Занятие по окружающему и предметному миру с использованием ИКТ технологий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Этнографический музей. Русская изба».
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Александра Михайловна Алёшина

Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.

Задачи:

⦁ Способствовать формированию знаний о культуре, традициях, обычаях, быте русского народа.

⦁ Развивать связную речь, образное мышление, творческую активность.

⦁ Воспитывать любовь и привязанность к своей Родине.

- Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа,

бережное отношение к старинным вещам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по окружающему и предметному миру  с использованием ИКТ технологий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Этнографический музей. Русская изба».

Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.

Задачи:

 Способствовать формированию знаний о культуре, традициях, обычаях, быте русского народа.

 Развивать связную речь, образное мышление, творческую активность. Развивать интерес к русскому фольклору.

 Воспитывать любовь и привязанность к своей Родине.

- Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа,

бережное отношение к старинным вещам.

Предварительная работа:

 Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, русских народных песен и игр..

 Чтение русских народных сказок.

Оборудование и материалы: Презентация -  «Изба», оформленная в русском народном стиле, разрезные картинки.

Методы: игровые, словесные, практические, наглядные.

Приемы: рассказ, вопросы, художественное слово.
Ход занятия:

1 Часть. Вступительная.

Слайд 1.

Входит воспитатель в русском сарафане. Приветствует детей словами «Здравствуйте, дети».

Воспитатель: Наша беседа совсем неслучайно началась именно с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, здоровья и благополучия. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго».

Воспитатель читает стихотворение:

РОДИНА.

Россия – это белая береза

И девушка, румяная с мороза,

И в жаркий день веселый звон ручья…

Россия – это ты и я!

Идем навстречу зноям и метелям,

Беду и радость поровну мы делим.

Мы все одна великая семья.

Россия – это ты и я!

Слайд 2-3

У каждого человека есть место, которое ему особенно дорого, где бы он ни жил на этой огромной планете. Место это называется “малой родиной”.

У кого-то малая родина – большой город, крупный промышленный центр, а у кого-то – маленькая деревушка, затерявшаяся на берегу медленно текущей речушки. И где бы ни жил человек потом, его все время тянет в родные места. Здесь живут его родители, друзья, родственники, здесь его «корни ». Сегодня мы с вами отправимся в путешествие во времена, когда жили наши прапрабабушки, прапрадедушки.

2 Часть. Основная.

Слайд 4

- Ребята, скажите, что вы видите??Да, это изба , но сейчас в таких избах уже не живут и такие избы называются музеями.

- Кто из вас был в музее?

- Что означает слово «музей»?

Музей - это место где находятся различные предметы, которые раньше давным давно использовали наши предки.

В мире очень много музеев самой разной тематики.

Слайд 5-6-7

 (военные, исторические, прикладного искусства…)

- А этот музей называется «Этнографический музей в форме крестьянской избы.»

Слайд 8-9

В богатой лесами России все постройки раньше были деревянные. В селе жилище называлось - изба.

Избы строили из  длинных  сосновых брёвен .Деревья рубили зимой. Пилой не пользовались, только топором . На первый взгляд изба - самая обыкновенная постройка. Крестьянин, строя свое жилище, старался сделать его прочным, теплым, удобным для жизни.

Слайд 10-11

 Справа от входа помещалась печь. Она имела большое значение.. «Дом без печки – нежилой дом», - говорили в народе. У простого народа к печи было особое, почтительное отношение. Нельзя было, например, ссориться, ругаться в доме, «а то печь услышит». Печь обогревала всех зимой. Наверху спали дети и старики. В печи пекли хлеб, томили молоко, сушили грибы, готовили еду.

Слайд 12-13

Возле печки в русской избе всегда стояли большие и маленькие чугуны и горшки.

-Почему чугун (чугунок) так называется? (Потому что чугунный)

-Для чего такой чугунок нужен? (Варить каши, щи и картошку)

А глиняный горшок из чего сделан?

И, как водится, на почётном месте самовар. Из него вся семья пила чай, за самоваром встречали гостей.

Слайд 14

Голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей из раскаленной печи не вытащишь, это делали с помощью ухвата.

« Рогат – да не бык, хватает да не сыт, людям отдает сам на отдых идет.

Слайд 15

А кочерга нужна, чтобы ворошить угли.

«Железный конь, скачет в огонь»

- Ребята, я приготовила вам разрезные картинки « Русская печь»

Предлагаю сделать перерыв в нашем путешествии и собрать изображения русской печки.

Слайд 16 -17-18

Главным интерьером русской избы был сундук. В нём хозяева хранили свою одежду, наряды.

Напротив печного угла находился красный угол, самое светлое и нарядное место в избе. Здесь висели образа (иконы) и лампадка. Входя в дом, гость обязательно снимал шапку и крестился на образа, а затем кланялся, приветствуя хозяев. Этим гость показывал, что пришел в дом с добром, плохого не замышляет. По русскому обычаю стол должен стоять в Красном углу. Когда семья собиралась за столом, все сидели чинно, спокойно, ели не торопясь. Сидели на деревянных лавках.

Слайд 19-20-21

Крестьянскую избу трудно было представить без многочисленной утвари. Утварь – это предметы необходимые человеку для ведения хозяйства и труда.

Самым важным и значимым орудием труда была прялка

- Как вы думаете, для чего служили прялки?

На прялке пряли нитки, затем полотно. Изготовляли себе одежду.

Прялку часто украшали и расписывали.

Послушайте поговорки о прялке:

«У ленивой пряхи и про себя нет рубахи»

«Какова пряха, такова на ней и рубаха»

Слайд 22-23

Воспитатель: Мы с вами немного освоились в крестьянском доме, однако, где же сами хозяева? Какую одежду они носили?

Белую льняную рубаху носили крестьянки. Поверх рубахи – сарафан, который обязательно опоясывали кушаком. Голову крестьянки  повязывала платком. Русские женщины в деревнях обязательно закрывали волосы головным убором.

Воспитатель: Как же одевались в те времена мужчины? Мужская рубаха короче женской, чуть выше колен и ворот у нее сшит  по - другому , застежка сбоку. В народе такую рубаху называют косовороткой. Крестьяне носили ее на особый манер – поверх портов (штанов), подпоясывая. А к поясу привязывали ключи, гребешки и прочие нужные вещи, ведь карманов у старинной одежды не было.

Слайд 24

Воспитатель: Дети, посмотрите, что здесь висит? (ответы детей)

В крестьянских семьях всегда было много детей. Для самых крохотных малюток висела «кроватка - люлька», еще была «качка». Почему кроватка называлась «качка»? (в ней качали детей). Мамы для них пели колыбельные песни: «Баю – баю – баиньки

Куплю сыну валенки,

Надену на ножки,

Пущу по дорожке,

Будет мой сынок ходить,

Новы валенки носить».

Вот такие ласковые песенки пели мамы своим деткам, и звучали они плавно,

напевно.

Слайд 25

3 Часть. Заключительная.

Воспитатель: ребята, наше путешествие в музей Русской избы подходит к концу.

Что вам больше всего запомнилось? Какие новые слова вы запомнили, что вам было особенно интересно? (ответы детей)

Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа, с народными праздниками.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект соревнования-викторины с элементами спортивных игр и использованием ИКТ технологий для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Умные знаки на улице»

Конспект соревнования-викторины с элементами спортивных игр и использованием ИКТ технологий для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Умные знаки на улице»...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Продукты питания»

Применяемая технология:  технология  обучения здоровому образу жизни, технология исследовательского обученияЦель:    Формирование и активизация словаря по теме....

Конспект физкультурного занятия по образовательной области «Физическое развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Формирование основных движений в игровой форме.Программные задачи:- Развивать психофизические качества ( ловкость, равновесие, скоростно-силовые качества).- Формировать привычку сохранять правил...

Конспект образовательной деятельности по конструированию с использованием ИКТ технологий, здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Дикие животные из ТИКО-конструктора"

Цель: уточнение и расширение знаний учащихся о диких животных.Задачи.1. Образовательные:-уточнить и расширить представления о диких животных на основе знакомства с волком.- расширить кругозор и словар...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ - технологий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Космос – это интересно!»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ - технологий для детей старшего дошкольного возраста  на тему «Космос – это инте...

Конспект занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий для детей старшего дошкольного возраста на тему: “Умный Электроник”

Конспект занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий для детей старшего дошкольного возрастана тему:“Умный Электроник&rdquo...

Занятие по окружающему и предметному миру с использованием ИКТ технологий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Этнографический музей. Русская изба».

Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.Задачи:⦁ Способствовать формированию знаний о культуре, традициях, обычаях, быте русского народа.⦁ Развивать связную речь, образное мы...