Я исследователь - "Волшебное мыло"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Листопад Снежана Александровна

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к исследованию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

              Актуальность. Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к исследованию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи ‒ и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать ‒ и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского исследования в практику работы детских дошкольных учреждений. Тем не менее, не всегда исследовательские запросы детей соответствуют требованиям Программы ДОУ и календарному планированию. Тогда возникает потребность в создании дополнительных условий для получения знаний детьми. Так, откликнувшись на запрос воспитанницы о стремлении изучить мыло и его свойства, его полезность  мы не нашли возможности осуществить его в рамках учебной деятельности. В связи с этим, возникла актуальность создания данной исследовательской работы.

            Проблема, на решение которой направлено исследование.

Известно, что мыло может быть твёрдым и жидким и при мытье убивает микробы вредные для здоровья человека. В течение дня мы прикасаемся руками к различным предметам, после каждого прикосновения на руках остаются миллионы микробов. Если вовремя не удалить микробы, существует вероятность, что они попадут внутрь организма, начнут размножаться и вызовут заболевание. Как работает мыло? Из чего оно состоит? Как самому сделать мыло? Какое мыло лучше жидкое или твердое? Как снизить риск попадания микробов в наш организм при помощи мыла? Поиск путей решения проблемы использование какого мыла более эффективно для удаления микробов и грязи определяет актуальность данного исследования.

Объектом исследования является изучение свойств  жидкого и твёрдого мыла.

Предмет исследования – мыло жидкое и твёрдое.

Гипотеза нашего исследования – большее доверие вызывает жидкое мыло, имеет лучшие качества использования, чем твёрдое.

Основные этапы работы, организация:

1 Сбор информации по вопросам истории возникновения мыла и мыловарения, ознакомление с энциклопедическим материалом по данной теме, поиск материала в сети Интернет;

2 Подбор опытов и экспериментов;

3 Изготовление в домашних условиях вместе с родителями мыло;

4 Используя полученные знания создать стенгазету «Что мы знаем о мыле».

Цель: исследовать свойства жидкого и твёрдого мыла и способы применения.

Задачи:

  1. Познакомиться с историей возникновения мыла.
  2. Узнать состав мыла.
  3. Научиться изготавливать мыло своими руками.
  4. Выяснить, какому мылу лучше доверять: твёрдому или жидкому?
  5. Обобщить полученные знания путём создания газеты «Что мы знаем о мыле».
  6. Систематизировать все полученные данные с целью создания выводов исследовательской работы.

Методы исследования: наблюдения, изучение литературы, интернет ресурсы, анализ и синтез, сравнение, обобщение.

Новизна. С помощью взрослых я узнала о разных свойствах твердого и жидкого мыла и как его можно приготовить в домашних условиях.

Практическая значимость работы . Возможно полученные результаты, помогут в более расширенном изучении темы.

Мыло является неотъемлемой частью нашей гигиены. Это средство, которое используют люди, когда принимают ванну, или моются под душем, чтобы тело было чистым, приятно пахло свежестью. Вряд ли найдётся дом, где не будет ни одного кусочка мыла!

В нашем мире существует много разновидностей твердого мыла.

Например: хозяйственное, детское, туалетное, косметическое и др. Кроме твердого мыла еще бывает мыло в жидкой форме.  

И мне захотелось узнать про мыло побольше. Как его варят, чем пользовались люди до изобретения мыла и, какой у него состав. Чтобы узнать, как появилось мыло, я обратилась за помощью к моему воспитателю Снежане Александровне. Она помогла найти всю информацию об истории возникновения мыла. Сейчас я попробую рассказать вам об этом.

История мыла насчитывает около 6 тысяч лет. До изобретения мыла жир и грязь удаляли золой и мелким речным песком. Также для мытья рук и тела использовали различные растения, например,  мыльнянку, кору дуба.

Открытие мыла, приписывают знаменитому античному врачу Галену. В своих записях он оставил заметки о мыле, о его составе и свойствах. Так он писал, что мыло получают из раствора золы и извести с добавлением жира. Кроме того, Гален отметил, что полученным веществом можно было не только очищать и смягчать кожу, но и избавляться от загрязнений на одежде. На протяжении веков люди налаживали процесс изготовления мыла. В России производство мыла наладил царь Петр I. В то время мылом пользовались только богатые люди, а бедные крестьяне мылись золой. Но со временем фабрик, где изготавливали мыло, стало очень много и мыло стало доступно всем.

Мыло - это чистящее средство, которым мы пользуемся каждый день.

Мыло бывает разных форм и размеров, к нему добавляют разные ароматизаторы и красители. Самым главным в мыле является очищающее свойства, оно хорошо пенится, потому что в его состав входят жирные кислоты.

Мне не терпелось начать исследование. Вместе с мамой в интернете мы нашли статью как действует мыло и я узнала, что строение мыла таково, что молекулы его могут одновременно захватывать и молекулы воды, и молекулы жира, работая своеобразной сцепкой. Это свойство мыла называется поверхостной активностью. Таким образом, когда мы наносим мыло на поверхность кожи, оно удаляет частички жира вместе с водой, которую мы наносим вместе с мылом. Соответственно, чем дольше вы моете руки, тем меньше жира и микробов на них остаётся.

 Следующим этапом исследования был опыт «Что же такое мыло, как вещество?»

Возьмем стакан воды и капнем подсолнечное масло. Масло соберется на поверхности единым слоем. Теперь все это разболтаем. Масло разобьется на маленькие капельки. А теперь добавим немного мыла и перемешаем. Как мы видим, мыло «съело» капельки масла. Дело в том, что на капельки жира набросились молекулы мыла, окружив их, растворили в воде.

То же самое происходит, когда мы моем грязные и жирные руки. Молекулы мыла окружают частицы грязи и жира, растворяют их в воде. А вода уносит грязь в канализацию. Кстати, мыло удаляет не только видимую грязь, но и невидимые бактерии и микробы.

Как же получить мыло в домашних условиях?

«Мыло из мыла» - который я попробовала приготовить сама дома:

Опыт 2

  1. Я взяла детское мыло.
  2. Натерла на терке.  
  3. Переплавила на водяной бане.
  4. Добавила немного меда, масла и глицерина.
  5. Перемешивала. Готовая масса похожа на сметану.
  6. Добавила немного красителя, чтобы получился красный цвет.
  7. Капнула капельку ароматизатора.
  8. Разложила по формам.

И вот  у меня получилось самодельное мыло.

Как мы уже знаем, мыло бывает твердым и жидким.

Какому мылу доверять больше? Жидкому или твердому?

Все мы знаем, что без мыла нам не обойтись. Оказывается, что мыло не такое уж и безобидное. Давайте попробуем разобраться.

 Итак,

Твердое мыло - его достоинства:

-оно быстро смывается, значит, его можно использовать в любых ситуациях.

-оно дешевое.

Твердое мыло - его недостатки:

-оно быстро сохнет.

-оно сушит кожу.

-оставляет после себя налет.

-на нем могут остаться микробы.

Теперь возьмем жидкое мыло:

Его достоинства:

-оно не сушит кожу.

-есть дозатор, значит оно более гигиеничное.

-не выскальзывает из рук - быстро пенится.

-имеет стойкий аромат

-практический антиаллергенно.

Недостатки:

-стоит оно дороже

-требуется много воды, чтобы смыть его.

На последнем этапе нашего исследования, мне захотелось сделать стенгазету «Что мы знаем о мыле», чтобы другие тоже заинтересовались этим вопросом.

Заключение

 Это исследование дало мне много интересных и новых знаний! Конечно, по своему составу твердое и жидкое мыло мало отличаются, но у жидкого мыла больше преимуществ. Поэтому наша гипотеза, что жидкое мыло лучше - подтвердилось.

 Работая над этим исследованием, все поставленные задачи я выполнила. Я узнала много интересного и определила значение мыла в нашей жизни, показала детям в группе, вам, как можно изготовить мыло в домашних условиях.

В современном мире на прилавках магазина предоставлено много разновидностей мыла. Мы можем выбрать нужный аромат, форму, состав. Но мыло сделанное своими руками приятнее получить в подарок. Такое мыло принесет человеку радостные и приятные моменты.

Список литературы и источников

  1. «Мыло своими руками» Автор: Вера Корнилова, Ольга Смирнова Издательство: АСТ- Пресс,2011  
  2. «Варим мыло дома» Автор: Рязанова Г.А. Издательство «Астрель»,2012 Сайт «Википедия»
  3. «Рассказы о веществе»; под редакцией Генриха Эрлиха. – М.: Яуза-пресс, 2011.-208 с.
  4. «Из чего всё сделано?» Стрельникова Л.Н.
  5. ru.wikipedia.org›Гален
  6. ru.wikipedia.org›Мыло
  7. https://mydiscovepies.ru
  8. ru/polezno/eksperiment-naskolko-chistye-ruki-posle-mytya

 

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

 «Детский сад № 63 «Северяночка»

III Муниципальный фестиваль проектных и исследовательских работ детей дошкольного возраста «Я исследователь»

Тема: «Волшебное мыло»

Автор: Беккельдиева Айдана,

Направление – исследования дошкольников

Научный руководитель: Листопад Снежана Александровна,

воспитатель.

г. Воркута

2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебное мыло"

Организация работы  по изучению свойств мыла с детьми 5-6 лет...

Волшебное мыло

Конспект  открытого занятия по самообслуживанию. Тема: «Волшебное мыло»...

Презентация проекта "Волшебное мыло"

Почему взрослые всегда говорят: «Мойте руки с мылом!» Зачем мыть руки с мылом?...

Познавательно-исследовательский проект «Волшебное мыло»

Развитие навыка организационного поведения  в детском саду. Формирование  доброжелательного отношения друг к другу...

Комбинированное занятие "Волшебное мыло"

Комбинированное занятие по опытно-экпериментальной деятельности детей 5-6 лет...

Экспериментально-исследовательская деятельность во 2 младшей группе"Волшебное мыло"

Занятие необычное построено в форме развлечения можно сказать игры дети знакомятся с мылом -различными видами мыла они узнают о свойствах назначении также ребята экспериментируют с мылом создают( смеш...

Проект "Волшебное мыло"

Исследовательский проект для второй малдшей группы "Волшебное мыло"...