"Беседа о кроте"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Дыгина Елена Валерьевна

Конспект ОД по природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspet_po_prirode.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №49 «Ручеёк»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИРОДЕ ОО «ПОЗНОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Подготовительная группа

НА ТЕМУ: «БЕСЕДА О КРОТЕ»

Выполнила:

Дыгина Е.В.

2019 год.

«Беседа о кроте»

Цель: дать детям представление об особенностях строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни.

Задачи: систематизировать знания детей об объектах живой и неживой природы.

Развивать познавательный интерес к миру природы, умение анализировать, сравнивать, логически мыслить, развивать связную речь и обогащать словарь.

Воспитывать бережное отношение к природе, животному и растительному миру, развивать чувство любви к объектам природы.

МАТЕРИАЛ: картинки с изображением крота, кротового жилища, кротовины, линейка30см.

Словарная работа: кротовина, кладовка, крот.

Предварительная работа: просмотр презентаций, чтение литературы природоведческого содержания, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Чей домик?»

ХОД Образовательной Деятельности: 

Перед занятием проводиться игра «Четыре стихии».

Ребята, сегодня нам предстоит встретиться с подземным жителем. Я вам загадаю загадку, а отгадка будет темой нашего занятия. Загадку выслушайте до конца.

Я,  друзья, подземный житель.

Землекоп я и строитель,

Землю рою, рою, рою,

Коридоры всюду строю,

А потом построю дом

И живу спокойно в нем. (крот)

Кто это ребята? Правильно, сегодня мы с вами познакомимся с интересным животным, живущим в наших местах. Животное это не редкое, но увидеть которое практически не возможно (показ картинки).

Кто изображен на картинке?

Где живет крот?

А что делают кроты под землей?

Чем питается этот подземный житель?

Как вы думаете, могут кроты жить в горах?

Почему? (Твердые каменные горы не подойдут кроту для жизни ,потому что он не сможет прорыть их).

Рассказ беседа: Крот, ребята – небольшое, величиной с ладонь насекомоядное млекопитающее. Животное это не редкое. Живет предпочтительно в местах, где рыхлая, плодородная почва. Почти всю свою жизнь крот проводит под землей, в глубоких норах и ходах, поэтому его жизнь таинственна и малодоступна для наблюдений. Редко, но удается увидеть подземного жителя. И сразу видно, что он приспособлен исключительно для подземной жизни:

День за днем, за годом год

Ход подземный роет крот.

Две передних быстрых лапки

У крота, как две лопатки.

За одну минуту крот прорывает под землей ход вот такой длины (показ 30-ти сантиметровой линейки).

Холмик земли на поверхности - выход из норы, называется кротовина. Давайте повторим это слово и постараемся его запомнить. Две очень большие передние лапы-лопаты предназначены для рытья земли. А также нос, весьма чувствительный к запахам, предназначен для грубой работы - носом крот землю буравит, лапами гребет, как экскаватор и толкает назад. Глаза и уши закрываются складками кожи и спрятаны в шерсть во избежание  засорения землей. Шерстка у крота ложиться, а любую сторону одинаково, и крот успешно использует « задний ход». Есть у крота хвостик. Во время движения хвостик указывает высоту тоннеля.

У подземного зверька весьма плохое зрение. Глаза очень маленькие, но при необходимости глазное яблоко выдвигается, и крот может видеть, ну хотя бы что снаружи - ночь или день.

Выбрав подходящее место для жизни, крот хорошо его оборудует. У него есть место, где он отдыхает и спит, галерея ходов, охотничьи угодья и кладовые. Охота крота-это тяжкий физический труд, неустанное копание земли в поисках пищи.

Крот не признает ничего, кроме мяса и съедает его каждый день много-столько, сколько весит сам. Съедает он все, что встречает во время проходки, -насекомых, их личинок, жуков, медведок. Но главная пища - дождевые черви. Ест он их с предварительной обработкой - хватает зубами и протягивает через гребень передней лапы, очищая поверхность добычи. Охота идет днем и ночью. Двадцать четыре часа суток делятся у крота лишь на время охоты и отдыха. Есть он должен через каждые четыре часа. Двенадцать часов без пищи - предел, означающий смерть. По этой причине кроты не впадают в спячку, так как под землей они находят достаточно пищи. Однако зимой добычи меньше, поэтому с осени кроты делают усиленно запасы. Вокруг «спальни» у него повсюду склады. Чтобы добыча не расползалась, крот ее уродует, оставляя, однако живой. Изредка выходя на поверхность земли, крот может поймать мышь-полевку, ящерицу, лягушку ,похитить из гнезда птенца. В поисках добычи очень тонкий слух, обоняние и осязание заменяют кроту плохое зрение.

Животное не только много ест, но и много пьет. Один из тоннелей его лабиринтов непременно ведет к реке, пруду, хотя бы к луже. Если таковых нет, крот роет глубокие вертикальные шахты-колодцы. Вода частенько во время дождей заливает ходы, но подземный житель хорошо плавает. Крот-существо  не уживчивое, сварливое, вздорное, кровожадное. Друзей у него не бывает. Живет отшельником и никого не терпит в своих владениях, особенно сородичей. Противника встречает боем. У кротихи рождается 4-5 совершенно беспомощных, голых, слепых кротят.  Кротиха выкармливает их своим молоком. В природе врагов у крота много: лисы, куницы, ежи, совы, аисты, вороны и другие хищники.

А теперь, ребята, давайте немного отдохнем.

ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА «МЫШКИ»

Ребята, а как вы думаете, кроты приносят вред или пользу?

Выслушиваю предположения детей.

Кроты с одной стороны приносят пользу: поедают личинок вредителей сельскохозяйственных  культур, майских жуков, жуков-щелкунов и других, прокладывая под землей ходы, они разрыхляют, перемешивают почвенные слои, а это усиливает проникновение в них воздуха и влаги, способствует повышению плодородия. Благодаря проложенным кротами ходам семена лиственных пород, попавши в почву, прорастают раньше, чем какая-либо другая растительность. Таким образом, создаются условия для естественного возобновления леса.

Но и приносит много вреда. Человек не любит крота за то, что тот наносит вред садам и огородам. Но как, же так, спросите вы. Ведь крот ест только мясную пищу. Значит, не может он поедать выращенные в садах фрукты и овощи. Копая под земные ходы, кроты повреждают корни растений, иногда настолько сильно повреждают, что растение погибает. Вот какой вред наносят кроты растениям.

Итог занятия: Занятие наше подходит к концу, что нового и интересного вы узнали?

Почему крота называют землекопом?

Чем питаются кроты?

Что можно сказать о кротовьем аппетите?

За что не любят  крота садоводы и огородники?

А какую пользу приносят кроты?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выпускного утренника в детском саду с участием главной Феи, Волшебника, Дюдюки, Недоучки, Ласточки, Кротов и других персонажей

Выпуск детишек из детского сада - важный этап в их жизни. Чтобы переход в школьную жизнь не был сильно ощущаем и не травмировал детей, пердлагается провести выпускной утренник в форме сказки, где кажд...

Исследовательский проект: "Почему кроты живут под землёй?"

Как то мама рассказала мне сказку про крота и волшебный колокольчик.  В сказке  говорилось  о том,  как папа крот случайно подслушал рассказ лесной сороки о волшебном колокольчике,...

Презентация "Крот" для детей старшего дошкольного возраста.

Презентация поможет познакомить детей с таким интересным животным как крот.—  Кроты — насекомоядные мелких и средних размеров: длина тела от 5 до 21 см. Они (кроме землеройков...

Совместная деятельность в 1 младшей группе «Крот и зеленая звезда» (Разработана на основе авторской программы И.А.Лыковой «Цветные ладошки»)

Цель:«Воспитание эмоциональной отзывчивости  у детей раннего возраста для     реализации задач художественно-творческого развития детей 2-3 лет»В ходе совместной деятель...

Конспект НОД группы дошкольного возраста 6-7 лет по теме: «Беседа о кроте»

Данный конспект поможет в проведении НОД по теме"Крот"...