Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Лаборатория здоровья»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

ВИННИК ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА

Эксперементирование на занятиях по познанию в подготовительной группе, на тему органы чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_laboratoriya_zdorovya.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Пролетарский детский сад комбинированного вида «Радуга»

Конспект занятия

по познавательному развитию

в подготовительной группе

«Лаборатория здоровья»

Воспитатели: Толкушкина Н. А.

                                                                                           Винник Г. Н.

 

Программное содержание.

- Дать элементарные понятия о мозге, его значении для органов чувств.

- Закрепить представления детей о значении органов чувств для восприятия человеком окружающего мира.

- Вызвать интерес к элементарной исследовательской деятельности.

- Развивать логическое мышление, умение делать выводы, умозаключения.

- Воспитывать у детей стремление к сохранению собственного здоровья.

- Развивать фантазию, творчество, способность к эмоциональному проживанию познавательного материала.

- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Обогащение словаря: лаборатория, опыт, эксперимент, радужная оболочка, кора головного мозга, зрачок, карие глаза, радужная оболочка глаза, вкусовые сосочки, мозг, извилины, слепой, глухой, выпуклые буквы.

Оборудование: имитация лаборатории, ноутбук с презентацией, аудиозаписи, бейджи для детей, кусочки груш и лимона на блюде, грецкие орехи, зеркала, увеличительные стекла, щитки, карточки со шрифтом Брайля, мешок с предметами из разного материала, банки с водой разной теплоты, колокольчик, стаканы с водой разной на вкус, ватные палочки, стаканчики с продуктами (кофе, кожура мандарина, какао, чеснок, груша, ваниль, сушеный укроп, огурец), коробочка с шоколадками.

Ход занятия: 

Организационный момент: воспитатель 1., с детьми заходят в группу, встают на ковре полукругом.

Воспитатель 1:

-Ребята, сегодня к нам пришли гости и это очень необычные и важные гости, это учителя нашей школы, давайте поздороваемся с ними.

Приветствие сопровождается с движениями, дети стоят в кругу:

Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе.
(берутся за руки)

Слышен стук в дверь.

Воспитатель 1:

-Ой, ребята, кажется, к нам еще кто-то пришел! ... Да, да, войдите!

Входит воспитатель 2.

Воспитатель 2. Здравствуйте, ребята! Меня зовут профессор Витаминкина! Сегодня я хотела бы пригласить вас в свою лабораторию, «Лабораторию здоровья», хотите там побывать? (ответы детей)

Воспитатель 1. Профессор, а что это у вас за блюдо? (воспитатель указывает на принесенное с собой профессором блюдо)

Воспитатель 2. О, а это для вас! Прежде, чем отправиться познавать новое, не изведанное и интересное мне хотелось бы вас угостить! (детям раздаются кусочки лимона и груши) Попробуйте!

Воспитатель 1. Скажите, ребята, какая на вкус груша? (сладкая)

Воспитатель 1. А лимон? (кислый)

Воспитатель 1. Какой орган чувств помог вам узнать вкус фруктов? (ответы детей)

Воспитатель 1. Конечно – же, это язык. А знаете ли вы, как наш язык определяет вкус? А хотите узнать? (ответы детей)

Воспитатель 2. А об этом мы узнаем в моей «Лаборатории здоровья», потому- что именно здесь изучают органы чувств человека.

Воспитатель 2. Но прежде, чем войти в лабораторию, наденьте вот такие бейджи! (дети надевают бейджи) Теперь мы готовы и можем пройти в лабораторию, прошу! (проходят к столам, где имитирована «Лаборатория здоровья)

Воспитатель 1 проходит за презентацию.

   

Воспитатель 2. Ребята, как вы думаете, а кто командует нашими органами чувств? (ответы детей)

Воспитатель 2. Верно, главный командир в нашем организме это – головной мозг. Где он находится? (дети рассматривают презентацию о головном мозге)

Воспитатель 2.  Человеческий мозг очень сложный орган, но самая главная его часть это, «кора» головного мозга. На что она похожа? Что напоминает? Посмотрите, что у меня есть, возьмите себе по ореху! (профессор раздает детям очищенные грецкие орехи)

Воспитатель 2.  Скажите, между орехом и мозгом есть внешнее сходство? (ответы детей)

Воспитатель 2. Да, и у мозга, и у ореха есть извилистые, спутанные морщинки – бороздки. У каждого человека разное количество извилин.  А знаете, какой удивительный секрет у нашего мозга? Хотите, я вам его открою?

У нашего «командира» - мозга, есть память. Он может на долгие годы запоминать множество запахов, звуков, картинок и никогда их не забывать. А помогают ему в этом органы чувств. Более подробно о мозге вы узнаете в школе. А сейчас…

Воспитатель 2. Я приглашаю вас пройти в первую лабораторию (первый стол- лаборатория №1), а что в ней изучают, вы поймете, отгадав загадку.

                              На ночь два оконца

                              Сами закрываются,

                              А с восходом солнца

                              Сами открываются.

Воспитатель 2. Конечно, это глаза.  В этой лаборатории изучают зрение человека.

Глаза – это замечательный и очень ценный человеческий орган.  А для чего они человеку? (ответы детей)                                               

Воспитатель 2. Конечно же, глаза помогают нам видеть весь мир, его красоту. А как вы думаете, у всех глаза одинаковые? (ответы детей)

Воспитатель 2. А чем они отличаются? (ответы детей)

Воспитатель 2. Правильно, глаза отличаются цветом, а еще у разных народов разный разрез глаз.

Посмотрите в глаза друг другу и скажите, какого цвета глаза у вашего соседа. Видите цветной кружок, он называется радужной оболочкой. У одних она коричневая (такие глаза называют карими), у других зеленая, у кого – то голубая.

Посмотрите внимательно еще раз в глаза друг другу. Видите, черную точку посредине глаза? Это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза, и мы видим то, на что смотрим.

Внимательно посмотрите в оба глаза: зрачки одинакового размера? Сейчас мы с вами проведём небольшой опыт. Послушайте внимательно задание!

Нужно встать друг напротив друга, взять щиток и закрыть им один глаз. Подержать его немного закрытый. По моей команде открыть и сразу посмотреть в глаза друг другу, сравнить одинаковые или разные по размеру стали зрачки.

(Проводят опыт)

Воспитатель 2. Что вы заметили? (ответы детей)  

Воспитатель 2. Конечно, зрачок того глаза, что был закрыт, стал больше по размеру. А как вы думаете, почему? (ответы детей)  

Воспитатель 2. В темноте зрачок расширяется, чтобы лучше видеть, а на свету сужается, чтобы много света не попадало в глаз.    

Глаза трудятся целый день. Они, конечно же, устают. Поэтому мы должны создать для работы глаз хорошие условия, должны беречь их, а чтобы узнать, что для этого нужно я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо – плохо»            

(Дети просматривают слайды презентации, комментируя их)

Воспитатель 2. Молодцы, ребята! Очень полезно делать гимнастику для глаз, давайте мы ее и сделаем!

Гимнастика для глаз:

Чтобы глазки зорче были,

И в очках чтоб не ходить,

Эти нужные движенья предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ножки.

Влево, вправо побыстрей.

Удивился – что такое?

И закроем их скорей.

А теперь вращай по кругу,

Словно стрелочка часов.

Открывай, и на занятье.

Будь всегда, дружок, здоров!

Воспитатель 2. Ребята, есть люди, которые совсем ничего не видят. Как вы думаете, как слепые люди узнают о различных предметах? (ответы детей)

Воспитатель 2. А как же можно с помощью рук познавать мир мы узнаем в следующей лаборатории.

(дети проходят в лабораторию №2, удобно располагаются за столами)

Воспитатель 2. Когда люди видят плохо или не видят совсем, им помогают руки, с помощью рук слепые люди познают мир. А могут ли они читать? (ответы детей) 

Воспитатель 2. Да, они читают специальные книги с выпуклыми буквами, посмотрите на экран.

(изображение книги Брайля в презентации)

Воспитатель 2. Наши руки, как и все тело, покрыто кожей. Кожа на руках очень чувствительна. Руки – очень важные наши помощники. Повернитесь друг к другу, закройте глаза, нащупайте у своего соседа нос, уши, волосы.

    -А теперь возьмите карточка на столе, видите на них выпуклые точки, проведите по ним пальчиками, почувствовали? На этих карточках написано слово с помощью шрифта для слепых людей, шрифта Брайля. Поводите пальчиками по точкам еще раз. Нам сложно прочесть что там написано, потому что мы не знаем значение этих точек, слепые же люди смогли бы прочесть это слово. Чтобы читать такой шрифт нужно долго учиться. Хотите я вам скажу, что там написано? Там написано слово- радуга.

- Давайте еще немножко поиграем! Игра называется «Волшебный мешочек» (В мешочке различные предметы по форме, материалу). Нащупайте руками предмет и скажите, какой он на ощупь? Что вы еще можете о нем сказать? Можете ли определить, что это за предмет?

-А теперь опыт: предлагаю вам с помощью рук определить температуру воды в каждой банке, расставить баночки в порядке от самой холодной, до самой теплой. (дети проделывают опыт)

(Слышен звук колокольчика)

Воспитатель 2. Ой, что за звук, вы слышите? 

Воспитатель 2. Верно, это звучал колокольчик. Какой орган чувств помог нам услышать этот звук?

Воспитатель 2. Конечно, это уши! Пойдемте, скорее в лабораторию, где изучают органы слуха (проходят в лабораторию №3)

 

-Проходите, присаживайтесь на стульчики (дети садятся на стулья)

 

Воспитатель 2.  Когда мы спим, наши глаза закрыты, а уши? Конечно, уши открыты всегда, они улавливают различные звуки даже тогда, когда человек спит.

Воспитатель 2. Мы с вами знаем, что звуки бывают разные. Хотите проверить свои уши - угадать, что звучит? (аудиозапись различных звуков: льется вода, дует ветер, горит костер, шумит море, рвут бумагу, забивают гвоздь, пилят дерево)

Воспитатель 2. Молодцы! Ваши уши замечательные помощники.

Воспитатель 2. Ребята, а есть такие люди, которые не слышат. Как можно назвать такого человека? (ответы детей)

Воспитатель 2. Как им можно помочь? (ответы детей)

Воспитатель 2. Конечно, врачи выписывают слабослышащим людям слуховой аппарат. А как можно общаться с глухим человеком? (ответы детей)

Воспитатель 2. Я предлагаю вам снова поиграть в игру «Хорошо – плохо».  Что хорошо, а что плохо для наших ушей?

(Проводится игра)

Воспитатель 2. Ребята, мы так и не узнали с вами, о том, как язык определяет вкус?  Может мы узнаем об этом в следующей лаборатории? (проходят лабораторию №4)

Воспитатель 2.  Что же здесь изучают? Отгадайте!

«Вот гора, а у горы

Две глубокие норы»

Воспитатель 2. Конечно же, это нос. А для чего человеку нос? (ответы детей)

Воспитатель 2. Правильно: дышать, нюхать запахи. Почему нужно дышать через нос? Давайте попробуем сначала вдохнуть носом, затем ртом. Где воздух холодней? (ответы детей)

Воспитатель 2. В носу воздух согревается, освобождается от пыли, от микробов. Они прилипают к слизи в носу. Поэтому человек иногда чихает.    

Воспитатель 2. А я знаю интересное стихотворение про носы.

Он бывает самым разным

Добрым, вредным, гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым.

-Смешное стихотворение, не правда ли?!

-Давайте проверим, смогут ли ваши носы определить, что находится в стаканчике! (рассказать, как правильно следует определять запах)

(Дети по очереди определяют, что находится в стаканчиках)

Воспитатель 2. Молодцы, определили все запахи!

Воспитатель 2. Носы, ребята, как и все органы чувств нужно беречь!

Нос не должен быть простужен,

Нос здоровый очень нужен,

Чтобы, сон, когда придет,

Тихо спать, закрыв свой рот.

Еще можно пожелать;

Пальцем в нос не залезать,

Днем на солнце не сидеть-

Носик может обгореть.

А зимой в большой мороз

Не высовывать свой нос!

Воспитатель 2. А еще важно для здоровья отдыхать, поэтому давайте немного разомнемся.

Физминутка:

Мы на месте все шагаем!

Выше ноги, поднимаем! (Ходьба на месте)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны)

И на место вновь вернулись. (Дети возвращаются на исходное место)

Воспитатель 2. И здесь нам не удалось узнать о том, как язык определяет вкус? Наверно узнаем об этом в следующей лаборатории (проходят в лабораторию №5, садятся на стульчики за стол)

Воспитатель 2.  Что же здесь изучают? О чем эта загадка? (ответы детей)

«Всегда во рту, а не проглотишь»

 

Воспитатель 2. Конечно же, в этой лаборатории изучают интересный орган чувств – язык. Как он помогает язык человеку? (ответы детей)

Воспитатель 2. Прижмите язык во рту книзу, за зубы и скажите слово «мама». Получилось сказать мама без помощи языка? Трудно? (ответы детей)

Воспитатель 2. А сейчас станьте парами друг напротив друга, один человек берет увеличительное стекло, потом поменяетесь, чтобы и ваша пара все рассмотрела. Посмотрите в него на язык. Видите, на языке маленькие бугорки? Их называют - вкусовые рецепторы. Их   очень много - около 10 тысяч. Рецепторы определяют, какой вкус у продукта. А какой вкус бывает у продуктов?  Посмотрите на экран.

(Дети рассматривают изображение продуктов на экране и называют вкус)

Воспитатель 2. Давайте проведем опыт.

Воспитатель 2. На нашем столе стоят четыре стакана:

  • в первом - сладкая вода (мы растворили в ней сахар);
  • во втором - соленая вода;
  • в третьем - кусочек лимона;
  • в четвёртом - кусочек грейпфрута.

Возьмите палочку, обмакните в стакан со сладкой водой и приложите палочку поочередно к средней части языка, к основанию, к боковым частям, к кончику языка. Какая часть языка сильнее определяет сладкий вкус?

(Дети определяют, где на языке находятся «сладкие рецепторы», «соленые», «кислые», «горькие». Делают выводы) 

Воспитатель 2. Наша экскурсия по «Лаборатории здоровья» закончилась. Я надеюсь, вы узнали для себя много интересного и познавательного и с легкостью ответите на мои вопросы:

  • Что мы изучали сегодня в лаборатории здоровья?
  • Какой орган управляет всеми органами чувств?
  • Какое его самое важное свойство?
  • Какие органы чувств мы изучали в лаборатории?
  • Какой орган чувств вы считаете самым важным?
  • Что в «Лаборатории здоровья» вам понравилось больше всего?
  • А что показалось трудным?

Воспитатель 2. Вы молодцы, очень хорошо потрудились в нашей лаборатории и заработали полезный и вкусный подарок (дарит коробку с шоколадом). До свидания, ребята! Я, вами горжусь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в лабораторию»

Способствовать осмысленному восприятию окружающего мира, побуждению фантазии, творчества и интереса, поддержанию положительно-эмоционального настроения....

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!"

Данное занятие представляет собой цель формирования у детей представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни с использованием здоровьесберегающих технологий....

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Азбука здоровья"

Цель: продолжать работу по укреплению и охране здоровья детей; вызвать эмоционально - положительное настроение в процессе занятия; закреплять у детей представление об опасных для жизни предметах....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Страна здоровья - ГТО"

формировать положительную нравственную оценку здорового образа жизни, позитивное отношение к занятиям спортом; мотивирование детей старшего дошкольного возраста к подготовке и выполнению нормативов и ...