Проект экологический "Сохраним ландыши - жемчужины весны!"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Зайцева Александра Владимировна

Проект знакомит детей с редкими растениями, в частности с ландышем майским.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_landysh-krasa_lesa.docx297.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №42 «Родничок»

ЭКОЛОГИЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Сохраним ландыши - жемчужины весны!»

По доминирующей деятельности:                познавательно-исследовательский

По количеству участников:                                                         групповой

Характер контактов:                                             среди детей одной группы

По продолжительности:                                                    краткосрочный

Заявитель:                                                                                 дети 4-5 лет

Автор проекта:                                         Зайцева Александра Владимировна

Воспитатель первой категории

Видное, 2017

Срок реализации проекта: 15-26 мая 2017 года.

Цель проекта: познакомить детей с весенним цветком – ландышем майским.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с весенним цветком – ландышем, выяснить, почему ландыш занесён в Красную книгу;
  • Уметь распознавать цветок среди других цветущих травянистых растений;
  • Дать понятие о том, что ландыш – ядовитое растение;
  • Развивать интерес к процессу развития и роста ландыша;
  • Формировать познавательное, эмоционально – нравственное отношение к растению, развивать наблюдательность и любознательность.
  • Выполнить рисунки и аппликации с изображением ландыша;
  • Провести театрализованное представление по защите ландышей в природе.

Вид проекта: познавательно - исследовательский, художественно - творческий.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники.

Методы исследования: анализ, беседа, наблюдение, сравнение, обобщение.

Актуальность проекта

Весна в самом разгаре… скоро на лесных полянках и городских клумбах расцветут цветы – ландыши…

Ландыш – одно из самых красивых травянистых цветковых растений. Он очень популярен среди населения. Его беспощадно срывают, делая букеты, которые дарят или продают, собирают как лекарственное растение. А этот цветок занесен в Красную книгу!

Несмотря на то, что сбор ландыша майского в природе запрещен, его уничтожение продолжается в большом количестве. Если мы ничего не сделать сейчас, то совсем скоро потеряем красу леса.

К тому же, не все дети знают, что ландыш не только редкое растение, но и ядовитое. Цветы ландыша обладают достаточно крепким запахом, вследствие чего букеты из них в комнате могут вызвать головную боль. А красные ягоды ландыша, хоть и очень привлекательны, тем не менее они ядовиты. Поэтому нужно соблюдать предосторожность, оберегая детей от них. В связи с этим я решила познакомить детей с этим удивительным растением.

Этапы работы над проектом

Подготовительный:

- подготовка методической, детской художественной литературы, пособий и наглядного материала;

- подготовка предметно – развивающего пространства;

- разработка плана по реализации проекта.

Основной:

- выполнение основных мероприятий, намеченных для достижения поставленной цели.

Заключительный:

- проведение итогов реализации проекта, обобщение его результатов, распространение опыта и дальнейшего его развития;

- подготовка материалов для размещения на сайте педагога.

Этапы реализации проекта

№ п/п

Название мероприятий

Сроки

Ответственный

Подготовительный этап

1.

Подобрать литературу о ландыше майском, иллюстрации с изображением цветов

15.05.17-19.05.17

Зайцева А. В.,

Шаркунова Ю. В

2.

Подбор дидактических и подвижных игр о цветах

15.05.17-19.05.17

3.

Подбор музыкального сопровождения

15.05.17-19.05.17

4.

Подготовка атрибутов для НОД и театрализованного представления

15.05.17-19.05.17

Основной этап

5.

Беседа о Краснокнижных растениях и о ландыше майском

17.05.17-19.05.17

Зайцева А. В.,

Шаркунова Ю. В

6.

Заучивание стихотворений с детьми о ландыше

17.05.17-19.05.17

7.

Разучивание сценки «Ландыш майский»

17.05.17-19.05.17

8.

Проведение ОД по художественному творчеству (рисование)  «Ландыши»

22.05.17

9.

Разучивание и проведение с детьми игр о цветах

23.05.17

10.

Проведение ОД  по художественному творчеству (аппликация)  «Ландыш душистый»

24.05.17

11.

Чтение художественной литературы: сказок и легенд о ландыше

25.05.17

Заключительный этап

12.

Посадка ландышей на клумбе детского сада

25.05.17

Зайцева А. В.,

Шаркунова Ю. В

13.

Проведение театрализованного представления

26.05.17

14.

Оформление проектной документации

26.05.17

Ожидаемые результаты:

  • Проявление у детей интереса к наблюдению и уходу за ландышем майским;
  • Проявление у детей бережного отношение к растениям, умения правильно вести себя в природе;
  • Понимание детьми всей значимости редких растений для сохранения природы;
  • Формирование у детей устойчивого интереса к художественно-эстетическому творчеству.

Достигнутые результаты:

  • Повысился интерес детей к редким растениям: дети могут назвать несколько растений занесенных в Красную книгу;
  • Дети обогатили знания интересными сведениями об истории названия и способах использования этого цветка в медицине, парфюмерии, садоводстве и других областях;
  • Повысился интерес детей к ландышу майскому, как  к редкому растению: дети знают о его местах обитания, о том, что ландыш – ядовитое растение и нуждается в охране и защите со стороны человека;
  • Дошкольники с удовольствием разучивают стихотворения о ландыше, рисуют его, слушают сказки;
  • Дети познакомились с большим количеством дидактических и подвижных игр по теме «Цветы»;
  • Дети разучили и показали экологическую сказку для своих родителей.

Список литературы

  1. Золотницкий, М.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - М.,1913.
  2. Жизнь растений. В 6-ти т. Т. 6. Цветковые растения / Под ред. А. Л. Тахтаджяна. — М.: Просвещение, 1982. — С. 163—164.
  3. Сказания о лекарственных растениях.  Кузнецова М.А., Резникова А.С. - “Омега.”  Москва. 1997.
  4. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М.: 1995.

Электронные ресурсы

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki
  2. http://herbalogya.ru/
  3. http://xn--80ahlydgb.xn--p1ai/grasses/landysh.php

Приложение 1

Обзор литературы

1. Биологические особенности ландыша майского

Ботаническое название ландыша - (Convallaria majalis L.) конваллярия майалис, что означает «лилия долин, цветущая в мае».

Народные названия: лесной колокольчик, майская лилия, полевая лилия, конвалия, гладыш, воронец, молодильник, лесной язык, черемка луговая, ландушник, собачий язык, маевка, заячья соль, ланье ушко; заячьи уши, сорочка, молодило, виновник, глазная трава, майская лилия, колокольчики Марии, снежные капельки. Название было дано Карлом Линнеем по древнему латинскому названию ландыша "Lilium convalium", что переводится как лилия долин. 

Описание:

Ландыш майский — многолетнее травянистое растение семейства лилейных с ползучим разветвленным корневищем и тонкими корнями в узлах. Подземное корневище не толще гусиного пера, несет близ верхушки несколько бледных небольших низовых листьев, полускрытых в земле.

От верхушек и боковых ответвлений корневища отходят побеги, состоящие из 3—6 влагалищных листьев. Листья у ландыша прикорневые, длинночерешковые с продолговато-эллиптической заостренной листовой пластинкой, тонкой, ярко-зеленой, с верхней стороны сизой, а с нижней — блестящей.

Цветочная стрелка гладкая, в верхней части трехгранная, высотой 15—20 см. Околоцветник снежно-белый со слегка отогнутыми шестью зубчиками. Внутри цветка пестик окружен шестью тычинками на коротких нитях, прикрепленных у основания околоцветника. hello_html_72d9afbc.jpg

Растение имеет сильный, но приятный аромат, а цветёт оно с конца мая до июня. 
Плод — сочная трехгнёздая шаровидная оранжево-красная ягода, созревает в августе — сентябре. Растение ядовитое. 

Места произрастания: ландыш широко распространён в умеренной зоне северного полушария - в Крыму, на Кавказе, в Восточной части Сибири, на Дальнем Востоке и в Европейской части России. Он занесен в Красную Книгу!

Используемые части: для приготовления лекарственных средств используются цветки, листья, трава, собираемая в начале цветения.

2. Медицина

В одном старинном травнике про настойку из цветов ландыша сказано так: «Дроже есть злата драгого и пристоит ко всем недугам». Людская молва приписывала ландышу и вовсе удивительные свойства: по мнению автора другой древней книги, он помогал «от чоху, от гомозу и от жениной журбы». Впервые серьезные исследования этого растения провели в клинике профессора С.П. Боткина, и уже в 1881 г. настойку ландыша официально признали медицинским препаратом: содержащиеся в ней вещества регулируют работу сердца. Сегодня препараты ландыша применяют при кардионеврозах, сердечной недостаточности, комбинируют с препаратами валерианы и боярышника.hello_html_43b2fc98.png

В медицине используются капли зеленина, состоящие из настоек майского ландыша, валерианы и белладоны с ментолом, которые применяют главным образом при неврозах сердца.

Народная Медицина:

В Болгарии надземную часть ландыша применяют при эндокардитах, аритмиях, при беременности, усиленном физическом напряжении. Но препараты ландыша, не очищенные от сапонинов, противопоказаны при гастритах и острых заболеваниях печени и почек! Также ландыш использую в качестве примочек при глазных заболеваниях. 
В Англии водный настой из цветков ландыша используют для укрепления нервной системы, против головной боли и как противоинфекционное средство. 
В Германии настой ландышевых цветков на вине считается хорошим средством при параличе.

3. Применение в кулинарии

Ландыш — не только целебное, но и ядовитое растение. Его ягоды ни в коем случае нельзя брать в рот. Впрочем, это относится ко всему растению. Слухи о ядовитости воды в вазе, где стоял ландыш, все же несколько преувеличены. 

У людей отравление возникает в случае длительного вдыхания ландышевого аромата, большинство же животных гибнут при поедании ландышей, хотя на пятнистых оленях яд ландыша абсолютно не действует, более того, это их излюбленное лакомство.

Язык цветов: верность, чистота. 

4. Поэтические строки о ландыше

Поэты воспевали эти цветы в своих произведениях:

Н. Нехаева

Как горошинки резные
На высокой ножке,
Ландыши цветут лесные
Прямо у дорожки.

Красотою, как магнит,
Манит всех прохожих.
Ландыш очень ядовит,
Будь с ним осторожен.

Д. Невинская


Ландыш - весенний цветок.
Его ты не трогай, дружок!
Он будет красою лесов,
Он будет белее снегов. 

Т. Голикова

Вот ландыш  майский  - что  за   чудо – 
Так много чуда – ниоткуда!
Прохладный лес,   тенистый   двор
Украсил праздничный фарфор.

С. Капитонова.  «Ландыши»

Колокольчиками белыми
Усыпан стебелек.
Среди яркой зелени –
Тайны островок.

Н. Агошкова

Под забором, у калитки,
Вот, смотри и не дыши:
Как горошины на нитке
Беленькие ландыши.

В. Золотарева.   «Ландыш»

Какой же ты душистый!
Какой же ты красивый!
Но почему дрожишь ты?
Ты что такой пугливый?
Тебя я рвать не буду,
Не надо мне букета.
Ведь ты – лесное чудо!
С тобой приходит лето.
Тебя не унесу я,
Расти себе под елью.
Тебя я нарисую
В альбоме акварелью.

Т. Крячко

Что там за горошины
Белые в садочке?
На снежок похожие,
Что там за цветочки?
Ландыши, ландыши,
Ландыши раскрылись.
Ландыши, ландыши
Так нам полюбились.
Сколько колокольчиков,
А не слышно звона.
Сладко пахнут очень,
Листья, как короны.
Ландыши, ландыши,
Ландыши раскрылись.
Белые ландыши, 
Так нам полюбились.

А. Соколова

Ландыш спрятался в листве,
Осторожный очень.
Чуть заметен он в траве
Распуститься хочет.
Колокольчиком надел
Шляпки белоснежные.
Тихо-тихо прозвенел
Запах его нежный. 

Р. Новикова

Возле леса, на опушке,
Листья, как у зайца ушки.
Очень гладкие, большие
И блестящие такие.
Стебелёк довольно тонкий,
А на нём бубенчик звонкий,
Как жемчужные горошки-
Белые цветочки-крошки.
Запах нежный, ароматный,
И душистый и приятный...
Только брать в букет не стоит
Украшение лесное –
Ландыш, - он красив на вид.
Но, представьте,- ядовит!

Т. Софинская  «Ландыши»

Дугою стебелёк, 
И лист как одеяло...
А под дугой цветы, 
Как капельки тумана...
Беззвучных колокольчиков 
Волною аромат...
Весенней феей высажен 
В лесу волшебный сад.

В. Мохорев

Он на солнце поглядел,
В мае бусинки надел,
Белоснежна кисть цветка,
Гроздь изящна и легка,
Наслаждайся и дыши,
Распустились ландыши.

А. Саломонов

На поле цветастом все радуги света.
И Катя, играя, на поле нашла
Цветочек один – он маленький, белый,
А пахнет!.. Как вкусно!  В росе был с утра.
Не стала тревожить его стебелёчек,
А встала с коленок и к маме бегом:
Спросить про один неизвестный цветочек-
Как называть? Других нету кругом.
А мама сказала: «Он ландыш весенний.
И, кто, вдруг сегодня найдёт, тот тогда
Закружиться с радостью танцем веселья.
И много таких будет дней навсегда».

М. Карандаши

В гости к нам пришла весна
Распустились ландыши
 
Нежно-белые тона
Так красиво! надо же!
Соберу букетик 
Ландышей с утра
Подарю их девочке 
С соседнего двора!

5. Сказки о ландыше

Про очаровательный Ландыш создано немало сказок. Вот несколько из них.http://detskiychas.ru/wp-content/uploads/2014/03/landysh.jpg

Сказка «Лесной ландыш»

Автор сказки: Ирис Ревю

В глухой части леса, куда не каждая и птица-то залетит, жил-был необычный цветок.

Среди больших листов у него словно затерялся тоненький стебелёк с белоснежными жемчужинами. Жемчужины крепко держались за стебелёк, словно боялись отвалиться и скатиться вниз.

Фиалка и Медуница из-за пригорка наблюдали за необычным цветком. «Это не Мать-и-мачеха, не Гусиный лук и не Хохлатка. Что же это за необычный цветок?» — думали они.

— А, может, это вовсе и не цветок? Раз тут есть жемчужины, так может это украшение? – рассуждали Фиалка и Медуница.

— Надо с ним поговорить, — решили цветы. — Как тебя зовут? – спросили они.

— Ландыш. Меня зовут Ландыш. Раньше меня звали просто — «Гладкий». Потом за мной закрепилось имя «Гладыш». Но теперь все зовут меня просто — «Ландыш».

— А откуда у тебя жемчужины? – спросили цветы.

— Когда-то давно, Весна, уступая дорогу Лету, смахнула слезинки со своего лица, я их поймал, и закрепил у себя на стебельке. И теперь они всегда со мной.

— Чего только в природе не бывает, — подумали Фиалка и Медуница.

Сказка «О ландыше»

Автор сказки: Кассандра Старк

Наступил май. Дни стали теплыми и длинными. Лес оживился, ожидая приближения лета.

Под сенью огромных деревьев появились маленькие незаметные белые цветочки – ландыши. Они шуршали листиками, общаясь между собой.

- С Днем рождения! – сказали ландыши-подростки только что раскрывшемуся младшему брату.
- Спасибо, - ответил маленький ландыш.

- Добро пожаловать в наш лес. Здесь тихо и прохладно. Деревья охраняют нас.

- А что это такое яркое пробивается сквозь деревья? – поинтересовался маленький ландыш.
- Это солнце, - ответил самый старый ландыш. – Нам нельзя долго находиться под его прямыми лучами, иначе мы погибнем.

- Но я хочу быть таким же большим и сильным, как эти деревья. Я хочу вырасти и нежиться в лучах солнца. Я не погибну, я окрепну.

- Ты еще маленький и не можешь знать этого, - возразил ландыш-подросток.
Но маленький ландыш не слушал его.

- Эй, дерево! – крикнул он дубу. – Собери свои ветки и открой мне солнце. Я тоже хочу расти под его лучами.

- Ты уверен в этом? – спросил дуб.

- Я хочу этого, - ответил ландыш-малыш.

Дуб послушно убрал свои ветки. Солнце осветило лужайку. Маленький ландыш подставил солнцу свои листья.

- Так здорово! – обрадовался он.

Но через час ландышу уже не было так хорошо. Земля, из которой он рос, высохла и покрылась коркой, его листики потускнели, колокольчики опустили свои головки.
- Мне плохо, - прошептал малыш-ландыш. – Я погибаю. Я хочу в тень деревьев. Закройте меня.

Дуб покачал своими ветвями, и подул ветерок. Ландышу стало лучше.
- Пить, - попросил он.

- Я дам тебе своей воды из корней, - согласился дуб. – Но пообещай мне, что впредь ты станешь слушать старших и не будешь таким самоуверенным.

- Обещаю, - прошептал обессиленный ландыш.

Дуб прикрыл малыша ветками и дал ему напиться.

- Спасибо, - сказал маленький ландыш.

- Вот видишь, - промолвил ландыш-старик. – Ты чуть было не погубил и себя, и нас. Мы бы остались без воды и засохли.

- Я понял, - сказал маленький ландыш. – Я больше не хочу быть большим, как деревья. Я хочу быть собой, маленьким красивым цветком с приятным ароматом.

6. Мифы и Легенды

Существует легенда, в которой говорится о том, что ландыш так оплакивал уходящую весну, что раненое горем сердце окрасило кровью его слезы. Если верить другой легенде, то ландыш вырос из капель крови святого Леонарда, который был ранен в битве со страшным драконом. 

По христианскому сказанию, цветы выросли из слез Богоматери, когда она оплакивала распятого сына, а в Древней Греции считали, что это капли пота богини охоты Артемиды (Диана в римской), спасавшейся от преследования фавнов. 

Если верить древнерусской легенде, то появление ландыша связано с морской царевной Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком - символом чистоты, любви и грусти.

В некоторых деревнях говорят, что мягкий аромат колокольчиков ландыша выманивает соловья из его гнезда и ведет к невесте. На Украине есть легенда о том, что ландыш вырос на том месте, куда упали слезы девушки, ждавшей своего суженого из далекого похода. 

Герой еще одной легенды - красавец Ландыш, влюбился в божественную Венеру и умолял ее, чтобы она навечно осталась с ним. Но Весна остаться не могла. Ландыш так убивался, что кровь выступила из его сердца и окрасила зеленые слезы в красный цвет. Поэтому-то зеленые плоды ландыша после дозревания становятся красными. 
В одних древних сказках ландыши - это проросшие бусинки с рассыпавшегося ожерелья Белоснежки. 

В других - счастливый серебристый смех русалки Мавки, жемчужинами раскатившийся по лесу, когда она впервые ощутила радость любви.

Некоторые утверждают - ландыши не что иное, как Солнечные зайчики, которыми по ночам гномы пользуются как фонариками.

Кельтская легенда гласит, что ландыши — это сокровища эльфов. Все знают, что эльфы не жалуют людей, но в чем причина этой вражды? Легенда гласит, что во всем виновато человеческое любопытство и жадность. Под зеленым пологом леса раскинулось эльфийское царство. Прекрасные эльфы порхали на своих перламутровых крылышках и не знали никаких хлопот. Но однажды их беззаботному существованию пришел конец. Как-то раз молодые охотники забрели в чащу леса, чтобы устроить засаду на диких зверей. Устроившись поудобнее в зарослях кустарника, они затаили дыхание и замерли. И тут один из охотников увидел пролетающего мимо эльфа. Малютка нес что-то очень тяжелое, пыхтел с натуги, поэтому не расслышал шороха шагов последовавших за ним охотников. Увидев, куда привел их эльф, люди замерли в восхищении — под старым раскидистым деревом высилась гора жемчужин. Эльф подлетел к ней и положил на самую ее вершину еще одну жемчужину. Заворожено смотрели люди на все это великолепие. Наконец, один из охотников не выдержал и подкрался к сокровищам эльфов. Он решил взять себе одну крохотную жемчужину. Но как только его рука коснулась жемчуга, гора обрушилась, и крохотные белые шарики рассыпались по поляне. Тут и другие охотники не выдержали соблазна и бросились собирать жемчуг. На шум прилетел сам эльфийский король со своей свитой. И в тот же миг жемчуг превратился в тысячи прекрасных душистых цветков — эльфийский король решил пожертвовать своим сокровищем, лишь бы оно не досталось людям! И с тех пор эльфийский народец при любом удобном случае мстит людям за потерю своего клада. А ландыши стали любимыми цветами эльфов, которые каждую ночь натирают их кусочками ткани, сотканной из лунного света.

         На Волге рассказывают такую историю. Уезжал молодой воин в поход. Перед тем, как покинуть родной край, подарил он своей возлюбленной ожерелье из речного жемчуга, чтоб помнила она его. Каждый вечер приходила девушка на околицу, ждала своего суженого. Но вернулась из похода дружина, и узнала несчастная красавица, что сразила вражья стрела ее возлюбленного. Вне себя от горя побежала она в лес, упала в траву и разрыдалась. А когда немного успокоилась, заметила, что порвалось подаренное суженым ожерелье, и рассыпались жемчужины по траве. Еще горше заплакала девушка, принялась отыскивать в траве бусинки, но не смогла — густа была трава, и слезы туманили ее взор. И тогда сжалились боги над несчастной, и проросли потерянные жемчужинки нежными цветами, бутончики которых всегда грустно склонены к земле.

Когда-то ландыш украшал эмблему докторов медицины. На некоторых старинных портретах великий астроном Николай Коперник, который к тому же был и искусным врачевателем, изображен с букетиком ландышей в руке.

7. Дидактические и подвижные игры по теме «Цветы»

СОБЕРИ БУКЕТ (подвижная)

Выбирается «садовник». Остальные дети садятся в круг и закладывают руки за спину. В центр ставится ваза или цветочный горшочек. Выходит «садовник». У него в руках карточки с цветами. Он произносит слова: «Я цветы свои люблю, я цветы свои полью». Изображает, как он поливает цветы, и дает карточки некоторым детям в руки. «Садовник» называет эти карточки: «мак, ромашка, василек…» Затем дети произносят слова: «раз, два, три, букет собери!» Игроки, получившие карточки, должны встать, выйти за круг, оббежать круг до своего места, забежать в круг и положить свой цветок в вазу. Игрок, положивший цветок первым, становится «садовником». Он достает цветы из вазы, и игра повторяется.

НЕЗАБУДКА (подвижная)

Выбирается «незабудка» и водящий. Остальные дети – цветы, им раздаются по одной карточке с изображением какого-либо цветка. «Цветы» разбегаются по всей комнате. Водящий выбирает три цветка, ставит детей в одну линию и произносит: «Всем цветам всегда я рад. Посажу цветочки в ряд. Мак, ромашка, василек (или другие три цветка)». Водящий ставит цветы в определенной последовательности. Далее три выбранных «цветка» «теряются» среди других. «Незабудка» должна найти их, поставить в нужном порядке и назвать.

ЦВЕТЫ-МЕДОНОСЫ (дидактическая)

Выбираются «пчелы», им раздаются игрушечные ведерки. Остальным детям раздаются карточки с изображением цветов-медоносов (одуванчик, иван-чай, василек, клевер) и простых цветов (ромашка, колокольчик, ландыш).

Ведущий (взрослый) еще раз проговаривает названия всех цветов, обращает внимание детей на то, какие из них являются медоносами, Затем ведущий произносит: «Пчелы, пчелы, на лужок! Собирайте свой медок!» «Пчелы берут у детей карточки цветов-медоносов, называют их и кладут в ведерки. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

КУЗНЕЧИКИ. ТРАВЫ, БАБОЧКИ, ЦВЕТЫ (подвижная)

Дети делятся на кузнечиков, бабочек, цветы, травы и репетируют роли: кузнечики- прыгают, травы- приседают, бабочки- машут руками, цветы складывают ладони, как чашечки цветов. Ведущий (взрослый) произносит слова: «Начинается игра, просыпаться всем пора». Дети превращаются в обитателей луга и выполняют свои движения. Затем ведущий говорит: «Солнце скрылось до утра, на лугу всем спать пора». Дети приседают и «засыпают». Затем дети выбирают себе другие роли, и игра повторяется

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЦВЕТОВ

Дети становятся цветами. Сначала они делают гимнастику для «корешков»: Топают ножками, приседают, поднимают ножки вперед. Затем гимнастику для «стебельков»: вытягивают руки к небу, раскачиваются на ветерке, наклоняются, приветствуя добрых путников. Дальше «цветочки»делают гимнастику для «листиков»: опускают и поднимают руки, наклоняют руки вправо-влево, хлопают в ладоши. И, наконец, делают гимнастику для «цветочков»:раскрывают и закрывают ладошки, делают «фонарики» сжимают и разжимают пальцы.

КТО БЫСТРЕЕ ВЫЛОЖИТ ЦВЕТОК (подвижная)

Дети делятся на 2 равные команды. На полу выкладываются 2 ромашки из лепестков. (лепестков должно быть столько, сколько детей в команде). Командам предлагается перенести цветы на определенное расстояние (5-7 метров) и выложить лепестки вокруг приготовленных серединок. Команды стоят за линией. Каждый участник может взять только один лепесток Игрок начинает движение после того, как предыдущий игрок хлопнет его по руке. Выигрывает та команда, которая раньше соберет цветок.

КОЛОКОЛЬЧИК (музыкально-дидактическая)

Водящий выходит из комнаты. Остальные дети прячут цветок колокольчик (картинку с изображением цветка) в группе, берут звоночки-колокольчики, приглашают водящего и начинают звонить в колокольчики. Водящий ищет цветок. Чем ближе к цветку подходит водящий, тем громче начинают звонить дети- так они подсказывают водящему, где нужно искать колокольчик.

ЖИВАЯ КЛУМБА (малой подвижности)

Дети становятся цветами: иван- чаем, зверобоем, клевером. Обратите внимание детей, что иван- чай среди этих цветов самый высокий. Дети, изображающие иван- чай, встают в центр круга и поднимают руки вверх. Зверобой- средний по высоте цветок. Дети, изображающие зверобой, встают во круг высоких цветов и идут по кругу, взявшись за руки. Клевер низкий- дети образуют второй круг: окружают «иван- чай» и приседают. На слова ведущего: раз, два, три, клумба, замри!»- дети замирают.

«НАЙДИ ПАРУ» (дидактическая)

Карточки с изображением разных цветов разрезаются пополам, детям раздаются по одной половинке цветка. Дети ищут свою половинку. Выигрывает та пара, которая первая составит цветок из 2 половинок.

ЦВЕТЫ (пальчиковая)

Наши алые цветки распускают лепестки. (раскрываются пальчики, кисти рук поворачиваются вправо- влево)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (потихоньку пошевелить пальчиками)

Наши алые цветки, закрывают лепестки, (сомкнуть пальцы вместе в бутон)

Тихо засыпают, головками качают. (кисти рук опустить вниз, круговые движения кистями рук)

ДОГОНИ ЦВЕТОК

Каждый играющий выбирает себе название какого- нибудь цветка. Одно и то же название не может быть у нескольких детей. По жребию выбранный цветок, например, «Роза» начинает игру: вызывает какой-нибудь цветок, например, «Мак». «Мак» бежит, а «Роза» его догоняет. Когда ему грозит опасность быть пойманным, он произносит название какого-нибудь другого цветка, убегает следующий цветок. Пойманный меняет свое название и снова включается в игру. Нельзя придумывать повторно одно и то же название цветка.

РАЗМИНКА

Чтобы нам цветов нарвать

Нужно дружно приседать.

Маки, васильки срываем и букеты составляем.

НА ЛУЖАЙКЕ (подвижная)

На лужайке по ромашкам (можно менять название цветов)

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу,

Тихо по ветру качаюсь, низко- низко наклоняюсь (действия выполняются по тексту).

1-2-3- ВЫРОСЛИ ЦВЕТЫ (разминка)

(дети присели, имитируя нераскрывшиеся бутоны цветов).

1-2-3- выросли цветы! (дети поднимаются медленно, вытягивают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальчиками – бутоны раскрылись).

К солнцу потянулись высоко (на носочки)

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебельки покачал (ребенок «ветер» пробегает среди детей)

Влево качнулись - низко пригнулись,

Вправо качнулись - низко пригнулись (движения по тексту)

Ветерок, убегай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут, детям радость принесут! («ветерок» убегает)

ЦВЕТОК (пальчиковая)

Утром рано он закрыт

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки - красоту их вижу!

К вечеру цветок опять закрывает венчик.

И теперь он будет спать до утра, как птенчик.

ПЧЕЛКИ И ЖУКИ (пальчиковая)

Я – веселый майский жук,

Знаю все сады вокруг. (вариант: цветы вокруг)

Над лужайками кружу, а зовут меня Жу-Жу (вариант: и с цветочками дружу)

(сжимают кулачки, указательный палец и мизинец разводят в стороны и шевелят ими «усы»).

Пчелка села на цветок, пьет она душистый сок.

(вытягивают указательный палец правой руки и вращают им, затем то же самое – пальцем левой руки).

ПОДУЙ НА ОДУВАНЧИК (дыхательная)

В яркий солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

Дует легкий ветерок- закачался наш цветок.

Сильный ветер дует- лепестки волнует. (дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков)

Белым шариком пушистым

Красовался в поле чистом, на него подуй слегка,

Был цветок - и нет цветка. (затем дуют на ватку - «одуванчик» не раздувая щек)

ОДУВАНЧИК (разминка)

Одуванчик, одуванчик! (приседают, медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый (разбегаются)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит. (проговаривают ш-ш-ш)

Одуванчика тычинки разлетятся хороводом (берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТЮД «ЦВЕТОК»

Дети - «семена» занимают места на коврике, сидя на коленях, спрятав голову. Ведущий (взрослый) ходит между ними, задевая каждого, произносит: «Сажу бархатцы (или другой цветок, предложенный детьми) .Присыпаю семена землей, поливаю водой (выполняет соответствующие действия, рыхлю (гладит детей по спинкам).

-Растите, бархатцы, мне на радость, соседям на зависть (можно поговорку о труде).

После «полива», «рыхления», дети изображают как прорастает корешок, появляются листочки, вырастает стебелек. Дети выпрямляются, показывают, как ветерок качает цветы, наклоняет, как они поворачиваются к солнышку.

СОБЕРИ БУКЕТ (дидактическая)

Обращается внимание детей на отдельные элементы цветов, сообщается, что ветер сорвал все лепестки с цветов. Цветы нужно собрать и оживить (по основным цветам спектра).

КАКОЙ ЦВЕТОК ЛИШНИЙ (речевая)

Ведущий называет цветы, растущие на клумбе и среди их один луговой. Ребенок должен назвать, какой цветок лишний по месту произрастания. Также – среди луговых цветов найти садовый.

Я ЗНАЮ 5 НАЗВАНИЙ САДОВЫХ, ЛУГОВЫХ ЦВЕТОВ.

Ребенок перечисляет цветы: «Колокольчик - раз, василек - два, незабудка - три и др.»

ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН (по мнемотаблицам)

Ребенок приходит в «магазин», называет характерные особенности цветка, дает описание внешнего вида, называет место произрастания цветка.

ПОСЧИТАЕМ ЦВЕТЫ (речевая)

Ребенку предлагается посчитать цветы (по желанию): «Один тюльпан, два тюльпана, три тюльпана и далее.»

НАЗОВИ КАКОЕ? (речевая)

Поле, где растут васильки –васильковое

Поле, где растут ромашки – ромашковое

Глаза цвета фиалок - фиалковые

Глаза цвета незабудок - незабудковые

Мед из клевера – клеверный

Аромат ландыша – ландышевый и др.

ПОСАДИ ЦВЕТОК (дидактическая)

На листе изображена клумба, поле (посередине). По краям листа различные цветы (в зависимости от знаний детей). Детям предлагается соединительной линией указать место произрастания.

СОБЕРИ ЦВЕТОК (дидактическая).

Разрезать открытку с изображением цветка и предложить ребенку собрать ее, дать название цветку, указать, где он растет.

РАСПУСКАЮТСЯ ЦВЕТЫ НЕБЫВАЛОЙ КРАСОТЫ (познавательно-исследовательская)

Дети по шаблону вырезают себе цветок (или получают готовый, закручивают у него лепесточки, опускают в воду, наблюдают, как цветок «распускается»

ЖЕЛТЫЙ, БЕЛЫЙ, СИНИЙ (речевая)

Детям предлагается перечислить цветы определенного цвета:

Красные-прекрасные,

Белые - нежные,

Желтые – солнечные,

Синие - небесные (или варианты детей).

РАЗ, ДВА, ТРИ – К ЦВЕТОЧКУ БЕГИ (подвижная)

При знакомстве малышей с полевыми цветами предлагается :

Дети, вы - пчелки, вам нужно лететь к названному цветочку:

1, 2, 3, к ромашке лети, 1,2,3, к колокольчику лети …

Детям можно предложить изготовленных из киндеров пчелок или надеть шапочки.

Цветы – карточки или искусственные раскладываются на «полянке».

Также роль цветов могут выполнять дети в изготовленных родителями шапочках – цветах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Моя Ухта - жемчужина Севера!"

Целью данного проекта было разработать систему работы ро ознакомлению детей с родным городом....

Проект" Пыть-Ях жемчужина Югры"

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ве...

Презентация к проекту "Пыть-ях жемчужина Югры"

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...

Методическая разработка: педагогическиий проект "Озеро Байкал- жемчужина Сибири"

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Работая над проектом, дети  получают новые знания об озере Байкал, его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (вне...

Педагогический проект «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»

В ходе образовательной деятельности  с дошкольниками была выявлена проблема - недостаточный уровень знаний детей о своём родном крае, в  котором они проживают, природе Прибайкалья, озере Бай...