Конспект занятия для старшего дошкольного возраста по теме *Знакомство с русской обереговой куклой*
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Образовательная область познание, знакомство детей с русскими народными традициями, обереговыми куклами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Ход занятия:

Воспитатель (В.). Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро, солнцу и птицам!»

Доброе утро, улыбчивым лицам!»

И каждый становиться добрым, доверчивым,

Доброе утро длиться до вечера.

В:Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей?

(ответы детей: здравствуйте, мы рады вас видеть, проходите, пожалуйста, добро пожаловать)

В:- Как много добрых и хороших слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает его в ответ».

А теперь давайте мы с вами пройдем, сядем на стульчики.

 

В:- Посмотрите, что это такое? (воспитатель показывает на сундук)

В:- Это сундук, он не простой, а волшебный. Чтобы узнать, что в нем лежит, мы с вами попробуем отгадать загадку:

Глазки голубые, кудри золотые.

Губки розовые, что все это значит?

Дочка, а не плачет, спать уложишь –

Будет спать день, и два, и даже пять. (Кукла)

 

 Молодцы, правильно, это кукла. (воспитатель из сундука красивую современную куклу)

В:- Скажите, ребята, а для чего нужны куклы? А у вас есть куклы?

- Посмотрите внимательно, что есть у этих кукол? (глаза, волосы, руки, ноги, платье)

- А из какого материала они сделаны?

Вдруг дети слышат тихий плач

В:- Ребята, вы слышите, по-моему кто-то плачет (в-ль подходит к двери и вносит тряпичную обрядовую куклу Подорожницу, одевает ее на руку и ведет диалог)

В: Почему ты плачешь, кто тебя обидел?

К: Никто меня не обижал, просто мне очень грустно.

В:  А почему ты грустишь?

К: Я долго добиралась к вам, хотела поиграть вместе с ребятами, а теперь  вижу, что у вас есть очень красивые куклы. Девочки наверно не захотят играть со мной и моими подружками.

В:  Ну что ты, Подорожница, мы очень хотим познакомится с твоими подружками и будем рады поиграть все вместе.

К: Тогда я приглашаю вас в гости к тряпичным рукодельным куклам. Я буду показывать путь, в старину рукодельницы делали нас для тех, кто собирался в дорогу. Считалось, что те, у кого есть в кармане или суме Подорожница, никогда не заблудятся, и им будет сопутствовать удача.

В: Тогда в путь, садимся в автобус. Поехали.

К: Первая остановка - деревня «Веселинкино» (дети подходят к домику, на котором написано «Веселинкино»). На столике лежит кукла-колокльчик, воспитатель берет ее и показывает детям.

В: Подорожница, познакомь нас, пожалуйста.

К: Ребята, это игровая кукла – колокольчик, считалось, если в доме есть такая куколка, там всегда будет царить веселье и радость.

В: Ребята, давайте повеселим нашу куклу-колокольчик -  расскажем ей заклички и поиграем в русскую народную игру «Плетень» (дети рассказывают  3-4 заклички по выбору , затем играют в игру).

В: Пора нам отправляться дальше, до свиданья, куколка.

К: Следующая остановка деревня «Кашкино» (дети подходят к домику с вывеской «Кашкино»).  В этой деревне живет кукла Крупеничка. 

В: Раньше в деревнях в конце лета, когда на полях собирали урожай, лучшую, отборную часть зерна прятали в специальный мешочек, наряжали его куколкой и бережно хранили до посева следующего года. Особенно ценной была капризная гречиха, поэтому кукла была оберегом, залогом будущего плодородия и ставилась в Красном углу избы. А весной торжественно изымали зерна из мешочка и сеяли в поле с пожеланиями богатого урожая.

Можно также наполнять Зерновушку пшеницей, горохом, пшеном . Сейчас куклу Крупеничку дарят с пожеланиями добра, богатства, достатка в доме. 

В: Ребята, у Крупенички очень много дел, давайте поможем ей разобрать фасоль, отделить белую от красной.

(проводится игра-соревнование «Золушка»)

К: Вы наверно, проголодались, поэтому Крупеничка приготовила вам угощение (дети подходят к накрытому столику на котором стоит молоко и овсяное печенье)

В: Вот мы и перекусили, давайте поблагодарим хозяйку и отправимся дальше.

К: Следующая остановка село «Неразлучное» . Здесь живут  две куколки по имени Неразлучники.

В: Этих кукол принято было дарить на  свадьбу, чтобы семья была крепкая и дружная.

Ребята, давайте покажем нашим новым знакомым, что мы тоже дружные, ласковые и внимательные. Поиграем в игру «Ласковое имя»

 Ласковое  имя

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля  и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

В: Нам пора в путь, попрощаемся с нашими Неразлучниками и едем дальше.

К: следующая остановка деревня «Здоровейкино», здесь живут кукла Кубышка Травница и кукла Ловушка для снов (дети подходят к домику с названием «Здоровейкино»).

В: В куклу Травницу насыпали сухие ароматные лечебные травы и подвешивали над кроватью  ребенка или больного человека.  Оберег в виде куколки  делали для того, чтобы отгонять злые сны и притягивать добрые, его помещали в изголовье кровати.

Ребята,  раз уж мы с вами попали в деревню «Здоровейкино», давайте укрепим свое здоровье - подышим ароматными травами и выполним  упражнение «Волшебный сон»  (дети выполняют дыхательное и релаксационное упражнения)

В: Спасибо тебе, Подорожница, мы очень рады были познакомиться с твоими друзьями, но нам пора возвращаться в детский сад.

К:  Приезжайте к нам еще, а на память о сегодняшней встрече я подарю вам куколок Желанниц. В старину девушка делала себе такую куколку для исполнения желаний и скрывала от посторонних глаз, прятала в укромном уголке. Чтобы задобрить куколку, ей следовало сделать подарок: красивую бусину, ленточку, пуговичку. Показать Желаннице ее отражение в зеркальце и сказать “Видишь, какая ты красивая, а за подарок исполни мое желание”.  

До свидания , друзья.

В: До свидания, нам пора(Дети садятся в автобус и едут в детский сад)

 

Цели занятия:

Обучающие:

 Продолжать знакомить с русскими народными промыслами и традициями.

 Познакомить с видами самодельных кукол.

Развивающие: 

-  Развивать внимание, память, речь

-  Развивать мелкую моторику.

-  Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.

Воспитательные: 

- Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.  

- Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.  

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

                                                          Атрибуты:

Тряпичные кулы-обереги  Подорожница, Крупеничка, Неразлучники, Кубышка травница, Ловушка для снов, Желанница, кукла-колокольчик, домики с названием деревень, белая и красная фасоль, цветок для игры, молоко, овсяное печенье, тарелочки, салфетки.

                МАДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД № 29 г. КЫЗЫЛА

                     Конспект НОД

 для старшего дошкольного возраста по теме

«Знакомство с русской обереговой куклой»

                              Составила: Першина О.А. воспитатель 1 категории

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"

В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Люблю берёзку русскую!».

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Люблю берёзку русскую!»....

Занятие по окружающему и предметному миру с использованием ИКТ технологий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Этнографический музей. Русская изба».

Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.Задачи:⦁ Способствовать формированию знаний о культуре, традициях, обычаях, быте русского народа.⦁ Развивать связную речь, образное мы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Богатыри-защитники Русской земли». Образовательная область: Речевое развитие ( раздел «Художественная литература»)

Цель НОД: Формирование представлений о героическом прошлом русского народа путем изучения народного творчества- былины.Задачи НОД:Обучающие:- Уточнить знания детей о героическом прошлом русского народ...

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста на тему «Индонезия» С элементами нетрадиционной технике рисования в технике «батик»

Цель: знакомство детей с жизнью людей, живущих в стране Индонезия.Техникой росписи ткани–батиком, с его возникновением, технологией изготовления.Необходимый материал: презентация, раздаточный ма...

Занятие по окружающему и предметному миру с использованием ИКТ технологий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Этнографический музей. Русская изба».

Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.Задачи:⦁ Способствовать формированию знаний о культуре, традициях, обычаях, быте русского народа.⦁ Развивать связную речь, образное мы...