Конспект НОД по окружающему миру "Обитатели подводного царства"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ryby.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Обитатели подводного царства»

Задачи:

Образовательная:

1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбами.

3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану.

Развивающая:

1. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

2. Развивать эмоциональную сферу детей

Воспитательная:

Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Материалы и оборудование: картинки с изображением рыб пресноводных, морских, аквариумных, карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб, фланелеграф, рыб и морских животных для работы на фланелеграфе, разрезная картинка (рыба).

Предварительная работа: чтение рассказов о морских обитателях, рыбах, наблюдение за аквариумными рыбками.

Ход занятия. 

- Ребята, мы с вами живем на суше. Птицы летают по воздуху. А есть такие обитатели земли, которые не могут жить не на суше, не в воздухе.

Воспитатель загадывает загадки:

Жива в воде она,

Поймаешь, вытащишь ее –

Умрет она тогда.

 

Крылья есть, да не летает,

Глаза есть, да не мигает,

Ног нет, да не догонишь.

 

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

 

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

 

О ком эти загадки? (о рыбах).

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в подводное царство, чтобы больше узнать о жизни подводных жителей.

Характеристика рыб (по тексту загадок)

Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде.

-Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.).

-Как называются рыбы, живущие в море (морские),

- Как называются рыбы, живущие в реке...(речные),  в аквариуме...(аквариумные).

Давайте  вспомним и назовем рыб. (перечисляют) по группам.

Затем дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыба.

Воспитатель. Отгадайте загадки, найдите – отгадки.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно (сом)

Колюч, да не еж

Кто это? (ерш)

 

К нам из сказки приплыла,

Там царицей была.

Это рыбка не простая.

Рыбка... (золотая)

 

Ярко – красный или черный,

Очень резвый и проворный,

Длинный острый хвостик носит

И зовется ... (меченосец)

 

На какие группы можно поделить этих рыб? (на пресноводных рыб и аквариумных рыб).

Работа с карточками.

Рассказ – сравнение.

Чем они отличаются и чем похожи?

«Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, плавники.

У сома – усы, а у сомика – усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме.

Речной рыбой питаются птицы, животные, люди; аквариумными рыбками мы любуемся».

Физкультминутка

Как в аквариуме нашем

Рыбки золотые пляшут.

Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

То помашут плавниками,

То закружатся кругами (движения по тексту).

Дети изображают резвящихся рыбок.

-Мы сказали, что рыбы живут в аквариуме и реке, пруду, озере. А еще где живут рыбы? (в море). Но в море еще живут морские животные.

Показывает картинки, на которых изображены рыбы и морские животные. Надо найти морских животных. (кит и дельфин)

-Чем отличаются морские животные от рыб (Рыбы откладывают икру, из икры появляются мальки или сразу появляются мальки, а у морских животных рождаются детеныши.)? А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай...

-Посмотрите, какие необычные рыбы изображены на рисунке. Вы их знаете? Найдите на рисунке рыбу-пилу, рыбу-иглу, рыбу-зебру и т.д.

-Как вы догадались, где какая рыба?

- Мы сегодня узнали много интересного про подводных обитателей. Давайте устроим блиц-опрос и проверим, как вы хорошо запомнили их.

-Что помогает рыбам двигаться?

-Рыбам помогает двигаться хвост и плавники.

-Какое самое большое животное?

-Кит.

-Как называется студенистое животное, живущее в море?

-Медуза.

-Самая страшная рыба?

-Акула.

-Как называются передние конечности у рака и краба?

-Клешни.

-У кого пять глаз?

-Пять глаз у морской звезды.

-Чем покрыто тело рыбы?

-Тело рыбы покрыто чешуёй.

-Родственник краба, живущий в реке?

-Рак.

-Как называется аквариумная рыбка с выпуклыми глазами?

-Телескоп.

- Какую пользу приносит рыба? Что обозначает это выражение «В море не лезть – так и рыбки не есть» - плавать в море; чтобы поймать рыбу, надо работать; надо есть рыбу.

О ком мы сегодня говорили? Что нового мы узнали о рыбах?

Литература

1.  Интернет – ресурсы

2.  КРО «Ознакомление с окружающим миром» И. Морозова. М.А.Пушкарева Издательство «Мозаика – синтез» 2011г

3.  «1000 загадок» Издательство АСТ, Полиграфиздат 2011г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Подводное царство" в старшей группе

Расширение знаний у детей об обитателях подводного царства...

Ознакомление с окружающим миром "Подводное царство"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Подводное царство"...

Конспект НОД по изобразительной деятельности: "Подводное царство"

Закрепить у детей технику рисованию «по мокрому листу»....

Конспект ОД в подготовительной группе Подводное царство

В ходе ОД  по художественному творчеству , мы решили познакомить наших ребят с  одной из формы работы по изобразительному творчеству  Пластилиновой живописью  – и научиться рисоват...

Конспект НОД в старшей группе «Подводное царство»

Задачи: обогащать словарь по теме «море»; активизировать употребление определений-синонимов, которые характеризуют эмоциональные состояния; упражнять в согласовании прилагательных и сущест...