная,  поздняя  - грустная и печальная. Осень приносит нам разное настроение, то грустное, то весёлое. Многие композиторы писали музыкальные произведения об осени. Послушайте отрывки из произведения «Времена года» П.И.Чайковского.

Какая здесь осень?

Дети: пасмурная,  дождливая, грустная, печальная, скучная, тоскливая, унылая, хмурая холодная.

Покажите, какое у вас настроение. (Эмоция грусти)

А вот другая мелодия. Какая здесь осень?

Дети: Веселая, радостная, золотая,  солнечная, светлая, разноцветная, яркая.
Вот и наше настроение изменилось. Мы стали улыбаться, нам стало весело. Покажите, какое у вас настроение. (Эмоция радости)

Воспитатель – Осень: Я хочу поиграть с вами. 

У меня разноцветный мяч:

мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель – Осень:

Ребята скажите, какой я бываю:

Когда идет дождь - дождливая.

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно – ясная

Когда дует ветер – ветреная.

Давай подуем как ветер. Сначала тихо "У-у-у-у-у-у", потом посильнее "У-у-у-у-у-у", а сейчас подует сильный ветер "У-у-у-у-у-у".

(Сделать вдох, на выдохе длительно произносить с усилением голоса: "У-у-у-у-у-у", подражая завыванию ветра).

Воспитатель: Ребята смотрите, что это?

Дети: письмо.

Воспитатель: Ветер принес нам письмо. Давайте посмотрим от кого?

Детский сад № 9 детям старшей группы «Непоседы».

Обратный адрес: Лесная поляна.

«Здравствуйте дети! На лесной поляне  состоялось собрание зверей. Мы хотели принять решение: пора ли нам готовится к зиме?

Получилось так, что одни считает, что пора, а другие  говорят что рано. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Только мы просим, представьте убедительные доказательства.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. А как вы думаете,  мы сможем помочь зверям? (Да).

А какие звери были на лесной поляне,  мы узнаем, если отгадаем загадки.

(Дети достают из конверта по одному осеннему листочку с  загадкой,  зачитывают её, осень выставляет на доску картинку с животным)

  1. Страшный, серый и свирепый
    Он на всех наводит шок.
    Все зверушки разбежались.
    Испугал зверушек
    (Волк)  
  2. Кто с высоких толстых сосен

В ребятишек шишку бросил

И в кусты через пенек

 Промелькнул, как огонек? (Белка) 

  1. Кто в лесу глухом живет,
    Неуклюжий, косолапый,
    Летом ест малину, мед,
    А зимой сосет он лапу… (
    Медведь) 
  2. Мчится без оглядки, Лишь сверкают пятки.
    Мчится что есть духу,
    Хвост короче уха.
    Живо угадай-ка,
    Кто же это? – (заяц)
     

Осень: Какие эти животные?

Дети: Это дикие животные.

Осень: А почему их  называют дикими?

Дети: Они живут в лесу, сами находят себе еду.

Осень: осенью становится холоднее. А что же животные? Как они готовятся к тому, что скоро все будет усыпано снегом? Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы.

Осень: Ребята, а как готовится к зиме белка?

Дети: белка собирает шишки, орехи, желуди и прячет их в дупло, меняет шубку с летней на зимнюю.

Осень: У каждой белочки по всему лесу много таких "кладовочек". Белочка очень трудолюбива. Белка готовится к зиме, не только делая припасы. Не забывает она и поменять летнюю шубу на зимнюю. Зимняя шуба у белки сероватая, и гораздо теплее, чем летняя.

Осень: - Давайте проверим. У меня есть картинки с изображением белки в серой и рыжей шубках и осеннего леса. Поместим белочек на деревья и посмотрим, какая из них заметнее? (Рыжая)

Осень: -  Вот поэтому белка и меняет шубку, чтобы ей было легче прятаться зимой, когда все деревья стоят голые. Деревья зимой голые, серые, и серая шубка белки незаметна на фоне деревьев, когда она прячется от врагов.

Осень:  А как медведь готовится?

Ответы детей: Медведи все лето набирают жир: едят траву, ягоды, мед. Ложатся в берлогу и спят всю зиму.

Осень:   Хорошо живется медведям, летом и осенью. Лес щедро угощает грибами и ягодами. Попадаются мелкие зверушки и муравьи. В дупле можно найти мед диких пчел, собрать сочные корешки растений. Успевают медведи накопить жиру за лето. А как же иначе, ведь зима впереди, а жировой запас на всю зиму. 

Осень:  А волк готовится к зиме?

Ответы детей - Волк тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы.

Осень:  Волки живут зимой семьями – это волчья стая. Днем они спят, а ночью охотятся. Есть такое выражение: «Волки ноги кормят». Действительно, в поисках пищи он пробегает много километров. У волка широкие, сильные лапы.

Осень:  Ребята, а вы знаете, как готовится к зиме заяц?

Ответы детей:   у зайца серенькая шубка становится белой, чтобы на снегу не было его видно, питается молодыми веточками, корой деревьев, прячется под ветками ели.

Осень: Зайцы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе.

Заяц интересно меняет цвет шубки. Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней -  уши, но не до самих кончиков: они остаются черными.

Как вы думаете, почему заяц меняет шубку с серой на белую? (чтобы стать незаметным на снегу) 

Практическая работа.

Осень: - Ребята, я снова вам предлагаю проверить, действительно ли зайца в белой шубке трудно заметить на снегу. (Раздает детям иллюстрацию с изображением заснеженного поля и изображения двух зайцев: белого и серого).

Приложите изображения зайцев к иллюстрации и определите, какой заяц менее заметен на снегу.

Осень: Я рада, что вы с вами нашли убедительные доказательства, что осенью звери должны готовиться к зиме, самому холодному времени года. Я ваши аргументы положу в конверт и отнесу диким животным на лесную полянку. Я очень рада, ребята, что побывала у вас в гостях. Увидела, что вы очень много знаете об осени, о природе. Мне пора с вами прощаться, меня звери ждут. А вы сейчас понаблюдайте за осенними листочками только  глазами. (Электронная зрительная гимнастика на экране). До свидания.

В это время Осень переодевается – приходит воспитатель.

Кто к вам приходил в гости?

      Что нового узнали?

      Какое настроение у вас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе образовательная деятельность познание (природное окружение и экологическое воспитание) «В гостях у Лесовичка»

Программное содержание.Уточнить и расширить представление детей о деревьях.Уточнить представления детей о видах леса: хвойный, лиственный;Закрепить знания о видах деревьев;Закрепить нормы и правила по...

Литературно-музыкальная гостиная в старшей группе на тему «Летние природные явления»

Закрепление представлений детей о летних природных явлениях...

Конспект образовательная область «Познание» для детей старшей группы «Безопасность во время природных явлений»

Непосредственно - образовательная деятельность образовательная область "Познание" для детей старшего возраста...

Конспект занятия по ознакомлению с домашними животными детей 5-6 лет (логопедическая старшая группа) Путешествие в деревню (Игровые технологии + элементы ТРИЗа)

Современные городские дети часто лишены возможности увидеть жизнь домашних животных, поэтому важно в интересной форме рассказать и показать как живут домашние животные в деревне. ...

Конспект занятия по экологии с использованием ИКТ «Путешествие в осенний лес» в старшей группе.

Образовательные: расширять представление детей об охране природы, закреплять правила поведения в природе; систематизировать представление о лесе и его обитателях;Развивающие: развивать познавательный ...

КОНСПЕКТ занятия по ознакомлению детей с окружающим миром с элементами экономики в старшей группе на тему: «Труд – всему голова»

В данной образовательной деятельности продолжаем знакомить детей с трудом, как основой жизни людей, закрепляем с детьми экономические понятия и термины (реклама, бартер, банк, бизнесмен, деньги)...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию(природное окружение)."Водоёмы родного края".

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию "Водоёмы нашего края""....