Проект: «Можно ли остановить ВРЕМЯ?»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Ходжабекян Асмик Арбиковна

Цель: Развитие временных представлений.

Задачи:

1.Понять, что такое Время и как оно помогает людям.

•2.Узнать какие бывают часы и научиться ими пользоваться.

•3.Разобраться, что такое Календарь и планировать важные события.
 
•4.Понять, как важно беречь свое Время.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ Школа№830 ДО «Крепыш». Проект: «Можно ли остановить ВРЕМЯ?». Авторы: Чирков Игорь, Белякова Вика. Руководители: Рослова Л.А.; Ходжабекян А.А.; Чиркова А.

Слайд 2

Цель: Развитие временных представлений. Задачи: 1.Понять, что такое Время и как оно помогает людям. 2.Узнать какие бывают часы и научиться ими пользоваться. 3.Разобраться, что такое Календарь и планировать важные события. 4.Понять, как важно беречь свое Время.

Слайд 3

«Мы стали взрослыми». Мы стали взрослыми детьми. На следующий год идем в школу. У нас прибавиться много обязанностей и забот. Хватит ли нам ВРЕМЯ на все любимые дела?

Слайд 5

«Время» - самое загадочное явление во ВСЕЛЕННОЙ, его нельзя ни увидеть, ни потрогать, а что же можно с ним сделать? Гипотеза: Говорят, что ВРЕМЯ уходит, убегает. Мы решили его ДОГНАТЬ и ОСТАНОВИТЬ.

Слайд 7

«Веселые старты». На уроке физкультуры мы играли в «Веселые старты». Когда мы шли с мячом – это были Минуты, а когда бежали – это были Секунды, которые меньше минуты, а время шло, потом бежало вместе с нами и не останавливалось. Вывод: путем наблюдения мы установили, что ВРЕМЯ может и прыгать, и скакать, и бежать, но остановиться не может.

Слайд 9

«Часы» Нас в группе познакомили с часами, а циферблат к ним мы сделали сами : и цифры, и часовые, и минутные и даже секундные самые тонкие и длинные стрелки. Узнали мы, что СЕКУНДА – один хлопок в ладоши, один прыжок вверх, а ребята добавили, что за секунду можно: Улыбнуться, чихнуть, нахмуриться и много чего другого.

Слайд 11

«Как мы узнаем ВРЕМЯ?» Вместе с воспитателями и родителями мы узнали, что время можно определить по часам. Часы бывают разные: часы на стене- Настенные; стоят на полу –напольные; на руке –наручные, в кармане- карманные. А самые точные - песочные, песок сыпется- секунды бегут.

Слайд 13

«Часы были всегда?» Нам стало интересно, а всегда ли были ЧАСЫ? Мы стали спрашивать у родителей и воспитателей, смотреть в интернете, узнавать из книг. Оказалось, что на самом деле раньше не было никаких часов, ВРЕМЯ определяли приблизительно: по пению птиц, по рассвету, смотрели на небо. Если солнышко вставало – утро, заходило – наступила ночь. День плюс ночь – это СУТКИ.

Слайд 15

Мы сделали опыт: взяли глобус и лампу. Л ампа – СОЛНЦЕ. Глобус обозначает ЗЕМЛЮ. Она вращается вокруг своей оси. Солнце освещает ЗЕМЛЮ - день, а на другой, неосвещенной стороне ЗЕМЛИ, – ночь. Мы узнали, что Земля вращается вокруг СОЛНЦА за 1 год, и меняется время года: зима, весна, осень и л ето. И мы поняли, что бывают разные отрезки времени: Большие: Маленькие: ДЕНЬ и НОЧЬ; СЕКУНДА; СУТКИ и МЕСЯЦ; МИНУТА; ГОД. ЧАС.

Слайд 17

« Календарь». С сентября месяца мы каждый день передвигаем на календаре красный квадратик по числам, и мы узнали, что благодаря календарю мы знаем ГОД; МЕСЯЦ ; НЕДЕЛЮ и ДЕНЬ. И можем планировать свое время. Гипотеза: Предположить, что ВРЕМЯ движется вместе с нами, а можно вернуть хорошие события?

Слайд 19

«Ход событий» Мы собрали фотографии за один год и сделали стрелку, которая показывает ход событий происходящих на фото . Осенью мы собирали листву; Зимой лепили из снега; в есной встречали масленицу; а летом отдыхали с родителями. Стрелка обошла целый круг и прошел год. -Мы узнали, что ПРОШЛОЕ – прошло, а БУДУЩЕЕ только наступает , и мы его не знаем, но можем планировать . Это только в сказке «Потерянное время»можно попасть в будущее, а потом вернуться обратно.

Слайд 20

Вывод: Время невозможно остановить, оно все время двигается вместе с нами, но если сохранить то , что тебе дорого: любимая игрушка , фотографии, то можно вернуть момент радости и счастья .

Слайд 21

Прочитав сказку «В гостях у часовщика гнома» про мальчика ,который очень боялся опоздать в первый класс, мы поняли, что если научимся ВРЕМЯ беречь, многое сможем мы сделать успеть: и погулять, пошалить, почитать и с друзьями умными стать.



Предварительный просмотр:

        ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ   ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 830»

           

         

         

 Исследовательский проект

 Направление: гуманитарное

  Тема: «Можно ли остановить ВРЕМЯ?»    

     

                                         Автор проекта:

        воспитанница подготовительной к школе группы 5.5         - Аксёнова Полина.

                                         Руководители проекта:

                                          воспитатели:

        Ходжабекян Асмик Арбиковна,

                                          Рослова Лия Александровна.

         

        

                                                                                Москва, 2019г.

Содержание

  1. Титульный лист
  2. Содержание
  3. Аннотация
  4. Введение
  5. План работы над проектом
  6. Ресурсное обеспечение проекта
  7. Описание проектного решения
  8. Оценка полученного результата
  9. Выводы
  10. Список литературы
  11. Приложения.

                                                             Аннотация.  

        Проектная деятельность дошкольников способствует формированию познавательных мотивов учения, так как дети видят конечный результат своей деятельности.

   Проект «Можно ли остановить время?» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

        Данный проект предусматривает совместную деятельность педагогов, детей и родителей, в процессе, которого у воспитанников развиваются познавательные способности и творческое мышление, ребята учатся искать необходимую информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

         Проект направлен на развитие поисково-познавательной деятельности, а проведенные самостоятельные исследования позволяют детям ответить на проблемные вопросы.  

Введение

        Согласно ФГОС ДО содержание любой образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  •  познавательное развитие; речевое развитие;
  •  художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

      При разработке данного проекта мы опирались на одну из задач, которая включена в ОО «Познавательное развитие»: формирование первичных представлений в пространстве и времени».

          Время является регулятором всей деятельности человека.

                                                                                                                                                     Особую актуальность данная тема приобретает в старшем дошкольном возрасте, в связи с предстоящим обучением в школе.                                               Ребенок сам должен ориентироваться в отрезках времени и обладать чувством времени. Если у будущего школьника не сформированы выше указанные умения, он будет испытывать трудности в обучении и не сможет укладываться в отведенное для определенного задания время. Ребенок будет нерационально распределять свое время между игрой и учебой. Поэтому ориентировка во времени жизненно необходимое умение для овладения разными видами деятельности. А также важный показатель  интеллектуальной готовности к обучению в школе.

                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                    Цель проекта: развитие временных представлений.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                             Задачи:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

  1.  Понять, что такое время и как оно помогает людям в различных жизненных ситуациях.
  2. Узнать какие бывают часы  и научится ими пользоваться.
  3. Разобраться, что такое календарь и как планировать важные события.
  4. Понять, как важно «беречь» свое время.

        Методы работы:

1.Изучение литературы по теме.

2.Проведения опытно-экспериментальной деятельности с целью научиться     понимать, что такое «ВРЕМЯ».

3. Анализ полученных результатов.

        Объект исследования: пространственно временные понятия.

        Предмет исследования: время.

        Гипотеза : говорят, что время  уходит, убегает, мы решили, что  его можно догнать и остановить.

   

         

                                     

                     

1. План работы над проектом

  1. Организация и оформление уголка времени в группе совместно с детьми и родителями.
  2. Подбор и рассматривание тематических картинок.
  3. Чтение  художественной  литературы.
  4. Проведение подвижных и малоподвижных игр.
  5. Организация образовательной деятельности.
  6. Проведение викторины и досуговой  деятельности в соответствии с заданной темой.
  7. Организация поисково — исследовательской деятельности.
  8. Организация выставки творческих работ воспитанников.
  9. Привлечение родителей к участию в конкурсе.

2. Ресурсное обеспечение проекта

  1. Дидактический и наглядный материалы.
  2. Работа с тематическими картинками: «Часы суток», «Что бывает раньше, а что потом », «Времена года».
  3. Беседы: «Что такое время?», «Механические часы»,«Электрические часы», «Огневые и масляные часы», «Солнечные часы», «Атомные часы», «Песочные часы», «Что такое часы», «Водяные часы».
  4. ООД: «Вращение Земли вокруг Солнца», лепка на тему «Какие бывают часы», рисование «Вселенная  и время», «Любимые часы».
  5. Чтение  художественной  литературы: Е.Шварц «Сказка о потерянном времени», Т.И.Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика,или  история о том ,как мне не опаздывать в школу», C.Я.Маршак стихи «Круглый год».
  6. Оформление выставки «Мир часов».
  7. Викторина «Наш веселый календарь», «Двенадцать месяцев».
  8. Досуг: «Двенадцать месяцев».
  9. Защита проекта «Можно ли остановить время?»
  10. Поисково – исследовательская деятельность «Вращение Земли вокруг солнце».
  11. Конкурс « Cделай часы своими руками».

3. Описание проектного решения

        Опираясь на выше указанные методы, была проведена следующая опытно — экспериментальная работа, по результатам которой воспитанники научились  понимать, что такое «ВРЕМЯ».

1. Опыт «Вращение Земли вокруг  солнца».

Материалы и оборудование:

1. Глобус, настольная лампа, флажок, фотоколлаж, песочные часы.

Опыт:                       

Зажигаем настольную лампу - это солнце. Солнце светит на флажок - это день.

Вращаем глобус (флажок напротив лампы) вокруг своей оси. Видим, что флажок удаляется от Солнца и  менее становится освещенный, а затем вообще исчезает, находиться  на противоположной стороне от Солнца,  значит у нас ночь.

Как же происходит смена дня и ночи, почему то светло, то темно?

Ставим флажок на глобус (там, где находится Москва) и  начинаем медленно вращать, а детям предлагаем наблюдать за  флажком и сообщать, когда наступает в городе ночь.

- Давайте поставим флажок на противоположную сторону глобуса, например

в Канаде, а там происходит смены дня и ночи?

Воспитатель показывает Россию и Канаду.

Когда в России день, в Канаде ночь, и наоборот.

А теперь возьмем двух человечков, одного поселим жить в Канаду, а другого в Россию. И понаблюдаем за вращением глобуса. Что они делают?

Вывод: Везде, на Земле день сменяется ночью. Это происходит потому что, планета Земля вращается вокруг своей оси и поворачивается к Солнцу то одной, то другой стороной. На освещенной стороне день, а на другой ночь.

Но, кроме того, что Земля вращается вокруг своей оси. Она вращается и вокруг Солнца. Полный круг Земля проходит  за 365 дней, а это целый год.

За время вращения Земли вокруг Солнца, происходит смена времен года       (зима, весна, лето и осень).                                                                        

Эксперимент с песочными часами:

Предлагали детям сесть за стол возле песочных часов группа  за стол с                 1-минутными часами и группа с 3-минутными часами, и собрать на время заданную фигуру из деревянного конструктора. Наблюдали и сравнивали объем  выполненной работы за разные временные интервалы.

После этого дети решили просто посидеть 1- минуту, а другие         3-минуты

Без задания, сделали вывод, что когда занят делом, время течет быстрее.        Вывод: вместе с песчинками, которые текут в песочных часах «ТЕЧЕТ» и время. Определенное задание, которое мы выполняли, является  показателем измерения конкретного отрезка времени. Мы убедились экспериментальным  путем, что время течет и не останавливается.        

2. Эксперимент с пособием «Время и события».

        Гипотеза: предположим, что время протекает вместе с нашими важными событиями.

Чтобы проследить течение времени, мы вместе с детьми решили сделать пособие «Время и событие», в котором отражается все четыре  времени года. На каждый сектор дети приклеили фотографии разных событий в детском саду, и стали отслеживать ход времени по происходящим праздникам, зимним забавам, сбору красивого осеннего букета и т.д.        

        Вывод: по итогам эксперимента мы пришли к выводу, что время проходит через события, происходящие в жизни каждого из нас.                        

                                                                               

                                   

                         

4. Оценка  полученного результата

1. Дети стали использовать в активном словаре  временные понятия.

2. Научились « беречь» время.

3. У ребят сформировалось желание заниматься исследовательской деятельностью.

4. Развился навык планировать события своей жизни.

5. Понимание, как правильно измерить нужный отрезок времени.

                                        

5. Вывод.

        Изучив познавательную и художественную литературу, интернет — ресурсы, проведя исследовательскую деятельность по заданной теме,                         мы с детьми пришли к следующему выводу:

1. Время везде вокруг нас, его нельзя, ни увидеть, ни потрогать, но  зато можно «почувствовать».

2. Время  является регулятором всей деятельности человека.

3. Восприятие  времени - это отражение длительности и последовательности явлений и событий, происходящих с каждым из нас.

        В ходе проекта мы поняли, что ВРЕМЯ  это абстрактное понятие     его нельзя остановить, догнать или перегнать, но можно осознать его течение.                                                                                                                                     Гипотеза,  поставленная в начале проекта не подтвердилась.                                         

6. Список литературы.

  1. Э.Шварц “Сказка о потерянном времени''
  2. С.Я. Маршак ''Двенадцать месяцев'', ''Круглый год''
  3. Т.И. Ерофеев ''В гостях у гнома-часовщика или история о том, как не опоздать в школу''
  4. Б.Грешникова “Сказка о волшебных  часах”
  5. Ю.Мориц”Шли часы через дорогу’’
  6. В.Берестова “Без четверти шесть’’
  7. О.Мальцева ''Сказка про часы с кукушкой''
  8. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду
  9. Дошкольное воспитание -1994
  10.  Глухова Н. Колесо времени //Обруч-2005
  11.  Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром.
  12.  Интернет-порталы: ped-kopilka.ru, infourok.ru

7. Приложения

Беседа: Что такое время?

Цель: познакомить детей с понятием «время», «ориентирование во времени». 
Задачи:
• расширять знания детей о времени; 
• воспитывать бережное отношение ко времени;
• развивать интеллектуальные умения;
• развивать умение выявлять смысл пословиц и поговорок;
• обогащать словарный запас детей новой лексикой;
• воспитывать умение слушать и понимать друг друга.
Ход беседы:

В толковом словаре  есть 10 описаний слову «Время». Что же это такое? Возьмем из словаря такую трактовку: «Время – это продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами». 

Сегодня каждый человек каждый день, каждую секунду имеет дело со временем. Время – оно есть и прошлое, и настоящее, и будущее. Эдакое удивительно обширное понятие. Можно сказать, что время – это наше восприятие пространства. С его помощью мы можем легко рассказать о событиях (или же еще о чем-то, например, о наших чувствах или намерениях), которые с нами произошли, происходят или будут происходить. С помощью времени мы ориентируемся в пространстве. К примеру, проще сказать «Завтра в 7 утра мне нужно идти в детский сад», чем «Когда встанет солнце и будет на небе вон в той точке (показываем), мне нужно быть в детском саду». А если нам придется рассказать о том, что произошло две недели назад? Что тогда? 14 раз назад солнце село и мама купила мне куклу? Запутаться можно. 

Время мы не можем потрогать, понюхать, увидеть, услышать. Оно абстрактно (невещественно, неконкретно, размыто). 

Кроме того, время движется. Причем только вперед. Некоторые даже говорят, что время течёт, утекает, убегает. Время нельзя остановить, нельзя повернуть вспять. Даже поговорка есть такая: «Времени не воротишь». Оно движется от прошлого к будущему. А тот миг, который происходит сейчас, в данную секунду – есть настоящее. Поэтому люди во все времена старались бережно относиться ко времени, ценили его, и учились правильно распределять. Говорят: «Часы — тянутся, дни — идут, месяцы — проходят, а годы – летят». Вспомните, как ваши мамы и папы говорят: «Вроде наш Ваня/наша Катя только родился, а уже воооон какой большой!» 
Бывает ли у вас такое чувство, что время тянется как резина? Бывает, когда вы не хотите спать в сон-час! Вы лежите и думаете: «Ну когда же воспитатель нас поднимет?» Можно сказать, что время тянется тогда, когда вам скучно или нечем заняться, когда мы ждем кого-то, так?! «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

А еще в народе говорят: «Счастливые часов не наблюдают». Как это понять? Правильно, когда мы заняты любимым делом, когда мы идем с родителями в зоопарк, когда гостим у бабушки в деревне – время пролетает незаметно.
Оказывается, мы с вами с рождения имеем это чувство времени. Давайте поясню: когда вы родились, вы потихоньку привыкали кушать в определенное время, умываться по утрам, купаться по вечерам и прочее. Когда вы пошли в детский сад, вы привыкали к новому распорядку (а распорядок дня – и есть ни что иное, как правильно организованное или спланированное время). Утром зарядка, потом завтрак, потом занятия, потом игры и так далее. Становясь старше, вы уже наперед видите, что будет дальше. 

А что же нам помогает определять время? Давайте перечислим:
1. часы;
2. время суток;
3. дни недели;
4. времена года;
5. месяцы года.

Итак, подведем итог вышесказанному. Прошу ответить на вопросы:
1. Можем ли мы потрогать время? Почему?
2. Помогает ли нам время? Для чего оно вообще нужно?
3. Когда мы были маленькими, мы ориентировались во времени?
4. Что такое время?
5. Умеет ли время ползти? Когда такое бывает?
6. Что помогает определить время?
7. Почему мы часто говорим, что время дороже золота?
8. Должны ли мы ориентироваться во времени?


Беседа:                                                                                                                     Что такое часы?  

Цель: развитие временных представлений и знакомство с историей часов.
Задачи:
•знакомить детей с понятием «часы» и с историей их возникновения;
• воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени;
• расширять кругозор, обогащать словарь детей.

Ход беседы:

В прошлый раз мы с Вами познакомились со временем. Давайте вспомним, что это такое? Правильно, время – это продолжительность, длительность чего-либо, измеряемая секундами, минутами, часами. 

Сегодня мы будем знакомиться с часами как таковыми, с атрибутом времени. С тем предметом, который нам больше всего помогает ориентироваться в пространстве. Без часов мы не представляем свою жизнь. Они висят на стене, стоят на полочке, они есть на мобильном телефоне у взрослых, и на руках тоже! Что это такое? Часы – это прибор для измерения времени.
Зачем нам нужны часы? Правильно, чтобы не опоздать, чтобы знать, когда идти на работу, в музей, когда начнется любимый мультфильм. 
А как раньше люди жили без часов? Как ориентировались во времени? Вот вы говорите, что вместо будильника пробуждал всех петух, с его пения начинался день. А что же делать, если нет петуха? А что делать, если мне нужно куда-то не утром, а в обед? Стоит придумать что-то иное. 
Древние люди ориентировались во времени по Солнцу. Они наблюдали за окружающим миром. Солнце встало – утро, Солнце прямо надо головой – день, Солнце садится – вечер. Люди даже придумали солнечные часы. С ними мы будем знакомиться позже. Удобно, конечно. Но всегда ли на небе солнышко? Нет. Когда идет дождь, трудно определить, какая сейчас часть суток. Вспомните, в пасмурные дни мы часто говорим: «Такое ощущение, будто сейчас вечер» (хотя на самом деле – еще утро или день).                                                                                                                        Кроме того, древнему человеку трудно было точно определить время так, как определяют его в наши дни.                                                                                  

Выходит, что ориентироваться по Солнцу тоже не очень-то неудобно.
Люди стали думать и гадать, что же делать, как изобрести прибор для измерения времени. И придумали водяные часы и песочные часы. Песочные вы уже видели, даже у кого-то они есть. А водяные часы – это что такое? И те и другие считаются древнейшими изобретениями человека для более точного определения времени. Вот уж действительно, когда можно сказать, что время течет! Воду наливали в высокий узкий сосуд с отверстием около дна. Особые люди, приставленные к часам, на восходе солнца наполняли сосуд водой. Когда вся вода выливалась, они громкими криками извещали об этом жителей города и снова наполняли сосуд. Так они поступали несколько раз в день. И чем меньше был сосуд, тем точнее можно было определить время. Этими изобретениями древние люди пользовались тысячелетиями. Но всегда появится изобретатель, который что-то новенькое да придумает.
Так были выдуманы: 

• огненные часы (свеча определенного размера с нанесенными на нее делениями). Их делали из разных материалов (из воска, смешанного со стружкой дерева и другими горящими компонентами), покрывали их дегтем, чтобы «часы» горели долго. Они появились в Индии и Китае.
• масляные часы (это глиняная чаша с фитильком, наполненная маслом). Это жидкие часы. Люди поджигали фитиль, он горел, масло испарялось. На боку глиняной чаши были нанесены цифры. Люди смотрели, какой был уровень масла, столько значит и времени.
Ни те, ни другие были ненадежны. Ведь за ними нужно было наблюдать, чтобы не потухли. А вдруг сильный ветер или дождь?
Умельцы придумали знакомые нам механические часы. Считают, что придумали их в Византии. Почему механические? Да потому, что они состояли из бесчисленного количества гаечек, болтиков, винтиков, пружинок, зубчатых колесиков, маятника, цепей и прочее. Сначала было одна стрелка, вероятно, она показывала только часы. Соответственно делений было 24. Их совершенствовали и совершенствовали, потому что за механизмом тоже надо было следить, смазывать детали, иногда проверять их время по солнечным часам. И спустя века в каждом городе большие механические часы висели на главной башне или соборе. Люди делали их и маленькими и большими. Механические часы дошли и до наших дней.
Кроме механических не так давно (в начале прошлого века) люди изобрели электрические и электронные часы. Здесь потрудились физики, которые работали с электромагнитным полем. Они были очень точные и самые надежные по сравнению с механическими, которые могли выйти из строя из-за одной сломанной пружинки или из-за попадания пыли внутрь сложного механизма.                               . 
Но во время открытия атомной энергии люди изобрели наиточнейшие, очень надежные часы – атомные. Они работают на атомной энергии вместо батареек или электричества электронных часов, вместо механизма механических часов. Считается, что атомная энергия неиссякаема. А значит, эти часы могут послужить человечеству аж много миллионов лет. У нас с вами атомных часов конечно же не будет, ведь они очень громоздки и за ними наблюдают только ученые.                                                                                

А вот механические и электронные часы вполне доступны и есть у каждого.


Беседа: Солнечные часы

        
Цель: знакомство детей с солнечными часами, их историей, назначением
Задачи:
• развивать познавательную активность и логическое мышление;
• активизировать словарный запас детей и наполнить его новой лексикой;
• закреплять знания о времени и часах;
• воспитывать бережное отношение ко времени;
• воспитывать умение слушать друг друга.

Ход беседы:

Мы уже знакомились со временем и приборами для его измерения. Что это за приборы? Правильно часы. Сегодня мы поговорим с вами о солнечных часах: кто, когда для чего их изобрел, дошли ли они до наших дней, большие они или маленькие, удобно ли по ним определять время.
Солнечные часы – старинный прибор для измерения времени по Солнцу. Они построены на знаниях наших предков о космических телах, в данном случае о звезде Солнечной системы. Родиной солнечных часов принято считать Древний Египет, где поклонялись различным богам, строили им храмы, служили им. Одним из главных древнеегипетских богов был бог Солнца - бог Ра. Считалось, что он правит всеми частями мира: небосводом, землей, преисподней. Ра ассоциировали с соколом или ястребом, на голове которого был яркий солнечный диск. Египтяне верили, что все формы жизни были созданы его руками, ведь Солнце есть источник света и тепла, без чего ни одно живое существо не может расти и существовать. Богу Ра возводили множество ярких храмов, в которых служили его жрецы. 
Вот в одни прекрасный день жрецы наблюдали за тем, как в очередной раз бог Ра «путешествует на своей лодке по небу». Они вдруг заметили, как колонны храма отбрасывают тень то в одну сторону, то в другую, причем плавно, будто бы по кругу. Жрецам пришла в голову идея создания солнечных часов, по которым они могли определить время, когда любимейший бог Ра проплывает на лодке в той или иной части небосвода. 
Давайте посмотрим, что они придумали: перед храмом жрецы установили большой колышек и назвали его «гномон». Это был священный колышек, который украшали резными узорами и надписями. Когда на небе появлялось солнце (бог Ра), то тень от гномона перемещалась по заранее размеченной окружности (некое подобие сегодняшнего циферблата). Равномерно нанесенные риски отмеряли равные отрезки времени. Окружность так же украшали узорами, часто изображениями Солнца, звезд и Луны в разных фазах. Людям такая идея понравилась, ведь появилась возможность определять точное время. Солнечные часы стали устанавливать в общественных местах – на площадях, в банях, в имениях императоров и так далее. 
Солнечные часы были разных конструкций:

• Горизонтальные (расположены прямо на земле, их можно построить на песке, да и вообще на любой горизонтальной поверхности);

• Вертикальные (эти часы, соответственно, расположены на вертикальной поверхности, а их гномон как бы торчит в строну. Чаще всего их устанавливают на стенах башен, высоких зданий и сооружений).

Если вы скажете, что такие часы нельзя взять с собой. Я отвечу – ребята, можно! Народные умельцы тут же среагировали и придумали уменьшенную копию солнечных часов – наручные миниатюрные модели. У путешественников и монахов были специальные посохи с отметками, и, поставив их под определенным углом к Солнцу, они могли определить время. Но, стоит отметить, что установка солнечных часов требовало определенных знаний астрономии и географии. Для каждой местности необходимо было правильно рассчитать, куда поставить гномон, и где устроить циферблат. Без этих расчетов солнечные часы перестали бы быть точными. Это сейчас можно проверить по обычным механическим или электронным часам, правильно ли показывают время солнечные часы, а раньше люди не имели такой возможности. 
Кроме того, самый большой минус солнечных часов – работать-то они могут лишь в солнечную ясную погоду! Тем не менее, солнечные часы служили людям в течение тысячелетий. И люди ими были очень довольны.

Давайте подведем итоги нашей беседы:
1. Где появились первые солнечные часы?
2. Кто такой бог Ра?
3. Как пришла мысль к созданию солнечных часов?
4. Из чего состоят солнечные часы?
5. Легко ли их самим сделать?
6. Какие бывают солнечные часы?
7. Где устанавливали солнечные часы?
8. Какие недостатки есть у солнечных часов?


                                                                                                               

Беседа: Песочные часы

Цель: знакомить детей с песочными часами, их историей, назначением
Задачи:
• развивать познавательную активность и логическое мышление;
• способствовать активизации и расширению словарного запаса детей;
• закреплять знания о времени и часах;
• воспитывать бережное отношение ко времени;
• развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать;
• воспитывать умение слушать друг друга.

Ход беседы:

Продолжаем знакомиться с видами часов. Сегодня мы узнаем, что такое песочные часы. 

Песочные часы, как и всякие любые другие часы, - это, прежде всего, прибор для измерения времени. Состоят они из двух соединенных друг с другом прозрачных стеклянных сосудов. В одном сосуде находится мелкий песок, который пересыпается в другой сосуд через горловину, тем самым отмеряется определенный промежуток времени. Он может составлять от нескольких секунд, до нескольких часов. 

Это зависит от размера сосудов: маленькие сосуды – маленький промежуток времени, большие сосуды – большой промежуток времени, так как они могут вмещать много песка. Кроме того, размер горловины (самой узкой части часов) тоже имеет значение: шире горловина - песочек быстрее пробегает из одного сосуда в другой, времени тратиться меньше, Уже горловина – песок медленно просачивается, поэтому время тратится больше. 
Считается, что первые песочные часы появились в Индии и Китае. Они быстро распространились по свету, потому что были просты в использовании, надежны, ими можно измерять время в любой момент дня и ночи, так как они не зависят ни от солнечного света, ни от погоды, ни от ветра. Но есть и недостатки – песочные часы измеряют лишь кроткий промежуток времени, ими не измерить сутки. Представляете, какими должны быть сосуды и сколько понадобится песка, чтобы все 24 часа он перетекал из одного сосуда в другой. Кроме того, песочные часы со временем перестают быть точными: песчинки стачиваются, превращаются в пыль, и быстрее пересыпаются. 
Изготовлением песка для песочных часов занимались лучшие мастера. Ведь именно от него зависела точность времени. Умельцы брали морской или речной песок, просеивали его с помощью сита, делая его однородным, промывали и сушили на солнце. Другой песочек делали из толченой яичной скорлупы. Такой песок имел красивый кремовый оттенок. Еще песок делали из древесного угля (сгоревшего кусочка дерева), уголёк так же, как и яичную скорлупу, толкли. Какой цвет получился у песка? Правильно, черный.
Сосуды, или колбы, мастера делали из стекла. В те времена уже могли изготавливать стекло. А стекло, как вы знаете, делается так же из песка. Внутри сосуды должны быть идеально гладкими, чтобы песочек не задерживался и не застревал.

В настоящее время песочными часами пользуются редко. В основном их ставят для украшения. Но их можно встретить, например, в санаториях, когда мед.сестра отсчитывает время процедуры. А где вы встречали песочные часы?

Настало время подвести итог тому, что мы сегодня узнали:
1. О каких часах мы сегодня беседовали?
2. Из чего состоят песочные часы?
3. Как делали песочек?
4. Почему сосуды должны быть гладкими?
5. Какие плюсы у песочных часов?
6. Какие недостатки у них?
7. Где сейчас можно встретить песочные часы?


Беседа: Механические часы

Цель: знакомить детей с разными видами часов, а именно, с механическими часами, их историей, назначением.
Задачи:
• Формировать представление об определении времени;
• развивать познавательную активность и логическое мышление;
• способствовать активизации и расширению словарного запаса детей;
• закреплять знания о часах;
• воспитывать бережное отношение ко времени;
• развивать умение анализировать, синтезировать информацию, сравнивать, обобщать;
• воспитывать умение слушать друг друга.

Ход беседы:

Механические часы. Что же это такое? Часы, понятное дело, прибор для измерения времени. А механические? Правильно, от слова «механизм» - приспособление, внутреннее устройство чего-либо. Кто придумал первые механические часы – загадка. Одни утверждают, что это изобретательные китайцы, другие говорят, что это французы. Не будем гадать. Как вы думаете, для чего были придуманы механические часы? Ведь и так столько часов люди уже изобрели. Правильно! Во все времена людям хотелось точности. Да и чтобы эти самые часы не зависели от сторонних сил – от

Солнца, от огня, от масла или свечи.

Если кто-то из вас с родителями или бабушка-дедушками разбирал часы, то наверняка видел, что внутри много…чего? Зубчатых колесиков. Одно колесико цепляет за другое, другое за третье, а то и за одно колесико может сразу цепляться два, три колеса. А они в свою очередь двигают стрелки часов. Удивительно, не так ли?!

Конструкции первых механических часов была простой.

Веревку наматывали на вал (можно сравнить с катушкой и нитками), привязывали гирю. Гиря на веревке опускалась и двигала стрелки с помощью зубчатых колес. Количество зубчики на колесах было рассчитано так, чтобы полный круг часового колеса отмерял один час времени. Когда веревка разматывалась, приходилось поднимать гирю вверх. Добавлю еще то, что на первых механических часах отсутствовала минутная (и тем более секундная) стрелка. И такие часы устанавливали на башни, в ратуши, часовни. Они был огромны.
Потом люди изобрели маятник – колебательную систему. Маятник двигается туда-сюда и его движение неизменно. Его внедрили в часовой механизм. И это помогло людям еще точнее измерять время. Ведь движения маятника одинаковы, в отличие от веревки, которая могла истончиться от постоянного трения.
Механические часы дорабатывали в течение пяти веков, пока они дошли до нас в таком виде, в каком мы привыкли их видеть. К ним добавили и спиральки, и циферблат, и кукушку, и бой. А некоторые часы показывали целое представление, когда отбивали какой-то час, например 8 вечера.
Люди для удобства придумали и маленькие карманные механические часы, чтобы можно было брать их с собой повсюду. Потом находчивые мастера прикрепи к ним кожаные ремешки. Так появились наручные часы, позволявшие моментально видеть, сколько сейчас времени. Механические часы украшали различными фигурками, расписывали узорами, делали их из драгоценного металла. Они стали предметом роскоши, желанным подарком, особенно для мужчин.

Но самое главное – это их функция. Механические часы позволяли очень точно определять время, практически без погрешности, они не зависели от природных факторов. За это их и ценили так долго. И ценят до сих пор.

Пришла пора подводить итоги:
1. Что же такое «механизм»?
2. Давайте вспомним конструкцию первых часов? (Рассказ по картинке)
3. Кто изобрел первые механические часы?
4. Что такое маятник?
5. В чем плюс механических часов?


Беседа: Электрические и электронные часы


Цель: знакомить детей с разными видами часов, а именно, с электрическими и электронными часами, их историей, назначением

Задачи:
• Формировать представление об определении времени;
• развивать познавательную активность и логическое мышление;
• способствовать активизации и расширению словарного запаса детей;
• закреплять знания о часах;
• воспитывать бережное отношение ко времени;
• развивать умение анализировать, синтезировать информацию, сравнивать, обобщать;
• воспитывать умение слушать друг друга.

Ход беседы:

Сегодня речь пойдет об электрических и электронных часах, которые считаются одними из самых точных и самых надежных. В конце прошлого века они почти полностью вытеснили механические часы из нашей жизни.
Все начиналось сто лет назад, когда появилось электричество, и когда это самое электричество стали применять для различных целей и нужд. Англичанин ставил опыты с маятниками, электромагнитами и обычными механическими часами. Маятник качался, соприкасаясь со специальными электромагнитами, образовывался ток, который и давал энергию для передвижения стрелок. Эти часы не требовали постоянного завода как механические. А самое важное – не было погрешности во времени (ну или совсем незначительная, часы «врали» всего на 1 секунду в год). Электрические часы пользовались большой популярностью и уважением у профессоров и ученых. 


Но в середине прошлого века во Франции придумали такие часы, которыми мы все с вами пользуемся – электронные. Маятник и электромагнит электрических часов заменили элементом электрического питания – аккумулятором или батарейкой. А привычный нам циферблат вытиснился электронным табло, на котором светились электронные цифры. Кроме того, инженеры стали придумывать электронные часы с калькулятором, с будильником (сейчас нас, конечно же, этим не удивить, а раньше это было неслыханное чудо техники), и даже встроенным миникомпьютером. Постепенно электронные часы и электронные будильник стали встраиваться в различные бытовые приборы и устройства, что позволяло управлять ими при наступлении определённого времени. Электронные часы стали обязательным элементом таких устройств как телевизор, видеомагнитофон, компьютер, сотовый телефон и прочее, и прочее. Сегодня мы привыкли к электронным часам и даже не помним, что есть что-то иное для определения времени.

Давайте подведем итог:
1. Электронные и электрические часы – это одно и то же?
2. Что было самым важным в электрических часах? 
3. А что важно в электронных?
4. Где мы встречаем электронные часы?
5. Чем же они нас покорили?

   Конспект ООД -  «Вращения Земли вокруг Солнца».

Цель: Формировать представление о смене дня и ночи,                                                       о смене времен года.

Задачи:

  • Познакомить детей с планетой Земля и звездой Солнце.
  • Воспитывать желание обогащать кругозор.
  • Формировать бережное отношение к планете Земля.

Материалы: карта с графической моделью солнечной системы, глобус, пластилиновый человечек, настольная лампа.

 ХОД ООД:

- Ребята, послушайте  пожалуйста  загадку:

          Мы все обязаны ему, оно дарует жизнь всему!

          На букву «С» оно зовется, Вы догадались это …(Солнце).

-Ребят, а что такое солнце?                                                                                      (Это огромная  звезда, раскаленный  газовый шар).

Температура на поверхности солнца-6000 градусов, а внутри солнца-15млн. градусов. Еще солнце – это большая, просто огромная звезда, которая находится далеко от  нашей планеты Земля. Что нам дает солнце?        (Солнце дает нам тепло и свет) А без тепла и света возможна жизнь на Земле?  (Дети отвечают:  мы бы замерзли, а еще плохо бы себя чувствовали т.к. без света нельзя быть здоровым).

- А что было бы, если не было Солнца?

-Дети: если бы не было солнца, то на Земле всегда была бы ночь.

Не росли бы деревья, не пели птицы, потому что они не могут расти без света. Без света и солнца было бы всем плохо.

- А  Солнца на небе бывает всегда?

-Дети: нет, только днем.

  - Как это выяснить?

-Ребята, я прочитала интересную книгу, и мы из нее сделаем опыт и узнаем «Куда  уходит солнце».

-Послушайте стихотворение:                                                                                                        В темном небе звезды светят, Космонавт летит в ракете,                                            

 День  летит  и ночь летит, И на землю вниз глядит.

-Вы поняли, что разглядывает космонавт,  нашу любимую планету Земля.             А что мы знаем про нашу планету?

Наша планета – это огромный шар. Для того чтобы представить   себе форму и поверхность Земли ученые изобрели модель нашей планеты - глобус.            

Если внимательно посмотреть на него, то мы увидим, что преобладают какие цвета? (голубой и коричневый) Значит, наша планета из космоса  выглядит, как голубой шар.

2 часть:

-Ребята ,задумывались ли вы, почему день сменяется ночью, а потом опять приходит день?( Солнце утром встает, а вечером садится)

-Правильно, так мы видим находясь в одном месте Земли.

-А на самом деле т.к. наша планета находится в постоянном движении и вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. В результате чего на Земле сменяются части суток  и времена года.                                                                               - Как это можно проверить?

-Возьмем глобус и настольную лампу, к глобусу прикреплен флажок, там где находится Москва.  Зажигаем лампу - это Солнце. Солнце светит на флажок-это день. Вращаем глобус  вокруг своей оси. Видим, что флажок удаляется от «Солнца» и становится менее освещенной, а затем вообще исчезает и оказывается на противоположной стороне от Солнца ,  значит  у нас наступила ночь. Как происходит смена дня и ночи, почему то светло, то темно? Теперь мы поставим пластилинового человечка на тоже место и проследим, когда наступит в городе день , а когда ночь. Узнаем когда человечку надо ложится спать , а когда просыпаться.

- А если человечек переедет в другой город  например Торонто, может там не происходит смены дня и ночи?

-Смотрим на глобусе где Москва и где Торонто.

- Когда в Москве день, в Торонто ночь, и наоборот. Понаблюдаем за вращением глобуса.

Вывод: Везде, на Земле день сменяется ночь. Это происходит потому что. Планета Земля вращается вокруг своей оси и поворачивается к Солнцу то одной, то другой стороной.

Физкультминутка:                                                                                                                      Мы цепочкой друг за другом, взявшись за руки пойдем.

Повернувшись внутрь круга, медленно кольцо замкнем,                                                              Вот колечко , то есть круг, наши руки, приподнявшись, лучиками стали вдруг. Мы сомкнулись, повернулись. Раз! И солнцем обернулись.                                    Чтоб нас лучше разглядели,  раз-присели,  два – присели.                                         Вдаль сейчас ракета мчится,  прямо к звездной тишине,                                         И звездою обратившись, ярко свети в темноте.

 3 часть:  

- А  еще Земля, как и все планеты солнечной системы  вращается вокруг Солнца. Полный круг делает за 365 дней, то есть за один год. И за это время сменяются все времена года (зима, весна, лето и осень).

Даю вам такое задание: Когда вы сегодня пойдете домой, обратите внимание, есть ли  Солнце, если нет. То у нас наступает ночь, а у детей в Торонто утро. И наоборот ,когда завтра наступит утро , в Торонто будет ночь.

  -Сегодня мы с вами узнали много нового о Земле и Солнце, об их взаимодействиях, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси и благодаря этому происходит смена дня и ночи  и даже смена времен года.   И так, будет всегда пока звезда Солнце греет нас своим теплом.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

           

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Можно ли зимой играть с мячом на прогулке?»

В практике воспитателей дошкольных организаций сегодня целесообразно использовать проектный метод, как современную образовательную технологию....

проект "Можно-нельзя"

данный проект позволит воспитателям первой младшей группы систематически планировать работу по данному направлению...

Экологический проект "Можно ли есть снег?"

Проект описывает предварительную работу с детьми младшего дошкольного возраста "Что такое снег?". Цель и задачи по проекту "Можно ли есть снег?". Описание различных форм, методов и...

Исследовательский проект "Можно ли рисовать шоколадом"

Работа направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности. Чем разнообразне...

Детский проект «Можно ли играть с опасными предметами?»

Бизиборд (от английских слов busy – занятие, board – доска) – панель, чаще всего выполненная из дерева, на которой закреплены различные предметы, помогающие малышу ...

Исследовательский проект в подготовительной группе на тему:" Можно ли остановить время?". 2018-2019.

      ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ   ГОРОДА МОСКВЫ                                ...