Проект "Ах, картошка!"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Работа над проектом знакомит детей с историей происхождения картофеля, его появления на Руси, расширяет представление о значении этого овоща в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ah_kartoshka.docx39.77 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Ах, картошка!»

Тип проекта: краткосрочный

Вид проекта: познавательно - творческий

Срок проведения: 2 дня

Участники проекта: педагоги, дети, родители, музыкальный руководитель

Интеграция областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Цель: способствовать созданию условий для формирования представлений  о картофеле.

Задачи :

-познакомить детей с историей картофеля (как использовали раньше, откуда привезли и т.д.);

-научить детей получать крахмал из картофеля, познакомить со свойствами крахмала, использованием в промышленности;

-подвести детей к пониманию многофункционального использования картофеля в жизни людей (лекарственные свойства, приготовление пищи, промышленность и …);

-уточнить и систематизировать знания детей о процессе выращивания картофеля (рассада, семена, использование сельхозтехники)

-стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей;

-развивать любознательность, художественно - творческие способности, память, речь, воображение;

-формировать дружеские взаимоотношения между детьми;

Ожидаемые результаты:

-у детей формируются познавательные интересы, любознательность;

-обогащены и расширены знания о картофеле;

-активизированы исполнительские и художественно – творческие способности детей;

Актуальность.

Постоянно сталкиваемся с тем, что наши дети практически незнакомы с предметами и объектами ближайшего окружения. Как восполнить это? Необходимо дать знания об этом предмете или объекте и пробудить интерес к нему. Картошка…  С ней мы сталкиваемся ежедневно. А задашь детям вопрос о картошке или даже загадаешь простую загадку, то увидишь, что ответа дети не знают. Зачастую даже не подозревают о том, какая у неё интересная история, какую пользу приносит, что можно из неё приготовить и многое другое. Задача педагогов - познакомить детей с историей картошки,   рассказать о её своеобразии, пользе, которую она приносит нашему организму, способах её выращивания, переработки. Давайте научим наших детей интересоваться тем, что нас окружает!

План реализации проекта

Этапы

Содержание деятельности

Ответственный

Сроки реализации

Подготовительный

1.Определение целей и задач проекта

2.Анализ имеющихся условий в группе, в детском саду

3.Сбор информационного материала о картофеле

4.Разработка комплексно – тематического плана

5.Создание условий для организации работы по проекту

Воспитатели

Основной

1.Беседа

2.Дидактические игры

3.НОД

4.Опытно – экспериментальная деятельность (получение крахмала)

5.Домашнее задание: выучить название блюд из картофеля

6.Вечер подвижных игр с картошкой

Воспитатели, дети, родители

Заключительный

1.Развлечение «Ах, картошка, картошка!»

2.Выставка поделок из картофеля «Удивительная картошка»

3.Просмотр мультфильмов: «Лунтик и его друзья. Картошка» (153 серия); мультик про трактор и грузовик «Маленький фермер.  Сажаем картофель»

4.Создание альбома «Подвижные игры и конкурсы с картошкой»

Воспитатели, дети, родители, музруководитель

Комплексно – тематический план к проекту

Виды деятельности

Название мероприятия

Цели и задачи

Сроки проведения

Дидактические игры

«Кто больше назовёт блюд из картофеля» (на основе домашнего задания)

«Кто больше знает пословиц или поговорок о картофеле»

Закрепить знание блюд, которые можно приготовить из картофеля

Поощрять использование в речи фольклора, закрепить знание пословиц и поговорок о картофеле

Беседа

«Лечебные свойства картофеля»

Познакомить детей с лечебными свойствами картофеля.

Опытно – экспериментальная деятельность

«Получение крахмала»

Научить детей получать крахмал из картофеля, помочь сделать вывод о том, из чего состоит картофель.

НОД

Вечер

Развлечение

Познавательное развитие

«Как картофель на стол приходит?»

«Подвижные игры с картошкой» (см. альбом «Подвижные игры и конкурсы с картошкой»)

«Ах, картошка, картошка!»

Продолжать знакомить детей с историей происхождения картофеля, его появления на Руси; расширять представление о значении этого овоща в жизни человека; стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности; развивать любознательность, творческие способности, память, речь, воображение; воспитывать интерес и любовь к фольклору.

Развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость; развивать интерес к спортивным играм.

 обогащать и систематизировать знания детей о картофеле; познакомить детей с историческими сведениями о картофеле; развивать коммуникативные качества; воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям.

Приложение

Дидактическая игра «Кто больше назовёт блюд из картофеля?»

Цель: закрепить знание блюд, которые можно приготовить из картофеля.

Ход игры.

Вспомнить с детьми, какое домашнее задание они получили накануне. Провести конкурс – игру и узнать, кто больше всех выучил названия блюд из картофеля. За каждый ответ ребёнок получает фишку. В конце все пересчитывают фишки: у кого их больше, тот и победитель.

Дидактическая игра «Кто больше знает пословиц и поговорок о картофеле?»

Цель: поощрять использование в речи фольклора, закрепить знание

пословиц и поговорок о картофеле.

Ход игры.

Игра проходит аналогично игре «Кто больше назовёт блюд из картофеля?»

-Голодному и картошка лакомство.

- Уродился хлеб в оглоблю, а картошка в колесо.

-Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

-Ели да берёзка - чем не дрова, соль да картошка - чем не еда.

-Картошка да каша – еда наша.

-Картошку копать, не руками махать.

-Без труда картошка не родится никогда.

-Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.

Беседа «Лечебные свойства картофеля»

Цель: познакомить детей с лечебными свойствами картофеля.

Ход беседы.

Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд.  Что можно делать из картофеля? (ответы детей). Его жарят, варят, пекут. Картофель люди используют в пищу, из него придумано множество блюд. Но, кроме того, он хорошее лекарство. Если простудился - надо подышать над паром варёной картошки - и почувствуете облегчение: станет легче дышать и кашлять. А еще сырой картошкой лечат ожоги.  Сок из сырой картошки поможет снять боли в желудке. Вот такой удивительный овощ!

НОД Познавательное развитие «Как картофель на стол пришёл?»

Программное содержание:

 -продолжать знакомить детей с историей происхождения картофеля, его появления на Руси.

-расширять представление о значении этого овоща в жизни человека.

- стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности;

    -развивать любознательность, творческие способности, память, речь, воображение.

-воспитывать интерес и любовь к фольклору.

Ход занятия.

1.Чтение стихотворения

В некотором царстве,
В некотором государстве,
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришёл картофель в дом!

2. Рассказ воспитателя об истории картофеля.

Своё путешествие к нам картофель начал из Южной Америки.

500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение – картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Колумб преподнёс в дар королю и королеве Испании, открытую им за океаном, огромную землю. Кроме того, он привёз большое количество золота, которое они отобрали у индейцев.

Но самым ценным грузом, было не награбленное золото,- его быстро растратили, а семена, клубни, зёрна – новых, неизвестных Европе растений. В том числе были и клубни картофеля. Издавна индейцы кечуа называли картофель – папа. В честь папы они устраивали праздник урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол; шили им юбочки из разноцветных лоскутков. Мужчины танцевали, поставив мешочек с клубнями на голову. Англичане зовут картофель – потато, голландцы и французы- земляное яблоко, итальянцы- тартуфель, немцы – картуфель,

россияне – картофель. Не сразу картофель стали употреблять в пищу.

Во Франции цветками картофеля украшали причёски, а также прикалывали цветы к платьям, вместо брошек.

      В Россию картофель привёз Пётр 1, но люди не сразу поняли полезность картофеля и даже бунтовали. Тогда Пётр 1 издал указ:

«Приказываю всем боярам и дворянам, купцам и крестьянам выращивать плоды под названием картуфель и употреблять их в пищу. За неповиновение сечь всех розгами.

                                                                            В чём и подписуюсь Пётр 1»

Вот так и пошёл распространяться картофель не только в Европе, но и на Руси.

Мы сейчас и не представляем своей жизни без картофеля.

А кто мне скажет, где применяется картофель (ответы детей).Правильно. Картофель употребляют не только в пищу. Он применяется и в пищевой промышленности, ив фармацевтической промышленности, и в технической промышленности.

3.Пословицы и поговорки о картошке

Ребята, кто из вас знает пословицы и поговорки о картошке. (ответы детей)

-Голодному и картошка лакомство.

- Уродился хлеб в оглоблю, а картошка в колесо.

-Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

-Ели да берёзка - чем не дрова, соль да картошка - чем не еда.

-Картошка да каша – еда наша.

-Картошку копать, не руками махать.

-Без труда картошка не родится никогда.

-Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.
-Картошка хлеб бережет.

4.Физминутка

Подвижная игра» Горячая картошка»

5.Просмотр  мультика про трактор и грузовик «Маленький фермер.  Сажаем картофель»

6.Итог

Вечер «Подвижные игры с картофелем» 

Цель: Развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость; развивать интерес к спортивным играм.

Игры подбираются из альбома «Подвижные игры и конкурсы с картошкой»

Опытно – экспериментальная деятельность «Получение крахмала из картофеля»

Цель: научить детей получать крахмал из картофеля, помочь сделать вывод о том, из чего состоит картофель.

Ход эксперимента.

-Сегодня мы с вами проведём небольшой эксперимент и узнаем, из чего же состоит наша любимая Опытно- экспериментальная деятельность:

картошка. Повторим правила поведения при проведении опытов и экспериментов.

Правила поведения :

- аккуратно обращаться со стеклянными предметами;

- быть предельно аккуратным.

- не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком;

(Дети садятся за столы)

-Нас здесь встречает знаменитый овощ:

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко,

Ведь, правда, вкусная … картошка.

Перед нами лежит обычная картошка. Сейчас мы увидим, какие вещества входят в состав картофеля. Что надо сделать?

1) Натереть сырой картофель.

Результат: жидкая кашица.

Вывод: в картофеле есть вода. (Педагог вывешивает карточку со знаком вода на мольберт)

2) Натертую картофельную кашицу размешать в воде.

Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?

Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной?)

Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.

3) Воду процеживаем через сито. Даем отстояться в течение часа.

Результат: образуется белый осадок.

Вывод: В картофеле есть белое вещество.

4) Осадок высушиваем, он становится сухим, похожим на муку.

Воспитатель: Знаете, что это? Это крахмал или картофельная мука.

Повторите слово- крахмал.

Вывод: в картофеле есть крахмал.

-Для чего нам нужен крахмал?

Дети: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты.

Общий вывод: из картофеля мы выделили: воду и  крахмал.

Праздник «Ах, картошка, картошка…» подготовительная группа 2018год

Вход детей Танец «Чародей листопад»

Под музыку дети входят в зал и встают полукругом.

Ребенок:

Листья осенние ветром гонимые,

Тихо летят над сырой мостовой.

Грустные, бедные, очень ранимые

В вальсе кружатся они надо мной.

Были вы нежными, были зелеными

Вы же шептались под кроной своей.

Осень пришла, вы теперь унесенные,

Кружитесь в вальсе желтых аллей.

Ребенок:

Вот опять уже желтеют листья

Мелкий дождик моросит с утра.

Лето пролетело очень быстро

Наступает осени пора.

Ребенок:

Как незаметно осень подкралась

Серою тучей по небу плыла,

Синим туманом в полях разливалась,

Красной рябиною в лес позвала.

Осень подарки сложила в корзину

Груши-янтарь, виноград-изумруд.

Слив аметист и рубины рябины

Всех нас за общим столом соберут.

Жаль, что недолго осень-царица

Царствовать будет в природе сама.

Скоро на смену в своей колеснице

В город примчится-зима.

Песня «Что случилось?»

Дети садятся на стулья.

Ведущий:

Удивительное время года-осень. Созрели за лето фрукты, овощи, все хозяйки стараются сделать запасы на долгую зиму. Только уж главней-то всего на столе всегда один самый вкусный и важный овощ. Без него и еда не еда, а  уважают его да ценят, как короля стола. А что это за овощ – вы попробуйте отгадать.

                    Сижу всё лето в тёмных грядках,

                    Меня нельзя увидеть в профиль!

                    Зимой в мешках играет в прятки,

                    А зовут его…

                    Дети:

                    Картофель.

Ведущий:

Правильно вы угадали.

На этот раз пойдет рассказ

О том, кто шесть имеет глаз,

А иногда и семь, и пять,

Что, впрочем, можно сосчитать.

О том, кто зиму сладко спал,

Забравшись осенью в подвал.

Сегодня наш праздник посвящен картофелю. Да, да, не удивляйтесь, именно картофелю. Вы знаете, ребята, как появился в России картофель?

Петр Первый прислал из Голландии мешок картофеля своему приближенному Шереметьеву и приказал разослать клубни во все концы государства, для того, чтобы население занялось разведением картофеля. Вот с тех времен в России стали выращивать картофель.

Картофель  в народе называют – вторым хлебом. Но ведь картошка способна не только питать человека, с ней можно играть. Об этом свидетельствуют наши конкурсы, в которых мы приглашаем вас принять участие. Ведь мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем.

Звучит музыка, в зал входит Картофель.

Картофель:

Здравствуйте, господа! К вам явился я не зря.

Про меня вы говорили, и меня вы так хвалили.

Что я просто на смог пройти мимо и не заглянуть к вам.

Я картофель круглый, красивый и смуглый.

Чтобы не состариться, люблю в кастрюле париться.

Я картофель белый, сильный и смелый.

Я готов здесь танцевать, веселиться и играть.

Ведущий:

Мы как раз собрались, чтобы всем вместе весело провести время.

Картофель:

И я думаю, что каждый из вас знает, что картофель самый распространенный огородный овощ. Но меня нелегко выращивать. Весной надо посадить, потом прополоть, окучить, полить, чтобы вырастить хороший урожай.

Ребенок:

Что черны мои ладошки,

Не бранит никто меня.

Вместе с бабушкой картошку

Мы сажали у плетня.

Пусть грязны мои ладошки,

Я привык уже к труду,

И вкуснее нет картошки,

Что посадишь сам в саду.

Ребенок:

Хорошо на огороде поработать ясным днем.

Теплый луч по грядкам бродит,

Мятой пахнет чернозем.

Сладко пахнет спелой сливой

И картофельной ботвой,

Медом белого налива

У меня над головой.

Ребенок:

Все поспело, все созрело

Щедрый будет урожай.

Здесь для всех найдется дело,

Не ленись, да собирай.

Ведущий:

Вот мы сейчас и займемся посадкой и уборкой картофеля.

Ребенок:

Из ведерка- прыг, на грядку,

Все по делу, по порядку.

Ты, картошечка- картошка,

Посиди в земле немножко,

Только там не засыпай,

А быстрее прорастай.

И расти на радость нам,

Не по дням, а по часам.

Мы тебя за тем сажаем,

Чтоб вернулась урожаем!

1 Конкурс «Посадка и уборка картофеля»

Две команды встают парами. Один в паре держит ведро с картофелем, второй- вынимает из ведра по одной картофелине и «садит» плотно друг к дружке в обруч. Пара обегает стойку и возвращается к команде. Вторая пара- один держит пустое ведро, а второй собирает картофель в ведро. Обегает стойку и возвращается к команде. Чья команда выполнит все быстрее, та и победитель.

Картофель:

Хорошо меня собрали, только кто же увезет?

Ребенок:

Едем, едем, мы домой

На машине грузовой.

Ворота, открывай,

И картофель выгружай.

2 Конкурс «Увези картофель»

Две команды, две машины, две корзины. Едут до обруча с картофелем, грузят по одной картофелине в машину, возвращаются в команду и т.д. Чья команда первая увезет весь картофель.

Картофель:

Конечно, работать такой большой бригадой одно удовольствие. Урожай собран, можно отдохнуть. Веселыми частушками порадовать народ.

«Частушки про картошку»

Картофель:

Хорошо танцевали, давайте поиграем, кто меткий из вас узнаем.

3 Конкурс «Попади в ведро»

Попасть картошкой в ведро, у кого больше попаданий

Картофель:

Интересно мне узнать, с чем рифмуется картошка, с какими словами?

Ребенок:

Мы подумали немножко:

С чем рифмуется картошка?

Кошка, крошка, мошка, плошка,

Брошка, ножка и окошко…

Все рифмуем нету спора,

Но из этого набора

Ничего не получилось.

Как же нам всех накормить?

Ребенок:

Есть спасение - окрошка

Ведь уместна в ней картошка.

Есть еще сюжет с горошком:

Мы возьмем большую ложку,

Оливье перемешаем,

Всех отведать приглашаем!

Ребенок:

Или испечем картошку,

Приготовим «фри» немножко…

Всех гостей мы угостим-

Будет коромыслом дым.

Все любители картошки,

Загляните к нам в окошко.

К нам на праздник приходите,

Угощенье оцените.

Картофель:

Скажите, а какую часть картофеля мы используем в пищу?(клубни)Раньше, когда люди не знали, что нужно употреблять в пищу клубни картофеля, они пробовали есть зеленые ягоды, которые созревали на кусте. А кто из  вас пытался приготовит какое-нибудь блюдо из картофеля? А что нужно сделать с картофелем прежде, чем что-то из него готовить? (очистить).

Ведущий:

Нам бы очень хотелось узнать, как вы владеете этим искусством. Да, да, именно искусством, потому что, чем тоньше снимаете кожуру картофеля, тем больше под ней остается витаминов и минеральных солей. Итак, я приглашаю для участия в этом конкурсе две семьи( мама,папа,ребенок)

4 Конкурс «Утренний завтрак»

Играют семьи. Папа чистит картофель, ребенок рядом стоящий кладет картофелину на ложку и бежит к маме, мама быстро тоненько режет картофель и складывает на сковороду. Чья семья все сделает быстрее, та и победит.

Картофель:

Думаю, все остались сытыми и довольными от такого задорного завтрака.  

Ведущий:

Хозяйкам на заметку, скажу, что в разных странах картофель называли по-своему: в Испании – «папа», в Англии «ирландский батон», во Франции – «земляное яблоко», а как называют картошку в дружеской нам Белоруссии?  (бульба). Правильно – бульба. Там про нее сложили песню.

Песня «Бульба»

 1 куплет

Из мешка бери картошку

И питайся понемножку.

Можешь, есть её варёной

Иль в мундире запеченной.

Трам, там, там, та-ра… рам,

Без картошки худо нам!

2 куплет

Из картошки сварим кашу,

Всю родню накормим нашу.

Кому каша надоест,

Пусть картошку в супе ест.

Трам, там, там, та-ра… рам,

Пусть картошку в супе ест!

Ведущий:

И в твою, картофель, честь мы танцуем танец здесь.

Танец «Сударушка»

Ведущий:

Когда слышишь или видишь слово «картофель», сразу появляется аппетит.

Картошка – гарнир к любому блюду, основа всех салатов. Даже самая неопытная хозяйка без труда приготовит из нее, по меньшей мере, два десятка вкусных блюд, а мы проверим, знают ли наши хозяюшки, рецепты блюд, которые можно приготовить из картофеля. И мы начинаем, наш, кулинарный турнир.

 5.Конкурс «Кулинарный турнир» для мам.

На бумажных тарелках написаны рецепты блюд из картофеля. Тарелки разрезаны на части. Задача мам: сложить тарелку, прочитать рецепт и озвучить его название. 

Ведущий:

Ваши мамы настоящие хозяйки и кулинары. Браво им! Пожалуй, нет равного картофелю продукта, из которого можно приготовить столько разных блюд. Он вкусен и питателен, полезен каждому.

Урожай мы собираем осенью, а осень – время года очень переменчивое. То солнышко светит, то тучки набегут и пойдет дождь.

Песня «Осень»

Ведущий.

Чтоб картошке поспевать, надо часто поливать.

Картофель:

Вот какой красивый я,

Вырос в огороде.

Если б дождик не помог

Было бы мне плохо.

Ребенок:

Сколько знаю я дождей?
Сосчитайте поскорей.
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.

Песня «Дождь»

Ребенок:

Дождик льет, а это значит
Осень к нам пришла опять
Детям грустно, небо плачет.
Как под дождиком гулять?
Выход есть - грустить не надо,
Если тучи мучают,
Зонт укроет вас ребята
По такому случаю.
Танец «Веселый зонт»

Ведущий. 

Для картошки станцевали, и картошка в этом зале, тоже хочет танцевать. А помогут ваши родители.

 6.Конкурс «Картошка по кругу».

Все встают в круг, под музыку, оборачиваясь вокруг себя, передают картошку. Музыка выключается, тот, у кого остался картофель, садится на место. Игра проводится несколько раз, самых стойких игроков награждают картошкой.

Картофель:

Я бываю разный по цвету: красный, белый, желтый розовый, и вкус конечно разный, но все равно я очень вкусный в любом цвете.

7.Конкурс «Разложи по цвету»

Два мешка с картошкой разного цвета, рассортировать по цвету в разные корзины. Кто быстрее. Два человека.

Ведущий:

Если взять большое слово,

Вынуть буквы – раз и два!

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

8 Конкурс «Составь слова» (родители)

Два листа со словом КАРТОШКА (рот, картон, штора, кора, кашка, кошка, ток, шок, кот ,шар, …)

9.Конкурс «Пронеси картофель в ложках»

Два участника, в каждой руке ложки с картошкой пронести не уронить.

Картофель:

Всем известна с давних пор

Веселая песня про Антошку, который не любил копать картошку.

Ведущий:

Мы тебя повеселим,

Всех гостей мы удивим.

Песня «Антошка»

Ведущий:

Сегодня мы говорили о картошке, узнали откуда она к нам пришла, какие блюда из нее готовят, чем она полезна.

Ребенок:

Ах, картошка-объеденье.

Есть готов ее весь день.

Только, жалко, настроенья

У меня сегодня нет.

Но картошка так вкусна,

Настроенье подняла.

Есть готов ее весь день,

И, представьте, мне не лень!

Танец «Что манит птицу»

Картофель:

Как приятно было с вами веселиться в этом зале,

Угощенье принимайте и меня не забывайте!

Картошка выносит поднос с картофельными пирогами и угощает гостей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Картошка"

Длительный творческо-исследовательский проект "Картошка", с мая по октябрь. Старшая группа. План проекта, конспект непосредственно образовательной деятельности "Ах, картшка- объеденье", где дети знако...

Творчески-исследовательский проект "Картошка"

Овощная культура «Картофель» и картошка – узнаем секреты.Коллективное сотворчество взрослых и детей в создании художественных образов. Это длительный проект, с мая по октябрь.В материале представлен п...

ПРОЕКТ «КАРТОШКА-НАША ГОРДОСТЬ»

Технологическая карта реализации проекта...

Презентация экологического проекта "Картошка-картошечка"

Презентация образовательно-творческого экологического проекта "Картошка-картошечка"...

Исследовательский проект "Картошка- матушка"

Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ....

Презентация познавательно-исследовательского проекта "Картошка- матушка"

Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ....

исследовательский проект "Картошка- матушка"

исслндовательсктй проект "Картошка матушка"...