«Откуда хлеб пришел?»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Рагозина Елена Владимировна

Программное содержание:

  • Дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом; рассказать и показать, откуда берется хлеб, как его делают, кто его растит и печет; воспитывать бережное отношение к хлебу.
  • Учить различать зерна пшеницы, ржи, овса, ячменя, поговорить об их использовании людьми. Учиться проводить эксперименты, делать выводы.
  • Развивать логическое мышление, связную речь, мелкую моторику, чувство ритма, трудовую деятельность.
  • Закреплять выполнение танцевальных движений под музыку. Вспомнить пословицы, поговорки о хлебе; познакомить со старым русским обычаем, познакомить с лепкой из соленого теста «Хлебосол» -медальоны для друзей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Откуда хлеб пришел?»

Интегрированная НОД (труд, коммуникация, музыка, художественное творчество)

Программное содержание:

  • Дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом; рассказать и показать, откуда берется хлеб, как его делают, кто его растит и печет; воспитывать бережное отношение к хлебу.
  • Учить различать зерна пшеницы, ржи, овса, ячменя, поговорить об их использовании людьми. Учиться проводить эксперименты, делать выводы.
  • Развивать логическое мышление, связную речь, мелкую моторику, чувство ритма, трудовую деятельность.
  • Закреплять выполнение танцевальных движений под музыку. Вспомнить пословицы, поговорки о хлебе; познакомить со старым русским обычаем, познакомить с лепкой из соленого теста «Хлебосол» -медальоны для друзей.

Словарная работа: активизировать словарь детей новыми словами: «Хлебосол», элеватор, пшеница, рожь, ячмень, комбайн, пекарь, мельница.

Материалы и оборудование: тарелки с зернами (ячмень, пшеница, рожь, овес), лупы, тарелка с мукой, овсяными хлопьями, перловой крупой, хлеб пшеничный, ржаной и батон, пророщенные зерна овса, презентация на тему: «Откуда хлеб пришел?», пословицы, соленое тесто для лепки, сердечки из картона, вода, песенка колобка.

Предварительная работа: Чтение сказки «Колосок», заучивание пословиц о хлебе, раучивание танцевальных движений.

 Ход занятия

 1. Организационный момент. Дети заходят в зал под музыку, садятся.

 Воспитатель входит под русскую народную музыку:

Хлеб в России пекли с куполами,

Чтоб хватило, как неба, на всех

За широкими в доме столами

Крошку бросить считали за грех.

И хлеб-соль — это русский обычай,

Словно символ людской доброты.

(А. Коршун)

Хлеб да соль вам, гости дорогие!

 2. Беседа:

Как вы уже догадались, ребята, сегодня мы с вами поговорим о хлебе.

Какой хлеб вы любите? (булки, пирожки, пирожные и тортики). А как можно назвать все это двумя словами? (Хлебобулочные изделия).

Давайте назовем каким бывает хлеб: (Вкусный, мягкий, белый, ароматный, горячий, свежий).

Из чего пекут хлеб? (Пекут из муки, добавляя дрожжи, сахар, соль, воду. Но главное мука.) Хлеб бывает черный и белый (показывает). Почему он отличается? Правильно, молодцы, его пекут из разной муки. Мука получается при размалывании зерен, которые выращивают люди на полях.

3. Ребята, давайте пройдем в наш уголок экспериментирования.

 

Белый хлеб еще называют пшеничный. Значит из какой муки его пекут? (Из пшеничной, которая получается при размалывании пшеничных зерен). А черный хлеб называют ржаным. Почему? (Его пекут из ржаной муки, которая получается при размалывании зерен ржи). Рассмотреть зерна с помощью лупы.

Обращаем внимание детей на пророщенный овес.

Чтобы понять, как выращивают зерна на полях мы провели эксперимент.

Посадили в землю зерна овса. Поставили на окно на солнышко, поливали водой. Через неделю появились дружные всходы.

В результате проведенного эксперимента мы сделали вывод: чтобы зерна проросли их надо посадить в землю, в меру поливать и нужно, чтобы пригревало солнце. Тогда зерна превратятся в колоски.

А в какой сказке мы ребята встречались с колоском. (Украинская народная сказка «Колосок»).

– Что сделал петушок с помощью этого чудесного колоска? (Намолол муку, замесил тесто, испек пироги).

– А сейчас, ребята, давайте превратимся с вами в зернышки и поиграем.

4. Игра-имитация:

– В землю теплую войду / медленно садятся на корточки

К солнцу колосом взойду / Руки поднимают вверх, медленно тянутся к солнцу.

В нём таких, как я, / выгибают ладошки и прижимают к себе, указывая на себя.

Будет целая семья. / дети встают, берутся за руки.

В поле дружно мы растем

Поле наш уютный дом.

Будем мы тут дружно жить

Счастье людям приносить.

– А в какой сказке говорится о круглом хлебобулочном изделие? (Колобок). Из какой муки испекла его бабка? Правильно пшеничной.

– Выбегает Колобок (ребенок из подготовительной группы).

– Здравствуйте, ребята. Я смотрю вы все знаете обо мне? И я решил зайти к вам в гости.

Колобок: А знаете ли вы какие-нибудь пословицы о хлебе?

(Говорят дети).

– Хочешь есть калачи -не сиди на печи.

– Сей хлеб в пору, будет хлеба горы.

– Хлеб на столах-счастье в домах.

– Хлеб, соль, вода-живая еда.

– Хлеб всему голова.

Колобок: А танцевать вы умеете? Вставайте в круг, мы станцуем веселый танец со мной. (Дети танцуют, звучит “Песенка про колобка» http//muzofon.com).

 

– Колобок: ну мне пора возвращаться в сказку. До свидания ребята!

– Воспитатель: Ребята, сейчас мы посмотрим сколько труда нужно для того, чтобы у нас на столах был хлеб.

5. Показ презентации «Откуда хлеб пришел?»

– Видите, ребята, сколько труда нужно, чтобы хлеб вырастить, убрать, пекари пекут его в пекарнях и только потом он попадает в магазин

– Поэтому хлеб нужно беречь, нельзя выкидывать хлеб…

6. Давайте подойдем к столу, и я расскажу вам, что мы будем делать.

– Мы с вами, ребята, давайте вылепим медальоны из соленого теста. В старину был такой обычай: дарить дорогим людям изделия из соленого теста, а назывались они «Хлебосол». Эти изделия приносили богатство и благополучие в дом. Соленое тесто готовят из муки, соли и воды. Затем сушат на батарее или в духовке и раскрашивают гуашевыми красками. Потом их можно будет дарить.

Подведение итогов:

– Что нового мы узнали на занятии?

– Какие выводы можем сделать?

– Из чего мы с вами лепили?

– Понравилось вам занятие?

– Вы сегодня хорошо потрудились и в группе вас ждет угощение-печенье. Его тоже пекут из пшеничной муки. Приятного аппетита!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл" Программное содержание: Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить знания ...

Конспект занятия по развитию речи на тему: « Откуда хлеб пришел».

      I.            Чтение стихотворения А. Балина «Хлеб»      II....

Интегрированное игровое занятие в подготовительной логопедической группе "Откуда хлеб пришёл?"

Итоговое занятие по теме "Хлеб". Содержит экспериментальную и трудовую деятельность....

Конспект занятия по познавательному развитию "Откуда хлеб пришёл"

В старшей группе 28.09.12. состоялась экскурсия в краеведческий музей. В музее проходил праздник "Каравай, каравай, лёгкий хлеб не выбирай". Дети старшей группы активно учавствовали в празднике: читал...

Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")

Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных представлений о хлебе у детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".

Итоговое занятие по формированию целостной картины мира о хлебе у детей старшегог дошкошьного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".....