Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию «Исследователи»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Андреева Оксана Александровна

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию

                                    «Исследователи»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие,  речевое развитие.

Технологии: здоровьесберегающие, исследовательские методы, игровые методы, информационно-коммуникационные технологии, технология моделирования.

Цель: Создание условий для формирования целостного мировоззрения через знакомство с объектами неживой природы.

Образовательные задачи:

 Познакомить детей с природным явлением – вулканом.

Формировать представления у детей о разнообразии и особенностях камней.

Формировать исследовательские навыки у детей через знакомство с объектами неживой природы.

Развивающие задачи:

Развивать мыслительные операции, способствовать развитию умения  выдвигать гипотезы, делать выводы

Активизировать словарь детей.

Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения эксперимента по схеме-алгоритму.

Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам.

Воспитательные задачи:

Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности в творческой атмосфере, доброжелательности.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: иллюстрации, шкатулка с камнями, эксперимент  «извержение вулкана»

Практические: физминутка, эксперимент «извержение вулкана»

Предварительная работа: Чтение сказок  П. Бажова  «Хозяйка медной горы», «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце»; беседы о камнях, рассматривание иллюстрации  горных ландшафтах,  камней; сбор коллекции камней и изделий из камня для мини-музея, изготовление макета горы,  макета поверхности Земли, макета вулкана, опыты с камнями.

 Материалы и оборудование:

Демонстрационный: Видеописьмо, шкатулка с камнями, магнитофон, аудиокассета, микрофон, презентация слайдов «Вулканы»,  схема-алгоритм проведения эксперимента, модели поведения в лаборатории, макет вулкана, уксус.

Раздаточный: макеты вулканов, подносы, сода,  сухая красная краска, моющая жидкость, чайные ложки, пипетка, резиновые перчатки.

Оборудование: мультимедийная  установка.

                        Ход совместной деятельности:

Вводная часть

(Входят дети, одетые в передники и шапочки)

Воспитатель: Уважаемые коллеги-исследователи, сегодня у нас новое задание. Мы получили видеописьмо с просьбой о помощи. Давайте посмотрим.

Основная часть

На экране появляется Хозяйка Медной горы с просьбой о помощи.

-«Здравствуйте, мои юные исследователи! Вы узнали меня? Я Хозяйка Медной горы, хранительница всех земных богатств. У меня в горах есть множество драгоценных камней, но недавно геологи мне прислали шкатулку с необычными камнями. И я хочу вас попросить помочь мне и узнать о них как можно больше. Буду ждать вашего ответа.

Дети подходят к столу и открывают  шкатулку.

(В шкатулке камни – соль, известняк, гранит, асфальт, мрамор, пемза, обсидиан, морская галька,  янтарь, глина, мрамор)

Воспитатель:  Коллеги, можете, что-нибудь сказать об этих камнях? Предлагаю наши рассказы записать на аудиокассету для Хозяйки Медной горы. Согласны?

Игра «Интервью»

(Дети рассказывают все, что они знают  о камнях).

Воспитатель: Вы так много знаете о камнях, ребята, Хозяйка Медной горы останется  довольна.   Хочу заметить, что  многих камней из этой шкатулки нет в кладовых Хозяйки Медной горы, и она их не знает. Уважаемые исследователи, хочу обратить ваше внимание на эти камни  (показывает пемзу, обсидиан, гранит, габбро-диабаз).  Эти камни интересны тем, что появились после извержения вулкана из застывшей лавы. Это камни вулканического происхождения.

Обсидиан – вулканическое стекло, которое образовалось из-за быстрого остывания лавы.

Пемза – пенистый камень, образовался из лавы при выделении газов, которые вспенили расплавленную массу.

Гранит и габбро-диабаз – тоже появились после извержения вулкана, самая твердая горная порода. Не бояться ни жары, ни холода.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое вулкан?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в видеозал. Садитесь по удобнее. Сейчас я расскажу вам одну легенду.  Показ слайдов.

Слайд 1

Жил на свете бог огня по имени Вулкан. Ему нравилось кузнечное дело.

Слайд 2

Построил он себе кузницу внутри высоченной горы.  Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг.

Слайд 3

 Из отверстия на вершине с оглушительным рёвом летели камни, огонь и пепел.

Слайд 4

«Вулкан работает»,- со страхом говорили люди

Слайд 5

 И уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.

 Слайд 6

Если смотреть сверху, можно увидеть большую яму – воронку. Это часть называется кратер. Кратер вулкана  – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне красно – оранжевая часть – это жерло  – дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Слайд 7

И сейчас на Земле есть вулканы. Они бывают трех видов.

Слайд 8   Потухшие вулканы

Слайд 9

Спящие – которые могут в любой момент взорваться огненной лавой.

Слайд 10

И действующие  – постоянно извергающие фонтаны брызг горячей лавы.

Слайд 11

У нас в стране есть вулканы на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах.

Воспитатель: Хотите увидеть извержение вулкана?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда пойдемте со мной.

Физминутка:

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали,

Смело, мы идём вперёд,

Где вулкан уже нас ждёт.

Когда в гости мы пришли,

Можно крикнуть «1, 2, 3».

Воспитатель подводит детей к столу, на котором, находится макет вулкана.

Воспитатель: Хочу обратить ваше внимание  на знаки около макета. Что они обозначают?

Ответы детей: Эксперимент смотрим глазами и ничего не трогаем руками.

 В заранее приготовленную смесь из соды и красной сухой краски воспитатель добавляет немного уксуса. В результате дети наблюдают «извержение».

Воспитатель:  Интересно?! Хотите самостоятельно проделать эксперимент.

Пройдемте в нашу лабораторию.

Воспитатель: Для чего нужна лаборатория?

Дети: чтобы проводить опыты и эксперименты.

Воспитатель: Кто проводит опыты в лаборатории?

Дети: ученые, исследователи.

Воспитатель: Но сначала, перед работой, разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

1,2,3,4,5

Будем опыт выполнять,
1,2,3,4,5

И вулкан наш изучать.

Воспитатель: Займите места за столами.  Напоминаю, что в лаборатории  нужно быть внимательными, аккуратными, четко выполнять указания и не баловаться. Вы согласны?

А почему нужно выполнять эти требования?

Ответы детей.

Воспитатель: Подвигайте к себе подносы с заранее приготовленные макеты гор. Посмотрите на схему-алгоритм нашего эксперимента: В  «жерло» вулкана (внутри макета стаканчик из–под йогурта) насыпаем:

1.ложку соды.
2.добавляем красной краски.
3. 5 капель моющей жидкости  (пипеткой)
А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.
Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш  вулкан. Он извергается спокойно.
Воспитатель:  Вам понравился наш опыт?

Ответы детей

 Заключительная часть

Воспитатель: Вы сегодня, молодцы, справились с заданием Хозяйки Медной горы. Узнали много нового и провели интересный эксперимент  в нашей лаборатории. Были очень внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось, замечательно! Я благодарю вас за прекрасную работу! Ребята, если вам понравилось наше занятие сегодня, то улыбнитесь и пусть хорошее настроение останется у вас надолго. Попрощаемся с нашими гостями и пожелаем всего хорошего.

 

 

 

 

 

.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:


Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №37 Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию

                                    «Исследователи»

(техника здоровьесберегающая, ИКТ)

                                            Составил:

                                            воспитатель Андреева Оксана Александровна

Санкт-Петербург

2017

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие,  речевое развитие.

Технологии: здоровьесберегающие, исследовательские методы, игровые методы, информационно-коммуникационные технологии, технология моделирования.

Цель: Создание условий для формирования целостного мировоззрения через знакомство с объектами неживой природы.

Образовательные задачи:

 Познакомить детей с природным явлением – вулканом.

Формировать представления у детей о разнообразии и особенностях камней.

Формировать исследовательские навыки у детей через знакомство с объектами неживой природы.

Развивающие задачи:

Развивать мыслительные операции, способствовать развитию умения  выдвигать гипотезы, делать выводы

Активизировать словарь детей.

Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения эксперимента по схеме-алгоритму.

Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам.

Воспитательные задачи:

Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности в творческой атмосфере, доброжелательности.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: иллюстрации, шкатулка с камнями, эксперимент  «извержение вулкана»

Практические: физминутка, эксперимент «извержение вулкана»

Предварительная работа: Чтение сказок  П. Бажова  «Хозяйка медной горы», «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце»; беседы о камнях, рассматривание иллюстрации  горных ландшафтах,  камней; сбор коллекции камней и изделий из камня для мини-музея, изготовление макета горы,  макета поверхности Земли, макета вулкана, опыты с камнями.

 Материалы и оборудование: 

Демонстрационный: Видеописьмо, шкатулка с камнями, магнитофон, аудиокассета, микрофон, презентация слайдов «Вулканы»,  схема-алгоритм проведения эксперимента, модели поведения в лаборатории, макет вулкана, уксус.

Раздаточный: макеты вулканов, подносы, сода,  сухая красная краска, моющая жидкость, чайные ложки, пипетка, резиновые перчатки.

Оборудование: мультимедийная  установка.

                        Ход совместной деятельности:

Вводная часть

(Входят дети, одетые в передники и шапочки)

Воспитатель: Уважаемые коллеги-исследователи, сегодня у нас новое задание. Мы получили видеописьмо с просьбой о помощи. Давайте посмотрим.

Основная часть

На экране появляется Хозяйка Медной горы с просьбой о помощи.

-«Здравствуйте, мои юные исследователи! Вы узнали меня? Я Хозяйка Медной горы, хранительница всех земных богатств. У меня в горах есть множество драгоценных камней, но недавно геологи мне прислали шкатулку с необычными камнями. И я хочу вас попросить помочь мне и узнать о них как можно больше. Буду ждать вашего ответа.

Дети подходят к столу и открывают  шкатулку.

(В шкатулке камни – соль, известняк, гранит, асфальт, мрамор, пемза, обсидиан, морская галька,  янтарь, глина, мрамор)

Воспитатель:  Коллеги, можете, что-нибудь сказать об этих камнях? Предлагаю наши рассказы записать на аудиокассету для Хозяйки Медной горы. Согласны?

Игра «Интервью»

(Дети рассказывают все, что они знают  о камнях).

Воспитатель: Вы так много знаете о камнях, ребята, Хозяйка Медной горы останется  довольна.   Хочу заметить, что  многих камней из этой шкатулки нет в кладовых Хозяйки Медной горы, и она их не знает. Уважаемые исследователи, хочу обратить ваше внимание на эти камни  (показывает пемзу, обсидиан, гранит, габбро-диабаз).  Эти камни интересны тем, что появились после извержения вулкана из застывшей лавы. Это камни вулканического происхождения.

Обсидиан – вулканическое стекло, которое образовалось из-за быстрого остывания лавы.

Пемза – пенистый камень, образовался из лавы при выделении газов, которые вспенили расплавленную массу.

Гранит и габбро-диабаз – тоже появились после извержения вулкана, самая твердая горная порода. Не бояться ни жары, ни холода.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое вулкан?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в видеозал. Садитесь по удобнее. Сейчас я расскажу вам одну легенду.  Показ слайдов.

Слайд 1

Жил на свете бог огня по имени Вулкан. Ему нравилось кузнечное дело.

Слайд 2

Построил он себе кузницу внутри высоченной горы.  Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг.

Слайд 3

 Из отверстия на вершине с оглушительным рёвом летели камни, огонь и пепел.

Слайд 4

«Вулкан работает»,- со страхом говорили люди

Слайд 5

 И уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.

 Слайд 6

Если смотреть сверху, можно увидеть большую яму – воронку. Это часть называется кратер. Кратер вулкана  – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне красно – оранжевая часть – это жерло  – дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Слайд 7

И сейчас на Земле есть вулканы. Они бывают трех видов.

Слайд 8   Потухшие вулканы

Слайд 9

Спящие – которые могут в любой момент взорваться огненной лавой.

Слайд 10

И действующие  – постоянно извергающие фонтаны брызг горячей лавы.

Слайд 11

У нас в стране есть вулканы на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах.

Воспитатель: Хотите увидеть извержение вулкана?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда пойдемте со мной.

Физминутка:

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали,

Смело, мы идём вперёд,

Где вулкан уже нас ждёт.

Когда в гости мы пришли,

Можно крикнуть «1, 2, 3».

Воспитатель подводит детей к столу, на котором, находится макет вулкана.

Воспитатель: Хочу обратить ваше внимание  на знаки около макета. Что они обозначают?

Ответы детей: Эксперимент смотрим глазами и ничего не трогаем руками.

 В заранее приготовленную смесь из соды и красной сухой краски воспитатель добавляет немного уксуса. В результате дети наблюдают «извержение».

Воспитатель:  Интересно?! Хотите самостоятельно проделать эксперимент.

Пройдемте в нашу лабораторию.

Воспитатель: Для чего нужна лаборатория?

Дети: чтобы проводить опыты и эксперименты.

Воспитатель: Кто проводит опыты в лаборатории?

Дети: ученые, исследователи.

Воспитатель: Но сначала, перед работой, разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

1,2,3,4,5

Будем опыт выполнять,
1,2,3,4,5

И вулкан наш изучать.

Воспитатель: Займите места за столами.  Напоминаю, что в лаборатории  нужно быть внимательными, аккуратными, четко выполнять указания и не баловаться. Вы согласны?

А почему нужно выполнять эти требования?

Ответы детей.

Воспитатель: Подвигайте к себе подносы с заранее приготовленные макеты гор. Посмотрите на схему-алгоритм нашего эксперимента: В  «жерло» вулкана (внутри макета стаканчик из–под йогурта) насыпаем:

1.ложку соды.
2.добавляем красной краски.
3. 5 капель моющей жидкости  (пипеткой)
А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.
Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш  вулкан. Он извергается спокойно.
Воспитатель:  Вам понравился наш опыт?

Ответы детей

 Заключительная часть

Воспитатель: Вы сегодня, молодцы, справились с заданием Хозяйки Медной горы. Узнали много нового и провели интересный эксперимент  в нашей лаборатории. Были очень внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось, замечательно! Я благодарю вас за прекрасную работу! Ребята, если вам понравилось наше занятие сегодня, то улыбнитесь и пусть хорошее настроение останется у вас надолго. Попрощаемся с нашими гостями и пожелаем всего хорошего.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Стоял в поле Теремок…»

Цель: развивать конструктивные способы и средства взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Задачи: ·        продолжать развивать и поддерживать интерес детей...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" (с использованием технологии сказкотерапии, игротренинга, здоровьесберегающей технологии) «По произведениям В.В.Бианки»

ЦЕЛЬ: закрепить и обобщить знания по творчеству В.В. Бианки. Задачи: - в игровой форме обобщить знания, полученные при знакомстве с творчеством В.В. Бианки;- способствовать формированию первых по...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по речевому развитию. Тема: « Составление сказки по схеме»

Речь – основной инструмент общения между людьми, который дети начинают осваивать уже в первые годы жизни. Способность четко и последовательно выражать свои мысли положительно сказывается на псих...

Конспект совместной деятельности с воспитанниками старшей группы, область «Познавательное развитие» с использованием ИКТ на тему «Путешествие на остров сокровищ»

Конспект совместной деятельности с воспитанниками старшей группы, область «Познавательное развитие» с использованием ИКТ на тему «Путешествие на остров сокровищ»...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию « Былинные богатыри земли русской» с использованием здоровьезберегающих педагогических технологий, технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи:Обучающие:Познакомиться с оружием богатырей;Сформи...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по речевому развитию. Тема: « Составление сказки по схеме»

Программное содержание: 1. Учить составлять сказки по схеме, с умными, мудрыми мыслями. 2. Развивать фантазию, воображение, смекалку. 3. Развивать монологическую речь детей. 4. Обогащать и активиз...


 

Комментарии

Ефимова Елена Евгеньевна

Интересно. Спасибо.