Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию в подготовительной группе «Загадки космоса»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Артюшенко Мария

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию в подготовительной группе «Загадки космоса»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_poznavatelnogo.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад № 115

Невского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию в подготовительной группе «Загадки космоса»

Составила воспитатель: Артюшенко Мария Петровна

Санкт-Петербург,

2018 год.

Задачи: 

- Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.

-Уточнить представления о солнечной системе, о названии планет, их расположении. Формировать представление о Луне, звездах, смены времени суток.

-Развивать внимание, воображение, умение анализировать и сравнивать.

- Формировать у детей опытным путём элементарного понятия о законах космоса,

- Формировать умение делать выводы по результатам опытов.

-Учить детей отражать в речи результаты экспериментирования.

Предварительная работа:

Рассматривание глобуса, подбор и размещение на полке литературы о космосе.

Оборудование: 

Ноутбук, мультимедиа проектор, стакан, молоко, ложка, пипетка, фонарик, желтая  палочка, нитки, 9 шариков, глобус, дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, вкревка и к ней превязанное  пластамассовое кольцо.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята.

Ребята, вы слышите какой-то странный звук. Это сигнал SOS. Кто-то просит о помощи. Послушаем внимательно.

(Слайд 1. Письмо астронома)

В нашей вселенной случилась беда, злая магнитная буря перепутала все планеты во вселенной, и наша планета может погибнуть. Ребята вы срочно должны отправиться в космическое путешествие, чтоб все исправить. Но в полёт могут лететь только смелые и отважных ребята, которые много знают и готовы к новым открытиям. Чтоб всё встало на свои места вам предстоит отгадать сложные загадки космоса.  

Воспитатель спрашивает.

Ребята вы Готовы?  (Да)

Чтоб корабль наш взлетел надо дать правильные ответ на вопросы и загадки астронома.

(Слайд 2. с изображением Земли)

  1. На какой планете мы живём? (земля)

Ребята, перед вами фотоснимок Земли, сделанный из космоса. Какую форму имеет наша планета Земля … (шара). Земля единственная планета солнечной системы, на которой есть и вода, и суша. Ещё нашу Землю называют живой.

Почему её так называют?

И кто живет на планете Земля? (Люди, животные, растения)

Наружный твердый слой Земли - называется земной корой,

Глубже земной коры находится мантия,

Ещё глубже – земное ядро.

 Чем глубже расположены земные породы, тем они плотнее и горячее.

Опыт №1 «Строение земли». Воспитатель показывает детям яйцо. Яйцо – это символ жизни, а Земля – это планета жизни.

Строение Земли и яйца очень похожи. Яйцо состоит из трех частей, и Земля тоже состоит из трех частей. Давайте будем сравнивать:

1. У яйца есть что? (скорлупа)       У Земли есть - кора.

2. Под скорлупой, что находится у яйца?  (белок).  А у земли – мантия.

3. В самом центре яйца что? (желток).   А в самом центре Земли – ядро.

Давайте посмотрим, что еще нам прислал астроном.

(Слайд 2. С изображением неба)

Почему небо голубое? (Ответы детей)

Ученые со всего света то же задавали себе этот вопрос. Ответ на этот вопрос поможет дать опыт.

Опыт № 2 «Голубое небо»

 Наполним стакан водой, добавим в стакан каплю молока и размешаем. Затемним комнату и установим фонарик так, чтобы луч света от него проходил сквозь центральную часть стакана с водой. Мы увидим, что луч света проходит только через чистую воду, а вода, разбавленная молоком, имеет голубовато-серый оттенок.

Вывод: в атмосфере находиться кислород, который также как частицы молока выделяет голубой цвет, когда на него падают лучи солнца. От этого с земли небо кажется голубым, а земля кажется голубой из космоса. Если в воздухе много пыли и влаги, то небо кажется серым.

Вот ещё одна загадка от астронома.

(Слайд 3. с изображением Луна)

Какое небесное тело находится ближе всех к Земле? (Луна)

В нашей вселенной все движется, и не одно небесное  тело, не стоит на месте. Когда мы смотрим на звезды нам кажется, что они неподвижны. Но на самом деле звёзды так далеки, что мы не замечаем, как они несутся в космосе с огромной скоростью по своему пути. Слово космос означает «порядок», «строй». Каждая звезда и планета имеет свой путь- орбиту и столкнуться с другой другом они не могут. Луна – это спутник земли. Она вращается вокруг земли. Почему луна не улетает в космос и не падает на Землю? Что её удерживает земное притяжение? Чтоб ответить на эти вопросы предлагаю провести опыт.

Опыт № 3 «Почему Луна не падает на Землю?»

 Один конец верёвки привязать к кольцу, а другой зажать в руке. Кольцо - это луна, а ребёнок – земля. Попросить ребёнка раскрутить кольцо за верёвку. Кольцу не даёт улететь верёвка. Верёвка - это сила земного притяжения. Как только луна перестанет вращаться, так сразу сила земного притяжения её приземлит, притянет к земле.

 Вот и ещё один вопрос от астронома.

(Слайд 4 с изображением созвездий)

Скажите пожалуйста ребята, звезды видны днём? (Ответы детей)

Вечером, когда стемнеет и на небе нет ни облачка, мы видим множество звёзд. Нам они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. Но на самом деле звёзды - это огромные раскалённые газовые шары, похожие на Солнце. Есть звёзды – гиганты, а есть звёзды – карлики. В древности люди условно разделили звёзды на группы – созвездия. Самые яркие, заметные звёзды в каждой группе соединили воображаемыми линиями, а затем смотря на рисунок, который получился придумывали название этим созвездиям. На небе есть целый зоопарк: Рак, Рыба, Большая и Малая медведицы, Овен, Козерог, Скорпион. Всего на небе 88 созвездий. Звёзды не светят как солнце. Но светятся. И видим мы их потому, что на них попадают солнечные лучи.

Солнце светит постоянно, но днём мы звезды не видим. Почему?

Опыт № 4 «Дневные звёзды»

 В освещенной комнате пробить дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложить картонку в конверт. Взять в одну руку конверт, а в другую фонарик. Посветить на обращённую к нам сторону конверта – дырки не видны. Посветить с другой стороны конверта – дырки хорошо заметны. Свет проходит через дырки в любом случае, но видим мы их, только если дырка выделяется на темном фоне.

Вывод: днём звёзды светятся тоже, но на светлом небе их не видно. Звёзды хорошо видны только на тёмном небе. Ночью.

Следующий вопрос от астронома.

(Слайд 5. С изображением времени суток)

5.Куда исчезает солнце ночью? (Ответы детей)

Планета Земля имеет форму шара и вращается вокруг своей оси. (Показывает глобус).

Глобус можно вращать? (Да)

Это не случайно. Оказывается, Земля постоянно плавно вращается вокруг воображаемой линии – земной оси. Эту линию мысленно можно провести через толщу Земли между Северным и Южным полюсами.

Вращается Земля с запада на восток. Полный оборот вокруг своей оси совершает за сутки, за 24 часа.

Из-за этого вращения и происходит смена дня и ночи. На той стороне Земли, которая освещена Солнцем, - день. На противоположной, находящейся в тени- ночь.

Опыт №5 «Смена суток»

Берем настольную лампу и глобус. Включаю светильник и медленно кручу глобус. Где светло – день, где темно – ночь.

Физкультминутка

Мы цепочкой друг за другом,

Взявшись за руки идем.

Идут цепочкой, взявшись за руки, правое плечо вперед.

Повернувшись внутрь круга,

Медленно кольцо замкнем.

Вот колечко, то есть круг,

Останавливаются, образуют круг,

взявшись за руки.

Наши руки, приподнявшись,

Прямые руки поднимают вверх.

Лучиками стали вдруг.

Потянуться вверх на носочках.

Мы сомкнулись, повернулись

Руки опустить, шаг вперед, поворот кругом.

Раз! И солнцем обернулись.

Руки вверх - потянуться на носочках.

Чтоб нас лучше разглядели,

Раз – присели, два – присели.

Руки вперед, приседают два раза.

Вдаль сейчас ракета мчится,

Прямо к звездной тишине.

Прямые руки поднимают вверх,

соединяя ладони рук над головой.

Потянуться на носочках.

И звездою обратившись,

Прямые руки над головой–растопырить пальцы рук.

Ярко светит в темноте.

Выполняют движения «фонарики» кистями рук.

Можем сделать мы флажок,

Попеременные движения прямыми руками вверх – вниз перед собой.

Можем – треугольник

Соединить ладони треугольником перед собой.

Это все легко и просто –

Сделать может школьник.

Махнуть правой рукой перед собой

Молодцы ребята! Вы ответили на все вопросы астронома и можно отправляться в путь на нашем космическом корабле. Приглашаю всех пройти на посадку. Всем занять свои места, начинаем обратный отчёт (все вместе считают 10;9;8;7;6;5;4;3;2;1 -СТАРТ)

Звучит музыка.

Космический корабль вошёл в зону невесомости, можно отстегнуть ремни и полетать по ракете (Свободная двигательная активность под музыку.)

Внимание! Всем надеть скафандры, приготовиться к выходу в открытый космос.

(Слайд 6. С изображением солнечной системой)

На полу лежит панно с прорисованными орбитами и приклеенными на липучку планетами. Рассматривая карту «Солнечной системы».  на экране, дети возвращают планеты на свои орбиты. Все ли планеты на своих местах? (Да). Молодцы ребята!!!

Планеты к нам ближе, чем другие звёзды, и они тоже вращаются как наша Земля вокруг Солнца.  Все восемь планет, которые вращаются вокруг Солнца, образуют солнечную систему.

(Слайд 7. С изображением планет Меркурия и Венеры)

Меркурий самая близкая к солнцу планета. Венера кажется серебристым блестящим шаром. Её хорошо видно утром. Поэтому её называют утренней звездой.

(Слайд 8. С изображением планеты Марс)

Если на ночном небе ты увидишь красноватую точку, которая как бы подмигивает тебе, то знай - это планета Марс. Ближайший сосед Земли. На Марсе мало кислорода и самые высокие горы.

(Слайд 8. С изображением планеты Юпитер)

Юпитер самая большая планета солнечной системы. Юпитер.

 Сатурн, Уран, Нептун состоят из сгустившихся газов.

(Слайд 9. С изображением планеты Сатурн)

У Сатурна очень много спутников и много лун. Их так много что они похожи на кольца из камней и космической пыли.

(Слайд 10. С изображением планеты Уран)

Уран - уникальная планета Солнечной системы. Ее особенность в том, что она вращается вокруг Солнца не как все, а “лежа на боку”. Уран тоже имеет кольца, хотя их труднее увидеть.

(Слайд 11. С изображением планет Нептун и Плутона)

 Нептун последняя планета солнечной системы. Плутон исключён из ряда планета.

Посмотрите на картину солнечной системы. Почему же все планеты солнечной системы движутся строго по своей орбите. Что их там удерживает? (Предположения детей)

Давайте проверим ваши предположения и проведём очередной опыт.

Опыт № 6 «Солнечная система»

Представьте, что палочка с диском – солнце, а шарики – планеты. Вращаем палочку – все планеты летят по кругу, если её вращение остановить до и планеты остановятся. Что же помогает солнцу удерживать всю солнечную систему? (солнцу помогает движение, вращение)

Если Солнце не будет двигаться и вращаться, то планеты не будут к нему притягиваться. Не будет притяжения, которое не позволяет планетам войти со своей орбиты.

Что вам понравилось больше всего? (ответы детей).

Молодцы ребята!!!! Вы спасли нашу планету и разгадали загадки космоса. Занимайте места в ракете. Мы возвращаемся в детский сад. (Звучит музыка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе Тема: «Волшебная страна».

Цель: продолжать расширять область социально нравственных ориентаций и чувств у детей; развивать коммуникативные навыки детей, навыки самооценки и самоконтроля.Программное содержание:...

Сценарий педагогического мероприятия (непрерывной образовательной деятельности) с детьми по познавательному развитию в средней группе (4-5 лет) Тема: «Сохраним природу вместе».

Тема НОД: «Сохраним природу вместе». Образовательная области: познавательное, художественно-эстетическое развитие. Цель: формирование у детей основ экологической культуры....

Конспект непрерывной образовательной деятельности ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие» в средней группе по теме «Транспорт»

Цель: Развитие поисковой деятельности побуждение к проявлению инициативы.Задачи: Образовательные:Формировать умения ориентироваться в пространстве группы на основе предметной наглядности.Закреплять пр...

Сценарий педагогического мероприятия (непрерывной образовательной деятельности) с детьми по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Солнце и его влияние»

Сценарий педагогического  мероприятия(непрерывной образовательной деятельности) с детьмипо познавательному развитиюв  подготовительной к школе группеТема: «Солнце и его влияние»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП (ОО «Познавательное развитие») в младшей группе «Почемучки» на тему: «Морское путешествие на Чудо-остров»

Цель: формирование представлений детей о свойствах предметов: цвет, форма, величина; понятии «один» и «много»Задачи: - образовательная задача: закрепить знания детей выделять о...