Музейная педагогика
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кульгускина Галина Николаевна

Материалы из опыта работы по использованию музейной педагогики в работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika.docx15.64 КБ

Предварительный просмотр:

Технология музейной педагогики.

Слайд 1

Музейная педагогика, давно став неотъемлемой частью работы современного музея, ныне вышла за его пределы и даже пришла в детский сад.

Слайд 2,3,4,5

Почему музейное образование важно для ребёнка?

Уже в самом раннем возрасте детей начинает интересовать предметный мир. Познание окружающего осуществляется путём накопления чувственных впечатлений от окружающих ребёнка вещей. Радость познания и удовольствия от рассматривания- это, по существу, явления сходные и синхронные. Дети, не обладая способностью к абстрактному мышлению, очень восприимчивы к конкретике и проявляют большой интерес к детальному разглядыванию предмета. Иными словами, способность к зрительному переживанию у них развита едва ли не в большей степени, чем у взрослых. В пространстве музея возникает уникальная возможность предъявить ребёнку не просто предмет, а предмет музейного значения, обогатить детей впечатлениями современно новых, незнакомых вещей. Это необычно расширяет его кругозор, представление о мире.

Слайд7,8,9.

Сегодня уже бесспорно, что целью музейного образования является формирование ценностного отношения к культурному наследию и шире к предметному миру культуры.

Слайд 10,11.

Конечно каждый педагог знает, что дети лучше усваивают материал посредством осязания, которое дополняет и обогащает зрительную информацию, что манипулирование с предметом практически обязательный элемент занятий с малышами. Тем не менее в сфере музейной педагогике, важно подумать, каким образом активизировать другие органы чувств, чтобы ребёнок мог не только увидеть, услышать, пощупать, но и попробовать на вкус, ощутить аромат, произвести какое-то действие, проявить себя в творчестве. Только в этом случае интерактивность как организационно-методический принцип раскроет свой потенциал и, главное, действительно определит эффект музейного занятия, которое потребует от ребёнка максимальной мобилизации творческих сил.

Слайд 12.

С помощью моих коллег мы создали в детском саду мини-музеи. Ко дню космонавтики мини- музей «Космос глазами детей». Ко дню театра оформили мини- музей «Театральная гостиная», мини- музей «Безопасность», мини- музей «Русская изба», каждый из мини- музеев создавался по-разному, что-то возникло в ходе реализации творческих проектов, как например Слайд 13 «Театральная гостиная», где принимали активное участие все участники образовательного процесса-педагоги, дети и их родители. Все экспонаты-это творчество, смекалка и результат активного участия в творческом конкурсе «Волшебный мир театра».

Слайд 14.

Мини-музей «Русская изба»-это в полной мере реализация образовательной задачи, выбранной нами парциальной программы «Здравствуй русская сторонка».

Слайд 15,16.

 Так ко дню космонавтики совместно с педагогическим коллективом и в целях пополнения материально-технической базы и развивающей среды нашего учреждения был создан мини-музей «Космос глазами детей», посещая который мы реализуем и расширяем образовательные задачи в познавательном развитии наших детей.

Слайд 17.

В целях расширения знаний по безопасному поведению детей дошкольного возраста мы оформили «центр безопасности» в учреждении и также на территории детского сада. Так играя дети учатся соблюдать элементарные правила поведения на дороге, получают знания о возможных выходах из различного рода ситуаций и пополняют знания по пожарной безопасности.

Интерьер музеев постоянно пополняется.

Слайд 18,19,20,21.

В своей группе мы тоже создали мини- музей «Русская матрёшка», в нём широко представлены народные игрушки: матрёшки, изделия народных промыслов (дымка, гжель, хохломская роспись, изделия из дерева).

Слайд 22,23.

 Также руками наших родителей, мам рукодельниц создали мини-музей «Куклы наших бабушек».

 Всё это постоянно обновляется и пополняется новыми экспонатами.

Чтобы работа проходила поэтапно, мы разработали перспективный план, в котором учитывали возрастные особенности детей при отборе содержания.

Слайд 24.

Достичь намеченного можно при решении ряда воспитательных и образовательных задач. Несмотря на довольно большое количество литературы по музейной педагогике и примерных развёрнутых сценариях тематического общения с детьми довольно велика.

Слайд 25.

 Опыт музея в нашем детском саду, судя по многочисленным отзывам наших коллег, вызывает интерес. Достаточно лишь желание и заинтересованность.

Слайд 26.

Систематическая работа по данной теме, поиски новых путей обучения, совместное творчество в коллективе даёт положительные результаты не только у меня, но и у моих коллег. Данный опыт показал практическую значимость. Значит, выбранный нами путь правилен.

Поэтому мы считаем, что работа должна продолжаться дальше, развиваться и приносить свои плоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"

План работы на год по мини-музею Архитектуры...

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...

Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.

Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...