Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 4-5 лет с технологической картой 2019
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Мигунова Наталья Васильевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 4-5 лет с технологической картой

Тема: «Как ребята лесу помогали»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  общеобразовательное учреждение

«Каменский детский сад»
Богородского муниципального района Нижегородской области

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию с детьми 4-5 лет

Тема: «Как ребята лесу помогали»

Выполнила: Мигунова Наталья Васильевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

с.Каменки, 2018

Возрастная категория детей: средняя группа.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Вид занятия: интегрированная.

Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Формы образовательной деятельности: фронтальная, групповая,  подгрупповая, индивидуальная

Используемые методы и приёмы:

Словесный:

- вопросы

- беседа

- похвала словесная.

- анализ результатов

- напоминание;

- художественное слово;

- обсуждение;

- рассказ

-создание проблемной ситуации,

Наглядный:

- рассматривание

-использование ТСО;

- показ

Практический:

- упражнения конструктивного, творческого характера, работа с раздаточными карточками.

Игровой:

Дидактические игры «Собери корзину»

Загадки

Цель: Формирование элементарных экологических представлений. Воспитание умения правильно вести себя в природе.

Задачи:

 1.Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о растениях (деревья, ягоды, грибы) и животных леса.

 2.Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения).

3. Расширять представления детей об охране природы, закреплять правила поведения в природе; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

4. Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности.

5. Активизировать словарь детей. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Словарная работа:«Хвойный лес», «хвоинки», «лиственный лес», «смешанный лес», «отходы», «хлам», «мусор».

 

Предварительная работа: беседы  о пользе леса и правилах поведения в нем; рассматривание иллюстраций с изображением лиственного, хвойного, смешанного лесов, альбомов: «Звери леса», «Времена года в лесу», «Дикие животные», «Вот так птички – птички невелички», «Насекомые», «Съедобные и ядовитые грибы», «Ягоды», «Царство цветов»; заучивание стихотворений, пословиц, песен о лесе; отгадывание загадок на лесную тематику; рисование на тему «Лес»; работа с лэпбуками «Времена года», «Животные наших лесов».

  

Индивидуальная работа: закрепить с Мишей М. название 3–4 видов деревьев.

Серафим Ш., Лиза Г.  – закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих,шипящих и сонорных (р, л) звуков.

Максим Т., Злата Б.  – активизировать вопросами речь детей.

Ожидаемые результаты: Формирование общей культуры поведения в природе; понимание детьми, что содержание леса в чистоте – это обязанность человека, т.к. лес – наше богатство; развитие интереса к жизни леса и его обитателям.

Материал:

 - аудиозаписи шума леса, пения птиц; аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем…»;

 - плоскостные декорации деревьев (лиственные и хвойные), модели грибы;

-  раздаточные карточки для детей: грибы, ягоды

- 4 корзинки

 - имитация «мусора»:  скомканная бумага, банки пластиковые, фантики от конфет, бутылки пластиковые;

 - проектор, неотбук, переносной экран;

 -  мультимедийная презентация:

1ч. «Лесовичок»

2ч. «Лес. Деревья. Зачем нужен лес?» (бумага, музыкальные инструменты, кукольная мебель, чайная посуда, дома);  «Грибы, ягоды, орехи», «Сорока, звери (белка, заяц, еж, лиса, волк, медведь)»,  «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ».

3ч. «Мы создаем запрещающий знак»;

4ч. «Лесовичок и лесные жители с медальонами для детей».

 -поощрительные  медальоны с изображением запрещающего знака для детей.

Раздаточный материал:

Белые круги с красной каймой диаметром 12 см с клеевой основой, красная полоска 12 см; карточки 5х5 см с изображением: костер, рука, стопа, сачок, бабочки, гнездо, ёжик, зайчик, муравейник, магнитофон, ветка, цветы, мусор.

Литература:

1.        От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -352 с.

2. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4-5 лет. Серия «Экологическое воспитание в детском саду».М.. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.

Ход занятия:

  1. Вводная часть. Организационный момент. (1 минута)

Самостоятельная деятельность детей в группе.

Слышится жалобный плач (аудиозапись)

Воспитатель: (обращается к ребятам)

– Лиза, это ты  заплакала? (ответ ребенка)

Даша, это у тебя что-то случилось? (ответ ребенка).

 Кто же тогда плачет?

Вместе с детьми воспитатель подходит к месту, откуда доносится плач (к экрану).

Встают полукругом около экрана.

  1. Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия  (2 минуты)

Появляется изображение на  экране (на экране Лесовичок в слезах)Слайд

Лесовичок (использование аудиозаписи)

Добрый день, ребята!

Что-то с лесом приключилось,

Очень грустный он стоит.

Не поют в нём даже птицы

И печальный он на вид.

 Вы,  ребята,  помогите!

Лес, наш милый,  полечите!

Воспитатель:

 -  Что же нам делать? Надо скорее лес из беды выручать!  Ребята, а как же нам до леса добраться?  (Выслушиваются ответы и предложения детей).

 -Конечно, ребята! Давайте отправимся  в лес на поезде. Лёня будет паровозом, а вы вагончиками. Цепляйтесь скорее друг за другом.

(Включается аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем…».   «Поезд»  «переезжают» в другое групповое помещение, оформленное под «Лес»  (плоскостные берёзки, ёлочки, трава, цветы; модели грибов; рядом разбросан «Мусор» – пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, фантики от конфет, пластиковые банки).

3. Основная часть (14 минут)

Воспитатель:   Вот мы и в лес. Посмотрите на него, он и правда печальный какой-то стоит. Давайте послушаем лес. Птицы поют?  (ответы детей?)Листочки на деревьях шелестят?  Кузнечики стрекочут? (слушают: стоит тишина.)

Что же с ним случилось? Ребята, как вы думаете? (выслушивает ответы детей. Если дети не обращают внимание на имеющийся мусор, то их внимание на это обращает воспитатель)

Воспитатель: Конечно же, здесь очень много мусора.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто мог оставить столько мусора в лесу? (Дети высказывают свои мысли).

Воспитатель: Действительно. Мусор в лесу может оставить только человек.  Они оставляют использованные пакеты, очистки овощей, остатки еды, пустые бутылки, банки, фантики от конфет и шоколада, ненужные вещи...

Можно ли бросать и оставлять мусор в лесу?  Почему?

(Дети высказывают свое мнение)

Воспитатель: Конечно же нельзя! Мусор будет везде. Будет трудно пройти по лесу. Животные и растения могут  погибнуть, если будут жевать оставленный мусор. От оставленного мусора  может возникнуть пожар

А что нужно сделать, чтобы в лесу не было мусора, после посещение его человеком? (дети говорят, что нужно собирать весь мусор и выносить из леса)

Воспитатель: А куда же нужно выбрасывать мусор  в лесу?

Ответы детей: Мусор бросают только в мусорные бачки и урны, или весь мусор нужно забирать с собой в пакетах).

Воспитатель: А что можно назвать мусором?

Ответы детей.

Воспитатель:  Как можно назвать мусор другими словами?

Ответы детей: отходы, хлам

Воспитатель: Ребята, а наша Лана знает полезное  стихотворение. Хотите услышать?

Лана Р.:

Нельзя мусор в лесу кидать,

Нельзя бутылки разбивать;

Осколки острые опасны –

О них порежешься ужасно!

И обитателям лесным - мусор и стекло не нужны!

Воспитатель: К чему же может привести мусор в лесу? Что может случиться с животными, с людьми в лесу?

(Ответы детей: мусор в лесу и стекло могут повредить животным, людям, идущим в лес за ягодами и грибами; могут погибнуть все растения; от стекла может возникнуть пожар).

Динамическая пауза

Воспитатель:  Ребята, а как нашему лесу помочь, чтобы он чистым стал? (ответы детей).

Конечно. Предлагаю вам собрать весь «Мусор»  в мешок, чтобы потом отнести его в мусорный контейнер.

Проведение физкультминутки. Сопровождаем «Сбор мусора» худ.словом.

Вместе по лесу идём, 
Не спешим, не отстаём. (Ходьба на месте.) 
Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем. (Наклоны вперед)
Раз в ведро, а два – в корзину, (Наклоны вперед)
Наклоняем дружно спину. (Наклоны вперед)
Если дружно потрудиться, (Встать, выпрямиться)

Все вокруг преобразится! (Потягивания — руки вверх.) 

Дети выполняют движения по тексту 2-3 раза.

По окончанию «Сбора мусора», предлагаю присесть на стульчики, ковер, пенечки.

Воспитатель: Ребята! Каким стал наш лес??? (ответы детей).

Давайте подумаем и скажем, что же такое «лес»?

Дети высказывают свое мнение: деревья, кустарники, трава, грибы, ягоды, цветы, насекомые, звери и птицы.)

Воспитатель: Лес – это целый мир!  

 — Без чего  невозможно представит лес? (без деревьев)

— Миша,  ты не подскажешь нам, какие деревья  растут в лесу?

Миша: (елка, сосна, береза, клен и др.) В случае затруднений, помогают другие дети.

На экране появляются слайд с деревья.

Воспитатель: Молодец, Миша, и вы ребята! Как много вы назвали деревьев. Максим, а  если в лесу растут деревья только с иголочками –хвоинками, как мы назовем такой лес? (Ответы ребенка Максим: (Хвойный). В случае затруднений, помогают другие дети). Одна иголка – «хвоинка». Много иголок – «хвоинки». На ели, сосне растут хвоинки, поэтому их называют хвойными деревьями.

Воспитатель: А если в лесу будут деревья только с листочками, как такой лес называется?

Максим: лиственный.

Воспитатель: Молодцы, знаете!

— Ребята, а мы с вами в какой лес попали?  Как такой лес называется?

Дети высказывают. Если затрудняются, напомнить  про понятие «смешанный»). Дети объясняют, какие деревья и почему так называются.

Воспитатель: Ребята, а зачем нам нужен лес? Слайды

Дети объясняют значения леса.( В лесу растут  деревья, которые использует человек.  Из древесины делают: бумагу, музыкальные инструменты, мебель, посуду, дома. (на экране появляются слайд)

Лес – зеленый наряд нашей земли.(на экране появляются слайд)

 Лес – дом для птиц и животных.( на экране появляются слайд)

  Лес – врач, очищает воздух, дает кислород. ( на экране появляются слайд)

Воспитатель: Ребята, вот есть такая пословица: « Возле леса жить – голодному не быть». Это как же ее понять?… В лесу разве можно чем- то полакомиться? (Ответы детей: грибами, ягодами, орехами).

Воспитатель: А что есть в нашем лесу?(ответы детей) Правильно подметили. Смотрите сколько в нашем лесу грибов и ягод. А у меня есть 4 корзинки. Что будем в них собирать? (ответы детей). Что будут собирать девочки?  А что будут собирать мальчик? (ответы детей).

Воспитатель: Хорошо, ребята. Грибы будут собирать в 2 корзины мальчики. А в другие 2 корзинки девочки соберут  ягоды.

(Дети объединяются в подгруппы для сбора грибов и ягод. Собирают)

Воспитатель: Молодцы, все собрали. Предлагаю вам присесть на полянке и посмотреть, какие ягоды  и грибы мы собрали в лесу. Мальчики проверят девочек, правильно ли они собрали лесные ягоды. (Ответы детей: земляника, черника, брусника, малина, костяника)

А девочки проверят наших мальчиков, какие грибы они нашли в лесу?…( Ответы детей: маслята, опята, сыро-

ежки и др.)

Все ли грибы можно собирать?(ответы детей) А что нужно делать с ядовитыми грибами? Можно ли топтать, пинать мухоморы?(Ответы детей) Правильно! Нельзя!  Мухоморы- лекарство для лесных зверей.

 На экране появляется слайд- сорока с конвертом

Воспитатель: Смотрите, а кто тут в лесу на веточке сидит? (ответы детей) Правильно, ребята, это сорока. А что это она нам принесла? (ответы детей) Заглянем? (ответы детей) А тут загадки про зверей, которые живут в лесу. Хотите их разгадать? (ответы детей) Тогда я буду вам загадывать загадки, а вы их отгадывать:

(Дети отгадывают загадки и называют животных.)

Кто по ёлкам ловко скачет, 
Кто в дупле орехи прячет
И взлетает на дубы? 
Сушит на зиму грибы?

(белка)

Зимой беленький, 
А летом серенький. 
Никого не обижает, 
Всех сам боится. 
(заяц) 

Лесом катится клубок
У него колючий бок
Он охотится ночами
За жуками и мышами.

(ёж)

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост-краса. Кто это?

(лиса)

На овчарку он похож.

Что ни зуб-то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(волк)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(медведь).
Как назвать одним словом всех тех, кто живет в лесу?

( Ответы детей: Дикие животные).

Воспитатель: Все они являются настоящими хозяевами леса. А мы с вами в лес ходим только в гости, а гости как должны себя вести в лесу?

(Ответы детей: так, чтобы не потревожить хозяев, не обидеть их и не напугать)

Воспитатель: Давайте с вами вспомним «Правила поведения в лесу».

Дети перечисляют правила поведения в лесу

1. Ветки не ломать, деревья не калечить, не делать на них вырезки, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. Не подходи близко к гнездам птиц, не прикасайся к гнезду, иначе птицы могут покинуть гнездо насовсем.

3. Береги муравейники. Помни – муравьи – санитары леса.

4. Не разжигай костер. От огня погибают растения, задыхаются животные и насекомые.

5. Не шуми,  никому не мешай, а то лес затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

6. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

7. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных. Не забирай их из леса.

8. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

Воспитатель: Отлично, ребята, если мы будем соблюдать все эти правила,  каким будет наш лес?(ответы детей) Правильно! Наш лес будет зеленым, чистым и красивым.

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами знаем все эти правила, а вдруг,  в лес  придет кто-то, кто не знает этих правил. Как можно узнать о правилах поведения в лесу (наводящими вопросами подводим детей к использованию  запрещающих знаков в лесу?)(Ответы детей)

Воспитатель: Давайте мы с вами изготовим запрещающие знаки и поставим их здесь!  Они будут напоминать людям  о том, как в лесу нужно себя вести.

Слайд «Мы создаем запрещающий знак».

Запрещающий знак – это белый круг с красной каймой.

Внутри его помещаем предметы, которые нельзя в лесу бросать, или действие – что нельзя делать. И эти предметы или действия перекрываем красной чертой. Попробуем?

(Воспитатель предлагает детям раздаточный материал, для того чтобы собрать запрещающие знаки: белые круги с красной каймой диаметром 12 см с клеевой основой, красная полоска 12 см, карточки 5х5 см с изображением: костер, рука, цветок, сачок, бабочки, гнездо, ёжик, зайчик, муравейник, магнитофон, ветка, цветы, мусор.)

Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата.

Задание выполняется за столами (на столах разложен материал, необходимый для изготовления знака).  Групповые, парные, индивидуальные формы организации деятельности.

Дети разделяются на группы. Выполняют практическую работу в группах или индивидуально. Выбирают материалы (карточки), которые можно применить для деятельности. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия в сотрудничестве и т.д.)

4. Заключительная часть. Рефлексивный этап (3 минуты)

Итог занятия. Систематизация знаний.2 мин

Воспитатель: Молодцы, ребята!  Какие знаки мы сделали???

Правильно, запрещающие. Где мы  их поставим? Дети рассматривают, рассуждают и отвечают на вопрос, ставят знаки.

Воспитатель: Ребята, давайте опять послушаем лес…(включается аудиозапись со звуками леса) Что вы слышите??? (ответы детей). Наш лес ожил!!!

(Дети смотрят на экран с изображением леса. Ответы детей.)

Звучит аудиозапись – Звуки леса, голоса птиц.

Слайд. На экране появляется Лесовичок. (слайд) (Дети смотрят на экран)

(Звучит аудиозапись)

«Спасибо, вам, ребята за наш чистый лес, за знаки, которые вы сделали. Думаю, что никто теперь не нарушит правил леса, благодаря вам и ваши запрещающим знакам. Я и лесные жители передаем вам медальоны любителей и защитников природы.»

(Коробочка с медальонами у воспитателя, вручает всем детям медальоны)

Воспитатель: Спасибо. Рады были помочь. А нам, ребята,  пора прощаться с лесом и возвращаться в детский сад. (Включается аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем…».   «Поезд»  «переезжают» в другое групповое помещение)(дети возвращаются в группу)

Рефлексия 1 мин

(Дети слушают вопросы, делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; высказывают эмоциональный отклик.)

Воспитатель:  

Ребята, что-то нового узнали сегодня?

Что вам особенно понравилось?

Что показалось интересным?

Где мы с вами были?

Каким был вначале лес?

Как мы помогли ему? (Убрали мусор)

Каким стал лес? (Чистым, красивым)

Какой информацией Вы можете поделиться со своими родителями, друзьями?

Так давайте же все вместе будем делать чище и леса, и реки, и свой двор, и улицу, и все люди будут дышать свежим воздухом, любоваться красотой природы.

(по окончанию занятия предлагает пройти и помыть руки с мылом, т.к. мусор собирали)

Технологическая карта НОД

Этап занятия/

Продолжительность этапа в минутах

Задачи этапа

Используемые методы, приёмы, формы работы с детьми

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результат

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

1 мин.

-Собрать и сконцентрировать внимание детей, настроить на предстоящую деятельность

Приём использования технических средств

Игровая ситуация

Слышится жалобный плач (запись звука)

Воспитатель: (обращается к ребятам) – Лиза, это ты                      

заплакала? (нет), Даша, это у тебя что-то        

случилось? (нет).                

Кто же тогда плачет?

Вместе с детьми воспитатель подходит к месту              

откуда доносится плач (к экрану).

Задаёт положительный эмоциональный настрой.

Предлагает и корректирует выбор детей.

Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность

Самостоятельная деятельность детей в группе.

Игровая

Встают полукругом около экрана.

Готовность детей к предстоящей деятельности,

дети внимательны

2.

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

2 мин

-Вызвать у детей желание, интерес, побудить к предстоящей деятельности

-формирование представлений о предстоящей деятельности

Наглядный:

- показ

- рассматривание -использование ТСО;

Словесный:

- создание проблемной ситуации,

- коллективное обсуждение,

- художественное слово

Игровой:

- игровая ситуация

Появляется изображение на  экране (на экране Лесовичок в слезах)

Лесовичок (использование аудиозаписи)

Добрый день, ребята!

Что-то с лесом приключилось,

   Очень грустный он стоит.

   Не поют в нём даже птицы

   И печальный он на вид.

    Вы,  ребята,  помогите,

    Лес, наш милый  полечите!

Воспитатель:

 -  Что же нам делать? Надо скорее лес из беды выручать!  Ребята, а как же нам до леса добраться?  

 -Конечно, ребята! Давайте отправимся на поезде в лес. Лёня будет паровозом, а вы вагончиками. Цепляйтесь скорее друг за другом.

(Включается аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем…».   «Поезд»  «переезжают» в другое групповое помещение, оформленное под « лес»  (декоративные берёзки, ёлочки, грибочки, трава, цветы; рядом разбросан «мусор» – пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, фантики от конфет, пластиковые банки).

Дети смотрят на экран, слушают

Решают проблемную ситуацию.

Дети высказывают свои мысли, ответы и предложения детей

Дети выполняют движения по тексту

 рассаживаются на свои места.

Умение делать вывод и его аргументировать.

У детей появилось желание действовать  – помочь лесу и его жителям.

Дети принимают решение отправиться в лес.

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

6 минут.

-Расширять имеющиеся представления

-Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций.

-Организация взаимодействия детей для  достижения результата.

-Активизации мышления детей

- Развитие наблюдательности,

Речевой активности.

Словесный:

- напоминание;

- вопросы;

- художественное слово;

- беседа;

- обсуждение;

- рассказ

Наглядный:

- рассматривание;

- использование ТСО;

- показ

- наблюдение

Игровой:

игровые и занимательные приемы

Воспитатель:  

Вот мы и приехали в лес. Посмотрите на него, он и правда печальный какой-то стоит. Давайте послушаем лес. Птички поют?  Листочки на деревьях шелестят?  Кузнечики стрекочут?

Что же с ним случилось, ребята, как вы думаете? (выслушивает ответы детей. Если дети не обращают внимание на имеющийся мусор, то их внимание на это обращает воспитатель)

Воспитатель: Конечно же, здесь очень много мусора.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто мог оставить столько мусора в лесу?

 Действительно. Мусор в лесу может оставить только человек. Его оставляют те люди, которые  приходят в лес. Они оставляют использованные пакеты, очистки, объедки, бутылки, банки, фантики, старые вещи и много другое.

Можно ли бросать и оставлять мусор в лесу?  Почему?

Нельзя. Мусор будет везде, будет некрасиво…И нельзя будет пройти. Животные и растения все погибнут.

А что нужно сделать, чтобы в лесу не было столько мусора?

Воспитатель: А куда же нужно выбрасывать мусор  в лесу?

(Мусор бросают только в мусорные бачки и урны, или весь мусор нужно забирать с собой в пакетах).

Воспитатель: А что такое мусор?

Ответы детей. Дети высказывают свои мысли (Мусор – это старые или ненужные вещи, предметы: очистки, объедки, бутылки, банки, фантики и много другое.)

Воспитатель:  Как можно назвать мусор другими словами?

Ответы детей. Дети высказывают свои мысли

(Отходы, хлам, отбросы, грязь)

Воспитатель: Ребята, а наша Ланочка знает очень хорошее стихотворение. Не хотите его послушать?

Воспитатель задает вопросы:

 - Молодец, Лана. Очень поучительное стихотворение. К чему же может привести мусор в лесу?

 -  Что может случиться с животными, с людьми в лесу?

(Мусор в лесу и стекло могут повредить животным, людям, идущим в лес за ягодами и грибами, лес станет не красивым, могут погибнуть все растения, а от стекла может возникнуть даже пожар).

Дети осматриваются вокруг

ответы детей

Слушают, стоит тишина.

Дети рассматривают, рассуждают и отвечают на вопросы

Решают проблемную ситуацию.  

Дети высказывают свои мысли

Слушают воспитателя,  рассуждают, отвечают на вопросы

Ответы детей. Дети высказывают свои мысли.

Ответы детей

Дети высказывают свои мысли

Дети высказывают свои мысли

Дети высказывают свои мысли

Дети высказывают свои мысли

Лана рассказывает стихотворение.

Нельзя мусор в лесу кидать,

    Нельзя бутылки разбивать;

    Осколки острые опасны –

     О них порежешься ужасно!

      И обитателям лесным - мусор и стекло не нужны!

Дети слушают

Ответы детей

Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления.

Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность.

4.

Динамическая пауза,

1 мин.

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.

Художественное слово

Игровые приемы.

Воспитатель:  Ребята, а как нашему лесу помочь, чтобы он чистым стал? (ответы детей).

Конечно. Предлагаю вам собрать весь «мусор»  в мешок, чтобы потом отнести его в мусорный контейнер.

Проведение физкультминутки. Сопровождаем сбор мусора худ.словом.

Вместе по лесу идём, 
Не спешим, не отстаём. (Ходьба на месте.) 
Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем. (наклоны вперед)
Раз в ведро, а два – в корзину, (наклоны вперед)
Наклоняем дружно спину. (наклоны вперед)
Если дружно потрудиться, (встать, выпрямиться)

Все вокруг преобразится! (Потягивания — руки вверх.) 

Предлагаю присесть на стульчики, ковер, пенечки.

Дети выполняют движения по тексту

Дети садятся

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта.

5.

Практическая работа

7 мин

-Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций.

-Организация взаимодействия детей для  достижения результата.

-Активизации мышления детей.

-Самостоятельное применение на практике имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Словесный:

- напоминание;

- вопросы;

- художественное слово;

- беседа;

- обсуждение;

- рассказ

Наглядный:

- рассматривание;

- использование ТСО;

- показ

Практический:

- творческая работа Упражнения конструктивного, творческого характера, работа с карточками

Игровой:

Дидактические игры «Собери корзину»

Загадки

Групповые, парные, индивидуальные формы организации деятельности.

Воспитатель: Ребята, каким стал наш лес???

Давайте подумаем и скажем, что же такое «лес»?

(Деревья, кустарники, трава, грибы, ягоды, цветы, насекомые, звери и птицы.)

Воспитатель: Лес – это целый мир!  

 — Без чего  не возможно представит лес? (без деревьев)

— Миша,  ты не подскажешь нам, какие деревья  растут в лесу?

На экране появляются слайд с деревья.

Воспитатель: Молодец, Миша, и вы ребята! Как много вы назвали деревьев. Максим, а  если в лесу растут деревья только с иголочками –хвоинками, как тогда мы назовем такой лес? Одна иголка – «хвоинка». Много иголок – «хвоинки». На ели, сосне растут хвоинки, поэтому их называют хвойными деревьями.

Воспитатель: А если в лесу будут деревья только с листочками, как такой лес называется?

Воспитатель: Молодцы, знаете!

— Ребята, а мы с вами в какой лес попали?  Как такой лес называется?

Воспитатель: Ребята, а зачем нам нужен лес?

(Лес дает деревья, которые использует человек.  Из древесины делают бумагу, музыкальные инструменты, мебель, посуду, дома. (на экране появляются слайд)

Лес – зеленый наряд нашей земли.(на экране появляются слайд)

 Лес – дом для птиц и животных.( на экране появляются слайд)

  Лес – врач, очищает воздух, дает кислород. ( на экране появляются слайд)

Воспитатель: Ребята, вот есть такая пословица: « Возле леса жить – голодному не быть». Это как же ее понять?… В лесу разве можно чем- то полакомиться?

Воспитатель: А что есть в нашем лесу? Правильно подметили. Смотрите сколько в нашем лесу грибов и ягод. А у меня есть 4 корзинки. Что будем в них собирать? . Что будут собирать девочки, а что будут собирать мальчик?

Воспитатель: Хорошо, ребята. Грибы будут собирать в 2 корзины мальчики. А в другие 2 корзинки девочки соберут  ягоды.

Воспитатель: Молодцы, все собрали. Предлагаю вам присесть на полянке и посмотреть, какие ягоды  и грибы мы собрали в лесу. Мальчики проверят девочек, правильно ли они собрали лесные ягоды.

А девочки проверят наших мальчиков, какие грибы они нашли в лесу?…

Все ли грибы можно собирать? А что нужно делать с ядовитыми грибами? Можно ли топтать, пинать мухоморы? Правильно, нельзя,  мухоморы- лекарство для зверей.

 На экране появляется  слайд - сорока с конвертом

Воспитатель: Смотрите, а кто тут в лесу на веточке сидит? (ответы детей) Правильно, ребята, это сорока. А что это она нам принесла? (ответы детей) Заглянем? (ответы детей) А тут загадки про зверей, которые живут в лесу. Хотите их разгадать? (ответы детей) Тогда я буду вам загадывать загадки, а вы их отгадывать:

(Дети отгадывают загадки и называют животных.)

Кто по ёлкам ловко скачет, 
Кто в дупле орехи прячет
И взлетает на дубы? 
Сушит на зиму грибы? (белка)

Зимой беленький, 
А летом серенький. 
Никого не обижает, 
Всех сам боится. 
(заяц) 

Лесом катится клубок
У него колючий бок
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (ёж)

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост-краса. Кто это? (лиса)

На овчарку он похож. Что ни зуб-то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (волк)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой (медведь).


Как назвать одним словом всех тех, кто живет в лесу?

Воспитатель: Все они являются настоящими хозяевами леса. А мы с вами в лес ходим только в гости, а гости как должны себя вести в лесу?

Воспитатель: Давайте с вами вспомним «Правила поведения в лесу».

Дети перечисляют правила поведения в лесу

1. Ветки не ломать, деревья не калечить, не делать на них вырезки, ни травинку, ни лист зря не рвите.

 2. Не подходи близко к гнездам птиц, не прикасайся к гнезду, иначе птицы могут покинуть гнездо насовсем.

 3. Береги муравейники. Помни – муравьи – санитары леса.

 4. Не разжигай костер. От огня погибают растения, задыхаются животные и насекомые.

 5. Не шуми,  никому не мешай, а то лес затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

 6. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

 7. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных. Не забирай их из леса.

8. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

Воспитатель: Отлично, ребята, если мы будем соблюдать все эти правила,  каким будет наш лес??? Правильно, наш лес будет зеленым, чистым и красивым.

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами знаем все эти правила, а вдруг,  в лес  придет кто-то, кто не знает этих правил. Как гостям можно рассказать о правилах поведения в лесу (наводящими вопросами подводим детей к использованию  запрещающих знаков в лесу?)

Воспитатель: А может быть и мы с вами изготовим запрещающие знаки и поставим их здесь?!  Они будут напоминать людям  о том, как в лесу нужно себя вести.

Запрещающий знак – это белый круг с красной каймой. Внутри его изображены предметы, которые, например, нельзя в лесу бросать, что – то нельзя делать. И эти предметы или действия перечеркнуты красной чертой. Попробуем?

( Воспитатель предлагает детям раздаточный материал, для того чтобы собрать запрещающие знаки: белые круги с красной каймой диаметром 12 см с клеевой основой, красная полоска 12 см, карточки 5х5 см с изображением: костер, рука, стопа, сачок, бабочки, гнездо, ёжик, зайчик, муравейник, магнитофон, ветка, цветы, мусор.)

Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата.

Задание выполняется за столами (на столах разложен материал, необходимый для изготовления знака).  Групповые, парные, индивидуальные формы организации деятельности.

Дети разделяются на группы. Выполняют практическую работу в группах или индивидуально. Выбирают материалы (карточки), которые можно применить для деятельности. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия в сотрудничестве и т.д.)

Ответы детей. Дети высказывают свои мысли

Дети высказывают свои мысли

Миша отвечает

Максим отвечает, в случае затруднений, помогают другие дети.

Дети высказывают свои мысли

Дети объясняют, какие деревья и почему так называются.

Дети высказывают свои мысли, объясняют значения леса.

Ответы детей: (грибами, ягодами, орехами).

Ответы детей

(Дети объединяются в подгруппы. Грибы в корзинки собирают мальчики. Ягоды собирают в другие корзинки девочки.

Садятся на стульчики.

(Ответы детей: земляника, черника, брусника, малина, костяника).

( Ответы детей: маслята, опята, сыро-

ежки и др.)

Девочки проверяют мальчиков, мальчики –девочек.

Смотрят на экран.

Дети отгадывают загадки и называют животных.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети перечисляют правила поведения в лесу

Ответы детей

Дети высказывают свои мысли

Ответы детей

Задание выполняется за столами.  

Групповые, парные, индивидуальные формы организации деятельности.

Разделяются на группы. Выполняют практическую работу в группах или индивидуально. Выбирают материалы (карточки), которые можно применить для деятельности. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия в сотрудничестве и т.д.)

  1. Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления.
  2.  Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.
  3. Любознательность и активность.

4. Проявляет творческую активность в процессе продуктивной деятельности;

5. Умение подбирать необходимые материалы для работы;

6. Умение делать логический вывод;

7. Умение следовать правилам

8. Умение работать по правилу, по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

6.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

2 мин

Подвести  итоги НОД, обобщить полученный ребёнком опыт, оценить деятельность детей.

Обсуждение

Словесный:

- вопросы

-Беседа

-Похвала словесная.

Наглядный:

- рассматривание результатов деятельности

-Приём использования технических средств

Воспитатель: Молодцы, ребята!  Какие знаки мы сделали???

Правильно, запрещающие знаки у нас получились. Куда мы их поставим?

Воспитатель: Ребята, давайте опять послушаем лес…(включается аудиозапись со звуками леса) Что вы слышите??? Наш лес ожил!!!

Звучит аудиозапись – Звуки леса, голоса птиц.

На экране появляется Лесовичок. (слайд) (Дети смотрят на экран)

(Звучит аудиозапись)

 «Спасибо, вам, ребята за наш чистый лес, за знаки, которые вы сделали. Думаю, что никто теперь не нарушит правил леса, благодаря вам. Я и лесные жители передаем вам медальоны любителей и защитников природы.»

(Коробочка с медальонами у воспитателя, вручает всем детям медальоны)

Воспитатель: Спасибо. Рады были помочь. А нам, ребята,  пора прощаться с лесом и возвращаться в детский сад. (Включается аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем…».   «Поезд»  «переезжают» в другое групповое помещение)

Дети рассматривают, рассуждают и отвечают на вопрос, ставят знаки.

Дети смотрят на экран с изображением леса. Ответы детей

Ответы детей

Смотрят на экран, слушают.

(дети возвращаются в группу)

 Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса

7.

Рефлексия

1 мин

Формировать навыки самооценки и самоконтроля.

Беседа

Анализ результатов

Воспитатель:  

Ребята, что-то нового узнали сегодня?

Что вам особенно понравилось?

Что показалось интересным?

Где мы с вами были?

Каким был вначале лес?

Как мы помогли ему? (Убрали мусор)

Каким стал лес? (Чистым, красивым)

Какой информацией Вы можете поделиться со своими родителями, друзьями?

Так давайте же все вместе будем делать чище и леса, и реки, и свой двор, и улицу, и все люди будут дышать свежим воздухом, любоваться красотой природы.

(по окончанию занятия предлагает пройти и помыть руки с мылом, т.к. мусор собирали

Дети слушают вопросы, делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; высказывают эмоциональный отклик.

1. Умение оценивать результат своей деятельности;

2. Умение выражать чувства;

3. Умение делать выводы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми младшей группы на тему:"Как дети солнышко искали".

1). Знакомить детей с русскими народными играми, фольклором, песенками, потешками. Развивать интерес к их обыгрыванию. Продолжать активизировать словарный запас. Учить проговаривать потешки не торопяс...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 4-5 лет

Цель: Учить детей выделять требования к объекту, исходя из его функции и места выполнения функции. Закрепить навыки обследования объектов, используя модель «объект - имя признака - значение имени приз...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 3-4 лет "Зимушка-зима"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей с элементами экспериментирования составлен в соответствии с требованиями ФГОС  и примерной общеразвивающей ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми группы среднего дошкольного возраста «Воздушные шарики для Пятачка»

Тема   НОД: «Воздушные шарики для Пятачка»Вид НОД:  Непосредственно образовательная деятельность является интегрированной, так как посредством различного содержания и видов деятельности...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы на тему: «По следам осени»

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы на тему: По следам осени"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 3 – 4 лет «На поиски солнышка»

Развитие у ребенка познавательного интереса к математике, как науке, способствующей познанию окружающего мира....